Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)
Оценка 4.8

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
15.12.2017
Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)
Статья с описанием воспитательной работы классного руководителя начальных классов. Воспитание - важный фактор развития и саморазвития личности. Именно в саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Все личностные свойства и качества имеют не биологическую, а социальную природу и вырабатываются человеком прижизненно. Единственным источником развития этих свойств и качеств является общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне её. И это определяет огромную роль среды, условий и влияний в формировании личности.
Описание опыта работы классного руководителя.docx
Василенко Светлана Фёдоровна,   Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  микрорайона Вынгапуровский» г.Ноябрьск,   учитель начальных классов  Описание опыта работы классного руководителя Одной из ступеней формирования личности ребенка является начальная школа. В этом возрасте   начинается   духовно­нравственное   становление   школьников,   их   гражданское, трудовое   воспитание,   развивается   интеллект,   эмоционально­чувственная   и   деятельностная сфера, происходит формирование ценностных ориентаций. К окончанию начальной школы выпускник должен получить не только знания и умения, но и определенный нравственный опыт, который поможет ему безболезненно адаптироваться в среднем звене. Анализ   существующих   противоречий   между   необходимостью   воспитывать   всех   и каждого в отдельности; между необходимостью формировать нравственный опыт на основе общечеловеческих ценностей и практическим опытом, усваиваемым ребенком; между тем, что воспитание должно быть без назидания, перегрузки и тем, что формирование качеств личности требует нравственного напряжения; между чувством свободы и необходимостью соблюдения норм поведения потребовал перехода от традиционной системы воспитания к педагогике сотрудничества. Ключевая идея, на которую я опираюсь в построении процесса воспитания, ­ личностный подход к воспитаннику. В основе опыта лежат следующие воспитательные технологии: гуманно­личностная технология  (Ш.А. Амонашвили), личностно­ориентированная педагогика  (И.С.  Якиманская), педагогика сотрудничества  (И.П. Иванов).    Для   того   чтобы   определить   уровень   воспитанности   школьника   и   уровень   развития классного   коллектива,   нужно   изучить   личность   обучающегося   с   целью   побуждения   его   к самовоспитанию.   Для этого необходимо ответить на три вопроса: что изучать, как изучать и зачем изучать? На первый вопрос ответ дан в самой теме. Изучать надо личность ученика, а изучать личность ­ значит, пытаться понять ребенка, его интересы, его стремления, его характер, семейные условия, которые оказывают на него влияние, и многое другое. На второй вопрос: «Как изучать?» ­ в процессе практической деятельности, путем педагогического наблюдения, методом педагогической интуиции, специальными психолого­ педагогическими методами, вот ответ на второй вопрос. Ответ на третий вопрос: зачем изучать? Самый общий ответ – с целью побуждения ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.     Но   здесь   встаёт   более   конкретный   вопрос:   а   что   же   такое   саморазвитие   и самовоспитание? Воспитание ­ один из важных факторов развития личности, но оно отнюдь не безразлично по отношению к ее саморазвитию. Более того, именно в этом саморазвитии оно получает свою подлинную реализацию и эффективность. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активности самого ребенка в работе над собой. Дело в том, что все личностные свойства   и   качества   имеют   не   биологическую,   а   социальную   природу   и   вырабатываются человеком   прижизненно.   Единственным   источником   развития   этих   свойств   и   качеств является   общественный   опыт,   накопленный   предшествующими   поколениями   людей. Следовательно, источник развития личности находится не внутри, а вне её. И это определяет огромную   роль   среды,   условий   и   влияний   в   формировании   личности.   Какую   бы   сторону личностного развития человека мы ни взяли, она органически связана с его деятельностью, с мерой   его   активности   в   этой   деятельности   и   стремлением   к   собственному совершенствованию. Отсюда следует: ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности. Идея саморазвития метко выражена в следующей мысли: «Научить ученика нельзя – он может только научиться, нельзя его воспитать – он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных усилий в работе над собой его личностное формирование невозможно. Не забываем ли мы порой  об этом, передавая ученику знания  или  пытаясь  сформировать  в нем те или иные качества? Воспитание ­ это специально организованный педагогический процесс, содержащий по­своему ребенку. Воспитательная   работа   среди   обучающихся   является   одним   из   приоритетных направлений деятельности  образовательных учреждений. Народная мудрость гласит: «Самое лучшее   наследство   –   воспитанность».   На   необходимость   усиления   внимания   к   вопросам воспитания подрастающего поколения ориентирует государственная политика (Национальная доктрина образования РФ), Всеобщая декларация прав человека, выступления и публикации ведущих   специалистов   и   классиков   в   этой   области   педагогики:   Ш.   А.   Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Ч.В. Иванова, Е.П. Белозерцева, Н.А. Селивановой и др.              