Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии
Оценка 4.9

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию +1
docx
химия
10 кл—11 кл
13.02.2019
Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии
Данный материал предназначен для быстрого и удобного повторения темы "Первоначальные химические понятия" при подготовки к ЕГЭ по химии. Может быть полезен учителям, занимающимся с учащимися 10-11 классов подготовкой к ЕГЭ и учащимся, занимающимся индивидуально. Есть незаполненный опорный конспект, заполненный опорный конспект и тестовые задания для закрепления материала.
Материал для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии.docx
Повторение материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии Тема «Первоначальные химические понятия» Данный материал предназначен для работы с учениками 10­11 классов для  подготовки к ЕГЭ по химии. Он состоит из опорного конспекта (незаполненного и  заполненного) и тестовых заданий для занятия и на дом. Опорный конспект (незаполненная форма) Химия ­ наука о веществах, их свойствах, и взаимопревращениях. Физическое тело – это объект природы, имеющий ____________. Вещество – это ________________________________________________________. Свойства вещества – это характеристики вещества.                                                                                     Свойства вещества                                                                                                                                   химические Агрегатное состояние, цвет, вкус,  запах, тепло­ электропроводимость,  растворимость в воде, Тпл. Ткип,   (плотность) Этапы изучения веществ и явлений: Наблюдение – целенаправленное, специально организованное восприятие                           предметов и явлений. Наблюдение в лабораторных условиях ­ моделирование — это способ изучения  какого ­ либо объекта, осуществляемый с помощью строения и изучения моделей.  Модели ­ специальные приборы, а также установки и предметы, в которых копируются  самые необходимые признаки и свойства объектов изучения:   предметные (модели атомов, молекул, кристаллов, химических установок и т.д.);   знаковые или символьные (символы химических элементов, формулы веществ,  уравнения реакций).  В результате наблюдений формулируется Гипотеза  – научное предположение, которое выдвигается для объяснения  определенных явлений. Эксперимент – целенаправленное и контролируемое воздействие на исследуемый объект при определенных условиях. В результате множества экспериментов некоторые гипотезы опровергаются, а некоторые «превращаются» в: Закон – теоретически обоснованное и практически доказанное научное утверждение. Совокупность нескольких законов, посвященных подобным явлениям, называют: Теория – совершенная форма научного отображения действительности. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С ВЕЩЕСТВАМИ И РЕАКТИВАМИ. 1. Наливать и  насыпать  вещества нужно только над столом.  2. Наливать и насыпать вещества можно через воронку, кончик воронки должен касаться  стенки пробирки. 3. Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками.  Их измельчение производится с  помощью пестика в ступке.  4. Химические вещества  НЕЛЬЗЯ  пробовать на вкус!!!  5. При определении запаха запрещается наклоняться над  пробиркой.  Нужно легкими  движениями руки направить пар или газ к носу  и осторожно вдыхать. 6. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями  приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.  7. При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем  8. Остатки вещества нельзя выливать или высыпать обратно в емкость, откуда оно было  взято. ПРИ  НАГРЕВАНИИ 1. Запрещается зажигать  одну  спиртовку от другой  2. Запрещается передавать зажженную спиртовку  3. Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть.  Необходимо  начинать со слабого нагревания сосуда. Пробирку нагревайте сначала всю,  а только затем ту часть, где находится  вещество.  4. При нагревании сосуд с веществом  должен быть закреплен в штативе или  пробиркодержателе. 5. Чтобы погасить пламя спиртовки, ее следует закрыть специальной крышкой. 6. Отверстие пробирки при нагревании направлять на себя и других  7. В ходе нагревания  заглядывать в сосуд и наклоняться над ним.  ПОПАДАНИЕ НА КОЖУ  ЕДКИХ  РАСТВОРОВ 1. Стряхнуть  видимые  капли раствора  2. Смыть остальное широкой струей воды.  3. При ожоге кислотой раствор ожог обрабатывается 2% раствором питьевой соды, при  ожоге щелочью ­ 2% раствором борной или уксусной кислоты.  4. При любом ожоге  запрещается пользоваться  жирами для обработки  обожженного  участка  и красящими веществами (йодная настойка, бриллиантовая зелень).  5. Место ожога необходимо обработать  этиловым спиртом и наложить сухую  стерильную повязку.  6. Обратиться в медицинское учреждение  ОТРАВЛЕНИЕ КИСЛОТАМИ 1. Выпить 4­5  стаканов  теплой воды  и вызвать  рвоту.   2. Сделать два промывания  желудка чистой теплой  водой. Общий объем жидкости  не  менее 6 литров.  ОТРАВЛЕНИЕ ЩЕЛОЧАМИ. 1. Выпить 4­5  стаканов теплой воды и вызвать рвоту.   2. Выпить  2%­ный раствор  уксусной кислоты.  3. Сделать два промывания  желудка  чистой  теплой водой. Общий объем жидкости  не менее 6 литров.  Токсичные газы Токсичные соли Взрывоопасные газы Легковоспламеняющиеся  жидкости (ЛВЖ) CO, H2S, N2O, NO, NO2, HCl, Cl2, F2 Соли свинца, ртути, меди Н2, CxHy, CO,  Спирты, CxHy, ацетон,эфиры ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛВЖ 1. Работу следует проводить под вытяжкой, вдали от открытого огня. 2. Нагревать ЛВЖ необходимо на водяной бане или на электрической плитке с  изолированной спиралью. 