ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ«ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ ИССКУСТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗЕМЛЯННОГО ПОЛОТНА» (ПТМ 2/ПК 2)
РАЗДЕЛ № 3: «УСТРОЙСТВО ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ» - 44 часа
Занятие № 33-34 «Опоры и опорные части»
Преподаватель ДВ УЦПК Комсомольского подразделения Черепанов А.С.
Разновидность и область применения оснований и фундаментов. Виды опор и опорных частей мостов Дефекты деревянных шпал и брусьев, их маркировка.
Основные повреждения опор и их устранение. Содержание опорных частей. Технология работ по заделке трещин в кладке опор, расчистке и расшивке швов кладки опор.
Технология работ по выправке перекоса и угона катков опорных частей; ремонту футляров опорных частей; очистке, смазке и натирке опорных частей. Техника безопасности при производстве работ.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Основания и фундаменты мостов
ФУНДАМЕНТ
подземная или подводная часть сооружения,
которая
передает его грунтовому
основанию статическую
нагрузку, создаваемую весом сооружения, и
дополнительные
динамические нагрузки
Основания и фундаменты мостов
до 5-6 м и отношение этой глубины к ширине подошвы не превышает 1,5-2, то его называют фундаментом мелкого заложения и возводят в котлованах.
больше 5-6 м и отношение этой глубины к ширине подошвы больше 1,5-2, то такой фундамент будет глубокого заложения.
При действии на опору больших сил и наличии в основании слабых грунтов возникает необходимость устройства фундамента глубокого заложения или усиления основания.
Фундаменты глубокого заложения
Свайный фундамент состоит из отдельных свай и объединяющей их поверху монолитной бетонной или железобетонной плиты — ростверка. Ростверком называется плита, служащая для равномерного распределения давления на сваи.
Свайные фундаменты
По расположению относительно поверхности грунта свайные ростверки бывают низкие и высокие. Если подошва плиты заглублена в грунт, свайный ростверк называется низким. Если подошва плиты расположена выше поверхности грунта, ростверк называется высоким.
Толщина плиты ростверка определяется расчетом, но не менее 0,5 м.
Свайные фундаменты
Из различных специальных видов свай, применяемых в строительстве мостов, наибольший интерес представляют буровые сваи и железобетонные цилиндрические оболочки.
Имеющееся буровое оборудование позволяет разрабатывать скважины диаметром в несколько метров и глубиной до 100 м и более, обеспечивая большую производительность работ.
Свайные фундаменты
Буровые сваи с уширенным основанием состоят из буровой колонны (штанги), снабженной внизу долотом и специальными механизмами с раскрывающимися ножами
Свайные фундаменты
При устройстве камуфлетных свай стальная или железобетонная оболочка погружается до необходимой глубины, затем в нижнюю ее часть погружается заряд взрывчатого вещества с электродетонатором оболочка заполняется пластичным бетоном, и затем заряд взрывается.
Свайные фундаменты
Опускной колодец представляет собой полый бетонный ящик, имеющий только ограждающие стенки. Он устанавливается на грунт с таким расчетом, чтобы верхний обрез его возвышался над уровнем воды. Внутри колодца производится разработка грунта либо грейфером, либо гидромеханизированным способом. По мере удаления грунта из колодца он под действием собственного веса опускается, а стенки его наращиваются. Опускные колодцы бывают бетонные или железобетонные прямоугольного или кольцевого очертания в плане.
Опускной колодец
Кессоны представляют собой прочную водонепроницаемую камеру, образованную боковыми стенками и потолком. В камеру нагнетается сжатый воздух, который вытесняет воду и позволяет вести работы внутри камеры насухо. Для сообщения камеры с атмосферой служит шлюзовый аппарат. Разрабатываемый внутри камеры грунт подается на поверхность либо через шлюзовый аппарат в бадьях, либо (при гидромеханизированном способе) пульпа (смесь грунта и воды) откачивается по трубам под напором. По мере опускания кессона наращивается надкессонная кладка. Под действием возрастающего веса кессон постепенно опускается. По достижении проектной отметки камера кессона заполняется бутобетоном.