Приступая к работе классного руководителя, важно помнить, что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую   отдачу,   чем   деятельность   по   руководству   классным   коллективом.   Классное руководство   ­   это   радость   общения,   это   круг   своих   детей.   Классное   руководство   ­   это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство ­ это стремление быть нужным   каждому   своему   воспитаннику   и   это   радость   небольших   достижений   и   больших побед   в   воспитании   человека.   В   центре   внимания   классного   руководителя   находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие.             Суть воспитания состоит в том, что это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.                    Провозглашая человека наивысшей ценностью и говоря о том, что единственным способом существования этой наивысшей ценности является жизнь, мы замечаем, что само человеческое существование предполагает самое различное содержание. Какие же ценности можно   считать   нравственными?   Это   те   ценности,   которые   действуют   в   любом   обществе: доброта,   милосердие,   готовность   помочь   попавшему   в   беду,   скромность,   мужество, справедливость.   Эти   ценности   являются   методологической   основой   нравственного   и гражданского   воспитания.  Российский   педагог   С.И.   Гессен   (1887­1950)   говорил,   что   без мировоззрения   как   жизненного   отношения,   субъекта   к   мировому   целому,   без   отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире и оценку его ценностей, а значит, и некий жизненный идеал, нет самосознания, «а стало быть и бытия человека как личности» (Ф.А.   Фрадкин,   М.Г.   Плохова,   Е.Г.   Осовский   «Лекции   по   истории   отечественной педагогики»). Опыт работы в первых классах показал, что с каждым годом снижается умение детей взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях. Наблюдения за детьми на уроках и внеурочное время, беседы с родителями и учениками убедили меня в том, что ребята хотели бы   участвовать   в   совместной   организованной   деятельности,   но   навыки   коллективного общения отсутствуют. Поэтому формирование коллектива как оптимальной воспитательной среды   для   меня   стало   наиболее   актуальным.   Вместе   с   тем   воспитание   ­   процесс целенаправленного,   систематического   формирования   личности   в   целях   подготовки   её   к активному участию в дальнейшей жизни, а личность формируется под влиянием общества.  Я,   как   классный   руководитель,   постаралась   разработать   систему   воспитательной работы, которая бы способствовала реализации поставленной мною  цели:  формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника, формирование у обучающихся   навыков   самостоятельной   деятельности,   социальной   ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека, формирование целостной психологической   основы   обучения   и,   в   частности,   формирование   у   учащихся положительного отношения и интереса к учению. . Для достижения цели мною определены задачи:  Формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности.  Создать условия для развития нравственных качеств личности. Воспитать детей добрыми,   нравственно   чистыми,   духовно   богатыми,   знающими   и   ценящими историю и культуру страны – достойными гражданами России.  Формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива. Воспитать в детях уважение к себе и к другим (взаимоотношение, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).  Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.   Вести систематическую и последовательную работу по сохранению связи семьи и школы.  Развивать навыки здорового и безопасного образа жизни, умения пользоваться правилами в любой ситуации.  Создавать   нравственную   и   эмоционально   благополучную   среду   для формирования классного коллектива и развития личности.  В соответствии с поставленными целями и задачами воспитания разработаны критерии и показатели эффективности воспитательной системы: Сформированность познавательного потенциала личности обучающегося Сформированность нравственного потенциала личности обучающегося Сформированность коммуникативного потенциала личности обучающегося Сформированность физического потенциала личности обучающегося Сформированность общешкольного коллектива Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе ­ освоение образовательной программы ­ развитие мышления ­ познавательная активность ­ сформированность учебной деятельности ­ нравственная направленность личности ­   сформироавнность   отношений   обучающегося   к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду ­ коммуникабельность ­   формированность   коммуникативной   культуры обучающихся ­ знание этикета ­ состояние здоровья обучающихся ­ развитость физических качеств личности ­ отношений в коллективе ­ развитость самоуправления ­ сформированность совместной деятельности ­ комфортность обучающегося в школе ­ эмоционально­психологическое обучающегося в школе (классе) эмоционально­психологических положение     состояние Для   реализации   цели   и   задач   воспитания   я   использую   методику   педагогики сотрудничества   И.П.   Иванова,   которая   представляет   собой   создание   такой   обстановки   в классе,   при   которой   у   детей   появляется   возможность   проявлять   инициативу,   творчество, самодеятельность. В основе этой методики лежит проведение всех мероприятий в форме КТД. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «каждый должен вносить в коллектив что­то своё, творить   счастье   и   радость   для   других».   При   планировании   своей   работы   с   классом   я руководствуюсь «Кодексом классного руководителя».         «Воспитательная работа –  есть, прежде всего,  работа организатора».  А.С. Макаренко Моя воспитательная работа с классом проводится по следующим направлениям: Направления воспитательной работы Духовно­нравственное и гражданско­патриотическое Задача: формирование духовности,  приобщение   к   общечеловеческим ценностям, развитие нравственности Общеинтеллектуальное Задача:   раскрытие   и   развитие творческих способностей и интересов, развитие   эрудиции,   формирование потребности в самообразовании Спортивно­оздоровительное Задача: укрепление здоровья, формирование представление  о здоровье, образе жизни  как основе существования  человека на Земле Общекультурное Задача:   повышение   уровня эстетического   воспитания   и нравственного  потенциала обучающихся Социальное и трудовое Задача: формирование самостоятельности учащихся  и   приобщение   к   трудовой деятельности Профориентационное Задача:   повышение   уровня знаний о профессиях Досуговое Задача: наполнение деятельностным содержанием свободного времени времени обучающихся «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор,  пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей  или кого бы то ни было».  Л.Н.Толстой Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно­нравственное и правовое   воспитание   учащихся.   Нравственность   должна   стоять   впереди   и   вести   за   собой интеллект.  Ни   один   человек   не   рождается   с   определенным   уровнем   духовности,   духовность формируется   постепенно,   с   детства.   И   в   наших   силах   помочь   детям   понять   и   принять величайшие   духовные   ценности,   развить   основы   нравственности.   Именно   поэтому нравственное воспитание ­ одно из важнейших направлений моей работы в школе.  Все разнообразные виды педагогической деятельности классного   руководителя   так или     иначе     связаны     и   направлены     на     моральное   воспитание,     на   стимулирование нравственного развития учащихся. Задачи нравственного формирования обучающихся: 1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному развитию обучающихся.  2. Формирование и развитие морально­политического сознания обучающихся. 3. Формирование нравственных навыков и привычек, единства слова и поведения.  4. Подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному   развитию обучающихся. 5. Обеспечение   тесной   взаимосвязи   и   комплексное   осуществление   политического, нравственного   и   трудового   воспитания,   способствующего   формированию   у обучающихся активной жизненной позиции.  Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя «Хороших методов существует столько,  сколько существует хороших учителей».  Д. Пойя  Диспут  Методы убеждения: • Классный час.  • Беседа  • Читательская конференция • Метод коррекции поведения: • Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей.  • Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию.  Метод игровых ситуаций «Игра, ­ говорил А.С. Макаренко, ­ имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во   многом   он   будет   в   работе,   когда   вырастет.   Поэтому   воспитание   будущего   деятеля происходит, прежде всего, в игре». «В   игре   раскрывается   перед   детьми   мир,   раскрываются   творческие   возможности личности.   Без   игр   нет   и   не   может   быть   полноценно   умственного   развития».   В.   А. Сухомлинский Методы стимулирования: • Поощрение  (одобрение,   похвала,   благодарность,   предоставление   почетных   прав, награждение). • Наказание  (наложение   дополнительных   обязанностей;   лишение   или   ограничение определенных прав; моральное порицание, осуждение). «Если  ученик находит выход  из ситуации без прямой подсказки, без натаскивания ­ он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин» М. Н. Скаткин Методы дилемм Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».  В процессе работы с классом представляется важным реализация функции сплочение коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения   поставленных   перед   коллективом   целей.   Необходимо   четко   понимать,   что различные отношения создают разные группы. Они могут быть как сплоченными, так и не сплоченными. Сплочение происходит на разной основе. Ученическое самоуправление ­ это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Процесс развития самоуправления должен быть ориентирован на обучающихся. От их отношения к целям совместной деятельности зависит их участие в решении управленческих проблем.   Между   целями   и   содержанием   деятельности   коллектива   и   отношением   к   ним каждого   воспитанника   возникает   основное   противоречие,   которое   можно   разрешить, сформировав групповой мотив, интегрирующий мотивы отдельных членов коллектива. Цель, поставленная   педагогом,   органами   самоуправления,   превращается   в   мотив   группового действия,   когда   обучающиеся   видят,   что   удовлетворение   их   потребностей   зависит   от достижения этой цели. Структура самоуправления классного коллектива «Страна Дружляндия» КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ совет класса СТАРОСТА ПОМОЩНИК СТАРОСТЫ КОМАНДИР учебный центр досуговый центр спортивный Особое место в жизни класса отведено традициям. Традиции в классе существуют, обновляются,   наполняясь   новым   смыслом   и   содержанием.   