Описание эффективного образовательного решения в области изучения русского языка как родного и как неродного
1. Наименование решения:
Обучение речетворчеству для совершенствования языковых компетенций обучающихся |
2. Предпосылки реализации:
Языковая личность человека складывается из его способности осуществлять различные виды речемыслительной деятельности, использовать разного рода коммуникативные роли. Школа должна становиться площадкой для развития и совершенствования этой способности.
Проблемы, которые должны были быть решены:
Описание проблемы |
||
Стандартные учебные программы большинства школьных предметов не ориентированы на развитие коммуникативных и речемыслительных способностей обучающихся. Тем не менее, тексты окружают человека не только во время изучения профильных языковых дисциплин: это и устная речь, и задачи, сообщения и объявления, схемы и графики. В школах преобладает опыт организации деятельности обучающихся на основе готовых текстов, а не создание детьми своих текстов.
|
||
№ |
Показатели, характеризующие положение до применения решения |
|
1 |
Отсутствие в учебных планах активностей, направленных на развитие речетворческих способностей |
Не во всех программах учебного плана представлены формы, методы обучения речетворческой деятельности в урочное и внеурочное время. |
2 |
Нарастание ненормированной речи школьников |
Наблюдается низкий уровень правильной, выразительной русской речи у обучающихся школы. |
3 |
Упрощение речевых высказываний |
Многие обучающиеся не справляются с объемом сочинений и изложений в ходе пробных экзаменов по русскому языку, литературе, написаний эссе по обществознанию, истории |
4 |
Организация деятельности обучающихся на основе готовых текстов
|
Преобладает опыт организации деятельности обучающихся на основе готовых текстов, а не создание своих текстов |
Возможности, которые позволили реализовать решение
№ |
Описание возможности |
1. |
2014 – 2017 годы: участие МАОУ «Викуловской СОШ№2» в областном сетевом проекте «Языковое развитие личности в системе общего образования в условиях реализации ФГОС» |
2. |
Единая методическая тема: «Языковое развитие личности через текстовую деятельность в урочное и внеурочное время» |
3. |
2018 год: методический абонемент «Мотивационная среда образовательной организации» |
4. |
2019 год: стажировочная площадка «Развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка» |
3. Участники реализации
№ |
Участники |
Описание их роли в применении решения |
1. |
Учителя-предметники |
Разработка и проведение факультативов и мероприятий, индивидуальные занятия, профильные(языковые) смены в лагере дневного пребывания |
2. |
Обучающиеся школы |
Участие в мероприятиях, событиях, профильных(языковых) лагерных сменах |
3. |
Социальные партнеры |
Участие в мероприятиях, событиях, профильных(языковых) лагерных сменах |
4. Краткое описание этапов применения решения:
Принципиальные подходы, избранные при разработке и внедрении:
Обучение речетворчеству – это искусство учить детей владеть устным и письменным словом. Цель такого обучения в том, чтобы продемонстрировать школьнику варианты реализации им речевой деятельности в новых коммуникативных условиях, вооружить его набором средств, которые могут быть им использованы в самостоятельной речевой деятельности. Основой учебной деятельности при этом является текстоцентрический подход. Как текст воспринимается любая учебная и другая информация. Текст выступает главной единицей образования, так как является основой общения. |
Этапы реализации:
1 этап |
Подготовительный Разработка программ факультативов и мероприятий, событий
|
2 этап |
Практический Проведение факультативов и курсов по выбору по плану учебной и внеурочной деятельности; организация профильной (языковой) лагерной смены |
3 этап |
Обобщающий Подведение и обсуждение итогов работы стажировочной площадки, реализации единой методической темы на педсовете школы. Представление опыта работы на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. |
5. Действия по применению решения:
Перечень мероприятий, которые были предприняты для того, чтобы реализовать решение:
№ |
Описание мероприятия |
Исполнитель |
1. |
Внедрение дополнительных форматов работы с текстом в общеобразовательные предметы |
Учителя-предметники |
2. |
Факультативы «Риторика» и «Геометрия вокруг нас» в начальных классах |
Учителя-предметники |
3. |
Внеурочные программы «Хочу все уметь», «Звездная галактика», «Патриот», «Зебренок» в начальных классах |
Учителя начальных классов |
4. |
Театр-студии, дидактические спектакли |
Учителя начальных классов, русского языка и литературы, МХК |
5. |
Программа «Азбука дорожной безопасности» |