Кессоны
Опоры мостов
Опора моста – конструкция, поддерживающая в заданном положении пролетное строение моста и передающая нагрузки на основание.
Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные (быки)
Опоры и опорные части мостов
Материалом для капитальных опор служит бетон, железобетон, камень и редко металл
Для экономии цемента и снижения стоимости в бетон при возведении опор нередко добавляют бутовый камень в количестве до 20 % общего объема такой бутобетонной кладки
Опоры мостов
Конструкция опор определяется системой моста, положением опоры в мостовом переходе и другими местными условиями, в частности существенно зависит высотой насыпи и размерами моста.
По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом: массивные опоры используются в сложных условиях возведения, в частности на реках с интенсивным ледоходом. Как правило, изготавливаются из бетона или камня.
Опоры мостов
устои подразделяются на:
необсыпные, длина которых не менее длины конуса, причем подошва конуса не выходит за переднюю грань устоя. Необсыпные устои в настоящее время применяются, преимущественно, в городских условиях, часто в сочетании с продольными подпорными стенками, ограничивающими размеры насыпи в плане;
Опоры мостов
обсыпные - расположенные в теле конуса. Такие устои являются сейчас основным типом конструкций, позволяют использовать наиболее эффективные технические решения - свайные и стоечные опоры. Недостатком обсыпных устоев является увеличение длины моста на перекрываемую пролетными строениями часть конуса.
Опоры мостов
32
1 — тело устоя;
2 — подферменная плита;
3 — опорная часть;
4 — пролетное строение;
5 — фундамент;
6 — передняя
стенка устоя;
БН — бровка насыпи;
ПР — отметка
уровня подошвы рельса
а — необсыпной устой б—обсыпной устой
Основными конструктивными элементами устоя являются: подферменная плита, шкафная стенка, передняя стенка, конструкция, сопрягающая устой с насыпью подхода, фундамент.
БЕРЕГОВЫЕ ОПОРЫ
Предназначены для сопряжения моста с насыпью и опирания на них крайнего пролетного строения.
1 – подферменная плита;
2 – шкафная стенка устоя;
3 – передняя стенка устоя;
4 – фундамент устоя.
Опоры мостов
оголовок - верхняя часть опоры, на которой размещены подферменные площадки, предназначенные для установки и крепления опорных частей. Функциональная задача оголовка - распределение нагрузки от опорных частей на нижележащие элементы опоры. В свайных и стоечных опорах в качестве оголовка используется насадка (ригель)
стенка шкафная : Элемент верхней части устоя, защищающий торец пролетного строения и зону расположения опорных частей от грунта насыпи подхода
тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип
Опоры мостов
фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.
В свайных опорах и их разновидностях сваи являются элементами и тела опоры, и фундамента одновременно.
ВИДЫ УСТОЕВ
конструкция устоев эксплуатируемых мостов может отличаться в зависимости от:
высоты насыпи;
рода езды (по верху, по низу);
количества путей;
характера реки;
рода грунта.
ВИДЫ УСТОЕВ
Устой с обратными стенками
Устой в плане имеет П-образную форму, состоит их передней стенки и двух боковых (обратных) стенок, поддерживающих в устое грунтовую засыпку и обеспечивающих лучшее сопряжение с насыпью
Устой с обратными стенками: 1 - шкафная стенка; 2 - подферменная плита; 3 - передняя стена; 4 - обратные стены
ВИДЫ УСТОЕВ
Массивный устой
Сплошной массив, сооружаемый из бутовой или бетонной кладки. Не имеет обратных стен. Его ширина меньше и достаточна лишь для размещения опорных частей пролетного строения с ездой поверху. Балластную призму, более широкую, поддерживают на верху устоя железобетонные консоли с кордонными блоками.