Некоторые   исчезают,   когда потребность в них отпадает. пресс­ центр трудовой центр центр центр дежурный Традиции выполняют две важные функции в жизни класса: ­ во­первых, они формируют общие интересы, придают школьной жизни определенную прочность, надежность и постоянство; ­   во­вторых,   придают   свое,   особое,   ни   на   кого   не   похожее   лицо   классу,   традиция становится особенной, неповторимой, такой, которой можно гордиться. Традиции класса: ­   познавательные:   предметные   недели   (математики,   русского   языка   и   литературы, окружающего   мира,   технологии);   познавательные   игры   (своя   игра,   брейн­ринг   и.   т.д.   ); праздники. ­ духовно­нравственные: акции (неделя добрых дел, радость людям, письмо солдату, посылка солдату, помощь детям с ОВЗ, помощь пернатым); классные часы и часы общения; праздники   («Славим   матерей   своих»,   «Масленица»,   «День   Святого   Валентина»,   «День Победы» и. т.д.). Спортивно­оздоровительные: Дни здоровья («Осенний марафон», «Зимние забавы» и т.д.);   операции   («Чистый   класс»,   «Ледяная   горка»,   «Перекресток»   и   т.д.);   спортивные соревнования   («Богатырские   забавы»,   «Веселые   старты»,   «Спартакиада»,   «Волшебное колесо» и т.д.). Досуговые праздники: («День знаний», «Новогодний серпантин», «Праздник бабушек и мам», и т.д.); конкурсы стихотворений, песен, танцев. Мною   используются   методы   и   формы   работы,   которые,   на   мой   взгляд,   позволяют создать условия взаимодействия с классом:    индивидуальные   (беседы,  консультации,  обмен  мнениями,   оказание   индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы); групповые (творческие группы, органы самоуправления); коллективные (игры­соревнования по станциям, конкурсы, праздники, походы, поездки и др.).      В   моём   собственном   опыте   работы   есть,   например,   регулярные,   а   не   только   к праздникам тематические классные часы. Учащиеся с удовольствием готовят выступления, участвуют   в   дискуссиях,   обсуждают   создавшиеся   проблемы   в   классе,   делают   выводы. Приведу несколько своих тем для обсуждения с обучающимися:  ­  Поговорим о дружбе: что такое дружба, где можно встретить дружбу, какая бывает дружба, правила дружбы ­ Ценности: что ценно для нас?  ­ Учусь общаться: действуем вместе ­ Взрослые и дети: чем они отличаются друг от друга в стране Знаний и т.д. В моём классном коллективе существуют Законы: «О собственности», «О портфеле», «О дружбе», Законы «классного коллектива». Закон «О собственности» 1. Личные вещи – это вещи, принадлежащие одному человеку. 2. Общие вещи – это вещи, принадлежащие группе людей. 3. чужие личные вещи можно брать только с разрешения хозяина. 4. Чужую личную вещь нельзя никому передавать. 5. Взявший   чужую   личную   вещь   или   общую   вещь   несёт   за   неё материальную ответственность. Законы дружбы 1. Не обзывай и не унижай своего друга. 2. Помогай другу в беде. 3. Умей с другом разделить радость. 4. Не смейся над недостатками друга. 5. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде. 6. Не   обманывай   друга   ни   в   чем.   Будь   с   ним честен. 7. Умей в тактичной форме указать на недостатки друга. 8. Не обижайся на критику или совет товарища: он желает тебе добра. 9. Умей   признать   свои   ошибки   и   помириться   с другом. Закон «О портфеле» 1. Портфель – это сумка для школьных предметов. 2. В портфеле должен быть порядок: ­ тетради в папке; ­ ручка, карандаш, резинка – в пенале; ­ учебники – все вместе; ­ цветные карандаши – в коробке или в пенале; ­ все предметы должны быть исправными; ­ учебники должны быть в обложках и с закладками. 3.   Портфель   должен   быть   чистым,   застёгнутым   и   висеть   в установленном месте. Законы классного коллектива  (что следует понять и знать школьникам) 1. Закон правды.  Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив! 2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе. 3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви   его   к   окружающим   людям.   Помни   об   их интересах, нуждах, потребностях. 4. Закон любви. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся её. 5. Закон   милосердия.  Тебе   сегодня   хорошо,   но   рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них! 6. Закон уважения.  Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других. 7. Закон   старости.  Помни,   старость   уважается   у   всех народов, будь цивилизован. 8. Закон свободы.  Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. 9. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел! 10. Закон   чести.  Вспоминай   о   своей   физической   силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. Принято на классном собрании в сентябре.       В каждом учебном периоде есть ключевое дело, в подготовке и проведении которого участвуют и родители, и дети. Степень активности тех и других значительно растёт, начиная с первого   класса,   при   этом   успешно   сочетаются   коллективные   интересы   и   проявление индивидуальных способностей обучающихся. Дети охотно готовят не только классные, но и общешкольные   мероприятия,   чувствуя   поддержку   класса,   смело   показывают   свою творческую   индивидуальность.   Одной   из   форм   развития   творческой   познавательной активности стала работа над проектами, как коллективными, так и индивидуальными. В 3 классе   один   из   групповых   проектов   стал     победителем   Межрегиональной   конференции­ конкурса исследовательских  и проектных работ учащихся «Первые шаги – 2010». Стараюсь привлечь   к   активному   участию   в   различных   школьных   и   классных   мероприятиях   ВСЕХ учащихся класса. Внеклассные мероприятия 1­4 классы 1. Интеллектуальная (познавательная) деятельность  Цели:  1. Способствовать формированию учебной мотивации.  2. Создать условия для приобщения к ценности познания.  3. Прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими. 1 класс  1. «Мы стали школьниками!» (О правилах поведения в школе)  2. «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» (Праздник) 3. «Азбука ­ к мудрости ступенька». (Литературный праздник)  4. «В гостях у мудрого царя!» (Эрудит­шоу)  5. «Учебная книга ­ наш друг и помощник!» (Практические занятия)  6. «Увидел слово ­ прочитай!» (Задание на лето)  2 класс  1. «Мои любимые книжки» (Литературные посиделки)  2. «Кто лучше и быстрее?» (Интеллектуальные соревнования)  3. Конкурс стихов и пословиц о маме.  4. «Славит человека труд» (Беседа о значении умственного труда)  5. «Мои любимые уроки» (Викторина ­ игра)  3 класс  1. «С книгой жить ­ век не тужить» (Обучающая игра)  2. «По дороге знаний или учение с увлечением» (Урок ­ путешествие)  3. 4. «Что мы знаем, что умеем» (Тесты, пантомима, рефлексия)  5. Карусель знаний (Беседа ­ обсуждение)   Турнир умных и находчивых.  4 класс  1. «Терпенье и труд все перетрут». (Диспут)  2. Математическая олимпиада.  3. Викторина по русскому языку.  4. «Экологическое путешествие» (Открытый урок)  2. Спортивно­оздоровительная деятельность  Цели:  1. Формирование ценности нравственного, психического и физического здоровья детей.  2. Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться.  3. Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.  4. Формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности.  1 класс  1. «Что такое режим дня?» (Беседа с примерами из литературных произведений)  2. «Чистота ­ залог здоровья!» (Практическая игра)  3. «Не шути с огнем» (Правила пользования электроприборами, поведение с огнем)  4. «Самые ловкие и умелые!» (Спортивные соревнования)  5. «Свет зеленый всем мигает ­ в путь­дорогу приглашает (Игра ­ викторина)  2 класс  1. Здоровые и вредные привычки. (Беседа с обсуждением)  2. «Быстрый бутерброд до добра не доведет». (О культуре питания)  3. «Как развить свои физические возможности»  4. «Царица Гигиена и ее друзья» (Праздник)  5. «Сильные, ловкие, смелые» (Соревнования)  6. «Где нас подстерегает опасность» (Разбор ситуаций)  3 класс  1. «Друзья здоровья» (Игра) 2. «Режим дня ­ здоровый образ жизни» (Беседа)  3. «Все на лыжи!» (Соревнования)  4. «Будем плавать, загорать!» (Правила поведения на воде)  5. «Светофор ­ ребятам друг» (Праздник)  4 класс  1. «Значение режима дня в жизни школьника» (Диспут)  2. «Путешествие в зеленую аптеку» (Игра ­ путешествие)  3. «Правила учи ­ себя береги» (Викторина о правилах безопасности)  4. «Правильное питание ­ залог здоровья!» (Беседа)    Ценностно­ориентировочная   3. деятельность  (нравственная,   гражданско­патриотичсская) Цели:  1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувство патриотизма.  2. Познакомить с моральными качествами личности.  3. Воспитание у учащихся нравственно­эстетических качеств.  1 класс  1. «Дом, в котором я живу». (Беседа ­ обсуждение)  2. «Сказка ­ ложь, да в ней намек, добрым молодцам ­ урок» (Беседа)  3. «Праздник твоего имени. (Праздник)  4. «Слава солдатская ­ сила богатырская»  5. «Про братьев наших меньших» (Викторина)  6. «Мои любимые игры и игрушки» (Беседа с играми)  7. «Мои родные» (Выставка рисунков)  8. «О наших бабушках, мамах, сестричках» (Викторина)  9. «Птичья столовая» (Практическая работа)  2 класс  1. «Мой город». (Игра ­ путешествие)  2. «Наша страна Россия» (Конкурс чтецов стихов)  3. «Русский солдат умом и силой богат» (Литературные посиделки)  4. «О людях нашей страны» (Путешествие по страницам журналов)  5. «Бабушка рядышком с дедушкой» (Устный журнал)  6. «Откуда мы родом» (Беседа о родословной)  3 класс  1. «Знания нужны мне и моей стране» (Урок­путешествие)  2. «Мое Отечество!» (Экскурс по городам и селам (презентация)  3. «Слава тебе, победитель­солдат!» (Лирико­поэтический час)  4. «Звучи, памяти набат!» (Участие в вахте памяти)  5. «А в нашей семье ... » (Сочинения с иллюстрациями)  6. «Моя помощь родным» (Беседа ­ диспут)  4 класс  1. «Россия, мы дети твои!» (Утренник)  2. «В память о героях­антифашистах» (Торжественная линейка)  3. «Семейная летопись» (Семейные посиделки)  4. «Рождество ­ праздник семейный» (Беседа о традициях)  5. «Гармония в природе» (Экологический плакат) 6. «Права детей» (Игра­путешествие)  4. Образная, проектно­творческая деятельность  Цели:  1. Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.  2. Способствовать получению основы знаний о мировой культуре и культуре России.  3. Формирование потребности в творческой деятельности.  1 класс  1. «Красота окружающей природы» (Выставка поделок из природного материала)  2. «Наш класс». (Творческий проект)  3. «Мы сами своими руками» (Выставка работ, сделанных совместно с родителями)  2 класс  1. «Кто что любит и умеет делать?» (Конкурс­викторина)  2. «Подарок маме» (Театрализованное представление)  3. «Красота живописи» (Экскурсия на выставку)  3 класс  1. «Умелые ручки» (Работа в творческой мастерской)  2. «Красота движений» (Практическое занятие)  3. «Мое хобби» (Диспут)  4 класс  1. «Красота и уют моего дома» (Выставка поделок)  2. «Уголки   творчества»   (Игра­путешествие   по   местам   декоративно­прикладного творчества)  3. «Первые шаги в науку» (Конкурс проектов)  5. Коммуникативная (социальная) деятельность  Цели:  1. Способствовать формированию ценности человеческого общения.  2. Формирование коммуникативных навыков.  3. Формировать   у   детей   отрицательное   отношение   к   проявлению   негативных   качеств, учить находить пути их преодоления.  4. Способствовать формированию ученического коллектива.  