Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 История государства и права
для специальности (профессии)
40.02.04 Юриспруденция
Екатеринбург
2025
|
Рабочая программа рассмотрена предметно-цикловой комиссией «Правоведение» Председатель предметно-цикловой комиссии ________________ Андреев А.В. Протокол № 03/03-25 от «24» марта 2025г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, размещенной в федеральном реестре ПООП СПО и в соответствии с ФГОС СПО по специальности (профессии) 40.02.04 Юриспруденция |
|
|
|
Разработчик: Ефремова Дарья Сергеевна ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»
Согласование рабочей программы учебной дисциплины история государства и права пройдено.
СОГЛАСОВАНО
Заведующий УМЧ ГАПОУ СО
«Уральский политехнический колледж-МЦК»
Чинёнова И.С.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.14 История государства и права
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 40.02.04 «Юриспруденция» базовой подготовки, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 «Юриспруденция».
При реализации рабочей программы применяются современные педагогические технологии, в том числе технологии дистанционного обучения и электронные ресурсы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в профессиональный учебный цикл и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, является вариативной
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Вариативная часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
1) анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
2) характеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставлять и исследовать особенности правового статуса субъектов правоотношений;
3) распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
4) анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части
5) определять этапы решения задачи
6) выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
7) составлять план действия
8) определять необходимые ресурсы
9) пользуется актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
10) реализовывать составленный план
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
1) понятие и основные положения и особенности науки история, обществознание, право, политология;
2) нормативно правовые документы, применяемые в разные периоды истории для регулирования правоотношений;
3) оперировать историческими понятиями;
4) информационные ресурсы используемые для поиска информации;
В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции, личностные результаты, включающие в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование норм права.
ПК 3.3. Составлять подборку законодательства и судебной практики
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1.1 Очная форма обучения
|
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
40 |
|
Самостоятельная работа |
8 |
|
Объем образовательной программы |
40 |
|
в том числе: |
|
|
теоретическое обучение |
40 |
|
Самостоятельная работа |
8 |
|
Промежуточная аттестация проводится в форме (указать) |
Дифф.зачет – 2 часа |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов
Экзамен – 6 часов
Дифференцированный зачет/зачет – 2 часа
При отсутствии данной формы работы – строчки удаляем
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
2.2.1. Очная форма обучения
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы (ПК, ОК) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Раздел 1. История государства и права древней Руси |
||||
|
Тема 1.1. Предмет теории государства и права |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1,ОК2,ОК5,ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Предмет, содержание и задачи курса истории государства и права России. Методология курса истории государства и права России. Сравнительно-исторический метод как специальный метод изучения процесса исторического развития государства и права. Место истории государства и права России в системе юридических наук. Периодизация истории отечественного государства и права: формационный и цивилизационный подходы |
||||
|
Тема 1.2. Древнерусское государство и право |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК4, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Образование древнерусского государства. "Норманнская теория" возникновения древнерусского государства. Общественный строй. Класс феодалов и класс феодально-зависимого населения. Духовенство. Городское население. Холопы. Государственный строй. Раннефеодальная монархия - форма правления Древнерусского государства, ее характерные черты: сюзеренитет - вассалитет, дворцово-вотчинная система управления и система кормления. Высшие органы власти и управления: великий князь, совет при князе, вече, снемы (феодальные съезды). Численная (десятичная) и дворцово-вотчинная система управления. Возникновение и развитие древнерусского феодального права. Источники права. Обычное право. Княжеское законодательство. Уставные грамоты. Церковные уставы. Договоры Руси с Византией. "Русская Правда", ее происхождение и основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. Право феодальной собственности на землю. Обязательственное право. Семейное право. Наследственное право. Противоправные деяния и наказания за них. Судебный процесс. |