Массивный устой: 1 - кордонные камни (блоки)
ВИДЫ УСТОЕВ
Устой с проемом
Для уменьшения объема кладки массивных устоев при высоте насыпи более 6-8 м возводились устои с поперечным проемом. Из-за сложности производства работ по устройству сводов подобные конструкции устоев в настоящее время применения не находят.
Устой с проемом: 1 - кордонные камни (блоки)
ВИДЫ УСТОЕВ
Раздельный устой
Раздельные устои - это массивные опоры, состоящие из собственно устоя обсыпного типа и берегового быка с перекрытием пролета между ними переходной фермой, распространены в больших мостах и при значительной высоте насыпи.
Между обсыпной частью устоя и береговым быком устраивается соединительная стенка. Соединительная стенка находится выше горизонта высоких вод ГВВ, преграждает течение воды в пролет между быком и устоем и предохраняет тем самым конус устоя от размыва.
Раздельный устой: 1 - пролетное строение
ВИДЫ УСТОЕВ
Сборные устои
Очень рациональны для строительства малых и средних мостов при наличии пучения грунта. В целом конструкция таких устоев состоит из сборных железобетонных элементов, доставляемых на место строительства в готовом виде с завода. В конструкцию входят сваи или стойки-оболочки, объединенные по верху плитой (ростверком), блок тела устоя и подферменный блок (плита).
Сборный устой: 1 - железобетонные сваи; 2 - плита (ростверк); 3 - тело устоя; 4 - подферменная плита
Сборно-монолитные опоры состоят из железобетонных контурных блоков заводского изготовления различной конфигурации и монолитного бетона, составляющего ядро сечения. При сооружении опор контурные облицовочные блоки выполняют функцию опалубки. Швы между блоками заделывают цементным раствором.
а – вид вдоль оси;
б – вид поперек оси
моста;
в – прямоугольное
очертание в
плане;
г – с закруглением
боковых граней
в зоне
переменного
уровня воды
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПОРАХ
Опоры мостов промежуточные (быки)
Назначение промежуточных опор – воспринимать давление от пролетного строения и подвижного состава и равномерно передавать на грунт основания. Береговые опоры кроме вертикальных воспринимают еще и значительные горизонтальные нагрузки о давления грунтов насыпей подхода.
В плане тело опоры может иметь разное очертание: прямоугольного или круглого сечения на суходоле, с закругленными или заостренными боковыми гранями в русловой части.
Размеры подферменной плиты в плане зависят от условий размещения опорных частей, которые определяются типом и длиной пролетных строений. Высоту подферменной плиты принимают 0,4-0,5 м. Подферменная плита имеет свесы не менее 10 см для предотвращения образования подтеков при стоке воды.
Высота опоры зависит от требований подмостового габарита
и рельефа местности.
Опоры применяются монолитные, сборно-монолитные и сборные, состоящие из монолитной плиты – насадки и столбов или свай оболочек. б
а а – монолитная с
каменной облицовкой;
б – сборно-монолитная
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ
Подферменная плита — часть опоры моста, предназначенная для передачи и равномерного распределения давления от пролётных строений моста и подвижного состава тело опоры. Подферменная плита представляет собой конструкцию из бетона, армированного стержневой арматурой. На верхней поверхности подферменной плиты располагаются армированные площадки (подферменники) для установки опорных частей и устраиваются сливы для стока воды.
54
а — каменный (бетонный) бык с водорезом;
б — каменный (бетонный) бык с ледорезом;
в — трубчато-телескопическая промежуточная опора (бык);
1 — тело опоры;
2 — ледорез;
3 — водорез;
4 — фундамент;
5 — подферменная плита.
Промежуточные опоры (быки)
55
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ
На реках с сильным течением и незначительным ледоходом с носовой стороны быков устраиваются водорезы с уклоном ребра от 1:10 до 1:20 В случае значительного ледохода быки сооружаются с ледорезами с уклоном режущего ребра от 1:5 до 1:10 . На реках с мощным ледоходом применяются пологие ледорезы с уклоном режущего ребра от 1:1 до 1:0,5.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ
На реках с мощным ледоходом или при значительном количестве истирающих кладку крупных наносов, а также в суровых климатических условий поверхности опор облицовываются естественным камнем или железобетонными плитами
Находящиеся в более благоприятных климатических условиях бутобетонные и бетонные опоры могут быть без облицовки
Опорные части
опорные части служат для передачи давлений от пролетных строений на опоры.
