зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности.
методы и приемы.docx
Описание методов и приемов воспитания и обучения
Распространенной является классификация методов обучения по источнику
получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы источником знания является устное или печатное слово:
рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;
б) наглядные методы источником знаний являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц,
картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;
в) игровые методы позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей
деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют
обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения,
выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.
1. Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических
способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На
что похоже?»
2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности —
составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета,
подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).
3. Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает
установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма
заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми
остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой
созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и
слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог
спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим
сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.
5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных
образов.
6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения
представлений детей о портрете
7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует
развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
8. Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы
вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить
сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.
9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть
репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно
использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего
дошкольного возраста;
10. Настольнопечатные игры для развития умений различать, сравнивать
узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета»,
разнообразные пазлы. 11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка
подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное
произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании
музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции
детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию
музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)
12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на
месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание
событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоциональноличностное
отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными
ассоциациями необходимо использовать рассказобразец личностного отношения педагога
к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».
13. Прием «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в
описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.
14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении
картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.
15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно
показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в
зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на
картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О
чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а
отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека
(предмета) именно такой величины?»; г) «Какой былабы картина, если (убрать,
добавить)».
16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.
Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому
на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет
картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими
красками, на каком фоне?
– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить
именно это как самое красивое?
17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи
постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного
жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного
колористического решения.
Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету,
композиции, выделяя лишь один признак.
18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо
использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь
к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём
картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник
это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».
19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка
рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше,
интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже»,
Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых
был бы созвучен теме картины.
20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.
21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически
привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии,
заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов
росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды
(кукольного уголка).
22. Создание ситуации упражняемости, для чего в уголке творчества следует
предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его
частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте
«полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации,
заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» — художественный
материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых
пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации,
конструирования.
23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с
детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П.
Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только
рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните
по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному
изобразил…».
24. Тактильночувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей,
пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное
состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.
25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта,
развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных
эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества
необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных
цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур,
линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного
размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.
26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём
колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания
или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в
настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?
Подбери палитру (найди цвета);
27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно
превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?»,
«Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных
детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к
рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных
нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль,
песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в
лепке (цветное тесто, влажная вата)
Описание методов и приемов воспитания и обучения
Описание методов и приемов воспитания и обучения
Описание методов и приемов воспитания и обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.