Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Лицей» р. п. Земетчино Черняевой Галины Викторовны.
Тема опыта: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
1.Значимость и актуальность проблемы.
2. Цели и задачи педагогического опыта.
3. Описание опыта.
4. Внеклассная работа.
1. Значимость и актуальность проблемы
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.
Образовательный процесс постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения. Поэтому проблема здоровья детей, сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Он должен знакомить их с правилами сохранения здоровья, с основами здорового образа жизни.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
2. Цели и задачи педагогического опыта
Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взимодействия.
Задачи:
§ Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
§ Пропаганда здорового образа жизни;
§ Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
§ Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
3.Описание опыта
Учитель многое может. И если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими. какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми. С.М. Громбах.
Меня всегда волновал вопрос: Как мне нужно работать, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года показатели состояния здоровья детей? Изучив литературу, опыт работы других учителей, я решила, что именно здоровьесберегающие технологии должны прийти мне на помощь.
Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих учеников провела цикл бесед: «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней:
§ недостаточная освещенность кабинета;
§ несоблюдение детьми режима дня;
§ нерегулярное питание;
§ плохой воздух школьных помещений.
Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Родители сменили освещение (заменили лампы, приобрели жалюзи), наладили контроль за питанием в школьной столовой и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, дни здоровья, районные спортивные мероприятия), анкетировании, тестировании).
Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.
1.Интенсификация обучения.
2.Снижение двигательной активности.
3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.
4.Нарушение зрения и осанки.
5.Ухудшение нервно-психического здоровья.
Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов. То есть, использовать здоровьесберегающие технологии. Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Я стараюсь проводить уроки, следуя следующим правилам:
1. Слежу за санитарно-гигиеническим состоянием класса (чистота, температура и свежесть воздуха, хорошее освещение).
2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:
-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
§ умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
§ рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).
3. Выстраиваю урок в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).
В состав упражнений для физкульминуток я включаю:
§ упражнения по формированию осанки,
§ укреплению зрения,
§ укреплению мышц рук,
§ отдых позвоночника,
§ упражнения для ног,
§ потягивание,
§ массаж груди, лица, рук, ног,
§ упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети
4. Очень важен положительный эмоциональный фон урока, который зависит от доброжелательного тона учителя. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. А постоянная серьезность – признак психического нездоровья. Поэтому на своих уроках стараюсь делать психологическую разрядку.
Огромное значение в организации деятельности учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников отводится методике преподавания. В своей работе я применяю образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести некоторые из них.
Личностно-ориентированная обучение. В центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараюсь обеспечить комфортные условия. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
§ работа в группах,
§ работа в парах сменного состава,
§ деятельность с элементами соревнования,
§ взаимооценка,
§ ребенок-консультант и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :
§ развитие внимания;
§ развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
§ развитие произвольных движений и самоконтроля;
§ развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
§ развитие мышления и речи.
В 1-2 классах я часто применяю сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:
§ урок-практикум;
§ урок-исследование;
§ урок - творческая мастерская;
§ урок-конкурс;
§ урок - творческая игра;
§ урок-путешествие;
§ урок-викторина.
Технология проблемного обучения. Внедряя данную технологию, разработала систему проблемных вопросов, задач и заданий по русскому языку, чтению, математике и природоведению, цель которых – активизировать мыслительные процессы учащихся, стимулировать их самостоятельную учебную деятельность.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью различных методических приёмов. (Приложение)
Технология разноуровневой дифференциации обучения. Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В работе использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Так появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделить внимание сильному.
Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий.
Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.
Рефлексивное обучение. Вот некоторые приемы рефлексии, которые я использую на уроках.
1.Самый простой вариант – показываю учащимся карточки с изображением лиц: веселого и грустного.
Учащимся предлагаю выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, – голубой».
Стараюсь включать в содержательную часть урока материал, связанный со здоровьем и здоровым образом жизни. На уроках русского языка это может быть запись с комментированием пословиц и поговорок о здоровье. Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров – берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду – и денег добуду.
На уроках окружающего мира: разговор о правильном питании школьника, составление режима дня, рисование плакатов на тему: «Шум здоровью вредит».
На уроках математики: задачи с познавательным содержанием. Например: Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. На сколько % больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?
- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.
В своей работе использую технологию проектной деятельности.
В 3 классе в течение года составлялись групповые мини-проекты на тему «Сохранение здоровья».
Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы. Сбор информации фиксировался учениками в черновом варианте на рабочем листе, составленному мной для индивидуальной работы ученика во внеурочное время.
В 4 классе уроки проектной деятельности посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. В результате был составлен содержательный определитель полезных комнатных растений под названием «Сад на подоконнике. Красота или польза?». Кроме того каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. На уроках и на внеклассных мероприятиях применяю ИКТ. Использую не только готовые медиаресурсы, но и сама создаю презентации.