Классификация опорных частей по характеру работы:
подвижные опорные части - обеспечивают свободу перемещения и изгиб концов ферм;
неподвижные опорные части - допускают только свободный изгиб.
Перемещения концов ферм происходят вследствие температурного удлинения ферм и деформации их под временной нагрузкой.
Опорные части
Конструкция подвижных опорных частей должна удовлетворять следующим требованиям:
обеспечивать свободное продольное перемещение пролетного строения, обусловленное деформацией от нагрузки или температурных воздействий;
обеспечивать беспрепятственный поворот опорного сечения пролетного строения на угол, возникающий от изгиба пролетного строения;
препятствовать смещению пролетного строения в поперечном к оси моста направлении;
передавать сосредоточенные опорные давления с пролетного строения на опору.
Опорные части
Опорные части каткового типа
Катковые опорные части имеют мосты:
с железобетонными пролетными строениями более 20 м;
с металлическими пролетами более 25 м.
Катковая опорная часть состоит из:
верхнего и нижнего балансиров;
шарнира между ними;
подвижных катков и опорной плиты.
Все катки от угона (чрезмерный наклон) и развала объединены соединительными планками, крайние катки имеют зубья, которые входят в вырезы нижнего балансира и опорной плиты.
Опорные части
Опорные части секторного типа
Эксплуатируемые мосты с железобетонными пролетными строениями более 20 м, а с металлическими более 25 м могут иметь секторные опорные части
Секторные опорные части состоят из:
верхнего балансира;
цилиндрического сектора;
шарнира между ними;
опорной плиты;
для контроля сверхнормативного смещения сектора устанавливают упор ограничитель (зуб).
Опорные части
Неподвижные опорные части не имеют подвижного сектора, вместо него устраивают одну общую отливку на которую опирается шарнир и верхний балансир.
Опорные части
Опорные части тангенциального типа
Тангенциальные опорные части устанавливают:
при длине железобетонных пролетов от 10 до 20 м;
металлических - от 10 до 25 м.
У тангенциальных опорных частей трущиеся поверхности имеют выпуклую форму для уменьшения поверхности трения и облегчения свободного перемещения подвижных концов пролетов.
Опорные части
Верхний балансир подвижной опорной части имеет цилиндрическое отверстие для зуба ограничителя нижнего балансира.
У неподвижной опорной части верхний и нижний балансиры объединены зубом без возможности перемещения пролета, благодаря чему в опорном сечении возможен только поворот в вертикальной плоскости.
Опорные части полимерного типа
Резиновые опорные части(плоские) –
для небольших пролетных строений (до 9 м)
1 – стальные листы; 2 – резиновые прокладки; 3 – стальная обойма
Опорные части выполняют из различных материалов:
стали, железобетона, резины, фторопласта и других синтетических материалов.
Опорные части с шаровым сегментом (ОЧШС)
Опорные части с шаровыми сегментами устанавливают на всех новых металлических и сталежелезобетонных пролетных строениях расчетной длиной более 18,2 м
Опорные части ОЧШС изготавливают подвижными и неподвижными. У подвижных опорных частей контроль за продольным перемещением верхнего балансира осуществляется по указателю перемещения
Преимуществом таких опорных частей является закрытая конструкция не требующая обслуживания.
