Олимпиада по русскому языку для 4 класса составлена для всех учебно - методических комплектов.Данная олимпиада проводится на школьном этапе.Всего 10 вопросов.Для проверяющих имеются ответы.Олимпиаду можно провести и в классе в конце учебного года среди учащихся, а также между параллельными классами .
4класс
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
№1.Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными
нормами.
Балованный, баржа, арест, дециметр, зазвонить, искра, иконопись, ломота, монумент,
портфель.
№2 .Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, уютн… кафе, чёрн… вуаль, стар…
рояль, горяч… кофе, прозрачн… тюль, детский… шампунь.
№3.Замените глаголом следующие выражения:
Зарубить на носу – __________________________________________________________
Водить за нос – _____________________________________________________________
Бить баклуши ____________________________________________________________
Попасть впросак _________________________________________________________
№4. Замени предложения пословицами или поговорками.
Учись всю жизнь. ______________________________________________________ ___
Беречь время. ______________________________________________________________
Береги здоровье._____________________________________________________________
Не болтай. ___________________________________________________________________
Будь гостеприимным. _________________________________________________________
Не торопись , делай всё аккуратно.__________________________________
№5. Однажды в городе Энске, на берегу реки, была найдена сумка с письмами о
дальних полярных экспедициях. Саня Григорьев и его друг Петя Сковородников,
вдохновленные этими письмами, бегут в Москву, а оттуда – в Туркестан. Именно такразворачивается сюжет романа Вениамина Каверина "Два капитана". Какая клятва,
ставшая девизом романа, поддерживает друзей в пути? Подчеркните её.
А) Бороться и искать, найти и перепрятать
Б) Бороться и искать, найти и не сдаваться
В) Бороться, побеждать, искать и не сдаваться.
Г) Не сдаваться, искать, найти и побороться
Д) Пришел, увидел, победил.
.
.
.
№6. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы
получился связный текст. Допиши 4 предложения.
А. Ребята готовят костюмы, маски, красочные головные уборы.
Б. Наступает любимый детский праздник Новый год.
В. Мальчики вырезают из бумаги очки, мастерят шляпы.
Г. А девочки шьют юбочки и платьица из марли.
Д. В школе пройдёт утренник.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
№7.Определи, какой частью речи являются подчеркнутые слова:
В поля, не кошеных косой, __________________________________________
Всё утро дождик шёл косой.__________________________________________
Дочь грома капляегоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,В лицо земли, боясь, взгляни.
Скользнув с небесного стекла, _______________________________
В ладонь цветка она стекла. _____________________________
№8. В каком слове количество букв и звуков совпадает :
мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
___________________________________________
№9.Соотнеси названия словарей со словами – объяснениями.
1)Нокаут–заимств.в Х1Х в. Из англ. яз. А) Этимологический
буквально – «удар, выбивающий наружу» словарь
(из ринга)
2)«То густо, то пусто». То много, то нет Б) Энциклопедический
ничего (о еде, деньгах…) Искон. Пер словарь
воначально об урожае.
3)«Обеднеть/ о человеке, семье:
Обнищать, впасть в бедность, разориться, В) Словарь синонимов
Остаться без гроша.
4)«Испанка», название гриппа
Г) Фразеологический словарь
Во время эпидемии 1918 – 1919 гг
№10. Даны предложения. Исправь ошибки, запиши правильно предложения.
1) В соревновании участвовали ученики обоих школ.
2) Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.
3) Внимательно слушав учителя, он всё усваивал.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Ответы к заданиям
4класс русский язык
№1.Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными
нормами.
Балованный, ба ржа, арест, дециметр, зазвонит, искра, иконопись .
ломота, монумент, портфель.
(За каждый правильный ответ 0, 5 балла. Всего – 5 баллов )
№2 . Большой кенгуру, хохлатый какаду,
Уютное кафе, чёрная вуаль,
Старинный рояль, горячий кофе,
( За каждый правильный ответ 0,5 баллов. Всего 3 балла)
№3. Зарубить на носу – запомнить
Водить за нос – обманывать
Бить баклуши бездельничать
Попасть впросак – запутаться, оказаться
Раскинуть умом – подумать
(За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов )
№4.
Учись всю жизнь.
Беречь время.
Не болтай.
Береги здоровье.
Век живи , век учись.
Делу время потехе час.
Разумно жить, минутой дорожить.
Держи язык за зубами.
Береги платье снову, а здоровьесмолоду.Будь гостеприимным.
Гостю почет, а хозяину честь.
Не торопись, делай все аккуратно.
Поспешишь людей насмешишь.
по 0,5б
всего 3 балла
№5.
Б) Бороться и искать, найти и не сдаваться
1балл
№6.
1. Б) Наступает любимый детский праздник Новый год.
2 Д ) В школе пройдёт утренник.
3. А) Ребята готовят костюмы, маски, красочные головные уборы.
4. В) Мальчики вырезают из бумаги очки, мастерят шляпы.
5 . Г) А девочки шьют юбочки и платьица из марли.
если текст составлен правильно 3балла
если текст восстановлен с 12 ошибками. 1 балл
если текст невосстановлен. 0 баллов
За каждое новое предложение 1балл
Всего 4балла
№7.
В поля, не кошеных косой, (сущ. )
Всё утро дождик шёл косой.(прил. )
Дочь грома капляегоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взгляни
Скользнув с небесного стекла, (сущ. )
В ладонь цветка она стекла. (глагол)
За каждый правильный ответ0,5. Балла. 2 балл
№8.
Мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь. 1балл.
№9.1)Нокаут–заимств.в Х1Х в. Из англ. яз.
буквально – «удар, выбивающий наружу»
(из ринга)
Энциклопедический словарь
«То густо, то пусто». То много, то нет
ничего (о еде, деньгах…) Искон. Пер
воначально об урожае.
Этимологический словарь
3)«Обеднеть/ о человеке, семье:
Обнищать, впасть в бедность, разориться,
остаться без гроша.
Фразеологический словарь
Испанка», название гриппа
Во время эпидемии 1918 – 1919 гг
Словарь синонимов
по 1 баллу всего 4 балла
№10
1. В соревновании участвовали ученики обеих школ.
2.Скоро зажжётся фонарь и осветит улицу. 3балла
3. Внимательно слушая учителя, он всё усваивал.
Всего 31 баллов
.