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы между Русской правдой с иными источниками права в период Древней Руси |
2* |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
||
|
Тема 1.3 Государство и право в период феодальной раздробленности (XIV в.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5 ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Феодальная раздробленность Руси: причины, последствия. Общественно-политический строй Ростово-Суздальского и Галицко-Волынского княжества. Новгородская и Псковская феодальные республики. Общественный строй. Бояре. Житьи люди. Своеземцы (земцы). Духовенство. Городское население - купцы и ремесленники. Зависимое население (половники, изорники, кочетники, огородники, закладники). Холопы. Государственный строй. Вече. Боярский совет. Архиепископ. Посадник. Тысяцкий. Князь. Административно-территориальное устройство и местные органы власти и управления. Гражданское право по Псковской судной грамоте. Противоправные деяния и наказания за них. Суд и процесс |
||||
|
Тема 1.4 Становление Русского централизованного государства |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Предпосылки и факторы становления Русского централизованного государства. Этапы становления Русского централизованного государства: раннефеодальная, сословная и сословно-представительная монархия. Раннефеодальная и сословная монархии - формы Русского государства периода становления централизованной государственности, их характеристика. Общественный строй. Класс феодалов. Класс феодально-зависимого населения. Крестьяне. Первые этапы юридического закрепощения крестьян. Холопы. Городское население. Государственный строй. Высшие органы власти и управления. Великий князь. Боярская дума. Дворцово-вотчинная система управления и ее эволюция. Создание приказной системы. Местные органы управления. Развитие феодального права. Источники права. Княжеское законодательство. Уставные грамоты. "Приговоры" Боярской думы. Отраслевые распоряжения приказов. Акты местного управления. Судебники - новый источник русского законодательства. Судебник 1497 и 1550 гг. Развитие права феодальной собственности на землю. Право родового выкупа: его содержание, субъекты, условия реализации. Противоправные деяния и наказания за них. Судебный процесс. Сословно-представительная монархия - форма правления Русского государства периода становления централизованной государственности, ее особенности в сравнении с аналогичными формами правления Западной Европы. Общественный строй. Класс феодалов. Класс феодально-зависимого населения. Последующие этапы юридического закрепощения крестьян. Холопы. Городское население. Государственный строй. Высшие органы власти и управления Царь. Боярская дума. Земские соборы. Приказная система управления. Становление органов губного и земского самоуправления. Введение воеводства. Дальнейшее развитие феодального права. Стоглав 1551 года. Соборное Уложение 1649 года: разработка, принятие и значение в истории русского права. Развитие гражданского права. Противоправные деяния и наказания за них. Характеристика судебного процесса |
||||
|
Тема 1.5 Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII -XVIII вв.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК4, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Понятие абсолютизма как формы правления. Специфика российского абсолютизма. Предпосылки возникновения абсолютизма в России и его периодизация. Общественный строй. Дворянство. Духовенство. Сельские обыватели. Мещане (городское население). Государственный строй. Высшие органы власти и управления. Императорская власть. Сенат. Верховный тайный Совет и иные советы при императоре (императрице). Коллегии. Синод Система местного управления. Административное деление. Реформы Петра I и Екатерины II. Дворянское самоуправление. Городское самоуправление. Судебная система. Развитие русского права. Появление новых источников права. Гражданское право. Указ "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" (1714 год). Уголовное право. Артикулы воинские с кратким толкованием 1715 года. Судебный процесс. Указ "Об отмене в судных делах очных ставок..." (1697 г., февраля 21). "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" (1715 год). Указ "О форме суда" (1723 г., ноября 5). |
