Онега - родина моя
Оценка 4.9

Онега - родина моя

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл—11 кл
07.01.2018
Онега - родина моя
«Онега - родина моя » - данное мероприятие направлено на решение проблем патриотического воспитания учащихся. Форма проведения – калейдоскоп с элементами театрализации. Отличительными особенностями данного воспитательного мероприятия является совместная работа в группах учащихся разного возраста (5 и 11 класс), необычная форма проведения, использование элементов театрализации и разнообразных видов деятельности. Калейдоскоп «Онега - родина моя» проводится с учётом возрастных и психологических особенностей учеников 5 и 11 классов.
Онега - родина моя.doc
МБОУ «Средняя школа  №4 имени Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» города Онеги Архангельской области Онега ­ родина моя Сценарий воспитательного мероприятия   для обучающихся   5­А и 11­ А классов                                                                                                                       Келарева   Елена Владимировна,          классный руководитель 11 – А класса Тяпкова Надежда Яковлевна, классный руководитель 5 – А класса                                                          1 Пояснительная записка С чего начинается Родина? С места, где человек родился и живет, с красоты природы,  которая его окружает, с семьи, в которой  он живет.   Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе  накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях  русского народа. Воспитание патриотизма у детей ­ это воспитание любви и уважения к  родному дому, школе, к родному городу; уважение к защитникам Отечества; гордости за  мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота  родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, ­ это источник любви  к Родине! Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью  тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских  думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям.»   (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям») В.А. Сухомлинский советовал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной  земли… Пусть события прошлого предстанут перед ним,  как истоки настоящего. Радость  бытия не должна быть безмятежной» В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было  актуальным и важным.  «Онега ­ родина моя » ­ данное мероприятие направлено на решение проблем  патриотического воспитания учащихся. Форма проведения – калейдоскоп  с элементами театрализации. Отличительными  особенностями данного воспитательного мероприятия является  совместная работа в группах учащихся разного возраста (5 и 11 класс), необычная форма  проведения, использование элементов театрализации и разнообразных видов деятельности. Калейдоскоп «Онега ­ родина моя» проводится с учётом возрастных и психологических  особенностей учеников 5 и 11 классов. Основные компоненты: Содержательный – содержание мероприятия является личностно значимым. Оно включает  материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка. Организационно ­ деятельный – обучающиеся являются полноправными организаторами  классного часа. Актуальное участие и заинтересованность каждого ребёнка, актуализация его  жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности. Оценочно­аналитический – в качестве критериев оценки результативности мероприятия  выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально­личностное  значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих  способностей обучающихся. Используемые технологии: 1.Элементы личностно­ориентированного КТД. 2.Информационно – коммуникативная. 3.Театральная педагогика. Предварительная работа: 2 11 класс:  Собрать  и обработать информацию по истории  родного края; Сделать фотографии родного города, подготовить  презентации « Отгадай уголки Онеги», «  Родина моя милая». Инсценировать сказку В.Киселёва «Баба и печник» 5 класс: Познакомиться с творчеством онежских поэтов, выучить наизусть   понравившиеся стихи. Оформить выставку рисунков «С чего начинается Родина?» Подготовить выступление «Северные частушки» Цели:  1.Способствовать формированию взглядов и убеждений настоящего  патриота и гражданина. 2.Развивать межличностные отношения, творческие  способности учащихся. 3.Воспитывать любовь к большой и малой Родине. Задачи: 1.Воспитание патриотических качеств личности. 2.Расширение кругозора учащихся. 3.Создание условий для анализа и синтеза ситуаций с опорой на личный жизненный опыт. 4.Повышение интереса к истории Отечества, родного города. 5.Развитие эмоциональной сферы.           Онега­  родина моя На доске ­ стихотворение А. Денисова "Россия"                                                     Человек счастлив, пока у него есть Родина                                                                                 В.