1 класс  1. «Про то, как добро и зло боролись» (Урок­сказка)  2. «Учимся дружить» (Ролевые игры)  3. «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Беседа­диспут)  4. «Ежели вы вежливы» (Праздник)  5. «Как надо разговаривать со взрослыми» (Беседа­игра)  6. «Что такое правила хорошего тона» (Учебная игра)  2 класс  1. «Уважая себя, уважайте других». (Беседа­диспут)  2. «Как надо вести себя в школе» (Беседа­игра)  3. «Вежливые слова» (Разбор ситуаций)  4. «Произведения В.Осеевой и А.Толстого о поступках детей» (Чтение и обсуждение)  5. «Как лучше поступить?» (Творческие игры) 6. «Звездный час» вежливости» (Игра)  3 класс  1. «Мир эмоций и чувств». (Беседа)  2. «Учимся правильно жить и дружить» (Практические игры)  3. «Правила хорошего тона» (Учебные игры)  4. «Учимся выигрывать и проигрывать» (Беседа­соревнование)  5. «Какому человеку можно доверять?» (Беседа)  6. «Портрет моего класса» (Игра)  4 класс  1. «ЧП в дружеских отношениях или что мешает дружбе». (Диспут)  1. «Каждый сам за себя или дружная семья». (Игра)  2. «Секреты волшебницы речи» (Творческая игра)  3. «Доброе слово, что день ясный» (Разбор ситуаций)  4. «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» (Домашнее сочинение)  «Крепкая семья – крепкое государство, благополучное общество». Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, всё чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повседневном общении. Я всё чаще прихожу к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально­воспитательным институтом, от   состояния   которого,   нравственно­психологического   климата   в   нём,   во   многом   зависят формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. В воспитании детей чрезвычайно важным представляется постоянное взаимодействие семьи   и   школы.   Партнёрские   отношения   между   учителями   и   родителями   должны   быть прочными   и   всесторонними,   особенно,   что   касается   семей,   имеющих   детей   младшего школьного   возраста.   Именно   в   этом   возрасте   динамично   формируется   не   только интеллектуальная   основа   личности,   но   и   её   главные   нравственные   качества.   Результат взаимодействия   наиболее   продуктивен,   если   между   родителями   и   учителями   начальных классов устанавливаются доверительные, взаимообогащающие контакты, затрагивающие все стороны обучения и воспитании детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей.   Учёные   (И.В.   Гребенников,   В.В.   Чечет)   включают   в   понятие   «педагогическая культура»   педагогическую   подготовленность   родителей,   их   зрелость   как   воспитателей, которая   проявляется   в   процессе   семейного   и   общественного   воспитания   и   даёт положительные результаты. Работа   с   родителями   –   очень   важный   раздел   плана   воспитательной   работы. Сотрудничество   классного   руководителя   с   родителями   является   залогом   успешной воспитательной   деятельности   с   обучающимися,   так   как   семья   оказывает   значительное влияние   на   развитие   личности   ребёнка.   Сделать   родителей   активными   участниками педагогического процесса – это непростая задача классного руководителя.    Как классный руководитель,   я   стараюсь   сплотить   родителей   вместе   включением   их   в   такие   виды взаимодействия,   как   совместное   планирование   воспитательной   работы   в   классе; коллективные творческие дела; праздники, соревнования, родительские собрания. Я провожу целенаправленную   работу   по   формированию   взаимоотношений   между   детьми   и   их родителями, создаю ситуации для уважительного отношения детей к своим родителям. С целью формирования интереса воспитанников и их родителей к традициям, обычаям семьи, их увлечениям, сплочения родителей и детей, воспитания уважительного отношения друг друга, распространение положительного опыта семейного воспитания провожу семейные огоньки «Увлечения моей семьи». Мною предусматриваются различные формы психолого­педагогического просвещения родителей, которые   предполагают   активное,   творческое   участие   родителей   в   обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами   родители.  Темы   родительских   собраний   также   выбирают   сами   родителей,   мне приходится только предлагать им тематику. Примерные темы для бесед на родительских собраниях I. Быть родителями ­ это ответственно. 1. О родительском авторитете. 2. Как общаться с детьми. 3. Воспитание без насилия. 4. Родителям о документах по правам ребёнка. 5. Любовь к детям. Какая она? 6. Самовоспитание младшего школьника. 7. Самоценность ребёнка: как её формировать. II. Мы и здоровье наших детей. 1. Здоровье и гигиеническое поведение. 2. За здоровьем к природе. 3. Разрушители здоровья. 4. Опасные иллюзии наркотиков. 5. Основы безопасности жизнедеятельности. III. Внутренний мир ребёнка. 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 2. Кризис развития детей шести­семи лет. 3. Ребёнок и конфликт. 4. Почему не следует ограничивать детскую активность. 5. О детских страхах. 6. Как помочь ребёнку преодолеть горе? IV. Помогаем учиться. 1. Книга в вашем доме. 2. О познавательных интересах младших школьников. 3. Домашняя учебная работа учащихся. 4. Компьютер и дети. 5. Воля развивается с детства. V. Если в семье необычный ребёнок. 1. Одарённые дети. 2. Гиперактивный ребёнок. 3. Агрессия и агрессивность. 4. Детская застенчивость: как её преодолеть. 5. Проблема функциональной асимметрии в обучении и воспитании детей. 6. О детях с задержкой психического развития. VI. Воспитываем мальчиков. Воспитываем девочек. 1. В семье дочь. 2. В семье – сын. 3. Половое воспитание и сексуальное развитие. VII. Отдельные аспекты формирования культуры младшего школьника. 1. Народная педагогика в семье. 2. Семейные традиции в воспитании детей. 3. О культуре поведения младших школьников. 4. Доброта формируется с детства. 