Описание и анализ педагогических (образовательных) технологий
1) Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, основные направления модернизации учебно- воспитательного процесса или характерную региональную ситуацию.
Свои мировоззренческие идеи педагоги свободного воспитания также черпали из философского течения экзистенциализма, которое возникло накануне Первой мировой войны. В частности, из доктрин таких авторитетных философов, как Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др., суть которых заключалась в том, что человек должен поверить в себя, в свои силы и творить себя сам. Это самосозидание, происходящее в постоянно возникающих жизненных ситуациях, когда приходится осуществлять выбор и принимать решения, должно опираться на основополагающие для человеческого существования категории - любовь, терпение, помощь, доброту и доверие. Данное воззрение базируется на положении, что каждому человеку присущ свой уникальный путь развития, в силу чего он полностью ответственен за свою собственную судьбу. Для экзистенциалистов фундаментальным фактом существования является свобода выбора своей судьбы, себя самого и нести за это ответственность. Педагоги-практики свободного воспитания, исходя из философских воззрений, проповедующих идею свободы, призывают своих последователей любить ребенка не как себя, а как его, со всеми его достоинствами и недостатками. Следуя идеям экзистенциалистов, надо, по сути, буквально и основательным образом учиться вместе со своими воспитанниками, каждый раз, по сути, заново решая проблему содействия развитию уникальной личности каждого ученика.
2) Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией.
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения;
цели обучения - общие и конкретные;
содержание учебного материала;
в) процессуальная часть - технологический процесс;
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности школьников;
методы и формы работы учителя;
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Классификация педагогических технологий
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
• По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные,
антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
• По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.
• По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
3) Целевые ориентации технологии.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
4) Концептуальная основа педагогической технологии (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующие ее пониманию, трактовке ее функционирования).
Центральной в философии Сократа была идея самопознания и самосовершенствования личности. Он рассматривал воспитание как способ организации самопознания учащихся, как средство, которое способствует побуждению их активности. При этом Сократ указывал на то, что участники педагогического процесса должны быть равноправными партерами: «Я, никогда не был ничьим учителем, но если кто имел охоту слушать мои разговоры и отдавался моим занятиям, я никогда не препятствовал ему в этом, будь он юноша или старик»
Педагоги XIV-XVI веков внимание акцентировали на интересах и способностях учащихся, стремились опереться на присущие им активность и любознательность, пытаясь преодолеть схоластику и авторитаризм, которые являлись характеристиками того времени. Руссо и Толстой одинаково объясняют свободу – «ребенок уже свободен, свободен от природы, его свобода есть готовый факт, только заглушенный другим таким же фактом произвольного человеческого принуждения».
Воспитание призвано сформировать целостную личность: стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);открытую для восприятия нового опыта; способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Не столько знания, сколько способности. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия.
5) Содержание УВП
Задачи и содержание. Оно органически включается в УВП, продолжая начатую педагогом работу на уроках. Этим проверяется связь обучения и воспитания.
Актуальность мероприятия:
Соответствие его содержания интересам, запросам и потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;
Обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;
Направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.
Преемственность содержания мероприятия с другими в системе работы учителя.
Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму.
Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего.
Краткость подготовительного периода (воспитывает не только само мероприятие, но и подготовка к нему), при этом важно, чтобы затраченное время было целесообразным, а самовыражение и активность – более полными.
Удовлетворенность школьников проведенным мероприятием. Об удовлетворенности школьников можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.
Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность запланированных событий, его органическая этапность, свобода проявления чувств, переживаний учащихся, их самостоятельность, инициатива.
Самооценка учителем качества и результатов ВВМ. Объективность самооценки.
Основные принципы системы:
- доверие к детям,
- учение без принуждения,
- воспитание без наказаний,
- сотрудничество детей и взрослых,
- творческий труд и нравственная свобода,
- возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
- принятие ответственности за свой выбор.
6) Процессуальная характеристика (методические особенности).
Особенности методики
• Педагогика отношений, а не требований.
• Метод погружения, «эпохальная» методика.
• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).
• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.
• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).
• Коллективное познавательное творчество на уроке.
• Обучение самостоятельности, самоконтролю.
• Много игры (учеба должна приносить радость).
• Отрицание отметки (не существуют).
Позиция ученика.
- Ребенок в центре педагогической системы.
- Право выбора всего: от формы урока до его плана.
- Право ребенка на ошибки.
- Свобода выбора.
- Право на свободный творческий поиск.
- Отношения ответственной зависимости с коллективом.
Позиция учителя.
- Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.
- Учитель - старший товарищ.
- С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
- Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.
- Ожидание созревания сил, заложенных природой.
- Не говорить ребенку «нет», «нельзя».
- Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).
- Не ставить плохих отметок.
- Не оставлять на второй год.
- Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).
По категории обучаемых: все категории, без селекции
Должны доминировать установки на самодисциплину, на такую строгость, которая заключалась бы в ласке и любви, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились».
7) Программно – методическое обеспечение.
Основными являются - игра + диалог + творчество. При использовании технологии свободного обучения могут применяться все программно - методические обеспечения. Всё будет зависеть лишь от формы проведения занятия, места и какой цели мы должны достигнуть.
8) Выполнение критериев технологичности
Концептуальность технологии свободного воспитания, как умышленное формирование людей по известным образцам - неплодотворно, незаконно, невозможно;
В технологии свободного воспитания системности бывают самых различных видов, но единой системности не существует.
В настоящее время технология свободного воспитания воспроизводится лишь частично, современная система образования не позволяет применять её полноценно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.