Беляев Россия  Родина моя милая, Отчизна моя любимая... Славное у тебя прошлое, Светлое впереди и хорошее! Имя полное кротости Я произношу с гордостью!!! А. Денисов Классные руководители:            Добрый день, дорогие ребята и   уважаемые гости! Мы рады видеть всех на нашем калейдоскопе! А начнём мы его с необычного задания: на   ваших столах лежат бумажные салфетки.   Возьмите,   пожалуйста,     по   одной   и   сверните   её   пополам   любым   способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните ей ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните  и  продемонстрируйте то, что у вас получилось. Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат?  (Дети отвечают) 3 Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Но, несмотря на то, что мы такие разные, многое нас объединяет.   Как   вы считаете, что может объединить всех нас?  (Ответы детей) Да, все мы жители замечательной страны. Наша Родина – Россия. (Звучит песня Ю. Антонова «Родные места» ­ 1 куплет) На сцене 2 ведущих: юноша и девушка, ученики 11 класса. 1ведущий: Русь… Какое  красивое  загадочное слово, объёмное и многозначное. Послушайте, как звучит: Русь, русские, Россия, россияне. Может быть, им родственны такие слова: Русло – ложе реки, по которому она течёт.  2 ведущий: Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и  деревьях. Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. 1 ведущий: А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский.  “Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых  уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые  люди говорят по­старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как­то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у  самой голос подрагивает от радости:  Цветочек­то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.  На русь? – ахнул я.  На русь, – подтвердила хозяйка…  Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый  парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли,  никогда?... Русь – светлое место! Русь – страна света”.  2 ведущий:     За ясные зори, умытые росами,     За русое поле с колосьями рослыми,     За реки разливные в пламени синем     Тебя по­славянски назвали Россия.     Россия…       Россия…       Раздолье…     Равнины… 4 Березы босые, седые осины.     Все дорого с детства,     Все памятно с детства.     И все же не можем никак наглядеться. 1 ведущий: Россия –удивительная страна.(Показывая на карту)  Ее площадь составляет 17 млн. кв. км  Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России Нам предстоит  преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. 2 ведущий:                 Издавна  на Руси любили загадки, давайте же и мы с вами  проявим  сообразительность  и  остроумие, отгадаете загадки, узнаете ключевое слово. (Ребята решают  кроссворд, отвечая на вопросы ведущих, см. приложение  1) По горизонтали: 1) То волной лениво плещет, То под ветром чуть трепещет, То как зеркалом лежит­  Ослепительно блестит То вдруг яростно ревёт И, ревя, верёвки вьёт,  И на берег их бросает, И сейчас же в клочья рвёт!(море) 2) Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся А едва появится­  Взгляд отводим, прячемся: Уж очень оно яркое И жаркое – прежаркое.(солнце) 3) Живою может быть и мёртвой, 5 И жидкою, и очень твёрдой.  Таиться может в небесах И в глубине земли скрываться, И испаряться на глазах, И тут же снова появляться! (вода) 4) В сенокос – горька, А в мороз – сладка, Что за ягода? (рябина) 5) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, А порой такой красивый –  Кружевной и синий­ синий! (небо) 6) Чуть дрожит на ветерке  Лента на просторе: Узкий кончик в роднике, А широкий – в море (река)                         Итак, ключевое слово – РОДИНА.  1 ведущий: Что же такое обозначает слово Родина? Давайте обратимся к толковым словарям (Ожегова,  Даля,  Кузнецова…) – работа в группах, чтение значений слова «Родина» 2 ведущий:  Слово «родина»  произошло от древнего слова род, которое обозначает группу  людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого­либо старинного  древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город  племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Родить – значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит почва, земля. Родители – отец и мать, у которых рождаются дети. 6 Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают  её. Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека. Народ – нация, народность, жители страны.  1 ведущий: О том, как бережно относился русский народ к своей Родине, говорится в  пословицах.   Игра «Составь пословицу»   Каждой  группе мы выдаём листки, на которых записаны начало и продолжение пословиц.  Ваша задача правильно соединить листочки  и прочитать пословицы о Родине. Родина любимая, ……. …..   что мать родимая. Если дружба велика, ……… будет Родина сильна. Жить ­ ……………………….Родине служить На чужой стороне, ………….что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, … ни жизни не жалей. Родина – мать, ………………умей за неё постоять. 2 ведущий:  Не случайно на Руси рождались великие талантливые люди с ясным взглядом,  чистой душой, светлыми помыслами: поэты, писатели, художники. Все они очень любили  свою родину, Россию.  (Ученики 5 класса читают стихи русских поэтов о России) Родная земля. Холмы, перелески,  Луга и поля —  Родная, зелёная  Наша земля.  Земля, где я сделал  Свой первый шажок,        Где вышел когда­то          К развилке дорог.  И понял, что это  Раздолье полей —  Частица великой  Отчизны моей.            ( Ладонщиков Г.)                              Если скажут слово «родина»,  7 Сразу в памяти встает  Старый дом, в саду смородина,  Толстый тополь у ворот…  Или степь от маков красная,  Золотая целина…  Родина бывает разная,  Но у всех она одна.                                                     ( З. Александрова ) Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”         (С.Есенин) 1 ведущий: Хочется вспомнить  слова А.С. Пушкина: “ Служить Родине, отдавать ей всё  лучшее, на что человек способен, – высшее его назначение”.       Константин Бальмонт писал: “ Я рад, что я родился русским и никем иным быть бы я не  хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее её. Верю в неё – и жду”. 2 ведущий:  Что же такое для человека РОДИНА? Наверное, страна, в  которой живет; дом,   где родился; место, где жили его предки, а сейчас живут дорогие, любимые люди, березка у  родного порога.  Для многих из нас родиной стал небольшой северный городок Онега.   Ученик 11 класса рассказывает об  истории Онеги: Судя по некоторым историческим документам, то место, где сейчас расположена Онега,  считалось обжитым уже давно и  первое упоминание о селении в устье Онеги встречается в  Уставе новгородского Князя Святослава Ольговича за 1137 г. В ХШ веке в устье реки Онеги сформировалось поселение из трех частей: «Погост» ­ ныне  «Дворец культуры», «Низы» ­ отделенные от «Погоста» корабельным ручьем Седун,  впадающим в реку высокого угора, на котором находилась рыночная площадь. И «Верховье»  или «Верьхи», отделенные от «Низов» Кипровым ручьем. Старинное поселение не имело оборонительных сооружений. Онежский краевед  Д.И.Сынчиков писал, что в литературе имеется указание, что со стороны моря был сделан  земляной вал, но он, видимо, не сохранился, потому что в древние времена Онега много раз  подвергалась нападению разного рода завоевателей и с суши, и с моря. По свидетельству  «Летописи Двинской», норвежцы в 1419 г. полностью разорили погосты Неноксу и Онегу. 8 В половине XV века московский князь Василий Темный, перечисляя двинские угодья на  Севере, также упоминает поселение Усть­Онега. По другим источникам XV века, поселение  известно под названием Усть­янской волости. Устьянская волость была почти полностью  выжжена и истреблена. Писцовая книга за 1621 г. числит в Усть­Онеге 22 крестьянских двора, 3 дома церковнослужителей, 6 келий и одну церковь. Именным Указом от 25 января (5 февраля по­старому стилю) 1780г. императрица Екатерина   Вторая повелела называть поморское поселение в Усть­Онеги городом Онегъ (по орфографии того времени с твердым знаком в конце слова). Мужское название города не удержалось,  наверное, привычнее, как и реку, город называть женским именем ­ Онега. Открытие города состоялось торжественно 10 августа 1780 г. по Указу ее Императорского  Величества, данному действенному тайному советнику сенатору Ярославскому и  Вологодскому генерал­губернатору Мельгунову. 2 октября 1780 г. городу Онеге был пожалован свой герб ­ сёмга на голубом фоне. 16 января 1784 г. появился Генеральный план застройки г.Онегь, на котором Екатерина  Вторая в Санкт­Петербурге собственноручно написала: «Быть по сему». Именно этому плану  Онега обязана поквартальной застройке с широкими прямыми улицами и проспектами. Кроме того, город должны были обнести рвом с насыпями, с установкой на них пушек, однако эта  часть плана не была осуществлена. Правительством было выделено на строительство города 11 тыс. рублей. В центре города был  воздвигнут Собор. В 1791 г. в г.Онеге имелось 140 домов и 1173 жителя, а в 1795 г. в городе  проживало 1203 жителя. Первым городничим был секунд­майор фон Газенкамф.  Площадей в городе было две, улиц и переулков 14. Все они были немощенными. Городовой  ездил на дровнях, т.к. телега вязла в грязи выше осей. Казенных зданий насчитывалось 12, из  них каменных ­одно, а частных домов было 266 и все деревянные.Онега виделась Екатерине  Второй прежде всего как порт... 1 ведущий: Посмотрим, какой Онега стала сегодня. Презентацию сделали ученики 11­А  класса, а пятиклассники попробуют узнать  уголки родного города  по  представленным  фотографиям. Знак, что вы готовы отвечать, ­ поднятая рука. 2  ведущий:  Молодцы! А вот такой Онегу увидели онежские поэты, вслушайтесь в эти  строчки: (Ученики 5 и 11 классов читают стихи) Онега. 