Описание педагогического опыта учителя начальных классов
Оценка 4.7

Описание педагогического опыта учителя начальных классов

Оценка 4.7
Документация
doc
классное руководство
1 кл
13.10.2020
Описание педагогического опыта учителя начальных классов
В этом материале представлено Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов. Тема " Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Описание опыта.doc

Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Лицей» р. п. Земетчино Черняевой Галины Викторовны.

Тема опыта: Здоровьесберегающие технологии  в начальной школе

 

1.Значимость и актуальность проблемы.

2. Цели и задачи педагогического опыта.

3. Описание опыта.

4. Внеклассная работа.

                      

1.  Значимость и актуальность проблемы

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические  заболевания – 15,9 до 17,3%.  Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

Образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.

2. Цели и задачи педагогического опыта

Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии  взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взимодействия.

Задачи:

§  Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

§  Пропаганда здорового образа жизни;

§  Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

§  Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

3.Описание опыта

 Учитель многое может. И если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими. какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми.                                                     С.М. Громбах.

Меня всегда волновал вопрос: Как мне нужно работать, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года показатели состояния здоровья детей? Изучив литературу, опыт работы других учителей, я решила, что именно здоровьесберегающие технологии  должны прийти мне на помощь.

Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед:  «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней:

§  недостаточная освещенность кабинета;

§  несоблюдение  детьми режима дня;

§  нерегулярное питание;

§  плохой воздух школьных помещений.

Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители сменили освещение (заменили лампы, приобрели жалюзи), наладили контроль за питанием в школьной столовой и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, дни здоровья, районные спортивные мероприятия), анкетировании, тестировании).

Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.

1.Интенсификация обучения.

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

 

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину  здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Я стараюсь проводить уроки, следуя следующим правилам:

1. Слежу за санитарно-гигиеническим состоянием класса (чистота, температура и свежесть воздуха, хорошее освещение).

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех  ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

§  умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

§  рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

3. Выстраиваю урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).

В состав упражнений для физкульминуток я включаю:

§  упражнения по формированию осанки,

§  укреплению зрения,

§  укреплению мышц рук,

§  отдых позвоночника,

§  упражнения для ног,

§  потягивание,

§  массаж груди, лица, рук, ног,

§  упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ,  поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети

4. Очень важен положительный эмоциональный фон урока, который зависит от доброжелательного тона учителя. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. А постоянная серьезность – признак психического нездоровья. Поэтому на своих уроках стараюсь делать психологическую разрядку.  

Огромное значение в организации деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников отводится методике преподавания. В своей работе я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести некоторые из них.

Личностно-ориентированная обучение. В центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности

Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

§  работа в группах,

§  работа в парах сменного состава,

§  деятельность с элементами соревнования,

§  взаимооценка,

§  ребенок-консультант и др.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

§  развитие внимания;

§  развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

§  развитие произвольных движений и самоконтроля;

§  развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

§  развитие мышления и речи. 

В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Активизируя  деятельность учащихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

§   урок-практикум;

§   урок-исследование;

§   урок - творческая мастерская;

§   урок-конкурс;

§   урок - творческая игра;

§   урок-путешествие;

§   урок-викторина.

Технология проблемного обучения. Внедряя данную технологию, разработала систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому языку, чтению, математике и природоведению, цель которых –  активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью  различных  методических приёмов. (Приложение)

Технология разноуровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей  и способностей учащихся. В работе использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделить внимание сильному.

Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.

Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.

Рефлексивное обучение. Вот некоторые приемы рефлексии,  которые я использую на уроках.

1.Самый простой вариант – показываю учащимся карточки с изображением лиц: веселого  и грустного.

Учащимся предлагаю  выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».

Стараюсь включать в содержательную часть урока материал, связанный со здоровьем и здоровым образом жизни. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.

На уроках окружающего мира: разговор о правильном питании школьника, составление режима дня, рисование плакатов на тему: «Шум здоровью вредит».

На уроках математики: задачи с познавательным содержанием. Например: Картофель, сваренный в кожуре,  сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. На сколько % больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С  и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

В своей работе использую технологию проектной деятельности.

В 3 классе в  течение года составлялись групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».

Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.

В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает  положительной для человека энергией; и другие.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. На уроках и на внеклассных мероприятиях применяю ИКТ. Использую не только готовые медиаресурсы, но и сама создаю презентации.

