Тема: Опасные незнакомцы
Задачи урока:
Образовательные: изучение ситуаций, содержащих опасности при общении с незнакомыми людьми;
Развивающие: развитие умений правильно действовать при контактах с незнакомцами; умение работать сообща, вести диалог, таким образом, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, эмоций; умение оценивать работу одноклассников; развитие в детях чувства уверенности в своих возможностях.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности за совершенные поступки, любознательности и пытливости в процессе учения.
Формируемые УУД.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника к незнакомцу;
учебно-познавательный интерес к теме урока;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов решения проблемы;
способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)
Коммуникативные УУД:
формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения; делать выводы из изученного материала; научатся оценивать свои достижения.
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, учебник, картинки с машинами и телефонами первой помощи, карточки-памятки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесно-иллюстративный, игровые методы, обобщение, анализ.
Ход урока
I. Орг. момент.
Слайд №1 - Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Подарите мне и гостям свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Садитесь!!!
Нам предстоит большая работа,
Всё, что мы делаем – нужно,
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
II. Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.
Вспомните, пожалуйста, персонажей сказок и название сказки.
1. Вы знаете девушку эту:
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг только грязь и зола,
А звали красавицу ... (Золушка)
На вопрос Короля к молодому принцу «Кто эта девушка?», принц ответил: « Это таинственная и прекрасная ------- Незнакомка»
У: Хорошо, следующая сказка.
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята) - сказка “Волк и семеро козлят”
-Что наказывала коза своим детям? (Никому дверь не открывать)
-Кто пришел проведать козлят? (Волк. )
-Что случилось? ( Козлята обознались и открыли волку дверь. Он съел козлят.)
- Дело всё в том, что козлята были ещё маленькими и возможно волк для них был просто –напросто незнаком.
И прекрасную Золушку и Серого волка мы можем назвать одним словом «НЕЗ-НА-КОМ-ЦЫ»
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Не каждый встречный-друг сердечный.
Вывод: Народ давно заметил, что не всем людям можно доверять.
У: Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми.
-Кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока?
-Тема нашего урока «Опасные незнакомцы»
- Предположите, чем эта тема будет полезна для вас, что нового мы должны узнать и чему научиться?
Узнаем основные правила безопасного поведения с незнакомцами.
Научимся правильно себя вести при встрече с незнакомыми людьми
III. Усвоение нового.
Итак, мы начинаем!!!
- Скажите, всегда ли можно по виду определить, какой перед нами человек: хороший или плохой, добрый или злой ? (Ответы детей.)
- Действительно, сложно узнать по внешности человека добрый он или злой. Одни незнакомцы могут оказаться очень добрыми и милыми людьми, такие как Золушка. А некоторые могут оказаться опасными злоумышленниками , такие как Серый волк. Опасным незнакомцам важно выглядеть- также, как все. Поэтому, не все взрослые - стучащие или звонящие нам в дверь, подходящие к нам на улице, благожелательно настроены по отношению к нам. Поэтому, что бы обезопасить себя от общения с такими людьми , нужно соблюдать определённые правила безопасности, которые мы сформулируем к концу урока.
- У вас на столах есть памятка с правилами безопасного поведения с незнакомцами. Только в ней пропущены некоторые слова. В течение урока мы будем знакомиться с правилами и дописывать нужные слова в памятку. Положите их перед собой.
- Ребята, кто такой незнакомец? (Тот человек, которого вы не знаете.)
- Чем опасны незнакомые люди? (Могут причинить нам вред: обокрасть, ударить, похитить...)
- Где можно встретить незнакомца? (Везде: на улице, дома, по телефону, возле школы, на детской игровой площадке, в подъезде.) (НА ДОСКУ КРЕПИТЬ СЛОВА )
- Действительно, к встрече с незнакомцами нужно быть готовыми всегда. Даже, когда вы находитесь дома, особенно если вы дома одни.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике на странице 31. Как незнакомец может попытаться попасть к вам в дом. ОТВЕТЫ:
Давайте разберем ситуацию (№1)
1. Ты один дома.
Раздается звонок в дверь. В дверной глазок ты видишь незнакомого человека. На вопрос «Кто там?», последовал ответ: «Сантехник ».
-Как вы должны поступишь в такой ситуации?