||||
|
Самостоятельная работа студентов: Составление реферата по теме «Образование и развитие абсолютной монархии в России». |
2* |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
||
|
Тема 1.6 России на вершине абсолютизма (первая половина XIX в.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5 ПК 3.3 |
|
|
Общественный строй. Дворянство. Духовенство. Городское состояние. Крестьянство. Указ "О вольных хлебопашцах" (1803 год), введение инвентарей, закрепление права помещиков на передачу земли крестьянам за определенные повинности (1842 год) и право крестьян на приобретение недвижимого имущества (1848 год). Освобождение посессионных крестьян (1840 год). Указ 1841 года, запретивший продавать крестьян в розницу, торговать крепостными душами как всяким движимым имуществом. Государственный строй. Высшие органы власти и управления. Императорская власть Органы верховного управления. Государственный Совет. Комитет министров. Собственная его императорского величества канцелярия. Министерство двора. Органы подчиненного управления. Сенат. Министерства. Местные органы управления. Административно-территориальное деление. Уездные власти. Общая характеристика дореформенного суда Систематизация российского законодательства. Полное собрание законов в Российской империи. Свод законов Российской империи. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (утверждено в августе 1845 года и введено в действие 1 мая 1846 года). |
||||
|
Тема 1.7 Государство и право России в период реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Предпосылки буржуазных реформ. Общественный строй. Подготовка и проведение крестьянской реформы 1961 года. Манифест 19 февраля 1861 года. Развитие капиталистических отношений в деревне и появление сельской буржуазии (кулаки) и сельского пролетариата (батраки). Государственный строй. Важнейшие изменения в системе высших органов управления. Государственный Совет. Сенат. Министерства. Местные органы управления. Земская реформа. Городская реформа по Городовому положению 1870 года. Сельское и волостное управление и органы надзора над ним. Общая характеристика судебной реформы 1864 г. Судоустройство. Местные и общие судебные органы. Суд присяжных. Прокуратура и адвокатура. Контрреформы 80-90-х годов. Основные моменты развития права. Важнейшие источники права: Полное собрание законов Российской империи (второе и третье издания) и Свод законов Российской империи (XVI томов). Законодательные и ведомственные акты. Уставы. Гражданское право. Фабричное право. Уголовное право. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (вторая и третья редакция). Судебный процесс. Уставы гражданского и уголовного судопроизводства |
||||
|
Раздел 2. Государство и право России в период мировых войн |
||||
|
Тема 2.1. Государство и право России в период кризиса абсолютизма (1900 - 1914 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК4, ОК5, ОК9 ПК 3.3 |
|
|
Первая российская революция: причины, движущие силы, содержание, формы и методы борьбы, результаты и последствия. Общественный строй. Природные обыватели (коренные жители), инородцы, иностранцы. Природные обыватели: дворяне, духовенство, городские обыватели и сельские обыватели. Изменение правового положения крестьян: отмена телесных наказаний крестьян (1902 год), круговой поруки в сельской общине (1903 год) и облегчен выход из общины зажиточных крестьян (1903 год). Царские указы от 3 ноября 1905 года о сокращении взимания выкупных платежей наполовину с 1 января 1906 года и полное прекращение взимания с 1 января 1907 года, расширение операций Крестьянского банка. Указ от 5 октября 1906 года об отмене некоторых ограничений в правах крестьян и лиц других бывших податных состояний. Обуржуазивание дворянства. Буржуазия: провинциальная и крупные предприниматели. Аграрная реформа П.А. Столыпина, ее содержание и последствия. Государственный строй. Императорская власть. Государственная дума. Манифест об учреждении Государственной Думы (1905 г., августа 6), Учреждение Государственной Думы (1905 г., августа 6), Положение о выборах в Государственную Думу (1905 г., августа 6). Манифест 17 октября 1905 года и новый избирательный закон (1905 г., декабря 11). Учреждение государственной Думы (1906 г., февраля 20). Роспуск II Государственной Думы и Положение о выборах (1907 г., июня 3). Государственный Совет (1906 г., февраля 20). Учреждение Государственного Совета (1906 г., апреля 23). Совет Министров. Совет государственной обороны (1905 г., июня 8). Местные государственные учреждения. Основные изменения в российском праве. Источники права. Изменение понятия закона как источника права. Указы, постановления, положения, учреждения, уставы, временные правила, мнение Государственного Совета, разъяснения Сената. Действие законодательных актов предшествующего периода. Гражданское право. Административное законодательство. Фабрично-заводское законодательство. Уголовное право. Источники: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (в ред. 1885 года), устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 год) и Уголовное уложение (1903 год). |
