Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
29.10.2017
Представленный опыт работы посвящен вопросу экологического воспитания младших школьников. Использование в практике образовательного процесса элементов театральной педагогики (игровые упражнения, задания, тренинги, этюды, театрализованные сказки) на уроках литературного чтения, риторики, окружающего мира и во внеурочной деятельности является эффективным и уникальным средством воспитания у современных школьников «экологической культуры».Печатная разработка. Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики".
Экологическое воспитание через ЭТП.docx
МБ ОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Ельцова
Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов Новоильинский район, 2017 год
Представленный опыт работы посвящен вопросу экологического воспитания
младших школьников. Использование в практике образовательного процесса
элементов театральной педагогики (игровые упражнения, задания, тренинги,
этюды, театрализованные сказки) на уроках литературного чтения, риторики,
окружающего мира и во внеурочной деятельности является эффективным и
1 уникальным средством воспитания у современных школьников «экологической
культуры».
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...3
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ………………………………………………...5
2.1. Актуальность педагогического опыта………………………………….....5
2.2. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта………………………………………………………....................................6
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….…….…………..18
2 1. ВВЕДЕНИЕ
«У природы всего четыре больших
декорации – времена года, вечно одни
и те же актеры – солнце, луна и прочие
светила, зато она меняет зрителей,
отправляя их в иной мир».
/французский писательпублицист
Ривароль Антуан /
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной
нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение
людей к окружающему миру. Чтобы выжить, человечество должно научиться
жить на Земле по новому, решение этой задачи возможно при условии
формирования нового мышления – экологического воспитания экологической
культуры личности. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов
друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология
это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек – не главное
действующее лицо, а особая, разумная, но все же, только часть природы.
Необходимо помочь осознать реальное положение человека, как биологического
вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.
Осознанный контакт с естественной окружающей средой начинается со
школьного возраста. Именно тогда закладывается начало экологической
культуры личности, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и
3 социуме, накапливает представление о разных формах жизни, формируется
основа экологического мышления, сознание и культура.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача
экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях
сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете.
Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на
окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира
природы является одной из основных в воспитании экологической культуры
детей в начальной школе. Они особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому
активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается.
Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по
отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы
зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все
усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость
(например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил
зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий
мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем чтото новое для себя,
чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к
истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности,
т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут
рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной
жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что
происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди
людей, любить и понимать природу.
«Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая
большая ценность на Земле жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое
4 живое существо, независимо от его значения для человека. Ценна любая
культура, вера, любой народ». (Из Хартии Земли)
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
2.1. Актуальность педагогического опыта
Человек познает мир на протяжении всей жизни. Самый важный период
этого понимания учеба в школе, когда закладываются основы наук, на базе
которых в сознании человека выстраивается научная картина мира. От этого в
дальнейшем будут зависеть характер взглядов и убеждений человека, его
миропонимание и поступки. Вот почему учителю отводится ответственная роль
стать проводником нового мышления экологического.
Экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важная
проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и
экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и
человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. А это, как
нельзя лучше, формируется через театральные игровые ситуации, театральную
игровую деятельность.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое
явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению
Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в
нем, чем следы действительной жизни.
Театрализованная деятельность в урочное и неурочное время выполняет
одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Театрализованная деятельность одна из нетрадиционных форм экологического
5 образования и воспитания детей младшего школьного возраста, которая
предоставляет большие возможности воспитания у школьников любви и
законы и
уважения к природе,
особенности. Нетрадиционных…, потому что проблемы окружающей среды дети
учит понимать природу,
ее
раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с
включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное
отношение к природе.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир,
становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика
театрализованных игр может быть разнообразной.
Освоение экологических знаний осуществляется через специальный подбор
литературного материала – сказки и рассказы о животных, о природе, о
временах года. Все это позволяет закреплять и расширять у детей знания об
окружающем мире, освоенные в рамках комплексных программ. Чтение
литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок на
занятиях театрального кружка, на уроках литературного чтения, окружающего
мира служат могучим средством в экологическом воспитании детей и
способствуют формированию первых очень важных понятий о единстве
человека и природы, помогают развить творческое воображение и фантазию,
дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом
человеке, воспитывают экокультуру человека…
В. А. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна
лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
2.2. Описание основных элементов представляемого педагогического
опыта
6 Предлагаю вашему вниманию несколько примеров использования
элементов театральной педагогики для формирования знаний о природе,
природных явлениях, растительном и животном мире, прошедших успешную
апробацию на практике и вошедших в мою систему работы.