ОТВЕТЫ
-Давайте сравним наши ответы с советами в учебнике на с. 31 вверху. Прочитайте советы (про себя) с.31
-Кто готов ответить на вопрос: как же действовать, когда кто–то пытается проникнуть к вам в дом?
-Давайте послушаем стихотворение «Если в дверь звонит звонок…» и закрепим советы.
СТИХ. «Если в дверь звонит звонок…» КАРИНА
Если
в дверь звонит звонок –
Посмотри сперва в глазок,
Кто пришел к тебе, узнай,
Сразу дверь не открывай!
Если нет глазка, тогда
«Кто там?» спрашивай всегда,
А не станут отвечать -
Дверь не вздумай открывать.
Если в дверь начнут ломиться –
То звони скорей в полицию!
ВЫВОД:
Подозрительные люди могут не только подойти к вам на улице, но и позвонить в дверь вашей квартиры. Если нет взрослых, ни в коем случае нельзя открывать дверь незнакомым. Вы не сможете проверить: правду ли сказал человек за дверью. Ведь воры и мошенники могут переодеться и в полицейского, и в сантехники. Не вступайте с ним в разговор. И дверь незнакомцу не открывать!!!
- Можно ли сразу открывать дверь, если дома есть взрослые?
(Нет, необходимо позвать своих родителей)
- Заполняем 1 пункт памятки.
1. Не открывай дверь незнакомым людям.
- Идем дальше. Злоумышленники могут оказаться хитрее и сначала "прощупать почву" по телефону. Представьте такую ситуацию.
2. Ситуация 2 "Ты один дома. Раздаётся телефонный звонок.»
- Алло, это квартира Ивановых? – нет, это квартира Сидоровых
- Как нет!? Это какой номер квартиры? ------ квартира 35, ул.Ленина
- А ты Денис? ----- нет, я Дима.
А родители дома? ----НЕТ, я один.
- Дима, послушай, сейчас к тебе придет полицейский, открой ему дверь. Понял?
Дима: Да, понял. .
- Правильно ли разговаривал Дима? Какие ошибки он допустил?
Ответы
ВЫВОД:
По телефону говорить очень просто, это каждый знает. Но тут есть важное правило: разговаривать по телефону можно только со знакомым людьми. А если вы не знаете того, кто звонит, извинитесь, попрощайтесь и повесьте трубку, кем бы ни назвался звонящий. Ни в коем случае нельзя сообщать свои данные незнакомым людям: 1. Называть адрес и номер квартиры, но если вы уже сказали об этом, - вежливо, но твердо дать понять чужому человеку, что вы ему открывать дверь не будете.
Давайте посмотрим СЦЕНКУ «Находчивый ДИМА» и подумаем:
-Какие ошибки совершил Дима?
-В чем проявилась находчивость мальчика?
М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». Ноль,
один, два, три, четыре! есть
дома? |
Грабитель: «Слишком, парень, ты
колючий,
|
- Какие ошибки совершил Дима?
(Неправильно: -Дима вступил в разговор с незнакомцем, отвечал на его вопросы).
- В чём проявилась его находчивость (Правильно.:-Он догадался, кто был за дверью, вспомнил про телефон и сказал, что может позвонить в разные службы: 01, 02, 03.)
- Назовите номера телефонов экстренных служб, которые могут вам помочь в трудную минуту. слайд
- Итак, какие правила безопасного поведения в ситуации, когда тебе звонят по телефону, мы можем записать в нашу памятку?
1.Не разговаривай с незнакомцами по телефону.
2.Не называй свой адрес, имя.
Хорошо. Продолжаем. Вот вы выходите из квартиры или заходите в квартиру. Вы оказываетесь в подъезде. Как правильно себя вести в подъезде? Для этого послушаем стихотворения.
СТИХИ :
№1 Не открывай дверь
ключами при незнакомых людях
Незнакомец в подъезде зачем-то стоит,
У него подозрительный, замкнутый вид.
Дверь ключами при нём не спеши открывать,
Лучше сам из подъезда уйди погулять.
Поброди, подожди во дворе – он уйдёт,
И тебя не обидит, и к вам не войдёт.
У: Если в подъезде вы встретили незнакомца, Что вы же должны делать?
О: Обсуждение.
У: Пойти погулять во двор; подождать, когда незнакомец выйдет из подъезда. Посмотреть, а вдруг на скамейка сидит ваша соседка, которую вы знаете – она то и поможет: если вы попросите проводить вас до квартиры или дома. Но не оставаться один на один с незнакомцем в подъезде.