Специалисты учреждения дополнительного образования( Дом детского творчества) |
6. |
Игра «Умники и умницы» для начальных классов |
Учителя начальных классов |
7. |
Программа подвижных игр на переменах «Вожатский карман» |
Педагог-организатор |
8. |
Предметные декады |
Учителя-предметники |
9. |
Программы по лего-конструирование |
Учителя начальных классов |
10. |
День талантливого ребенка(ДТР) |
Учителя-предметники |
11. |
Индивидуальные занятия с обучающимися |
Учителя-предметники |
12. |
Предметы по выбору с 5 класса |
Учителя-предметники |
13. |
Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня |
Учителя-предметники |
14. |
Акции и проекты в рамках Календаря образовательных событий |
Учителя-предметники |
15. |
Уроки нравственности |
Учителя русского языка и литературы, представители местного Свято-Троицкого храма |
16. |
Фестиваль учебных проектов по секциям «Слово», «Цифра», «Мастер», «Человек», «Природа» |
Учителя-предметники |
17. |
Программа профильной(языковой) смены лагеря дневного пребывания обучающихся |
Учителя-предметники(русского языка и литературы, физики, биологии, МХК) |
6. Результаты применения решения:
№ |
Показатель, единица измерения |
Значение показателя |
1 |
Число обучающихся, прошедших факультативы по развитию речетворческой деятельности(%) |
2017- 54% 2018- 65% 2019- 72% |
2 |
Количество участников внеклассных мероприятий, событий(%) |
100% |
3 |
Количество обучающихся – победителей, призеров олимпиад, конкурсов различного уровня(за 3 последних года в % ) |
2017- 45% 2018- 52% 2019-61%
|
4 |
Количество участников профильной(языковой смены) в лагере дневного пребывания |
2017-50 обучающихся 2018- 75 обучающихся 2019- 75 обучающихся 2020-76 обучающихся
|
Показатели эффективности применения решения:
Описание мер, обеспечивающих решение вопросов изучения русского языка как родного и как неродного |
Решение повышает уровень владения русским языком как родным через активное развитие навыков речетворчества в рамках профильных предметов, так и в школьной среде в целом. Эффект достигается благодаря внедрению в обучение по общеобразовательным предметам дополнительных форматов работы с текстами: сочинения-рассуждения, миниатюры и эссе; редактирование текста; комплексная работа с текстом (решение текстовых задач); составление синквейнов, кластеров, интеллект-карт; коммуникативные и игровые ситуации, речевые тренинги; использование эпиграфов, цитат из произведений художественной литературы в контексте изучаемого предмета; проекты, языковые рефлексии и др. Реализация обучающимися различных коммуникативных ролей в рамках интеллектуальных игр, олимпиад, факультативов, дискуссионной площадки, уроков нравственности, читательских конференций, фестивалей учебных проектов, профильных(языковых) летних смен.. |
7. Социальная значимость реализации
Описание мер, обеспечивающих привлечение внимание общественности к проблеме |
Организация научно-практических и читательских конференций, творческих вечеров; дидактических спектаклей, продвижение обучающихся школы для участия в региональных и межрегиональных олимпиадах, конкурсах, освещение деятельности школы в СМИ. |
Описание социального партнерства |
Объединение для реализации решения педагогов МАОУ «Викуловская СОШ№2» и учреждений дополнительного образования, местных СМИ; привлечение представителей РПЦ к проведению уроков нравственности, читательских конференций, специалистов ТюмГУ, ТОГИРРО для организации профильных(языковых) летних смен, речевых тренингов, практикумов как с педагогами, так и с обучающимися. |
8. Ресурсы, необходимые для внедрения решения в другой образовательной организации:
№ |
Перечень ресурсов |
Обоснование необходимости ресурсного обеспечения |
Повышение квалификации педагогов по теме «Языковое развитие личности в системе общего образования» |
Все педагоги школы несут образцы норм русского литературного языка, качественно обучают обучающихся культуре русской речи и грамотному ценностному прочтению как литературных произведений, так и текстов на всех предметах учебного плана. Методы, подходы в обучении речетворческой деятельности должны быть едиными в урочное и внеурочное время. |
9. Перспективы реализации решения:
Благодаря текстоцентричному подходу в обучении в урочное и внеурочное время, создается мотивационная образовательная среда, в которой дети повышают уровень языковых компетенций и приобщаются к национальной культуре. |
10.Список контактов – авторов решения:
№ |
Ответственный (ФИО, должность) |
Телефон, электронная почта |
|
Вальтерова Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Викуловская средняя общеобразовательная школа № 2» |
Моб. 89088704983 svalterova@bk.ru |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.