Опоры мостов
При содержании массивных (каменных, бетонных, железобетонных) опор необходимо:
следить за состоянием облицовки, своевременно производить расшивку швов и предупреждать повреждения облицовки, при появлении признаков выщелачивания раствора выяснить причины и принять необходимые меры;
в случае появления трещин в кладке опор следить за их состоянием (ставить маяки, делать отметки краской, производить измерения, составлять эскизы), выяснять причины возникновения и принимать меры по заделке и ликвидации трещин;
Содержание опор мостов
вести наблюдения за положением опор и щековых стен сводов (нет ли в них выпучивания, наклона, смещения), производя при этом соответствующие измерения; в случае обнаружения деформаций немедленно принимать необходимые меры;
обеспечивать исправное состояние сливов подферменных площадок, тротуаров и проезжей части, не допуская застоя воды и проникновения ее в кладку;
следить за состоянием гидроизоляции и в случае ее повреждения (при выщелачивании раствора) производить необходимый ремонт;
не допускать повреждения защитного слоя и обнажения арматуры в железобетоне, производя торкретирование или затирку поверхности;
Содержание опор мостов
следить за состоянием дна русла у опор: нет ли значительных подмывов, повреждений (при их наличии), и принимать меры по устранению повреждений; периодически проверять состояние кладки подводной части опор, в особенности на старых мостах;
в необходимых случаях производить околку льда вокруг опор с защитой проруби от замерзания.
Содержание опор мостов
Признаками неисправности облицовки, а также блочной кладки опор являются:
выкрашивание расшивки швов;
трещины как по швам, так и по целому камню;
выветривание кладки и выщелачивание раствора из швов между камнями (блоками)
Разрушение (выветривание) кладки, а также выкрашивание раствора из швов происходит:
под влиянием атмосферных воздействий (ветер, дождь, резкие изменения температуры);
из-за низкого качества облицовочного камня (рыхлый и недостаточно морозостойкий);
из-за неудовлетворительного производства работ по расшивке швов или кладке блоков.
Все выкрошившиеся швы облицовки или блочной кладки должны своевременно и тщательно расшиваться.
Содержание опор мостов
Состояние кладки опор обычно определяется по наружному виду. Если в опорах имеются глубокие трещины, заходящие в тело кладки необходимо произвести их исследование: глубину распространения, поведение под нагрузкой и т.п. Если трещины в опорах уходят под воду или имеются данные о повреждении кладки под водой необходимо произвести осмотр подводной части опор при помощи водолазов.
В бетонных и бутобетонных опорах без облицовки необходимо следить за состоянием наружных поверхностей кладки.
Содержание опор мостов
Основные причины возникновения трещин в опорах:
слабость фундамента 1);
отсутствие прокладного ряда в передней стенке; (.2;.3);
от отсутствия дренажа и пучинистой засыпки между стенками устоя. 4;
при плохом состоянии кладки и расположение стыков рельсов над шкафной стенкой устоя.5;
по швам бетонирования 6;
при расположении на быке двух неподвижных ОЧ или большого трения подвижных ОЧ 7;
при неравномерной осадке основания двухпутной опоры 8.
Содержание опор мостов
При появлении в кладке опор каких-либо трещин необходимо:
установить за ними наблюдение;
выяснить причины их появления.
Все обнаруженные трещины занумеровываются, обмеряются и заносятся на эскизный чертеж с указанием даты появления трещины.
Содержание опор мостов
На опорах границы распространения трещин отмечаются краской (по концам трещин, перпендикулярно их направлению проводятся риски). В случае роста трещин наносятся новые отметки границ их распространения с указанием даты.
Во избежание проникания воды и размораживания кладки все трещины заделываются полимерцементным раствором.
Содержание опор мостов
Наблюдения за состоянием трещин можно производить:
при помощи марок, заделанных в кладку по обеим сторонам трещин (расстояние между марками обычно измеряется штангенциркулем);
при помощи двух закрепленных в кладке металлических пластинок
Содержание опор мостов
При наблюдении за трещинами надо иметь в виду, что при понижении и повышении температуры ширина трещин изменяется. Результаты измерения трещин заносятся в Журнал наблюдений с указанием номера трещины, даты измерения и температуры воздуха.