3. Сосуд с ЛВЖ при нагревании должен быть закрытым обратным холодильником. 4. Категорически запрещается выливать ЛВЖ в канализацию или в мусорные ведра. 5. ЛВЖ должны храниться в металлических шкафах. ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СРЕДСТВАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ 1. Использовать средство строго в соответствии с инструкцией. 2. При работе необходимо использовать перчатки. Если средство является слишком  пахучим, необходимо работать в проветриваемом помещении. 3. Хранить средства бытовой химии нужно в плотно закрытой емкости, в темном,  хорошо проветриваемом помещении, в недоступном для детей и животных месте,  подальше от продуктов. 4. Средства бытовой химии нужно использовать до истечения срока годности. 5. Тщательно промывайте и протирайте предметы, для очистки которых использовались  средства бытовой химии. ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПОСУДА Лабораторный штатив Для закрепления посуды при проведении опытов Круглодонная колба Для перегонки веществ под вакуумом Коническая колба Мензурка Мерный стакан Мерный цилиндр Для опытов, при которых требуется перемешивание. Для хранения жидкостей. Для измерения объема жидкостей Термометр Измерение температуры Пипетка Набор малого объема жидкости Воронка Бумажные фильтры Для фильтрования смесей Ступка с пестиком Измельчение твердых веществ Фарфоровая чашка Для нагревания и выпаривания  Тигель Для прокаливания твердых веществ Тигельные щипцы Для перемещения тигля Ложечка для сжигания веществ Прямой холодильник (нисходящий) Обратный холодильник  Штатив для пробирок Для конденсирования паров и отвода конденсата из реакционной системы в колбу­ приемник. Для конденсирования паров и возврата конденсата в реакционную массу.   Пробирка Проведение реакций между небольшими объемами веществ Пробиркодержатель Спиртовка  Для нагревания бюретка для измерения определённого количества жидкости Делительная воронка Для разделения несмешивающихся жидкостей колба Вюрца аппарат Киппа выпаривание, разгонка, перегонка, синтез химических веществ и дистилляция в лабораторных условиях для получения газов путем взаимодействия твердого и жидкого реагентов лабораторная воронка с впаянным в нее фильтром Шотта Колба Бунзена Воронка Вюхнера для разделения под вакуумом жидкости и твердого вещества Прибор для фильтрования под вакуумом Хлоркальциевая трубка Осушение газов Чистое вещество – это это вещество, которое состоит из частиц __________вида и  имеет _________________ физические свойства. Смесь – это _________________________ нескольких веществ. Сравнительная характеристика чистых веществ и смесей Смесь Чистое вещество Постоянный  Одно Признаки сравнения Состав Вещества Физические свойства Постоянные Способы разделения С помощью химических реакций Физические методы Название В природе Номенклатурное В основном не встречается  Непостоянный Разные Непостоянные Бытовое  Встречаются  Частицы веществ не видны Виды смесей                                                                                                                    неоднородные Способы разделения  смесей Состав смеси Жидкость + нерастворимое в  ней твердое  вещество Вещества с разным  отношением к воде Способ Фильтрование Декантация Отстаивание  (обработка  водой) Выпаривание  Жидкость + растворимое в ней твердое  вещество Делительная  воронка Несмешиваемые жидкости Дистилляция  Перегонка Две растворимые друг в друге  жидкости Действие  магнитом Наличие железа в смеси                                                                     Опорный конспект (заполненная форма) Химия ­ наука о веществах, их свойствах, и взаимопревращениях. Физическое тело – это объект природы, имеющий форму. Вещество – это то, из чего состоит тело (не имеет форму). Свойства вещества – это характеристики вещества.   физические                                                                                   Свойства вещества                                                                                                                                   Агрегатное состояние, цвет, вкус,  запах, тепло­ электропроводимость,  растворимость в воде, Тпл. Ткип,   (плотность) Взаимодействие  с другими веществами химические Чистое вещество – это это вещество, которое состоит из частиц одного   вида и имеет  постоянные    физические свойства. Смесь – это совокупность    нескольких веществ. Сравнительная характеристика чистых веществ и смесей Смесь Чистое вещество Признаки сравнения Состав Вещества Физические свойства Постоянные Способы разделения С помощью химических реакций Физические методы Название В природе Номенклатурное В основном не встречается  Непостоянный Разные Непостоянные Бытовое  Встречаются  Постоянный  Одно однородные Частицы веществ не видны Виды смесей                                                                                                                    неоднородные Частицы веществ   видны Задания на занятия и на дом 1. Установить соответствие Название                                 Вид   а) стул,                                     1.Тело б) стекло,                                 2. Вещество в) лёд,  г) чашка,      д) ручка                                 ___________________________  2.Установить соответствие  Название                    Вид а) азот,                       1. чистые вещества б) водород,                2. смеси в) уголь,  г) почва,  д) алюминий             __________________________ 3. Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?      