К урокам готовлю наглядные пособия, раздаточный материал. Помогают мне в этом и дети, и родители. Я являюсь заведующей учебным кабинетом. В нем хранится демонстрационный и дидактический материал для уроков по предметам.
4. Внеклассная работа.
Но в наше время недостаточно быть только преподавателем предметником. Нужно быть и хорошим воспитателем. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся.
В течение 3 лет я веду кружок «Планета здоровья», на котором рассматриваются темы здоровьесбережения, вопросы пропаганды здорового образа жизни.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний, в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).
2. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов).
3. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
4. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
В воспитательной работе сотрудничаю с районными организациями.
Таблица участия моих учеников в школьных и районных мероприятиях.
№ |
Название мероприятия |
Результат |
1. |
Общешкольный праздник «День здоровья». Веселые старты. |
1 место |
2. |
Праздник «День матери» |
Повышение активности детей |
3. |
Районный конкурс «Веселые старты» |
2 место. Грамота |
4. |
Праздник « Прощай, начальная школа!» |
Повышение активности детей |
5. |
Школьный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», посвященный встрече Нового года. |
2 место Грамота |
6. |
Районные соревнования «Семейные веселые старты», проводимые в рамках социально – культурного марафона « От сердца к сердцу – добрые дела». |
3 место Грамота |
7. |
Школьный концерт День учителя» |
Повышение активности детей |
8. |
Праздник «День защиты детей» |
1 место в «Веселых стартах» |
9. |
Районные соревнования, проводимые в рамках областного смотра – фестиваля «Мои года – мое богатство». |
2 место Грамота |
Важным фактором, влияющим на формирование здорового образа жизни учащихся, является внеурочная деятельность.
Мои ученики активно посещают учреждения дополнительного образования.
Занятость учащихся во внеурочное время.
Параметры |
1 класс |
3 класс |
4 класс |
Всего уч-ся в классе |
15 |
22 |
22 |
ФОК |
4 |
8 |
10 |
ДМШ |
5 |
3 |
3 |
Бассейн |
2 |
5 |
6 |
ДДТ |
3 |
4 |
3 |
Мои дети увлечены спортом. Наблюдается динамика роста результатов среднего балла по классу в спортивных состязаниях «Губернаторские тесты»: 3 класс – 4,1, 4 класс – 4,2.
Систематически провожу работу по воспитанию гражданственности и патриотизма. Я провожу беседы, встречи с интересными людьми, ходим на экскурсии, принимаем участие в акциях памяти. В младшем школьном возрасте еще трудно переносить дальние поездки. Но, используя мультимедийные технологии, мы заочно побывали в Пензенской картинной галерее, совершили путешествие «Пройдись по Пензенскому краю». Я верю, что мои ученики будут любить нашу Родину, хранить, беречь и преумножать то, что создано руками их предков.
Мои дети любят трудиться, поэтому мы принимаем самое активное участие в общественно- полезном труде, в субботниках.
В воспитательной системе класса я создаю позитивный морально – психологический климат, атмосферу творчества, доброжелательных отношений. С целью изучения психологических особенностей своих учеников провожу анкетирование, тестирование. По результатам анкетирования в классе повысился уровень школьной мотивации (Приложение)
Очень важный момент воспитательной работы – создание дружного детского коллектива.
Для установления благоприятного психологического климата использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. По результатам анкетирования детей и родителей в классе установлен положительный психологический климат. (Приложение0.
В целях активизации участия в школьных и районных мероприятиях, формирования гражданской позиции, развития самостоятельности, в классе создана игровая модель ученического самоуправления «Лучики». Ученический совет класса помогает мне планировать, организовывать и проводить мероприятия. Все это способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, формирует жизненную позицию.
У меня сложилась определенная система работы с родителями.
Я следую таким правилам: уважать, доверять, помогать, учиться, благодарить, объяснять, спрашивать.
Задолго знакомлюсь с родителями будущих первоклассников. Провожу первое родительское собрание за год до поступления в школу, на котором рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Каждый родитель получает памятку, в которой указано, какие школьные принадлежности потребуются первокласснику к началу учебы. В течение года будущие школьники проходят подготовительный период. В это время ближе знакомлюсь с родителями, стараюсь ответить на их многочисленные вопросы, даю практические советы.
В начале каждого учебного года провожу организационное родительское собрание, на котором мы совместно утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий, назначаем ответственных за их проведение. В работе с родителями использую различные психолого-педагогические методы: беседа, тестирование, анкетирование, индивидуальную работу. Родители активно посещают собрания, участвуют в воспитательном процессе (проведение классных часов, внеклассных мероприятий, экскурсий).
В классе были дети из группы риска. Это дети из неполных семей. Эти ученики работали с психологом. Я следила за тем, чтобы они посещали учреждения дополнительного образования. В спортивных мероприятиях в первую очередь предлагала поучаствовать именно им. Также привлекала их к участию во всех классных и общешкольных мероприятиях. Регулярно посещала семьи этих учеников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.