К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. Я являюсь заведующей учебным кабинетом.  В  нем хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам.

4. Внеклассная работа.

Но в наше время недостаточно быть только преподавателем предметником. Нужно быть и хорошим воспитателем. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся.

В течение 3 лет я веду кружок «Планета здоровья», на котором  рассматриваются темы здоровьесбережения, вопросы пропаганды здорового образа жизни.

Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

2. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов).

3. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).

4. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).

В воспитательной работе  сотрудничаю с районными организациями.

 

Таблица участия моих учеников в школьных и районных мероприятиях.

 

Название мероприятия

Результат

1.

Общешкольный праздник «День здоровья». Веселые старты.

1 место

2.

Праздник «День матери»

Повышение активности детей

3.

Районный конкурс «Веселые старты»

2 место. Грамота

4.

Праздник « Прощай, начальная школа!»

Повышение активности детей

5.

Школьный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященный встрече Нового года.

2 место Грамота

6.

Районные соревнования «Семейные веселые старты», проводимые в рамках социально – культурного марафона « От сердца к сердцу – добрые дела».

3 место Грамота

7.

Школьный концерт День учителя»

Повышение активности детей

8.

Праздник  «День защиты детей»

1 место в «Веселых стартах»

9.

Районные соревнования, проводимые в рамках областного смотра – фестиваля «Мои года – мое богатство».

2 место Грамота

 

Важным фактором, влияющим на формирование здорового образа жизни учащихся, является внеурочная деятельность.

Мои ученики активно посещают учреждения дополнительного образования.

Занятость учащихся во внеурочное время.

Параметры

1 класс

3 класс

4 класс

Всего уч-ся в классе

15

22

22

ФОК

4

8

10

ДМШ

5

3

3

Бассейн

2

5

6

ДДТ

3

4

3

 

Мои дети увлечены спортом. Наблюдается динамика роста результатов среднего балла по классу в спортивных состязаниях «Губернаторские тесты»: 3 класс – 4,1, 4 класс – 4,2.

Систематически провожу работу по  воспитанию гражданственности и патриотизма. Я провожу беседы, встречи с интересными людьми, ходим на экскурсии, принимаем участие в акциях памяти. В младшем школьном возрасте еще трудно переносить дальние поездки. Но, используя мультимедийные технологии, мы заочно побывали в Пензенской картинной галерее, совершили путешествие «Пройдись по Пензенскому краю». Я верю, что мои ученики  будут любить нашу Родину, хранить, беречь и преумножать то, что  создано руками их предков.

Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно- полезном труде, в субботниках.

В воспитательной системе класса я создаю позитивный морально – психологический климат, атмосферу творчества, доброжелательных отношений. С целью изучения психологических особенностей своих учеников провожу анкетирование, тестирование. По результатам анкетирования в классе повысился уровень школьной мотивации (Приложение)

Очень важный момент воспитательной работы – создание дружного детского коллектива.

Для установления благоприятного психологического климата  использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. По результатам анкетирования детей и родителей в классе установлен положительный психологический климат. (Приложение0.

 В целях активизации участия в школьных и районных мероприятиях, формирования гражданской позиции, развития самостоятельности, в классе создана игровая модель ученического самоуправления «Лучики». Ученический совет класса помогает мне планировать, организовывать и проводить мероприятия. Все это способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, формирует жизненную позицию.

У меня сложилась определенная система работы с родителями.

Я следую таким правилам: уважать, доверять, помогать, учиться, благодарить, объяснять, спрашивать.

Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за год до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. В течение года будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы.

В начале каждого учебного года провожу организационное родительское собрание, на котором мы совместно утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий, назначаем ответственных за их проведение. В работе с родителями использую различные психолого-педагогические методы: беседа, тестирование, анкетирование, индивидуальную работу. Родители активно посещают  собрания, участвуют в воспитательном процессе (проведение классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий).

В классе были дети из группы риска. Это дети из неполных семей. Эти ученики работали с психологом. Я следила за тем, чтобы они посещали учреждения дополнительного образования. В спортивных мероприятиях  в первую очередь предлагала поучаствовать именно им. Также привлекала их к участию во всех классных и общешкольных мероприятиях. Регулярно посещала  семьи этих учеников.


Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов

Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов

Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни

Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2020