ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ
по русскому языку для начальных классов
Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.
Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.
Необходимость таблиц обусловлена тем, что:
во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;
во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;
в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу лужи, шина, чай,
роща, щука, чужой
Сочетания чк, чн ночка, ручной
Большая буква в именах собственных Москва, Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости согласных гусь, пальма
Разделительный Ь мягкий знак вьюга, ручьи
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце ночь – ж.р.
имен существительных женского рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый знак въезд, объяснение
Двойные согласные класс, ванна, Алла
Непроверяемые безударные гласные заяц ,берёза ,пенал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я вода – воды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з дуб – дубы
п ф к т ш с ложка - ложечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) солнце - солнышко
Правописание приставок и предлогов зашёл за другом
слез с дерева
НЕ с глаголами не спеши
Безударные гласные в окончаниях существительных по дорожке
Безударные гласные в окончаниях прилагательных в зимнем лесу
Безударные гласные в окончаниях глаголов лает, смотрит
Правописание –тся, -ться в глаголах мыться, моется
1. Найди в слове «опасное место»
2. Определи орфограмму
3. Вспомни правило, проверь написание слова
4. Запиши слово правильно
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПОДЛЕЖАЩЕЕ О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО? СКАЗУЕМОЕ Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ? Птицы улетают на юг. |
СОСТАВ СЛОВА
3
ПРИСТАВКА
образует новые слова |
2
КОРЕНЬ
главная часть слова |
4
СУФФИКС
образует новые слова |
1
ОКОНЧАНИЕ
служит для связи слов в предложении |
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
ГЛАГОЛ |
ПРЕДЛОГ |
название предмета
КТО? ЧТО?
кошка, стол
|
признак предмета
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
большой, синяя |
действие предмета
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
решать, списать |
служит для связи слов за, на, над от, по, об, со, про, под, с, у, из, в и др.
|
РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ЖЕНСКИЙ РОД ОНА МОЯ
девочка, земля
|
МУЖСКОЙ РОД
ОН МОЙ
мальчик, автобус |
СРЕДНИЙ РОД
ОНО МОЁ
яблоко, озеро |
РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
||
МУЖСКОЙ РОД |
ЖЕНСКИЙ РОД |
СРЕДНИЙ РОД
|
|
какой? -ой, -ый, -ий золотой алый синий |
какая? -ая, -яя золотая алая синяя |
какое? -ое, -ее золотое алое синее |
какие? -ие, -ые золотые алые синие |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее |
кто? что? |
______________ |
гл. Сказуемое |
что делает? что сделает? |
|
прил. Определение |
какой? чей? и другие |
|
сущ., мест. Дополнение |
вопросы косвенных падежей |
_ _ _ _ _ _
|
сущ., наречие Обстоятельство |
места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? |
_ . __ . __ . __
|
ПАДЕЖИ
Именительный |
это кто? что? |
предлогов не бывает |
Родительный |
нет кого? чего? |
без, у, от, до, с, из, около |
Дательный |
дать кому? чему? |
к, по |
Винительный |
вижу кого? что? |
на, в, во, за, про, под |
Творительный |
доволен кем? чем? |
с, за, под, перед, над |
Предложный |
говорить о ком? о чём? |
о, об, в, на, при |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Ж.р. -а М.р. -я
|
М.р. - , -ь С.р. -о, -е |
Ж.р. - ь
|
падеж |
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Р.п. Д.п. П.п. |
- И - Е - Е |
- - - Е |
-И -И -И |
СКЛОНЕНИЕ ПАДЕЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОКОНЧАНИЯ СУЩ.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
2. Посмотреть на гласную перед -ть
I спряжение |
II спряжение |
||
Глаголы-исключения: брить, стелить
- ать ! - ять лаять - еть ! блеять - оть сеять -уть веять - ыть таять надеяться кашлять и др. |
- ить
Глаголы - исключения: 4 гл. – ать: слышать, дышать, держать, гнать; 7 гл. – еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
|
||
|
ед.ч. мн. ч. |
|
ед.ч. мн. ч. |
1л. 2л. 3л. |
– у, -ю - ем – ешь - ете – ет - ют, -ут |
1л. 2л. 3л. |
– у, -ю - им – ишь - ите – ит - ат, -ят |
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
сущ., мест. Подлежащее |
кто? что? |
|
гл., сущ., прил. Сказуемое |
что делает? что сделает? что (кто) это такое? каков? |
|
прил. Определение |
какой? чей? и другие |
|
сущ., мест. Дополнение |
вопросы косвенных падежей |
|
сущ., наречие Обстоятельство |
места – где? куда? откуда? времени - когда? образа действия – как? |
|
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По цели высказывания:
|
повествовательное побудительное вопросительное |
По интонации:
|
восклицательное невосклицательное |
По наличию главных членов:
|
простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов:
|
распространенное нераспространенное |
Осложненное или неосложненное:
|
однородные члены обращение |
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Прямая речь после слов автора |
Прямая речь перед словами автора |
А: ,,П.” А: ,,П?” А: ,,П!” |
,,П,” – а. ,,П?” – а. ,,П!” – а. |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Глагол |
1. Часть речи.