||||
|
Тема 2.2. Государство и право России в период Первой мировой войны (1914 -1917 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК4, ОК5, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Первая мировая война и приспособление государственного аппарата к военным нуждам. Государственный Совет. Совет Министров Создание полевого военного аппарата. Положение "Полевое управление в военное время". Ставка верховного главнокомандующего. Командующие, штабы и отделы фронтов, армий, корпусов и дивизий. Межведомственные особые совещания. Институт правительственных инспекторов по надзору за деятельностью юридических лиц с участием подданных воюющих с Россией государств. Реорганизация главного управления землеустройства и земледелия в Министерство земледелия. Создание Продовольственного комитета и его органов на местах для реализации царского указа о принудительной продаже хлеба по твердым ценам. Расширение прав генерал-губернаторов и военных властей в местном управлении. Создание Всероссийского земского союза помощи больным и раненым, Российского союза городов, слившихся во Всероссийский союз земств и городов (Земгор). Военно-промышленные комитеты. Изменения в системе судебных органов. Новая редакция IV раздела Военно-судебного устава "О суде в военное время" (1914 г., июля 20). Право. Временное положение о военной цензуре. Законодательство об ограничении правоспособности и дееспособности подданных воюющих с Россией стран. Увеличение прямых и косвенных налогов, введение новых налогов, гужевой и автомобильной повинностей. Реквизиция продовольственных запасов, принудительное отчуждение сырья. Запрещение залога хлеба. Ограничение экспорта лошадей, продуктов и сырья. Принудительный порядок размещения военных заказов. Положение Совета Министров "О ликвидации ограничений использования детского и женского труда, и привлечения детей на сверхурочные работы". Социальное законодательство |
||||
|
Самостоятельная работа студентов: Подготовка доклада по теме «Особенности развития государства и права в период Первой мировой войны» |
2* |
ОК3, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
||
|
Тема 2.3. Российская государственность и правовая система в эпоху крушения царизма (февраль-октябрь 1917 года) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК4, ОК5 |
|
|
Содержание: Февральская буржуазно-демократическая революция. Буржуазная государственность и проблема легитимности ее власти. Переход от монархии без царя и без всяких предпосылок для коронации нового монарха к буржуазной республике. Изменения в государственном аппарате. Образование Временного правительства. Демократическое совещание и Временный Совет Республики (Предпарламент). Местное управление. Возрождение Советов как альтернативной формы государственной власти. Двоевластие. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (июнь 1917 года). Первый Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов (май 1917 года). Право. Уголовное законодательство Временного правительства. Рабочая политика Временного правительства. Налоговые законы. Мероприятия Временного правительства в области суда. Нормотворчество Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. |
||||
|
Тема 2.4. Создание Советского государства и права (октябрь 1917- 1918 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5,ОК6, ОК9 ПК 3.3 |
|
|
Содержание: Предпосылки возникновения Советского государства. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Изменения общественного строя. Революционный слом старого и создание советского государственного аппарата. Роспуск Учредительного Собрания. III Всероссийский съезд Советов. Местные органы власти и управления. Объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Создание советской государственной системы. Всероссийские съезды Советов. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров. Местные органы власти и управления. Создание Красной армии и флота. Добровольческий принцип их формирования. Создание советских правоохранительных органов. Народные суды и революционные трибуналы. Организация ВЧК. Становление советской милиции. Создание основ социалистической экономики и органов управления народным хозяйством. Рабочий контроль. Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). Национализация земли, банков, транспорта, связи, крупной промышленности. Монополия внешней торговли. Аннулирование иностранных займов, Декреты о продовольственной диктатуре. Продотряды. Комитеты бедноты. Национально-государственное строительство. Декларация прав народов России. Признание независимости Финляндии. Образование Украинской ССР. Преобразование Советской России в федеративное государство. Разработка и принятие первой советской Конституции. Конституция РСФСР 1918 года. Создание основ советского права. Источники права: нормативные акты Советского государства, дооктябрьское законодательство, революционное правосознание трудящихся. Гражданское право. Государственная социалистическая собственность и пути ее создания. "Декрет о земле" 1917 года. Экспроприация основных средств производства, национализация земли, муниципализация жилищного фонда. Декрет о всеобщей национализации от 28 июня 1918 года. Декрет от 20 августа 1918 года "Об отмене права частной собственности на недвижимость в городах". Кодекс законов о труде 1918 года. Возникновение основ советского уголовного права. Формирование основных принципов судопроизводства. |
||||
|
Тема 2.5. Советское государство и право в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 -1920 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5, ПК 1.1 |
|
|
Содержание: Конституционные и чрезвычайные (специальные) органы государственной власти и управления. Съезды Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет и Президиум ВЦИК: Создание чрезвычайных органов. Местные органы власти и управления. Ликвидация комбедов и укрепление местных Советов. Революционные комитеты. Правоохранительные органы. Народные суды. Положения о народном суде от 30 ноября 1918 г. и от 21 октября 1920 г. Революционные трибуналы. Появление военной юстиции - военных трибуналов. Положение о революционных трибуналах от 4 февраля 1918 года. Положение о революционных военных трибуналах от 20 ноября 1919 года. Изменения в правовом положении ВЧК. Строительство советской милиции. Инструкция НКВД и НКЮ об организации советской милиции (октябрь 1918г.) Национально-государственное строительство. Развитие федеративных отношений между независимыми советскими социалистическими республиками. Декрет ВЦИК от 1 июня 1918г. Развитие Российской федерации. Возникновение новых автономных республик, автономных областей и трудовых коммун. Развитие советского права. Осуществление правового регулирования на основе единых пролетарских принципов. Окончательный отказ от применения дореволюционных правовых норм. Начало кодификации Советского законодательства. Гражданское право. Расширение круга объектов государственной собственности. Сужение сферы гражданского правового регулирования. Семейное право. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года. Земельное право. Декрет от 2 ноября 1918 года "Об образовании специального фонда на мероприятие по развитию сельского хозяйства. Организация коллективных хозяйств. Инструкция Наркомзема от 3 августа 1918 года "О составлении уставов коллективных хозяйств". Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию от 14 февраля 1919 г. Закон от 30 апреля 1920 года "О недрах земли". Ликвидация частной собственности на недра. Создание Горного совета ВСНХ. Уголовное право. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. Гражданский и уголовный процесс. |
||||
|
Тема 2.6. Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК4, ОК5 ПК 3.3 |
|
|
Содержание: Образование СССР. Взаимоотношения советских социалистических республик перед образованием СССР. Создание РСФСР. Завершение процесса становления Российской Федерации. Предпосылки образования СССР. Борьба в РКП(б) вокруг принципов создания СССР. Принятие в связи с образованием союзного государства Новой Конституции РСФСР. Конституция СССР 1924 года. Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Перестройка государственного аппарата. Строительство органов власти и управления Союза ССР. Создание ЦИК-РКИ. Военная реформа. Переход к "смешанной" системе военного строительства. Правоохранительные органы. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры. Закон об адвокатуре от 26 мая 1922 года. Реорганизация органов государственной безопасности и милиции. Положение о службе рабоче-крестьянской милиции, утвержденное декретом ВЦИК и СНК РСФСР 28 сентября 1925 года. Государственное руководство экономикой. Создание Госплана и усиление планового начала в руководстве экономикой. Введение хозрасчета в промышленности, транспорте, в строительстве. Ликвидация "главкизма" и создание трестов. Усиление роли местных совнархозов. Переход от системы нормативного государственного снабжения к свободной торговле. Денежная реформа и создание твердого государственного бюджета. Развитие советского права. Начало кодификации законодательства. Гражданское право. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Трудовое право. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г. Отмена всеобщей трудовой повинности. Охрана трудовых прав граждан. Переход на 7-часовой рабочий день. Постановление ЦИК и СНК СССР от 2 января 1929 года "О семичасовом рабочем дне". Семейно-брачное право. Кодекс законов о браке семьи и опеке 1926 года. Земельное право. Закон от 22 мая 1922 года "О трудовом землепользовании". Постановление ВЦИК от 24 мая 1922 года "О порядке рассмотрения земельных споров". Проект земельного уложения и принятие Земельного кодекса РСФСР 1922 г. Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928 г. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 4 марта 1929 года "Положение об изъятии земель для государственных или общественных надобностей". Изменений правового статуса сельскохозяйственных земель предоставленных совхозам и колхозам. Формирование и развитие колхозного права. Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. УК РСФСР 1926 г. Положение о государственных преступлениях, принятое ЦИК СССР 25 февраля 1927 года. Положение о воинских преступлениях 1927 г. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. Гражданско-процессуальное право. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР 1923 |
||||
|
Тема 2.7. Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Содержание: Советский Союз в условиях развертывающейся второй мировой войны. Коренная ломка общественных отношений. Успехи в области индустриализации страны. Ликвидация частного сектора в промышленности и торговле. Нарушение законности и гуманности при проведении коллективизации сельского хозяйства. Развитие административных методов руководства хозяйством. Однопартийная система, подчинение государственного аппарата партийному. Конституция СССР 1936 г. Высшие органы государственной власти. Верховный Совет СССР. Совет Союза и Совет Национальностей. Президиум Верховного Совета СССР. Высшие исполнительные и распорядительные органы государственной власти. Развитие формы государственного единства. Вступление в СССР новых союзных республик: Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Казахской и Киргизской. Изменение статуса союзных республик в сторону централизации. Новая Конституция РСФСР. Ликвидация ВСНХ СССР и создание общесоюзных промышленных наркоматов. Объединение в общесоюзном масштабе системы управления сельским хозяйством. Образование наркомзема СССР. Перестройка судебной системы. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 г. Прокуратура и адвокатура. Развитие советского права. Гражданское право. Жилищное право |
||||
|
Тема 2.8. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 -1945 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5,ОК6 |
|
|
Содержание: Перестройка государственного аппарата на военный лад. Введение военного положения и расширение полномочий военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Создание чрезвычайных органов государственного управления, изменения статуса конституционных высших органов государственной власти и управления. Образование Государственного Комитета Обороны и его компетенция. Создание новых наркоматов и центральных ведомств (Наркомат танковой промышленности, наркомат общего машиностроения, Центрального совета по эвакуации, Комитета по распределению рабочей силы, Транспортного комитета ГКО, Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, Совинформбюро и др.). Местные комитеты обороны. Изменения в организации государственного единства. Расширение прав союзных республик. Необоснованное упразднение некоторых автономий. Строительство Вооруженных сил. Создание Ставки Верховного Главнокомандующего. Реорганизация Вооруженных сил. Государственное руководство партизанским движением. Изменение органов суда и прокуратуры. Основные направления развития советского законодательства в годы Великой Отечественной войны. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве и процессе. Повышение роли судебной практики. Особое значение Постановлений Пленума Верховного суда СССР. Упрощенный порядок законодательной деятельности советов. Расширение прав хозяйственных наркоматов. Жилищные права военнослужащих и членов их семей. Постановление СНК СССР от 13 сентября 1941 года "О строительстве жилых помещений для эвакуированного населения". Дальнейшее развитие наследственного права. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. "О наследовании по закону и по завещанию". Семейное право. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать Героиня" и учреждении ордена "Материнская Слава" и медали "Медаль Материнства". Уголовное право. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. "Об ответственности за разглашение в военное время ложных слухов возбуждающих тревогу среди населения". Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. "Об ответственности за разглашение государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну". Процессуальное право. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. |