Одной из ведущих целей обучения литературному чтению, окружающему
миру это не только умение читать, но и произносить информационный текст в
учебниках с выражением, т.е. передавать интонацию, эмоции действующих
героев произведения, отношения к содержанию научных статей. Умение
сопоставлять зрительный образ с интонацией голоса помогают задания,
представленные на /Рис. 2,3,4,5/. Обучающиеся используют данные задания для
чтения предложений с разной интонацией. Это упражнение помогает
сформировать у них навык выразительного чтения для правильного восприятия
любой информации:
Рис. 2 Карточка 1 «Уходи, мороз косматый…»
Рис. 3 Карточка 2 «А подснежники цветут, мир собою радуют…»
Рис. 4 – Карточка 3 «Солнце ласково смеется, смотрит ярче, горячей…
7 Рис. 5 – Карточка 4 «Плывут в страну далекую седые облака…»
Научить детей читать стихи! Ох, нелегкое это дело! А если это
получиться у твоих учеников, то это значит, что пробудил и взрастил учитель в
ребенке чувство прекрасного и радости бытия. Научил их сопереживать и
размышлять.
Уроки поэзии учат слышать музыку стихотворения, лучше
понимать окружающий мир. Вот тут и помогает сама музыка, которая создает
обстановку лирического настроения. Под музыку дети представляют и шелест
листопада, стук дождя, пение птиц, снежную вьюгу, трескучий мороз. Все эти
образы учащиеся запечатлевают на своих рисунках, затем показывают свои
иллюстрации и озвучивают их стихами.
Но иногда музыку можно заменить предметом и чтение стихов
становиться тоже интересным, ярким и эмоциональным: накинув на себя
теплую шаль, учитель читает стихи о снежной вьюге, о трескучем морозе.
Передаст платок ученику, и он почувствует, как, в самом деле, холодно в
мороз без этого платка.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
(А. Фет)
Прочитать о каплях дождя можно с раскрытым зонтиком, чем не
яркое представление о силе дождя и влажной погоде:
Вот пробилось изза тучи
8 Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
(Ф. Тютчев)
А ведь можно задействовать и запахи …
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом. (А. Блок)
В своей практике я использую ряд упражнений для подготовки ролевой
игры. «Разогревающие» упражнения пантомимического характера:
– представьте, что вы пробираетесь по джунглям;
– покажите классу, как вы пытаетесь перейти через ручей;
– покажите классу, какое животное вы бы хотели иметь дома;
–покажите классу, что вы чувствуете, когда обнаруживаете чтото
удивительное в траве…
Далее усложняю ситуацию и прошу ребят “превратиться” в то животное,
которое они показывали, и рассказать о нем или рассказать о том, что они
увидели в траве…
На занятиях театрального кружка через тренинги ребята показывают своё
отношение к окружающему миру, приобретённый опыт на основе своих
наблюдений за растительным и животным миром.
9 ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
1. Ходим, как динозавры
2. Летаем, как мотыльки
3. Ходим, как большие, неуклюжие животные
4. Превращаемся в мелких зверюшек
5. Неуклюжие животные передвигаются с мелкой добычей…
ПЛАСТИКОАРТИСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА»
1. Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите на полянке.
Руки, голову, ноги пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…
2. Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и
потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают
задние и передние лапы
3. Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки
4. Крадемся, как тигры в тростнике за добычей
5. Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке
6. Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею
7. Ползем, как крокодилы за добычей
8. Идем, как больные черепахи…
УПРАЖНЕНИЯ «СКУЛЬПТУРА» ИЛИ «ФОТОГРАФИЯ»
Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой –
скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и
фиксирует форму.
Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и
подвигаться в логике слепленного существа. Потом они меняются ролями.