А. Природный газ является чистым веществом. Б. Алмаз является смесью веществ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 4.Из перечисленных смесей выбрать однородную смесь:     а) сахар и соль, б) нефть, в) морская вода, г)  мрамор 5. Из перечисленных смесей выбрать неоднородную  смесь:     а) вода и подсолнечное масло, б) речная вода, в) раствор спирта  6. Установить соответствие:           Смеси                              Вид а) вода и сахар,              1. однородные  смеси  б) вода и опилки,           2. неоднородные смеси в) чай, г) минеральная вода, д) гранит                                ________________________ 7. Установить правильную последовательность разделения смеси  песка, соли  и  древесных опилок  А. фильтрование Б. выпаривание В. отстаивание              ________________ 8. Установить правильную последовательность разделения смеси  сахара, медных и  железных опилок А. фильтрование Б. выпаривание В. отстаивание Г. действие магнитом     ________________ 9. Установить правильную последовательность разделения смеси  воды, поваренной  соли, бензина  и  мела А. фильтрование Б. выпаривание В. делительная воронка    ________________  1. Верны ли следующие утверждения о правилах безопасной работы в школьной лабора­ тории?      А. Чтобы погасить пламя спиртовки, его следует задуть. Б. При нагревании пробирки с раствором её следует располагать строго вертикально. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 2. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории? А. Все опыты, связанные с выделением газов, надо проводить только в вытяжном  шкафу. Б. При нагревании растворов необходимо направлять отверстие пробирки или колбы  в сторону от лица и от соседей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 3. Верны ли следующие утверждения о правилах работы в школьной лаборатории? А. Вещества, находящиеся в лаборатории, запрещается пробовать на вкус, даже если  они в обыденной жизни употребляются в пищу (например, хлорид натрия). Б. При попадании кислоты на кожу поражённое место надо промыть большим количе­ ством раствора щёлочи. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны 4. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборато­ рии и хранения веществ в быту?      А. При попадании раствора кислоты на кожу, её следует промыть водой и обработать  раствором питьевой соды. Б. Легковоспламеняющиеся жидкости, например ацетон, разрешается хранить только  в холодильнике. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 5. Верны ли суждения о назначении лабораторной посуды и оборудования?      А. Для измерения объёма жидкости используют мерный цилиндр. Б. Ступка с пестиком предназначены для измельчения твёрдых веществ. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 6. В какой строчке указаны только тела? а) Кастрюля, сковородка, чайник, кран, вода; б) Парта, доска, стол, стул, лампа; в) Карандаш, ручка, ручка, чернила, пенал, сахар. 7.В какой строчке указаны только вещества?    а) Алюминий, железо, медь;   б) Алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;   в) Кусок сахара, капля росы, кристалл соли. 8. Из перечисленных свойств, к физическим свойствам вещества относятся:    а) цвет, б) размер, в) форма, г) запах, д) агрегатное состояние. 9. Из перечисленных веществ, выбрать чистые вещества    а) дистиллированная вода, б) нефть, в) сера, г) медь, д) воздух. 10. Из перечисленных веществ, выбрать смеси:     а) кислород, б) воздух, в) свинец, г) молоко, д) фосфор  11.Что является чистым веществом? а) чугун  б) воздух в) пищевая сода г) морская вода 12.Что является чистым веществом? а) воздух б) нержавеющая сталь в) «царская водка» г) сахароза 13.  Что относится к неоднородным смесям? а) смесь кислорода и азота б) мутная речная вода в) снежный наст г) чай 14. Что относится к однородным смесям? а) речной ил б) кровь в) раствор поваренной соли г) молоко 15. Что относится к однородным смесям? а) смог б) молоко в) воздух г) почва 16. Что является неоднородной смесью?  а) раствор иода в спирту б) раствор сульфата меди (II) в) раствор щелочи г) молоко 17. Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?       А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать маг­ нит. Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 18. Поваренную соль можно выделить из ее водного раствора с помощью а) фильтрования б) выпаривания в) магнита г) отстаивания 19. Верны ли суждения о способах разделения смесей?       А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей. Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 20. Как называется способ очистки неоднородной смеси? а) дистилляция б) фильтрование в) выпаривание г) нагревание 21.  Какую смесь можно разделить фильтрованием? а) сахара и воды б) песка и воды в) воды и бензина г) песка и сахара 22. Как называется способ очистки однородной смеси? а) фильтрование  б) охлаждение  в) выпаривание г) отстаивание 23. Установить соответствие:      Смесь                                                Способ разделения     1)  сахар + вода                                  а) фильтрование     2) железо + древесные опилки         б) выпаривание     3) подсолнечное масло + вода          в) действие магнитом                                                                  г) делительная воронка      ________________ 24. Установить правильную последовательность разделения смеси  мела и соли А. фильтрование Б. выпаривание В. отстаивание               ________________

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии

Опорный конспект для повторения материала средней школы и подготовки к ЕГЭ по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019