9 Я в Онеге. Я снова ­  дома. Тёплым утром в начале лета. Здесь газонов пустых солома Травкой новою приодета. Здесь лошадка бредёт с укором, Что её запрягли в телегу,  Тополя многолистным хором Шелестят на ветру: «Онега»… Добродушные светофоры Мне мигают зелёным светом,  Скверы, домики и заборы Здесь встречают меня приветом. Над июньской рекой берёзка Задремала в привычной  неге… И знакомо всё, и неброско, Только счастье – у нас, в Онеге! Грустных дней вереница… Убегают года. Мне, Онега, не спится Без тебя иногда. Ты – моё избавленье От забот и тревог,  И души исцеленье, И родимый порог... Расскажу я, Онега.  О себе, о  судьбе,  У песчаного брега Дом построю себе. Из песка, да из гальки, Да из пенистых волн, Где качаются чайки И колышется челн. Где ветра виновато Гасят лета штрихи, Где прощаются свято Все земные грехи. (Илья Иконников.) (Римма Дмитриева) Места родные 10 Опускается солнце над лесом, Уходя на покой, за моря. В небе месяц, беспечный повеса,  Появляется тускло горя. Над низиной  обильные росы, Видно, будет погоже с утра, Воздух пахнет не рожью, не просом, Пахнет морем и дымом с костра. Пахнет солью, и рыбой, и  йодом, И  ещё  ­ смолью ближней тайги. Широки беломорские  воды. И без края леса велики. Речки малые чисто – хрустальны,  А озёра – иссиня – черны… Здесь какая – то кроется тайна,  Поищи её в свете луны. Приглядишься, и средь моря узреешь,  Только полночь пробьёт на часах,  Каравеллу с оснасткой на реях,  Цвет зари на её парусах. (Александр Завьялов) 1  ведущий: Удивительный народ живёт  в Онеге, весёлый, работящий, гостеприимный,  талантливый! Даже сказки умеет сочинять. Посмотрите, как инсценировали ученики 11  класса сказку онежского краеведа и писателя Виктора Киселёва «Баба и печник»  (Инсценировка сказки) 2 ведущий: А какие задорные частушки у нас в Онеге сочиняют! Вот послушайте: (Пятиклассники  в народных костюмах исполняют частушки) Открывай гармонь гулянку Слушай, Бело морюшко, Я певунья – северянка, Золотое горлышко . певучие. Припев:      Ёлочки, сосёночки  зелёные, колючие,                     На Севере девчоночки – самые 11 Начинаю я припевку                     Первую, начальную.                     Я хочу повеселить                      Публику печальную. Днём на солнышке привольно, Тихо ночью под луной.                         Всё широкое приволье Северянам – дом родной. Не смотрите на меня –                         Глазки поломаете,                       Я не с вашего села,  Вы меня не знаете.                      У меня коса большая,                      Ленточка коротенька,                      Про меня не думай, парень ,                      Я ещё молоденька!  По задорным по залесьям  Солнце улыбается  Наши северные песни   До небес взвиваются.              Пусть же ярче светит солнце!   Пусть цветут сады, поля!   Что б ещё была прекрасней   Северная сторона.                        Кто на Севере бывал –                        Ночи белые видал.                        Полюбил всей душой                        Север наш дорогой. 1 ведущий:  Василий  Макарович   Шукшин, русский писатель, актёр, режиссёр, сказал очень  ёмко и точно: «Родина… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого  вот – есть куда отступать, есть, где отдышаться, собраться с духом. И какая­то огромная  мощь чудится мне там, на родине, какая­то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую  принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной  воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…». 12 2 ведущий: Подводя итог, нам очень хочется, чтобы вы, вспомнив всё, о чём сегодня   говорилось, ответили на вопросы анкеты. Мы будем читать начало предложения. А вы после  обсуждения в группах предлагаете свой вариант завершения фразы. (Старшеклассники координируют работу групп  и  зачитывают самые интересные ответы)                                               Анкета.   1. Моя Родина ­ это… 2. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой… 3. Когда я вырасту, я хочу… 4. Я не хочу, чтобы моя Родина… 5.Я благодарен своей Родине за то, что… 1 ведущий:  Спасибо за вашу работу, мы надеемся, что  чувство родины, любовь к родному городу будут  греть ваши сердца.     (Звучит песня Ю. Антонова «Родные места») 13 Литература     Боровой В. Там, где течёт Онега. – Онега, 1994. – с.4 – 46. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного  руководителя.  ­      Под редакцией И.С. Артюховой.­  М.: ВАКО, 2005г, с.31.  Дмитриева Р. Желанная записка. – Онега, 2006.­ с.6 – 12. Завьялов  А. Золотая метель. ­  Онега, 1999. ­  с.85. Иконников И. Чудо – озеро. – Онега, 1997. – с.30. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно­ воспитательного процесса. М., 1993. – 5. Киселёв В. Сказки и легенды Прионежья. ­  Онега,1993. – с.36.      Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе.     Практическое  пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45    Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1974  г. ­       с. 247. Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. М.: Педагогическое общество России, 2002. http://festival.1september.ru/articles/414609/ Сайт издательства «1 сентября» Интернет­ресурсы 14 15

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя

Онега - родина моя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2018