Для наблюдения за поведением трещин могут применяться маяки в виде тонкой пластинки из цементного раствора или гипса, накладываемой на трещину. Для того чтобы маяк хорошо держался, место его установки должно быть тщательно очищено от грязи и смочено водой. Если трещина в кладке опоры с течением времени или под проходящими поездами раскрывается («дышит»), то в маяке образуется трещина.
Раскрытие (сжатие) трещины под проходящим поездом легко также выяснить по ощущению пальца, приложенного к трещине.
Содержание опор мостов
В случае необходимости наблюдения за трещинами могут производиться при помощи специальных измерительных приборов:
индикаторов;
тензометров;
трещиномеров;
микроскопа;
лупы со шкалой и т.п.
Содержание опор мостов
зависимости от степени повреждений опор трещинами производится соответствующий ремонт кладки, а именно:
цементация кладки торкретирование поверхности опоры по металлической сетке
устройство железобетонных оболочек, поясов и прокладных рядов;
частичная или полная перекладка опоры, замена пучинистого грунта за устоем и т.п.
В тех случаях, когда трещины в опорах заметно увеличиваются и создается явная угроза движению поездов, впредь до проведения капитального ремонта необходимо немедленно принять меры, обеспечивающие возможность безопасной эксплуатации сооружения.
Содержание опор мостов
Такими мерами в зависимости от характера трещин и их местоположения могут быть:
устройство металлических хомутов и каркасов;
установка металлических тяжей или анкеров, схватывающих расстроенную кладку опоры;
установка под концами пролетного строения временных рамных опор, разгружающих слабую опору;
устройство горизонтальных распорок между опорами мостов малых отверстий и т.п.
Содержание опор мостов
Подферменные площадки должны содержаться в полной исправности и чистоте, так как на загрязненных подферменных площадках может задерживаться влага, способствующая разрушению поверхности сливов и появлению в них трещин, через которые вода проникает внутрь кладки опор.
При отсутствии стока воды с подферменных площадок сливы необходимо переделывать с приданием им надлежащего уклона, а трещины в сливах своевременно заделывать цементным раствором.
Содержание опор мостов
Одним из признаков неисправности подферменных площадок являются следы выщелачивания раствора кладки опор в виде белых потеков и влажных пятен на облицовке опор ниже карниза Однако необходимо иметь в виду, что выщелачивание раствора кладки может происходить также при наличии выкрошившихся швов облицовки, через которые паводковые или дождевые (при косом дожде) воды проникают внутрь кладки.
Содержание опор мостов
В устоях выщелачивание раствора может быть вызвано:
отсутствием или неисправностью изоляции соприкасающихся с насыпью поверхностей опор;
неудовлетворительным состоянием дренажа.
Подферменники должны обладать достаточной прочностью и плотно опираться на подферменные площадки опор. При недостаточной прочности или неправильной укладке, когда подферменник работает на изгиб, в нем могут появиться трещины. За дефектными подферменниками должно быть установлено соответствующее наблюдение, в необходимых случаях должны ставиться хомуты или устраиваться железобетонные обоймы. Трещины в подферменниках могут появляться также вследствие ударов (при проходе поездов) неплотно опирающихся опорных частей.
Содержание опор мостов
Деформации опор (осадка, наклон и смещение – могут быть вызваны различными причинами, например, недостаточным развитием площадки фундамента, подмывом опор. Смещение устоя может явиться следствием плохого отвода воды из насыпи за устоем и увеличения давления на него от переувлажненного грунта.
Содержание опор мостов
Деформацию опор можно заметить по положению рельсового пути над опорой. В случае осадки опоры наблюдается просадка рельсового пути, наклон опоры вызывает искривление рельсовых нитей в плане
Содержание опор мостов
Смещение или наклон опоры можно обнаружить:
по изменению расстояний между смежными пролетными строениями или между концом пролетного строения и шкафной стенкой;
по изменению взаимного положения осей балансира и опорной плиты подвижных опорных частей.
При этом необходимо иметь в виду, что в случае смещения устоя, на котором находятся неподвижные опорные части, балансиры подвижных опорных частей, расположенные на соседней опоре, отклонятся от своего нормального положения.