Послушайте 2 стих – е, чему учит автор ? Стих №2
(Г. Шалаева, О. Журавлёва)
Не забывай ключи снаружи двери
Ты уже совсем большой
И один идёшь домой.
Дверь ключами открывай,
Но в замке не оставляй!
Ведь забудешь их убрать –
Сможет их чужой забрать
И в квартиру к вам войти...
Будь внимателен, учти!
У: Чему учит вас автор этого стихотворения?
ОТВЕТ: не оставлять ключи снаружи двери.
- Запишем правила в памятку.№3
1.Не оставайся один на один с незнакомцем в подъезде.
2. Не оставляй ключи снаружи двери.
Записали, молодцы, идем дальше.
- На улице вы можете гулять одни, а бывают ситуации, когда дети оказываются одни, потому что потерялись.
- Что же делать тогда? Откройте учебники на с.32 ситуация «Потерялась» .Послушайте. Я ЧИТАЮ)
-Что же делать тем, кто потерялся? ОТВЕТЫ:
Давайте сравним ваши ответы с советами в учебнике. Прочитайте про себя советы «Как быть, если вы потерялись?» чтение детьми с. 32.
У: Совпадают ли наши ответы с советами учебниками или мы что –то пропустили?
IV. Физкультминутка. Давайте отдохнем.
Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Побежал налево я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.
ВЫВОД:
У: Главное, что вы должны запомнить : 1 Не уходите далеко с того места, где вы потерялись .
2.Обратись за помощью к взрослым: полицейскому или служащему (продавцу, кассиру, билетеру, дежурному).
Заполняем памятку.
1. Не уходите далеко с того места, где вы потерялись.
2. Обратиться за помощью к взрослым.
V. Продолжение работы по теме
-Продолжаем. Ситуации 5. «Если ты один на улице»
- Вот вы на улице. Рассмотрите иллюстрации на странице 30 и скажите, какие опасности могут подстерегать вас здесь? ОТВЕТЫ
-Предлагаю посмотреть видеофрагмент об истории одной знаменитой девочки в оригинальной шапочке. Узнали, о ком пойдет речь? (О Красной шапочке.) ВИДЕОФРАГМЕНТ «Петя и Красная шапочка»
- Какое правило вы должны неукоснительно соблюдать?
Памятка: Не разговаривай с незнакомцами. Молодцы! Запишите в памятку.
- Следующая история случилась с царевной молодой . За свою доверчивость она поплатилась жизнью. Вспомним, что произошло ? (ВИДЕОФРАГМЕНТ «Сказка о мертвой царевне».
Какое правило мы запишем?
Памятка: Не бери ничего у незнакомца.
- А следующая история о мальчике, который сел не в свои сани. О ком я говорю. Сейчас посмотрим.
ВИДЕОФРАГМЕНТ «Снежная королева».
Чтобы избежать подобных ситуаций, вы должны помнить что….
Памятка: Не садись к незнакомым людям в машину.
- Иногда незнакомые взрослые могут ждать вас вблизи вашего дома и представляться знакомыми мамы и папы.
- Откройте свои учебники на странице 34. Давайте познакомимся с ситуацией, которая произошла с Петей. «Мамина подруга» ( по цепочке)
…« Мы с другом играли во дворе. Вдруг к нам подходит тетенька с большой сумкой и говорит: « Петя, здравствуй. Я мамина подруга. Мама сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты открой мне дверь, а сам еще можешь погулять.»
Недалеко от дома на лавочке сидели две бабушки. И я сказал: « А давайте здесь подождем маму. И сел рядом с бабушками». А тетенька постояла, постояла, зло посмотрела на меня и ушла»…
- Правильно ли поступил Петя и почему и вы так думаете?
У: Да, Петя оказался находчивым. С незнакомым человеком никуда идти нельзя.
Запись правила в памятке.
Не идти никуда с незнакомым человеком.
- Бывают и такие ситуации, когда взрослые просят о помощи.
Ситуация 4 "Тебя просят помочь ".
Взрослый на игровой площадке просит помочь в поисках котенка, затем пытается силой увести ребенка.
