Методическая инновационная разработка
организованной деятельности
по развитию речи
в общеразвивающей группе (6-7 лет)
«Подводное путешествие»
Воспитатель МБДОУ №5 «Голубок» г. Сальск:
Каунова Ольга Владимировна
Тема: «Подводное путешествие».
Цель: развивать у детей интегративные качества — любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Задачи:
Обучающие и развивающие:
Область «Коммуникация»:
- продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения из заданных слов;
- развивать умение находить слова с заданным звуком;
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать навыки словообразования
- расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Подводный мир», ввести в словарь детей понятие «батискаф»;
- закрепить в речи название морских обитателей.
Область «Познание»:
- уточнить и обобщить знания детей о подводном мире, о морских обитателях;
- развивать интерес и активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Область «Физическая культура»:
- использовать релаксационные упражнения, игротерапию для создания эмоционального комфорта;
- упражнять детей в выполнении движений, имитирующих рыб;
- развивать навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Область «Музыка»:
- двигаться в соответствии с музыкой
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: аудио запись Сен-Санса «Аквариум», видео слайды с изображением подводного мира и морских обитателей (медуза, морской конек, акула, скат, морская звезда, краб, дельфин, кит, осьминог, вода, водоросли, рыба-попугай, рыба-бабочка, рыба-пила, рыба-клоун, рыба-собака, рыба-лягушка и т. д.), дидактические картинки с изображением морских обитателей, трубочки для коктейля, стаканчики.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Содержание занятия:
- Ребята давайте поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуйте» (дети берутся за руки и проговаривают слово «Здравствуй»: первый слог дети произносят высоко, одновременно поднимая руки вверх, второй — низко, опуская руки вниз).
- Я хочу сегодня пригласить вас в путешествие, а куда, я думаю, вы догадаетесь (включить запись шума моря).
- Как вы думаете, что это? (море)
- А что такое море? (большой водоем)
- Какие еще водоемы знаете? (река, озеро, пруд и т. д.)
- Кто из вас видел море? Что ты можешь сказать о нем, какое оно?
- На чем можно путешествовать по морю? Назовите…
- Вы хотите поближе познакомиться с морскими обитателями?
Давайте сейчас закроем глаза, когда откроем, то окажемся на берегу моря.
- Вот мы и у моря. Какой здесь чистый, свежий, морской воздух. Давайте вдохнем его поглубже.
Дыхательное упражнение «Морской воздух» (вдох — плечи поднять, руки в стороны, вдох — опустить).
- Ребята, а на чем мы сможем опуститься на морское дно?
- Я предлагаю сделать это на батискафе. Батискаф — это подводный аппарат для исследований на больших глубинах. Вот он ждет нас на морских волнах. Проходите, занимайте места (дети садятся на стульчики, стоящие по кругу).
- На счет «три» мы начнем погружение, а чтобы услышать, как мы погружаемся, я предлагаю вам провести опыт.
Опыт «Подуем в стакан с водой через трубочку».
- Вот такой звук издает батискаф, спускаясь под воду.
- Ну, вот мы и на морском дне в подводном царстве. Посмотрите, как здесь красиво. Но мы не можем выйти из батискафа. Как вы думаете, почему? (не сможем дышать).
- Что же нам делать? Как же мы сможем путешествовать? (надеть водолазные костюмы, акваланги).
- Итак, одеваем костюмы, акваланги (имитация одевания). Выходим из батискафа. Но что-то никого не видно. Видимо, морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их поищем и познакомимся.
- Кто же нам встретится первым?
Волны к берегу несут
Парашют — не парашют
Не плывет он, не ныряет,
Только тронешь — обжигает
(медуза)
- Медуза приготовила нам задание «Назови морских обитателей» (показ изображения рыб на экране).
- Вот сколько морских жителей вы знаете. Посмотрите, а здесь спрятался следующий морской житель.
Обхватив хвостом травинку
Не за край, за серединку
На коралловый пенек
Хочет сесть морской... (конек)
- Задание морского конька «Найдите слово с заданным звуком» (со звуками «а», «и», «у», «о»).
- Чье же задание будет следующим?
Ты со мной не знаком,
Я вижу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я...
(осьминог)
- Задание осьминога «Раздели слова на слоги» (конек, пила, собака, лягушка, попугай, клоун, бабочка, скат).
- Вокруг осьминога всегда плавает много рыбок. А вы хотите быть похожими на них? Поможет нам в этом музыка (Сен — Санс «Аквариум»).
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Осьминог очень любит играть, особенно со своим другом — морским ежом. А вы хотите поиграть с ежом?
Игра «Назови ласково» (например: звезда — звездочка, акула — акулочка, дельфин — дельфинчик, скат — скатик, собака — собачка, медуза — медузочка, зебра — зеброчка, лягушка — лягушечка, попугай — попугайчик и т. д.).
- А еще у морских ежей есть друг — кальмар. И однажды кальмар позвал их к себе на день рождения. Пойдемте с ними в гости?
Пальчиковая игра «Юбилей у кальмара»
Всю семью морских ежей
(ладошки сложены вместе)
Кальмар позвал на юбилей
(ладошки упираются безымянными пальцами)
Он за стол их посадил,
(одна рука сжата в кулак, другая прямая лежит на ней)
Чаю в чашку им налил
(одна рука прямая, другая — сжата в кулак на ней)
Подал в вазочке варенье
(кисти рук прижаты друг к другу, пальцы расставлены)
И на блюдечке печенье.
(ладошки сложены «лодочкой»)
Акула мимо проплывала
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывет»)
И застолье увидела.
(глядим в «бинокль»)
Кальмар акулу в дом позвал,
(зовем двумя руками)
Акулу чаем угощал.
(одна рука прямая, другая — сжата в кулак на ней)
Акула чай не захотела:
(грозим пальцем)
«Морских ежей бы я поела».
(руки соединены кистями, пальцы изображают зубы)
Им пришлось уплыть скорей,
(ладошки сложены вместе, «рыбка плывет»)
Вот так славный юбилей!
(руки в стороны, наклониться вниз)
- Давайте посмотрим еще раз вокруг.
Как хочется заглянуть в морскую глубину,
Там увидишь друзей ты тьму:
Маленьких, больших и разных,
Но очень своеобразных.
Рыбки хотят поиграть в игру «Восстанови предложения» (Дельфин, вода, плавает. Акула, рыбки, испугала. Ёж, кальмар, встретил. Краб, под камень, спрятался).
- Ну а теперь нам пора возвращаться.
- Вам понравилось путешествие?
- Какие задания морских обитателей мы выполняли?
- Мы приближаемся к берегу.
- Вот мы и на берегу. Посмотрите, весь берег засыпан теплым желтым песком. Здесь нам будет приятно полежать. Отдохнуть.
Релаксация по запись шума моря.
Под слова: Всем нам сниться один сон. Вы видите море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.