||||
|
Самостоятельная работа студентов: Подготовка доклада по теме «Особенности развития государства и права в период Второй мировой войны» |
2* |
ОК1, ОК2, ОК3, ОК5 ПК 3.3 |
||
|
Раздел 3. Государство и право на пути от перестройки к современной России |
||||
|
Тема 3.1. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х-начало 60-х гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5,ОК6, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Международное положение и борьба Советского государства за мир. Реорганизация управления народным хозяйством, существенное расширение территориального принципа управления промышленностью и строительством. Попытки улучшения управления сельским хозяйством. Национально-государственное строительство. Расширение прав союзных республик. Образование Экономической Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР. Передача Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР. Преобразование Карело-Финской ССР в Карельскую АССР и включение ее в состав РСФСР. Восстановление национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов. Восстановление социалистической законности. Упразднение Особого совещания при МВД. Положение о прокурорском надзоре в СССР. Новое положение о Верховном Суде СССР. Основы законодательства о судоустройстве Союза СССР, союзных и автономных республик от 25 декабря 1958 г. Развитие советского права. Гражданское право. Договорные обязательства. Основы гражданского законодательства СССР от 8 декабря 1961 года. Жилищное право. Трудовое право. Колхозное и семейное право. Уголовное право. Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик. УК РСФСР 1960 г. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Гражданско-процессуальное право. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 8декабря 1961 года. |
||||
|
Тема 3.2. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х-начало 80-х гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5, ОК9, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Советский Союз в системе международных отношений. Государственное руководство народным хозяйством. Перестройка системы органов управления промышленностью и строительством. Экономическая реформа второй половины 60-х гг. и причины ее свертывания. Появление производственно-территориальных комплексов. Проявление в начале 70-х гг. застойных явлений в жизни общества и государства. Изменения в государственном аппарате. Бюрократизация управления. Межотраслевая интеграция колхозов и совхозов с обрабатывающими предприятиями. Создание Госагропрома СССР. Особая роль в системе органов государственной власти КГБ СССР. Разработка, обсуждение, основные положения Конституции СССР 1977 года. Общая характеристика развития права. Кодификация законодательства. Гражданское право. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Трудовое право. КЗОТ РСФСР 1971 года Семейное право. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семьи 1968 года. Кодекс законов о браке и семьи РСФСР 1968 года. |
||||
|
Тема 3.3. Советское государство и право в период демократизации советского общества и перестройки (1984-1991 гг.) |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК2, ОК5, ПК 1.1 ПК 3.3 |
|
|
Советский Союз в системе международных отношений. Успехи в решении проблем сокращения вооружения. От концепции ускорения социально-экономического развития к рыночной реформе. Демократизация общества, перестройка и гласность. Первый съезд народных депутатов СССР. Обострение кризисных явлений в обществе, региональные конфликты. Суверенизация национально-государственных образований. Новоогареевский процесс. Августовские события 1991г. Фактический распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств. |
||||
|
Тема 3.4. Государство и право России в период восстановления капиталистических (рыночных) отношений и становления Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК1, ОК5, ОК9, ПК 1.1 |
|
|
Принятие Новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993. Выборы в федеральный парламент России. Формирование новой структуры органов федеральной власти. Развитие федеративных отношений в Российской Федерации. Заключение первого федеративного договора, заключение самостоятельных договоров с отдельными субъектами. Договор от 15 февраля 1994 года между Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан". Основные направления развития права. |
||||
|
Аттестация |
2 |
|||
|
Всего: |
40 |
|||
2.2.2 Содержание домашних заданий, обучающихся очной формы обучения
|
Наименование темы |
Содержание домашнего задания |
|
Тема 1.1.