- Здравствуй, ты тут котенка не видел? Везде его ищу и не нахожу. Тут не пробегал такой черно-белый с рыжими ушками. - Помоги, пожалуйста, мне его найти. Ты такой ловкий и смелый! Кажется, кто-то мяукал там за деревом? Пойдем посмотрим. Пойдем, пойдем... (берет за руку ребенка и силой пытается увести).
Обсуждение.
ВЫВОД:
Иногда взрослые просят помощи. Случаи бывают разные, но вы всегда помните: взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям. Если вас пытаются увести силой, ваша задача привлечь внимание других людей, чтобы вам помогли. Для этого нужно кричать, вырываться, даже падать на землю. Обязательно кричите: "Я не знаю этого человека! Помогите! Это не моя мама (папа)! Позовите полицию!" Злоумышленник испугается повышенного к себе внимания и отпустит вас.
Запись в памятке
1.Взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям.
2.Кричи, вырывайся, привлекай внимание окружающих
- Следующая ситуация, о которой мы должны сегодня вспомнить.
- По дороге в школу и домой ты каждый день стал замечать одного и того же человека, который следует за тобой.
-Как вы должны поступить? Обсуждение.
ВЫВОД:
Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя. Если родители не могут, попробуй сменить маршрут. Стараясь избавиться от навязчивого незнакомца, не заходи в дома или незнакомые дворы, зайди в магазин или кинотеатр, обратись к администратору, расскажи о преследовании, попроси позвонить и сообщить родителям, где ты находишься. Родители обязательно придут за тобой.
- Заполним памятку:
Если тебя преследуют, беги к месту наибольшего скопления людей.
Вот мы и заполнили памятку. Отложите ее пока на край стола. СЛ.№32
VI. Закрепление изученного
Работа в группах
А сейчас я предлагаю вам вспомнить все правила безопасного поведения с незнакомыми людьми . Работать будете в группах по 4 человека. Каждая группа получила свою «проблемную ситуацию» , из которой вы должны найти выход. Представитель от каждой группы расскажет, «Как выйти из сложившейся ситуации,
Ситуация 1: «Дом» Незнакомый человек звонит в дверь дома (квартиры) . Какие ваши действия? |
Ситуация: 2 угощения Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, мальчик! Возьми конфетку! Выпей стаканчик фанты!» Ваши действия: |
Ситуация: 3 потерялся Ребёнок потерялся большом магазине. Что он должен делать? |
Ситуация: 4 похищение Вас уводит силой незнакомец. Какие ваши действия? |
Ситуация: 5 преследование По дороге в школу и домой ты каждый день стал встречать одного и того же человека. Какие ваши действия? |
Ситуация: 6 улица За тобой в школу пришел незнакомый человек и говорит, что его прислали твои родители. Какие ваши действия? |
Ситуация: 7 Мужчина предлагает мальчику покататься на машине. Как должен повести себя ребёнок? |
РАБОТА С ТЕСТОМ с.55-56. Откройте тестовые тетради на с 55-56. Работаем в паре.
Фронтальная проверка.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Вспомните ЦЕЛИ, которые мы поставили перед собой в начале урока, и сделайте выводы, достигли ли мы их?
- К концу урока мы должны были составить памятку с правилами безопасного поведения с незнакомцами . Справились ли мы с этой задание ? Давайте зачитаем.
- Возьмите форму для оценки деятельности на уроке (СМАЙЛИКИ) . Отметьте галочкой или обведите в кружок смайлик, который соответствует вашему настроению к концу урока. Надеюсь, у всех смайлик №2
Сегодня на уроке мне были хорошими помощниками : ___________
- Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни не было чёрных полос и как можно меньше встречались опасные ситуации, а если и встретятся, то вы не теряйтесь. Я знаю – вы справитесь!
Д/З ПО ВАРИАНТАМ Домашнее задание у вас на столах .
Напоследок, хотелось бы прочитать вам такое напутствие - немного шуточное, но очень содержательное.
Может, человек хороший, Ну, а может быть плохой. Будь с ним вежлив, осторожен, Помни — человек чужой!
От конфет, игрушек, жвачки Ты сейчас же откажись. Не нужны тебе подачки. Дальше от чужих держись!
Не пускайте дядю в дом,
Ведь преступник, он хитер, |
Он покажет вам пакет
А за ним спешит «старушка»
Чтоб тебя не обокрали,
|
СПАСИБО ЗА УРОК
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.