10 «ПОХОДКИ И ПОВАДКИ»
Показать различных животных: медведя, лисы, волка, зайца, ежа, змеи…
«НЕВИДИМЫЕ ТЯЖЕСТИ И ПРЕДМЕТЫ»
1) поднимаем, передвигаем, передаём двумя руками:
большой камень, хворост для костра, больную птицу, веточку
сирени…
2) бросаем: камень (куда? попал ли?), слепленный снежок, камешки по
воде…
3) собираем: ягоду в лукошко, грибы в корзинку, осенние листья, росу в
ладошку, снег в большой ком…
РИТМИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Дети сидят в полукруге, ведущий – перед кругом, лицом к группе (первое
время в роли ведущего – учитель). Хлопками, ударами или метрономом задается
простой ритм: падающих снежинок, ритм капающей воды, ритм падающего
града. Дети слушают, потом повторяют все вместе, один в один хлопок, как
один человек, чтобы не было «гороха»…
«ФАНТАСТИЧЕСКИЙ КОНЕЦ»
Группа детей должна вести себя соответственно, если вдруг: дверь открывается
и заходит:
– зеленый крокодил на задних лапах…
– в окошко стучится голубь…
– (дальше по одному) из кармана вдруг выскочила крохотная обезьянка…
– неожиданно в карманах чтото сильно щекотит, что это?
– ты вдруг глотаешь червяка, и он шевелится внутри…
– предлагаю детям придумать свою фантазию…
11 УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕРЫ В РАЗНЫЕ
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА В ПОЛУКРУГЕ
1. Трогаем, гладим воображаемого котенка, ежика, скользкую рыбу;
– воду в реке, в море, гладкий мрамор, лед;
– манную кашу, клей, костер.
2. Сидим на холодном камне; на раскаленных углях; на мокрой тряпке; на чем
то мягком, на горячей плите…
3. Лежим в своей уютной кроватке, на голой земле, в высокой мягкой траве.
4. Едем в поезде, в машине, на велосипеде, скачем на лошади.
5. Передаем друг другу невидимый предмет. Его надо загадать, поиграть с ним
или повзаимодействовать, чтобы стало понятно, что это такое, передать
следующему. Первое время я сама загадываю предмет, пока дети не войдут во
вкус. Остается только следить за тем, чтобы в общении с предметом была
логика развития: котенок, которого уже все перегладили, вряд ли будет себя
спокойно чувствовать…
6. Прыгаем, как кузнечики, лягушки, козлики, вороны.
7. Представьте себе и измените чтонибудь в своей позе (хотя чаще пользуюсь
словом «позиция»), если:
– Ночь, зима, холодно, темно, вы на даче одни, не можете уснуть. Вдруг –
шаги…
– Весна, солнечный день, поют птички, вы играете под кустом сирени… И вдруг
видите недалеко брошенного щенка…
– Поздняя осень, утро выходного дня, вы в неважном настроении подходите к
окну, а там – первый снег!
– Вечер, лето, тишина, аромат цветов, вы у речки – вдруг сильный запах гари!..
УПРАЖНЕНИЕ «ИЗ ЗЕРНА – В ЦВЕТОК»
12 Дети, свернувшись комочками, лежат на полу и действуют в связи с моими
указаниями: «Вы – маленькое, почти незаметное зернышко цветка – какого,
каждый из вас знает, а мы узнаем весной. Мы вас сейчас даже не видим, ведь вы
– в земле, вы спите, потому что сейчас – зима. Но вот солнышко начинает
пригревать, вам тепло и приятно и вы уже не сжаты в комочек от холода, вы
можете чуть распрямиться, почувствовать теплую землю и начинать искать, где
лучше пробиться ростку. Вдруг вы почувствовали, что на вас течет влага, вы
жадно пьете ее, набухаете, толстеете, и маленький, острый росток пробивает
оболочку зерна. Росток начинает быстро расти, когда его греет солнышко, а
когда ночь – он спит. Опять пригрело солнце, опять увеличивается росток. Он
уже вытянулся во весь рост и начинает готовиться к созреванию бутона. Вот
бутон вырос, созрел, набух и лопается! И красивый, яркий цветок медленно
распускается, открывает себя миру, чтобы порадовать, украсить эту жизнь! Вот
здесь мы увидим, кто какой цветок нафантазировал! …Налетает ветер и рвет,
наклоняет цветочек, и вдруг отрывает один лепесток, другой, третий… Все
лепестки облетели и остается цветочек без лепестков! Он торопится скорей
приготовить семена, пьет проливающийся дождь, разбрасывает вокруг свои
семена, чтобы на следующий год снова украсить своими детьми всю землю
вокруг. Наступает осень, цветочек вянет, ломается, но он знает, что он не умер,
что в следующем году все семена снова прорастут, и тихо засыпает…
СТИХОТВОРЕНИЕМИНИСЦЕНКА
«Брусничка»
Педагог: Брусничка возле пня всем сказала:
Брусничка: Нет меня!
