Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного
Оценка 4.9

Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного

Оценка 4.9
docx
24.10.2022
Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного
Решение_Викуловская СОШ (2).docx

Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного

 

1. Наименование решения:

Обучение речетворчеству для совершенствования языковых компетенций обучающихся

 

2. Предпосылки реализации:

Языковая личность человека складывается из его способности осуществлять различные виды речемыслительной деятельности, использовать разного рода коммуникативные роли. Школа должна становиться площадкой для развития и совершенствования этой способности.

 

Проблемы, которые должны были быть решены:

Описание проблемы

Стандартные учебные программы большинства школьных предметов не ориентированы на развитие коммуникативных и речемыслительных способностей обучающихся. Тем не менее, тексты окружают человека не только во время изучения профильных языковых дисциплин: это и устная речь, и задачи, сообщения и объявления, схемы и графики. В школах преобладает опыт организации деятельности обучающихся на основе готовых текстов, а не создание детьми своих текстов.

 

Показатели, характеризующие положение до применения решения

1

Отсутствие в учебных планах активностей, направленных на развитие речетворческих способностей

Не во всех программах учебного плана представлены формы, методы обучения речетворческой деятельности в урочное и внеурочное время.

2

Нарастание ненормированной речи школьников

Наблюдается  низкий уровень правильной, выразительной русской речи у обучающихся школы.

3

Упрощение речевых высказываний

Многие обучающиеся не справляются с объемом сочинений и изложений в ходе пробных экзаменов по русскому языку, литературе, написаний эссе по обществознанию, истории

4

Организация деятельности обучающихся на основе готовых текстов

 

Преобладает опыт организации деятельности обучающихся на основе готовых текстов, а не создание своих текстов

 

Возможности, которые позволили реализовать решение

Описание возможности

1.       

2014 – 2017 годы: участие МАОУ «Викуловской СОШ№2»  в областном сетевом проекте «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях реализации ФГОС»

2.       

Единая методическая тема: «Языковое развитие личности через текстовую деятельность в урочное и внеурочное время»

3.       

2018 год: методический абонемент «Мотивационная среда образовательной организации»

4.       

2019 год: стажировочная площадка «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка»

 

3. Участники реализации

Участники

Описание их роли в применении решения

1.       

Учителя-предметники

Разработка и проведение факультативов и мероприятий, индивидуальные занятия, профильные(языковые) смены в лагере дневного пребывания

2.       

Обучающиеся школы

Участие в мероприятиях, событиях, профильных(языковых) лагерных сменах

3.       

Социальные партнеры

Участие в мероприятиях, событиях, профильных(языковых) лагерных сменах

 

4. Краткое описание этапов применения решения:

Принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении:

Обучение речетворчеству – это искусство учить детей владеть устным и письменным словом. Цель такого обучения в том, чтобы продемонстрировать школьнику варианты реализации им речевой деятельности в новых коммуникативных условиях, вооружить его набором средств, которые могут быть им использованы в самостоятельной речевой деятельности. Основой учебной деятельности  при этом является текстоцентрический подход. Как текст воспринимается любая учебная и другая информация. Текст выступает главной единицей образования, так как является основой общения.

 

Этапы реализации:

1 этап

Подготовительный

Разработка программ факультативов и мероприятий, событий

 

2 этап

Практический

Проведение факультативов и курсов по выбору по плану учебной и внеурочной деятельности; организация профильной (языковой) лагерной смены

3 этап

Обобщающий

Подведение и обсуждение  итогов работы стажировочной площадки, реализации единой методической темы на педсовете школы. Представление опыта работы на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях.

 

5. Действия по применению решения:

 

Перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать решение:

Описание мероприятия

Исполнитель

1.       

Внедрение дополнительных форматов работы с текстом в общеобразовательные предметы

Учителя-предметники

2.       

Факультативы «Риторика» и «Геометрия вокруг нас» в начальных классах

Учителя-предметники

3.       

Внеурочные программы «Хочу все уметь», «Звездная галактика», «Патриот», «Зебренок» в начальных классах

Учителя начальных классов

4.       

Театр-студии, дидактические спектакли

Учителя начальных классов, русского языка и литературы, МХК

5.       

Программа «Азбука дорожной безопасности»

Специалисты учреждения дополнительного образования( Дом детского творчества)

6.       

Игра «Умники и умницы» для начальных классов

Учителя начальных классов

7.       

Программа подвижных игр на переменах «Вожатский карман»

Педагог-организатор

8.       

Предметные декады

Учителя-предметники

9.       

Программы по лего-конструирование

Учителя начальных классов

10.   

День талантливого ребенка(ДТР)

Учителя-предметники

11.   