5. Воспитание трудолюбия. 6. Природа ­ источник красоты. 7. Экомир семьи. 8. Дети и деньги. Примерная тематика родительских собраний по классам 1 класс 1. «Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе. 2. Режим дня школьника. 3. Как помогать ребёнку в приготовлении уроков. 4. Поощрения и наказания в семье: разумный баланс. 5. Как поддержать в школьниках желание учиться. 6. Дружбы и ссоры в детском коллективе. 7. Мир эмоций и чувств ребёнка. 8. Как развить вундеркинда. 9. Особенности развития внимания детей 7­8 лет. 10. Достижения года. 2 класс 1. Воспитанность и воспитуемость. 2. Особенности режима дня второклассника. 3. Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий. 4. Упрямство: от противостояния к пониманию. 5. Товарищество и дружба. Особенности взаимоотношений. 6. Роль игры в школьном возрасте. 7. От чего зависит успешность обучения? 8. Принципы семейного воспитания. 9. Книга – источник знаний. 10. Итоги года и перспективы развития. 3 класс 1. Задачи развития третьеклассника. 2. Роль семьи в формировании мотивации учения. 3. Вредные привычки в детском возрасте. 4. Способности и одарённость. 5. Самостоятельность и её границы. 6. Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром. 7. Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности. 8. Развитие творческих способностей учащихся. 9. Самооценка наших детей. 4 класс 1. Компьютерные игры: возможные опасности. 2. Природа детской агрессивности. 3. Как научить ребёнка защищать себя в ситуации насилия на улице. 4. Права и обязанности школьника. 5. Значение проектной деятельности в развитии обучающихся. 6. Оценка или отметка? 7. Общаться с ребёнком. Как? 8. Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу. 9. Развитие системы ценностей, как основы успешного обучения. Другие формы с родителями: ­ консультации – индивидуальные и коллективные тематические; ­  дни открытых дверей  – разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами; ­  практические   занятия  для   небольших   групп   родителей   (по   культуре   поведения детей, по созданию домашней библиотеке, по организации семейных праздников и т.п.); ­  телефон доверия  – разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы; ­ привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников.  В   тоже   время,   учебно­воспитательный   процесс   современной   общеобразовательной школы   не   в   полной   мере   удовлетворяет   потребностям   развивающейся   личности,   поэтому особую   роль   здесь   призвана   сыграть   система   дополнительного   образования   детей. Организация   занятий   по   направлениям   внеурочной   деятельности   является   неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении реализующем Федеральный государственный образовательный   стандарт.   Формирование   образовательных   результатов   достигается   при реализации   урочной   и   внеурочной   деятельности.  Основная   идея   внеурочной   деятельности состоит   в   ориентации   в   первую   очередь   на   духовно­нравственное,   общеинтеллектуальное, социальное развитие и воспитание школьников, а уже потом – на формирование и развитие универсальных   учебных   действий.   Все  обучающиеся  моего   класса  занимаются  в  кружках, спортивных секциях. Таблица занятости учащихся 3а класса во внеурочной деятельности       2017­2018 учебный год ВД в ОУ ДО в ОУ я а н ь л а к ы з у ит ог ДО в ЦДОД мкр. М № п/ п Ф.И. учащегося     т к е о р п ь т а в а д з о с   ь с у ч У   ы ц и н м у и и к и н м У   а л о к ш в о с е р е т н и     х и о м р и М   и и р т е м о е г   р и М т а м х а ш   е р и м В   » а р т и л а П « я и д у т с о з И     а к и н х е т о т о б о Р   » а к б ы л У « я и д у т с   я а н ь л а к о В л о б т у Ф т с и л о б т е к с а б й ы н Ю   е и н е т е л п о р е с и Б   к о с е п й о в и Ж с к о Б о л а к р е З к о р е т с а М н й е с с а Б 1. Архипова Анастасия 2. Бабаев Артем  + + + + + + + + + + + + + + 9 5 3. Бабаев Даниил 4. Беленький Артём 5. Возмищев Александр 6. Горягин Иван 7. Гусейнов Ислам 8. Демчукова Арина 9. Дорогова София 10. Ермолаева Виолетта 11. Ибрагимова Диана 12. Ковалева Софья 13. Кораблёв Максим 14. Кулаев Илья 15. Лисин Данил 16. Лисьих Виктория 17. Ляпунов Матвей 18. Менщиков Илья 19. Салыков Нурали 20. Салыкова Мариям 21. Тухбатуллин Саид 22. Умарова София 23. Чичиеков Тамирлан 24. Шабанова Александра 25. Шарифгалеев Арсен Итого  + + + + + + + + + + + + + + 16 + + + + + + + + + + + + + + 15 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 19 + + 15 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 5 3 5 2 5 9 7 8 7 8 4 3 7 3 7 5 6 3 7 + 10 + 2 6 + 3 + 9 7 5 6 4 2 4 2 6 5 4 10 10 У каждого обучающегося моего класса есть «Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности». Вашему вниманию представлен образец. Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности 2017-2018 учебный год понедельни вторник среда четверг пятница суббота к Название кружка/дни недели «Учусь создавать проект» «Мир геометрии» «Умники и умницы» «Юный баскетболист» Мини­футбол Ритмика и танец Вокальная студия «Улыбка» «Родничок» «Оригами» Для   изучения   результатов   воспитательного   воздействия   использую   следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование. Проводя   анкетирование   учащихся   («Диагностика   характера»,   «Трудности взаимопонимания»   и   др.),   а   также   диагностику   нравственной   воспитанности,   выявляю способности   детей,   их   положительные   и   отрицательные   черты   характера   для   дальнейшей корректировки. В практике применяю психофизиологические методики: ­  определение   функциональной  асимметрии  полушарий  (доминантное  полушарие)  – тест И.