Педагог: Оглянулась и потом притаилась под листом. Солнца луч ее нашел,
Закричал:
Луч: Нехорошо!
13 Обманула! Айайай! Эй, брусничка, вылезай!
Педагог: Покраснела ягода и сказала:
Брусничка: Ябеда!
(Дети разучивают минисценку в парах).
Педагог предлагает детям отгадать загадку.
Мы — лесные жители, мудрые строители,
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
Догадайтесь, КТО ЭТО... (Муравей)
«Муравей»
Педагог читает стихотворение.
Муравей нашел былинку.
Как бревно, взвалил на спинку.
Он сгибается под ношей.
Но, зато какой хороший!
Много было с ней хлопот,
Он с трудом уже ползёт.
Он домой ее несет,
Муравьиха дома ждёт.
Учащиеся имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку
и несут ее, сгибаясь под ношей…
ЭТЮД «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Собираем дома воображаемые рюкзаки, надеваем их на плечи и идем в
поход. По волшебству нашего вымысла, мы сразу оказываемся на природе. Я
говорю: «Дети, осторожно за мной по бревну», – и прохожу по одной линии на
полу, «балансируя» руками, стараясь представить, что действительно иду по
бревну. Когда все справятся с этим препятствием, прохожу дальше, низко
наклонившись «под веткой», перешагиваю упавшее деревце, по болотцу с кочки
на кочку, точно следя, чтобы не свалиться в болото и стараясь следить за тем,
14 как это делают дети. Потом мы идем по камням, переходим вброд мелкую
речушку, идем по песку, в котором утопает нога, прорубаемся через густой лес
и, наконец, выходим к реке. Мы очень устали и хотим привала. Снимаем
рюкзаки, и ктонибудь из детей здесь обязательно скажет: «А я буду купаться!»
– и прямо в одежде побежит в воображаемую воду. Я с недоумением и тревогой
кричу: «В одежде?! Ты дальше в мокром пойдешь?» Это для ребенка довод
серьезный, что в походе в мокром – никак нельзя.
И он раздевается, да и все остальные тоже. В самый разгар купания я кричу:
«Крокодилы!» Все с визгом выбегают из воды, и мы лезем на деревья. Ктото
висит, ктото сидит на ветках, мы все смотрим вниз. «Ой, – говорю я, – на
деревьях большие плоды, давайте кидать в крокодилов!» Мы кидаемся в
крокодилов и делимся своими «победами»: кто по голове попал, кто по хвосту,
кто по ушам, кто промазал… Наконец крокодилы уходят, и мы так радуемся,
что забываем крепко держаться и пааадаем! Стонем от боли, ктото коленку
ушиб, ктото разбил локоть, ктото поцарапался о ветки, мы видим кровь! С
трудом поднимаемся с земли, чтобы взять аптечку. Но не все дают обработать
рану, когото надо ловить, несмотря на боль. Дети пытаются вспомнить эту
страшную боль и жжение, когда рану мажут зеленкой, и правдиво «пережить»
этот момент. Мы одеваемся и решаем уйти от крокодилов подальше. Только
заходим в лес, я говорю: «Чтото я не пойму, куда мы идем, кажется, мы
заблудились!..» Тут дети предлагают свои варианты пути, ктото обязательно
крикнет: «А там пещера!» Мы идем в пещеру, боязливо осматриваем ее и
решаемся здесь перекусить. Собираем дрова, разжигаем костер, раскладываем
свои припасы на общем столе, каждый предлагает попробовать воображаемые
домашние вкусности (блинчики, курочку, огурчики), главное, быть ближе к
правде жизни, ведь иногда дети хотят излишне порадовать. А вдруг ктото
скажет: «А я пирожные взяла!» На что необходимо быстро отреагировать: «Ну,
кто же пирожные в целлофановом пакете берет в поход, посмотри, они у тебя
15 все смялись и растаяли!» По окончании еды я говорю: «А вон то дерево, от
которого до дома рукой подать!» Собираем рюкзаки и по дороге к дереву
обсуждаем поход, понравился, не понравился, пойдем ли еще вместе и т.д.