Индивидуальные занятия с обучающимися

Учителя-предметники

12.   

Предметы по выбору с 5 класса

Учителя-предметники

13.   

Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня

Учителя-предметники

14.   

Акции и проекты в рамках Календаря образовательных событий

Учителя-предметники

15.   

Уроки нравственности

Учителя русского языка и литературы, представители местного Свято-Троицкого храма

16.   

Фестиваль учебных проектов по секциям «Слово», «Цифра», «Мастер», «Человек», «Природа»

Учителя-предметники

17.   

Программа профильной(языковой) смены лагеря дневного пребывания обучающихся

Учителя-предметники(русского языка и литературы, физики, биологии, МХК)

 

6. Результаты применения решения:

 

Показатель, единица измерения

Значение показателя

1

Число обучающихся, прошедших факультативы по развитию речетворческой деятельности(%)

2017- 54%

2018- 65%

2019- 72%

2

Количество участников внеклассных мероприятий, событий(%)

100%

3

Количество обучающихся – победителей, призеров олимпиад, конкурсов различного уровня(за 3 последних года в % )

2017- 45%

2018- 52%

2019-61%

 

4

Количество участников профильной(языковой смены) в лагере дневного пребывания

2017-50  обучающихся

2018- 75  обучающихся

2019- 75 обучающихся

2020-76 обучающихся

 

 

Показатели эффективности применения решения:

Описание мер, обеспечивающих решение вопросов изучения русского языка как родного и как неродного

Решение повышает уровень владения русским языком как родным через активное развитие навыков речетворчества в рамках профильных предметов, так и в школьной среде в целом. Эффект достигается благодаря внедрению в обучение по общеобразовательным предметам дополнительных форматов работы с текстами: сочинения-рассуждения, миниатюры и эссе; редактирование текста; комплексная работа с текстом (решение текстовых задач); составление синквейнов, кластеров, интеллект-карт; коммуникативные и игровые ситуации, речевые тренинги; использование эпиграфов, цитат из произведений художественной литературы в контексте изучаемого предмета; проекты, языковые рефлексии  и др. Реализация обучающимися различных коммуникативных ролей в рамках интеллектуальных игр, олимпиад, факультативов, дискуссионной площадки,  уроков нравственности, читательских конференций, фестивалей учебных проектов,  профильных(языковых) летних смен..

 

7. Социальная значимость реализации

Описание мер, обеспечивающих привлечение внимание общественности к проблеме

Организация научно-практических и читательских конференций, творческих вечеров; дидактических спектаклей,  продвижение обучающихся школы для участия в региональных и межрегиональных  олимпиадах, конкурсах, освещение деятельности школы в СМИ.

Описание социального партнерства

Объединение для реализации решения педагогов МАОУ «Викуловская  СОШ№2»  и учреждений дополнительного  образования, местных СМИ; привлечение представителей РПЦ к проведению уроков нравственности, читательских конференций,  специалистов ТюмГУ, ТОГИРРО для организации профильных(языковых) летних смен, речевых тренингов, практикумов как с педагогами, так и с обучающимися.

 

8. Ресурсы, необходимые для внедрения решения в другой образовательной организации:

Перечень ресурсов

Обоснование необходимости ресурсного обеспечения

Повышение квалификации педагогов по теме «Языковое развитие личности в системе общего образования»

Все педагоги школы несут образцы норм русского литературного языка, качественно обучают обучающихся культуре русской речи и грамотному ценностному прочтению как литературных произведений, так и текстов на всех предметах учебного плана. Методы, подходы в обучении речетворческой деятельности должны быть едиными в урочное и внеурочное время.

 

9. Перспективы реализации решения:

Благодаря текстоцентричному подходу в обучении  в урочное и внеурочное время, создается мотивационная образовательная среда, в которой дети повышают уровень языковых компетенций и приобщаются к национальной культуре.

 

10.Список контактов – авторов решения:

Ответственный

(ФИО, должность)

Телефон, электронная почта

 

Вальтерова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы  МАОУ «Викуловская  средняя общеобразовательная  школа № 2»

Моб. 89088704983

svalterova@bk.ru

 


 

Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного 1

Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного 1

Участники реализации №

Участники реализации №

Игра «Умники и умницы» для начальных классов

Игра «Умники и умницы» для начальных классов

Эффект достигается благодаря внедрению в обучение по общеобразовательным предметам дополнительных форматов работы с текстами: сочинения-рассуждения, миниатюры и эссе; редактирование текста; комплексная работа с текстом (решение…

Эффект достигается благодаря внедрению в обучение по общеобразовательным предметам дополнительных форматов работы с текстами: сочинения-рассуждения, миниатюры и эссе; редактирование текста; комплексная работа с текстом (решение…

МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2»

МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022