Опорный конспект
для дистанционного обучения в 3 классе
по учебному предмету ПО.02. УП. 01 «Беседы об искусстве»,
МБ ОУК ДОД «Приморская ДХШ имени М.А.Волошина», преподаватель Кириленко Людмила Григорьевна,
2021-2022 учебный год.
Традиции народных промыслов уходят в глубокую древность, отражая особенности труда, бытового уклада и верований, душу народа.
Берёза – самое любимое дерево в России: о нём сложены песни и сказки. Береста – наружная часть коры берёзы – издавна использовалась людьми. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при археологических раскопках в Великом Новгороде. Тогда береста использовалась как материал для письма, вместо бумаги. Кроме того, из бересты плели корзины и короба, делали шкатулки, ларцы, коробочки, расписывали их яркими красками; в берестяных туесах хранили ягоды, масло и сметану. Береста – прекрасный материал для вырезания ножом сложных и затейливых узоров. Они столь тонки, что кажутся кружевом. Чтобы подчеркнуть рисунок, мастера подкладывали под бересту слой фольги или слюды. Узоры на бересте выдавливали с специальными штампиками. Это называется тиснением. Оно делало изделия особенно нарядными.
Когда-то у стен Троице-Сергиева монастыря, основанного святым Сергием Радонежским, шумел по воскресеньям большой торг. Для детей самым желанным товаром были игрушки. По преданию, сам преподобный Сергий вырезал из дерева игрушки и дарил детям. Лучшими игрушечниками считались мастера из села Богородского. Они привозили игрушки на ярмарку не мешками, а целыми возами. Вырезали богородские игрушки из липы, ольхи, осины. Инструментами мастера были топорик, пила, набор стамесок. Да ещё нож особый – с треугольным скосом. Его так и называли «богородский нож». Уверенными движениями мастер вырезал медведей и зайцев, крестьян и музыкантов. Чаще всего они не раскрашены, и мы видим естественный, теплый цвет дерева. Были игрушки механические, подвижные: куры клюют зёрна, кони скачут. Но самая знаменитая и любимая – кузнецы: мужик и медведь по очереди ударяют молотами по наковальне.
На высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, его основал ещё князь Юрий Долгорукий. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и украшали их резьбой и росписью. Не хуже кораблей были и городецкие дома. На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, раскрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. Обычно прялку дарил жених невесте: она была символом счастливой семейной жизни. По традиции, в верхней части городецкой прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней – повседневные сценки: чаепития, катания на тройках и на каруселях, гуляния. Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы, сундуки, шкатулки. Городецкая роспись – яркая, красочная, мастер словно дарит нам улыбку и радость жизни.
Матрёшка – настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане и ярком платочке. А внутри у неё прячутся младшие сестрицы. По сравнению с другими народными игрушками матрёшка молода, ей чуть более ста лет. Прообразом её могли послужить писанки – деревянные расписные яйца. Они были связаны ещё с древними славянскими ритуалами, а с принятием христианства стали приготавливаться к Пасхе. Другой предок матрёшки – японская ритуальная кукла, внутри которой помещались другие, поменьше. В конце XIX века в подмосковном селе Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь выточил первую такую игрушку. А когда Малютин написал ей нарядный сарафанчик и петуха в руке, то кто-то воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёшу!» С тех пор и стала кукла матрёшкой.
Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, без сучков и трещин. Начинает мастер с самой маленькой сестрички, иногда меньше человеческого ногтя, и лишь потом доходит до больших. Чтобы половинки матрёшки плотно соединялись, нужно дождаться, пока нижняя высохнет, и лишь затем надеть на неё верхнюю. Готовые фигурки протирают наждачной бумагой, чтобы не осталось шероховатостей. Держать в руках подготовленную к росписи матрёшку – удовольствие: она гладкая и приятная на ощупь.
Затем художник принимается за роспись. Каждый расписывает матрёшку по-своему. Однако есть определенные стили, традиции росписи матрёшек, которые бытуют в той или иной местности. Сергиево-Посадская матрёшка одета в сарафан, передник и платок, держит в руках корзинку или узелок. Расписывают её гуашью, используя простые цвета: красный, зелёный, синий, а затем покрывают лаком. В Вятке матрёшку украшают аппликацией из соломки. Матрёшка из Семёновского района Нижегородской области (семёновская матрёшка) одета в фартуке с огромным пышным букетом цветов.
Первая русская матрёшка, расписанная Малютиным, состояла из восьми фигурок (восьми мест) Чаще всего встречаются трёх – и пятиместные матрёшки. Но ведь понятно: чем больше куколок внутри, тем интереснее. Многоместные матрёшки требуют от токаря большого мастерства. Бывает, что стенки заготовок настолько тонкие, что даже немного просвечивают.
В старинном селе Хохлома издавна делали красочную посуду, прекрасную как осенний лес в солнечный день. Обыкновенные деревянные миски и ложки казались золотыми. Так и родилось название «золотая Хохлома». Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит её и покрывает тонким слоем глины, пропитывает льняным маслом. Золото для хохломской посуды не требуется. Вместо этого её натирают оловянным или алюминиевым порошком, и она блестит, как серебряная. Художник мягкой кистью рисует орнамент. Потом изделие покрывают лаком и ставят в печь. Выйдя из печи, посуда оказывается золотой, с нарядным красочным рисунком. По золотому фону раскинуты алые гроздья рябины, земляника, завитки трав и листьев.
Гжелью сегодня называют самые разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Это белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая гжель нарядная, праздничная! Особенно славились гжельские кувшины – кумганыквасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом, чтобы охладить квас в жаркий день. Кистями разной величины гжельские мастера создавали росписи из почти 30 оттенков синего цвета. Помимо росписи, гжельскую посуду часто украшают искусно вылепленные фигурки забавных зверей или занимающихся различными делами людей.
Есть в России и множество других народных художественных промыслов. Это палехская и федоскинская лаковая живопись, скопинская керамика, филимоновская и дымковская игрушка, жостовская роспись по металлу, ростовская финифть, чернение по серебру из Великого Устюга, каслинское художественное литьё, павлово-посадские узорные платки, вологодское кружево. Почти в каждой области России есть свои традиционные художественные ремёсла.
1. Как люди используют бересту?
2. Из чего делают богородские игрушки? Какие инструменты используют?
3. Что изображали на своих изделиях городецкие мастера?
4. Как и когда появилась матрёшка? Что послужило для неё прообразом? Как различаются матрёшки из разных местностей?
5. Что означает выражение «золотая Хохлома»? Из чего сделана хохломская посуда?
6. Что такое гжель? Каким цветом расписывают гжельскую керамику?
7. Подготовь небольшое сообщение об одном из художественных промыслов, перечисленных в последнем абзаце и запиши его в конспект.
8. Узнай, какие народные художественные промыслы бытуют в твоей местности. Расскажи о них, посетив краеведческий музей и запиши в конспект.
Приложение по тексту лекции для внимательного просмотра и изучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.