Содержание опор мостов
Для уточнения наблюдений за положением опорных частей на торцах шарниров делаются риски, а все измерения опорных частей ведутся с учетом температуры.
Признаком осадки, смещения или наклона (крена) опор могут служить также:
осадка и сползание насыпи за устоем;
наличие трещин в опорах;
отклонение граней опоры от вертикали и т.п.
Содержание опор мостов
При наличии явлений, указывающих на деформацию, за опорами необходимо установить тщательное наблюдение. Наблюдения за опорами, имеющими осадку, обычно ведутся периодической нивелировкой подферменников и сравнением полученных данных с отметками надежного репера или подферменников других опор, не имеющих осадки.
Содержание опор мостов
Пропуск ледохода и паводка связаны с опасностью повреждения опор моста движущимся льдом, образования заторов льда и размыва русла реки
Содержание опор мостов
Чтобы предотвратить негативные последствия ледохода, заблаговременно проводят подготовительные работы:
заготавливается необходимый инструмент и материалы;
окалывается лед вокруг опор, устраиваются прорези в ледяном поле
В случае необходимости ледяные поля взрывают зарядами взрывчатых веществ. Для предотвращения повреждения кладки массивных опор примерзшим льдом околку его производят не только перед ледоходом, но и в зимний период при наличии колебаний уровня воды в реке.
Содержание опор мостов
Чтобы предотвратить негативные последствия ледохода, заблаговременно проводят подготовительные работы:
заготавливается необходимый инструмент и материалы;
окалывается лед вокруг опор, устраиваются прорези в ледяном поле
В случае необходимости ледяные поля взрывают зарядами взрывчатых веществ. Для предотвращения повреждения кладки массивных опор примерзшим льдом околку его производят не только перед ледоходом, но и в зимний период при наличии колебаний уровня воды в реке.
Содержание опорных частей.
Опорные части должны содержаться в чистоте. Катки, плоскости катания и скольжения металлических опорных частей после предварительной очистки нужно натирать графитом. В зимнее время опорные части надлежит очищать от снега и не допускать образования на них льда. Для предупреждения загрязнения опорные части должны иметь футляры. Рекомендуется повышать пыленепроницаемость футляров с помощью уплотняющих прокладок.
Содержание опорных частей.
Опорные части должны находиться в исправном состоянии и правильном положении, а также плотно опираться на подферменники или подферменные площадки. Все анкера и болты, крепящие опорные части, должны быть плотно подтянуты. опорные части должны находиться в правильном положении
Содержание опорных частей.
Правильность расположения опорных частей выявляется обмером взаимного расположения опорных плит, балансиров, катков и самих опор, а также положения опорных частей на подферменниках. Результаты обмера опорных частей с приложением схемы и указанием температуры каждый раз должны фиксироваться в Книгах искусственных сооружений и сравниваться с предыдущими результатами.
Содержание опорных частей.
При проверке положения подвижных опорных частей следует учитывать нормальное для данной температуры отклонение оси балансира от оси опорной плиты
Схема перемещения 1 подвижной опорной части:
1, 2 - неподвижная и подвижная опорные части;
а, а0, - расстояние от оси неподвижной опорной части или от шкафной стенки устоя до оси подвижной опорной части и до оси опорной плиты.
Содержание опорных частей.
В случае обнаружения смещений, превышающих нормальные отклонения, или других неисправностей опорных частей должны быть выяснены причины этих неисправностей и осуществлен соответствующий ремонт. Если состояние опорных частей вызвано деформацией опор, то мероприятия по ремонту, в зависимости от причин деформации опор, конструкции и состояния всего сооружения, устанавливаются проектом.
Содержание опорных частей.
В случаях неравномерного опирания отдельных катков, нарушения нормальной их подвижности, а также при появлении трещин в опорных плитах и балансирах дефектные элементы опорных частей следует заменить. При значительном износе катков или поверхностей катания рекомендуется заменить катковые опорные части новыми.