В каждом классе начальной школы на уроках литературного чтения
звучать сказки. Но большинство детей их слышали и знают, могут слово в слово
повторить. Как же ребенка вновь увлечь сказкой, а затем научить размышлять
над мотивами, обстоятельствами, поступками персонажей. Как научить
оценивать героев произведений, определять авторскую позицию, усваивать идею
произведения, находить в душе отклик на поставленные автором проблемы? Все
эти задачи помогают решить элементы театральной педагогики. Ребенку будет
проще войти в образ, если "дедушка" возьмет в руки палочку, а "бабушка"
повяжется платочком. Намного интереснее расскажут "старики" о колобке, о
репке, о дочке Снегурочке.
Разыгрывание этюдов к сказкам помогает выбирать и запоминать самые
яркие эпизоды сказки. Кроме того, дети вносят свое творчество в знакомую
сказку. Интересно обыгрываются сказочные этюды: "Колобок и лиса", "Лиса в
заюшкиной избушке", "Возвращение медведей"…
В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказки играют не
последнюю роль. По многим причинам дети любят героев, они им становятся
родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.
Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное
русло. Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и
бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой
природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении
исключительна роль экологических сказок, где животные, растения
одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной
жизни.
16 Выбор произведений для
театрализованной деятельности
обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка
представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь,
поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем
испытывает потребность. Один из важнейших моментов – непосредственная
работа над экологической постановкой. При их чтении на конкретных примерах
мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы,
побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного
действия. Дети читают сказку, фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды,
занимаются поиском выразительных интонаций и выражений. Персонажи
обыгрываются всеми детьми по очереди.
Для овладения навыками актерского мастерства много внимания
уделяется этюдной работе. Она освобождает творческую природу ребенка и
включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут
адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и
вкусу. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо
разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная
экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку,
фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и
неожиданности.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17 В настоящее время экологическое образование школьников становится
приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Острота
современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой
экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в
духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных
богатств.
В связи с этим в настоящее время идет интенсивный поиск и внедрение
инновационных образовательных технологий. Программа начальной школы и сам
возраст обучающихся, дает огромное поле для использования элементов
театральной педагогики, способствующей развитию творчества, фантазии, как
следствие дальнейшей успешной социализации личности ученика в обществе,
понимания своей значимости в нём.
На основе знаний, которые дети получают через экологические сказки,
этюды, игровые тренинги, упражнения и задания в образовательном процессе,
закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к
природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть
красоту природы в разных ее формах и проявлениях… И в этой совокупности
позволяет выражать свое эмоциональное отношение к ней. А театрализованная
деятельность, театральная игра помогают ощутить природу эмоционально, как
нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к своему
Отечеству.
«Принципы жизни – в согласии с Природой и её законами –
должны войти в кровь и плоть человека. Значит, первое, что можно и
нужно делать сегодня, понять, принять эти принципы и решать проблемы
образования и воспитания. Новая цивилизация должна начаться с новых
образовательных программ и технологий» / российский учёный Моисеев
Н.Н./
18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе
экологического образования младших школьников.// НШ. 1999. № 1.
2. Зязюн, И. А. Основы педагогического мастерства. / И.А. Зязюн— М.,
1989.
3. Китаева Н.А. Земля наш дом родной //НШ. 1991. № 5
4. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. 2000. № 6.
5. Колчеев Ю. А. Игровая театральная педагогика // Ю. А. Колчеев,
Колчеева Н. М. Воспитание школьников. 2000. № 5.
6. Театральная педагогика на уроках и во внеурочной деятельности.
Новокузнецк: Изд. ИПК, 1996. 106 с.
19
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Описание опыта работы "Экологическое воспитание через элементы театральной педагогики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.