П. Павлова; ­ определение репрезентативных систем (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации) – тест Б.А. Левиса, Ф. Пукелика (тест для учащихся 3­4 классов); ­ определение типа нервной системы М.К. Акимова, В.Т. Козлова; ­ изучение внимания – корректурная проба – тест Бурдона; ­ изучение памяти – методика А.Р. Лурии, методика А.Н. Леонрьева; ­   изучение   словесно­логического   мышления   –   методика   Э.Ф.   Замбацявичене   (3­4 классы). Следует   заметить,   что  в   педагогической   науке   нет   общепринятой   точки  зрения   по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению   Н.Е.   Щурковой,   главным   критерием   оценки   результативности   воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. Для   определения   уровня   воспитанности   чаше   всего   использую   методику   Н.П. Капустиной, которая включает для оценки 6 качеств личности: 1. Любознательность 2. Трудолюбие 3. Бережное отношение к природе 4. Отношение к школе 5. Красивое в жизни школьника 6. Отношение к себе По каждому качеству ребёнку ставится оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности. Нормы оценок: 5 – 4,5 – высокий уровень 4,4 – 4 – хороший уровень 3,9 – 2,9 – средний уровень 2,8 ­ 2 ­  низкий уровень. Анализируя   проведенную   работу,   замечаю,   что   динамика   показателей   может   быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.   а   также       работе, Работа   классного   руководителя   непроста:   все   педагоги   знают,   что   классный руководитель   ответствен   «за   всё»   и   в   идеале   должен   уметь   выполнять   множество   дел одновременно.   Поэтому   постоянно   повышаю   свой   профессиональный   уровень,   уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по итнернет­сайтами воспитательной (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, с методическими   разработками   различных   мероприятий.   Принимаю   активное   участие   в методическом   объединении   классных   руководителей   школы,   делюсь   с   коллегами   своим накопленным   опытом,   оказываю   педагогическую   помощь   по   вопросам   воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.        Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования – вот задача, которую я ставлю перед собой каждый день, идя в школу.  http://www.uchportal.ru/load/119­5­2) пользуюсь   Дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни преуспеет тот, Кто, жить, готовясь, в детстве не живёт. С. Маршак Диагностические исследования Показатели № п/п 1. Сформированность   классного состояние коллектива, межличностных отношений   2. Включенность   учащихся   в организацию внеклассных мероприятий   классного   и школьного уровня     3. Удовлетворённость учащихся и родителей организацией жизнедеятельности коллектива 4. Защищённость и  комфортность ребёнка в классном коллективе и ОУ 5. Ценностные ориентации 6. Образованность 7. Физическое воспитание 8. Нравственное здоровье Методы исследования Методики   А.Н.   Лутошкина   и   Л.В.   Байбородовой; рейтинги класса в ОУ; социометрия. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина, анализ практических ситуаций; наблюдение. Тест А.А. Андреевва и Е.Н. Степанова. Анкета «Я и моя школа». Наблюдение,   анкетирование   учащихся   и   родителей, собеседование.   И.В. Методика   диагностики   жизненных   ценностей Л.М. Фридмана.   Опросник   Рокича,   модификации, анкетирование,   выбор   из   двух   вариантов   (анализ ситуации). Методика   П.В.Степанова,   Д.В.Григорьева, Кулешовой «Диагностика личностного роста», Методика   Капустина   «Изучение   воспитанности учащихся»,  «Мой   портфолио»  (дневник   личностных достижений   учащегося);   мониторинги   по   учебным предметам;   рейтинг   развития   личности;   уровень обученности. Комплексное   исследование; физической   культуре; нормативов. Методика   Б.П.   Бетинаса   «Диагностика   ценностных отношений   школьника»;   анкетирование;   тест   Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».   мониторинги   по   выполнение   учащимися 9. Гражданственность, патриотизм Методика   П.В.Степанова, И.В.Кулешовой; мониторинги знаний по истории. Анализ практических ситуаций. анкетирование,     Д.В.Григорьева, наблюдение,   Опросник субъективного отношения к самому себе. Наблюдение, анализ практических ситуаций.   учебной 10. Мотивация деятельности 11. Самооценка 12. Трудолюбие Критерии и способы эффективности воспитательной системы  (в основном в таблице представлены диагностические методики психолога и педагога Н.И. Дереклеевой) № п/п 1. Критерии Диагностические методики Развитость познавательного Анализ успеваемости  «Настроение», «Ранжирование» потенциала ребенка  Тесты 2. 3. 4. 5. 6. 7. Развитие личностных качеств учащихся Креативность личности Защищенность и комфортность ребёнка в классе Сформированность классного коллектива Воспитанность учащихся Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе «Мой портрет в интерьере»,  «10 моих Я», «Звезда», «Самореклама», «Сказки», «Что у меня на сердце»  Анкетирование   Педагогическое наблюдение Тестирование  Педагогическое наблюдение «Лесная школа»  «Проективная методика»   Анкетирование   Педагогическое наблюдение «Мультфильм о нашем классе» «Аукцион» «Проективная методика»  Методика С. М. Петровой «Пословицы» Методика М.И. Шиловой  Анкетирование (сводный лист уровня воспитанности)  Педагогическое наблюдение Сочинения  Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» Анкетирование для родителей

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)

Описание опыта работы классного руководителя (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2017