"Они должны жить"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 10.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие по экологии на тему "Они должны жить". Цель и задачи: дать представление об истории Красной книги МСОП и Казахстана; об уменьшении численности многих видов растений и животных, в результате деятельности человека; познакомить школьников с редкими растениями и животными, активизировать познавательный интерес у учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Текстовый документ
Иконка файла материала Внеклассное мероприятие.docx
Внеклассное мероприятие по экологии 6-7 класс 2013г     Лагунова Н.В учитель биологииВнеклассное мероприятие: «Они должны жить». Цель и задачи: дать представление об истории Красной книги МСОП и Казахстана; об уменьшении численности многих видов растений и животных, в результате деятельности  человека; познакомить школьников с редкими растениями и животными, активизировать  познавательный интерес у учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Любой   храм,   любое   строение,   любую   машину   человек   может   при желании и необходимости восстановить. Но восстановить живой организм, и тем более биологический вид, он пока не в силах. Здесь однажды утраченное утрачено навсегда, и трудно сказать будет ли когда­нибудь иначе. Ход мероприятия: Бернгард Гржимек. Учитель: Из­за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и по другой причине: люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. О том, что такое Красная книга, сегодня знают все – список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов.  Немного   об   истории   Красной   Книги.  Различают:   международный,   национальный (республиканский) и локальный (областной) варианты Красных Книг. Сбор информации для красных книг начат Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1949 г. Первое издание Красной Книги МСОП вышло в свет в 1963 г (2 тома). Второе издание в 1966­1971 гг. Третье издание в 1972г, и четвертое в 1978­1980 гг. Красная Книга МСОП включила в себя 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов  и 25 подвидов рыб. В Казахстане Красная Книга впервые была утверждена Правительством РК 16 января 1978г.   В   первую   часть   вошли   позвоночные   –   1978   г,   2   ч   –   растения,   в   1981г,   3ч   – беспозвоночные животные – 2006г. 1 часть посвященная позвоночным переиздавалась 4 раза: 1978, 1991, 1996, 2010. В   последнее   издание   Красной   Книги   занесено   128   в   и   подвидов   позвоночных:   1­ круглоротые,   17­рыб,   3­земноводных,   10­пресмыкающихся,   57­птиц,   40   подвидов млекопитающих. В Красной Книге используется нумерическая классификация категорий угроз. Виды распределены по 5 категориям: 1 категория – виды, находящиеся под угрозой исчезновения; 2 категория – виды,  численность которых быстро сокращается;  3 категория – редкие виды, встречающиеся в небольшом количестве;  4 категория – неопределенные виды – малоизвестные, недостаточно изученные;  5 категория – виды, численность которых восстанавливается благодаря вмешательству человека.Учащиеся  6 и 7 классов делятся на 2 группы, для участия в конкурсах. Заранее они подготовили по 3 сообщения с группы ­ о растениях и животных Красной Книги и составили кроссворд. Учитель: На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Конкурс 1.«Конкурс загадок». Отгадайте загадки о цветах, которые занесены в Красную книгу. За каждый правильный  ответ начисляется 1 балл. 1) У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой.           (Подснежник) 2) Появились бубенчики –  Белые горошки. Распустились колокольчики, На зелёной ножке.             (Ландыш) 3) Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь. Ярко синий и пушистый,  Только жаль, что не душистый.             (Василёк) 4) Колокол колышется, А звона не слышится.  (Колокольчик) 5) Белая чашка на зелёном блюдце по реке плывёт. Плывёт Белоснежка на зелёной лодочке.  (Кувшинка) 6) Я травянистое растение       С цветком солнечного цвета,       Но переставьте ударение       И превращаюсь я в конфетку!       (Ирис) Учитель: Прослушаем подготовленные вами сообщения о редких растениях. 1 Ученик:Лилия кудреватая (Саранка). Является   редким   растением   флоры   Северо­Казахстанской   Области,   занесено   в Красную Книгу. Это многолетнее травянистое растение Семейства Лилейные.  Растёт на склонах гор, в смешанных и лиственных лесах, на опушках, полянах и лугах. Лимитирующие факторы:  строительство, расширение карьера, вырубка леса, рекреация, сбор растений в букеты и для пересадки.   2 Ученик: Венерин башмачок крупноцветковый (Cypripediummacranthos). Венерин   башмачок   –   это     многолетнее   травянистое   растение   семейства   Орхидные. Статус: II категория. Уязвимый вид. Внесен в Красную книгу. Растет в светлых лиственных и смешанных лесах, лесных полянах и в зарослях кустарников. Лимитирующие факторы. Рубка лесов, осушение болот, выпас скота, рекреационное воздействие, сбор на букеты. Конкурс 2. «Кто лишний?» Вам необходимо найти лишнее животное. За правильный ответ 1 балл. Учитель:прослушаем по сообщению с каждой группы, о животных Красной Книги МСОП. 3 Ученик: Розовый пеликан  (Pelecanusonocrotalus). Статус:1­я   категория.   Вид   с   изолированными   локальными   местообитаниями, находящийся под угрозой исчезновения. Занесен в Красную книгу МСОП.  Лимитирующие факторы: рыболовство, ведущее сокращению запасов рыбы в местах обитания   пеликанов;   выкашивание   и   выжигание   тростника;   браконьерство;   фактор беспокойства, во время гнездования на колониях; загрязнение окружающей среды. 4 Ученик: Статус:1 категория. Вид, практически исчезнувший на территории Казахстана. Внесен Красный волк  (Cuonalpinus). в Красную книгу МСОП. Места   обитания.  Скалистые,   платообразные   и   лесные   участки   в   альпийском, субальпийском и лесном поясах гор, где в массе держатся копытные животные. Лимитирующие факторы: Не   известны.   В   горных   районах   Казахстана   есть   еще глухие отдаленные урочища в достаточной мере населенные копытными животными, где мог бы существовать и красный волк. Конкурс 3: «Детектив в поисках спрятанных слов». Правильный ответ – 1 балл. Учитель:Необходимо переставить буквы в словах таким образом, чтобы получились названия птиц, занесенных в Красную Книгу Казахстана. ЛАКЕПИН ­ пеликан ФОДРА ­ дрофа РУЛЬВАЖ ­ журавль КАЙЧА ­ чайка КЕБРУТ ­ беркутЛОРАН ­ орлан ЗАКАРАК ­ казарка МИФГОНЛА ­ фламинго Выступления учеников с сообщениями о животных Красной Книги Казахстана. 5 Ученик: Снежный барс (Unciauncia). Статус:3 категория. Редкий вид, ареал и численность сокращаются. Внесен в Красную  книгу МСОП и Казахстана. Места обитания:Скалистые, изрезанные и заросшие кустарниками участки,  преимущественно в субальпийском и альпийском поясах гор.  Лимитирующие факторы:Уменьшение численности горных козлов, архаров, косуль,  кабанов; браконьерство. 6 Ученик: Фламинго (Phoenicopterusroseus). 2 категория. Редкий, сокращающий численность вид. Статус: Места   обитания:Обширные   мелководные   соленые   водоемы   с   топкими   берегами   и труднодоступными пологими островками. Места гнездовых колоний непостоянны, зависят от колебания уровня воды и изменения ее солености Лимитирующие факторы:   в   связи   со строительством   глухих   плотин   без   водосбросов.   Фактор   беспокойства   в   период размножения; браконьерство; затопление кладок при сильных нагонных ветрах; гибель птиц на зимовках при похолоданиях и от хищников. Сокращение   гнездопригодных   мест,   Учитель: На нашем шарике земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса,  Где море, горы, степи, лес –  Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк,  И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят.  А в синем море толстый кит –  Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источниках нарзан,С полянки – земляника,  Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты тоже часть ее чудес И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет. И надо постараться Нам с этим не расстаться. Учитель: Жюри подсчитывает результаты, вручаются грамоты победителям.