Модель здоровьесберегающей школы на примере деятельности школы – интерната для обучающихся с ОВЗ п. Светлополянска
КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска Верхнекамского района открыта 12 января 1995 года на базе детского сада № 1 и № 2 посёлка Светлополянск, как муниципальная специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида. С 1 января 2016 года школа – интернат становится государственным образовательным учреждением для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная масса обучающихся из Верхнекамского и Омутнинского районов Кировской области.
В настоящее время в учреждении получают образование 104 обучающихся. Среди них обучающиеся с различной степенью умственной отсталости, с Синдромом Дауна, с расстройствами аутистического спектра и другими серьезными сопутствующими заболеваниями. Количество классов в школе – интернает – 9, интернатных групп для проживающих детей - 9.
В учреждении реализуются адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с УО (ИН), вариант I и II, с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Для создания в школе здоровьесберегающей среды, администрацией и педагогическим коллективом были выполнены определенные условия: внесены дополнения и изменения в нормативную базу образовательного учреждения, в программу развития на 2019 – 2024г. г., закрепляющие права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья; организовано учебно-методическое обеспечение.
Учреждение работает в круглосуточном режиме, обеспечивая полную занятость обучающихся в течение дня. Работа школы - интерната способствует защите детей от перегрузок, обеспечивает сочетание обучения, труда и отдыха.
Наличие в ОО здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через:
1. Здоровьесберегающий режим дня:
- последовательность уроков определяется школьным расписанием, вся внеклассная работа – режимом работы школы. Продолжительность урока – 40 минут, после второго урока перемена 20 минут, большая перемена – 40 минут, маленькие по 10 минут, 1 класс – ступенчатый режим обучения;
- режим дня и организация учебно-воспитательного процесса обучающихся учреждения строятся с учетом особенностей учебно-воспитательной, оздоровительной работы;
- последовательность занятий в течение дня, их распределение по дням недели устанавливается расписанием занятий и графиками, утвержденными директором;
- специальной формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (1-9 кл.), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах и ЛФК;
- предотвращение перегрузок, объем учебной нагрузки по предметам, рациональное расписание уроков;
- для снятия напряжения во время уроков используются динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения.
2.Программа коррекционных занятий направлена на коррекцию психических процессов обучающихся, основанных на принципах постепенного развития. На эти занятия отводятся часы, и в первую, и во вторую половину дня. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных нарушений, а занятия ЛФК - в соответствии с медицинскими показаниями, продолжительность занятий 15-25 минут.
3. В школе созданы оптимальные санитарно-гигиенические условия: регулярно проводится проветривание, влажная уборка учебных кабинетов и коридоров школы, ведется контроль за воздушно-тепловым режимом в школьном здании, обеспечивается освещение (в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-15), в чистоте содержится пришкольный участок. Все учебные кабинеты в соответствии с СанПиН оснащены учебной мебелью. Для качественного проведения уроков физкультуры и спортивно-кружковой работы в школе оборудованы спортивная площадка и спортивный зал, зал ЛФК. Для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в ОУ имеется лицензированный медицинский кабинет, где есть все необходимые медикаменты и приборы для оказания помощи обучающимся (лицензия на медицинскую деятельность № ЛО – 43-01-002321 от 25.05.2016 г.). В штатном расписании прописаны 1,5 ставки медицинского работника.
4. В КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска организована внеурочная деятельность, направленная на формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни; применены способы укрепления физического здоровья воспитанников в процессе обучения; использованы в учебном процессе здоровьесберегающие технологии; организовано рациональное и сбалансированное питание; создана система мониторинга здоровья и физического развития обучающихся, проходят исследования факторов риска заболеваемости.
Ресурсы, которыми располагает КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска Верхнекамского района.
Кадровые:
одним из основных условий получения положительного результата работы учреждения является обеспеченность педагогическими кадрами и высокая профессиональная компетентность педагогических работников. Из 35 педагогов: с высшим профессиональным образованием 23, специальным дефектологическим – 28, имеют высшую квалификационную категорию – 6, I квалификационную категорию – 15. Разботаны задачи при работе с кадрами:
- наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися (медицинский работник, учитель физической культуры, педагог-психолог, педагоги ОУ);
- сформированность культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
За последние годы в школе сложился крепкий, сплоченный коллектив, постоянно повышающий свой педагогический, методический и профессиональный уровень.
Материально-технические:
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям СанПиН, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся воспитанников;
- оснащение учебных кабинетов, комнаты отдыха, спортивных и игровых площадок, физкультурного зала, зала ЛФК, сенсорной и бытовой комнат необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
- оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского работника оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи.
Информационные:
- в библиотеке достаточный фонд учебной и методической литературы;
- имеется подключение к сети Интернет через ОАО «Ростелеком»;
- создаётся медиа - видеотека;
-реализуется автоматизированная информационно-аналитическая система АРМ «Директор», локальная сеть, «Школа цифрового века».
Организационные (управленческие):
- аттестованная административная команда, 100 % прохождения курсов повышения квалификации педагогических кадров, наличие лицензии, государственной аккредитации школы, наличие программы развития до 2024 года.
Методические:
для успешной организации здоровьесберегающей среды в учебном учреждении реализуется «Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» по ступеням. Программа и организация работы по её реализации составлена в соответствии с ФГОС УО (ИН), с учётом реального состояния здоровья детей и факторов риска, оказывающих существенное влияние на здоровье обучающихся, осуществляется средствами урочной и внеурочной деятельности. Система обучения формирует установку обучающихся на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы в программе. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической культурой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного, духовного здоровья и активным отдыхом.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.
Основные направления, формы реализации программы:
1. создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры общеобразовательной организации.
2. реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности.
3. реализация программы формирования экологической культуры и здорового образа жизни во внеурочной деятельности.
4. работа с родителями (законными представителями).
5. просветительская и методическая работа со специалистами общеобразовательной организации.
Задачи программы:
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
-… Пропаганда здорового образа жизни, формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы…
Формирование безопасного образа жизни.
- …Формирование умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях…
Формирование экологической культуры .
- …Формирование опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, способствующей здоровому образу жизни, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе…
В основу Программы положены принципы:
- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
- учет возрастных особенностей обучающихся;
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
- обеспечение мотивации образовательной деятельности;
- построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
- рациональная организация двигательной активности;
- обеспечение адекватного восстановления сил.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
В КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска Верхнекамского района предусмотрено:
- полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, оздоровительной физкультуре и т.д);
- рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
- организация занятий по лечебной физкультуре;
- организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организация работы внеурочной деятельности (спортивные игры, спортивный час) и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, предметной недели здоровья, соревнований, турниров и т. п.).
- проведение просветительской работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т.п.).
- проведение просветительской работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение квалификации работников общеобразовательной организации и повышение уровня их знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение просветительской работы с родителями, направленной на повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
Основные результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения детей. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения (Приложение). Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Формирование ЗОЖ у детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.