|
Разработка конспекта по теме «Предмет теории государства и права» |
|
Тема 1.2. |
Разработка конспекта по теме «Древнерусское государство и право» |
|
Тема 1.3. |
Разработка конспекта по теме «Государство и право в период феодальной раздробленности (XIV в.)» |
|
Тема 1.4 |
Разработка конспекта по теме «Становление Русского централизованного государства» |
|
Тема 1.5 |
Разработка конспекта по теме «Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII -XVIII вв.)» |
|
Тема 1.6 |
Разработка конспекта по теме «России на вершине абсолютизма (первая половина XIX в.)» |
|
Тема 1.7 |
Разработка конспекта по теме «Государство и право России в период реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.)» |
|
Тема 2.1 |
Разработка конспекта по теме «Государство и право России в период кризиса абсолютизма (1900 - 1914 гг.)» |
|
Тема 2.2 |
Разработка конспекта по теме «Государство и право России в период Первой мировой войны (1914 -1917 гг.)» |
|
Тема 2.3 |
Разработка конспекта по теме «Российская государственность и правовая система в эпоху крушения царизма (февраль-октябрь 1917 года)» |
|
Тема 2.4 |
Разработка конспекта по теме «Создание Советского государства и права (октябрь 1917- 1918 гг.)» |
|
Тема 2.5 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918 -1920 гг.)» |
|
Тема 2.6 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929гг.)» |
|
Тема 2.7 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)» |
|
Тема 2.8 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 -1945 гг.)» |
|
Тема 3.1 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (середина 50-х-начало 60-х гг.)» |
|
Тема 3.2 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (середина 60-х-начало 80-х гг.)» |
|
Тема 3.3 |
Разработка конспекта по теме «Советское государство и право в период демократизации советского общества и перестройки (1984-1991 гг.)» |
|
Тема 3.4 |
Разработка конспекта по теме «Государство и право России в период восстановления капиталистических (рыночных) отношений и становления Российской Федерации» |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска
Технические средства обучения: проектор, компьютер/ноутбук, интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) В.Е Рубаник История государства и права России XVII- начало XX века. Юрайт. Москва. 2024 г.
2) В.Е Рубаник История государства и права России с начала XX века. Юрайт. Москва. 2024 г.
3) В.Е Рубаник История государства и права России до XVII века. Юрайт. Москва. 2024 г.
4) В.Ф Калина История государства и права России. Юрайт. Москва. 2024 г
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(заполняется в соответствии с пунктом 1.3)
|
Результаты обучения
|
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
|
Уметь |
||
|
1) анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
|
Анализирует и применяет правовые нормы современного законодательства, а также исторический правовых актов, может в письменной форме дать им толкование |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
2) характеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставлять и исследовать особенности правового статуса субъектов правоотношений; |
Называет субъектов правоотношений, может дать характеристику правовому статусу как в современных так и в исторических правоотношениях |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
3) распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте
|
Находит проблематику в задаче и формирует соответствующие вопросы |
Ситуационные задачи |
|
4) анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части
|
Анализирует задачу, может определить субъектно-объектный состав |
Ситуационные задачи |
|
5) определять этапы решения задачи |
Составляет макет решения задачи |
Ситуационные задачи |
|
6) выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы
|
Находит необходимые источники для решения задач |
Ситуационные задачи |
|
7) составлять план действия |
Составляет план решение задачи |
Ситуационные задачи |
|
8) определять необходимые ресурсы
|
Открывает необходимые источники информации |
Ситуационные задачи |
|
9) пользоваться актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах
|
При решении задач использует изученные методы |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
10) реализовывать составленный план
|
Успешно решает ситуационные задачи |
Ситуационные задачи |
|
Знать |
||
|
1) понятие и основные положения и особенности науки история, обществознание, право, политология; |
Может назвать чем занимается изучаемая наука и основное содержание |
Тестирование, устный опрос |
|
2) нормативно правовые документы, применяемые в разные периоды истории для регулирования правоотношений;
|
Называет нормативные акты различных периодов истории |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
|
3) оперировать историческими понятиями; |
Может назвать основные понятия по изучаемой дисциплине |
Тестирование, устный опрос |
|
4) информационные ресурсы используемые для поиска информации;
|
Свободно пользуется информационными ресурсами для получения необходимой информации |
Практическая работа с индивидуальным оцениванием результатов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.