2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число.
3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. |
1. Часть речи
2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)
Постоянные признаки: ( пока не знакомы).
Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж.
3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. |
1. Часть речи
2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. |
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Гласные |
Согласные (сонорные) |
|||
А О Э У Ы – обозначают твердость согласного звука Я Ё Е Ю И – обозначают мягкость согласного звука |
Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С |
Л М Н Р Й Х Ц Ч Щ |
- звонкие - глухие |
|
10 гласных букв 6 гласных звуков [ а, о, у, э, ы, и ]
Буквы Я Е Ё Ю – своего звука не имеют !!!
1.Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают два звука [й’а] [й’э] [й’о] [й’у] : · в начале слова яма [й’а м а] · после гласной лает [л а й’э т] · после Ь или Ъ знаков лью [л’й’ у] съем [с й’э м]
2. Буквы Я, Е, Ё, Ю после согласных обозначают мягкость согласного и один звук: мяч [м’ а ч] салют [с а л’ у т] лён [л’ о н] дверь [д в’ э р’] |
парные |
непарные |
||
Всегда мягкие – Й’, Ч’, Щ’. Всегда твердые – Ж, Ш, Ц. Не имеют звука – Ь, Ъ.
|
||||
[ звук] гласный согласный ударный - безударный парный – непарный звонкий – глухой твёрдый – мягкий ( ’ )
ОБРАЗЕЦ: союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков ;с [с] – согл., пар., глух., тв.; о [а] – глас., безуд.; ю [й’] – согл., cонорный, мяг.; [у] – гл., удар.; з [с] – согл., пар., глух., тв.
|
||||
ВИДЫ РАЗБОРОВ
1 – фонетический разбор
2 – морфемный разбор (разбор по составу)
3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)
Имя существительное
|
Имя прилагательное |
Глагол |
1. Часть речи. 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?). Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение. Непостоянные признаки: падеж; число.
3. Синтаксическая роль: Подлежащее. Сказуемое. Дополнение. Обстоятельство. |
1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)
Постоянные признаки: ( пока не знакомы).
Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч.), падеж.
3. Синтаксическая роль: Сказуемое. Определение. |
1. Часть речи 2. Морфологические признаки: Н.ф. (неопределенная форма – что делать? что сделать?) Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид; спряжение. Непостоянные признаки: число, время, лицо (если есть), род (если есть). 3. Синтаксическая роль: Сказуемое. |
4 – синтаксический разбор предложения
По цели высказывания:
|
повествовательное побудительное вопросительное |
По интонации: |
восклицательное – невосклицательное |
По наличию главных членов:
|
простое, сложное односоставное, двусоставное |
По наличию второстепенных членов: |
распространенное - нераспространенное |
Осложненное или неосложненное: |
однородные члены, обращение |
5 – орфографический разбор
Правописание безударных гласных в окончаниях
Определи часть речи.
|
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? П.п. о ком? о чём? |
-и -е -е |
-е |
-и -и -и |
Имя существительное 1.Определи склонение.
2.Определи падеж.
Сущ. на –ия (ж.р.) Р.п., Д.п., П.п. – И
- ий (м.р.) П.п. – И
- ие (с.р.) П.п. – И
- мя Р.п., Д.п., П.п. – И
Имя прилагательное
1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.
2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.
3. Вспомни, какие буквы «дружат»
А-Я (ая-яя)
О-Е (ое-ее, ого-его, ом-ем, ому-ему)
И-Ы (ие-ые, им-ым, их-ых, ими-ыми)
У-Ю (ую-юю)
Если слово отвечает на вопрос какой?, будь внимателен!!!
м.р. –ий (-ой, -ый) ж.р. -ей
Глагол
1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)
I спряжение II спряжение
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
я -у(-ю) мы -ем я -у(-ю) мы -им
ты -ешь вы -ете ты -ишь вы -ите
он они -ут,( -ют) он они -ат,(-ят)
она -ет она -ит
оно оно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.