опорные части
Содержание опорных частей.
Катки при перекосах и угоне необходимо выправлять с установкой (в особенности при срезных катках) специальных противоугонных зубьев и планок в случае их отсутствия или повреждения. Срезанные фиксирующие болты следует заменять высокопрочными болтами.
Содержание опорных частей.
При значительном смещении балансиров подвижных опорных частей относительно опорных плит вследствие неправильной установки опорных частей или деформации опор необходимы: передвижка опорных плит или балансиров подвижных опорных частей; продольная передвижка пролетного строения вместе с неподвижными опорными частями или без них; комбинация обоих приемов. После перестановки должно быть зафиксировано на чертеже положение всех опорных частей.
Содержание опорных частей.
При наличии поперечного смещения пролетного строения на подвижном конце необходимо выяснить причины этого явления и произвести обратную передвижку пролетного строения с устройством или усилением по проекту реборд на балансирах, опорных плитах или катков опорных частей.
Схема смещения подвижных опорных частей ПС на промежуточной опоре при наклоне (крене) устоев
Содержание опорных частей.
Неподвижные опорные части мостов в случае их сдвига по подферменной площадке необходимо закрепить анкерными болтами с предварительной передвижкой пролетного строения в проектное положение.
Неплотное опирание опорных частей на подферменники должно быть устранено при помощи свинцовых или резиновых подкладок, подливкой цементного раствора под давлением или подсыпкой цемента.
Содержание опорных частей.
Если подвижные опорные части, концы ферм или консолей продольных балок упираются в шкафные стенки устоев или в смежные пролетные строения, а также при недостаточном зазоре между ними, необходимо или укоротить концы ферм (консолей), или вырубить в кладке ниши, или передвинуть пролетное строение.
Содержание опорных частей.
следует проводить систематические измерения расстояний между пролетными строениями на промежуточных опорах и между пролетным строением и шкафной стенкой на устоях (между определенными зафиксированными точками с измерением температуры металла и воздуха). В зависимости от результатов обследований и наблюдений должны приниматься необходимые меры.
Виды неисправностей и способы устранения
Загрязнение трущихся поверхностей подвижных опорных частей и сливных площадок
Опорные части должны содержаться в чистоте. Катки, плоскости катания и скольжения металлических опорных частей после предварительной очистки нужно натирать графитом. В зимнее время опорные части надлежит очищать от снега и не допускать образования на них льда.
Для предупреждения загрязнения опорные части должны иметь футляры. Рекомендуется повышать пыленепроницаемость футляров с помощью уплотняющих прокладок.
Виды неисправностей и способы устранения
Все анкера и болты, крепящие опорные части, должны быть плотно подтянуты, а упругие просадки устранены. Неплотное опирание опорных частей на подферменники должно быть устранено при помощи свинцовых или резиновых подкладок, подливкой цементного раствора под давлением или подсыпкой цемента.
Виды неисправностей и способы устранения
Износ трущихся поверхностей опорных частей. Угон и развал подвижных элементов
В случаях неравномерного опирания отдельных катков, сверхнормативного наклона секторов и нарушения нормальной их подвижности, а также при появлении трещин в опорных плитах и балансирах дефектные элементы опорных частей следует заменить.
Виды неисправностей и способы устранения
При значительном износе катков и секторов рекомендуется заменять опорные части новыми. Катки при перекосах и угоне необходимо выправлять с установкой (в особенности при срезных катках) специальных противоугонных зубьев и планок в случае их отсутствия или повреждения. Срезанные фиксирующие болты следует заменять высокопрочными болтами.
Виды неисправностей и способы устранения
При значительном смещении балансиров подвижных опорных частей относительно опорных плит вследствие неправильной установки опорных частей или деформации опор необходимы:
передвижка опорных плит или балансиров подвижных опорных частей;
продольная передвижка пролетного строения вместе с неподвижными опорными частями или без них;
комбинация обоих приемов.
После перестановки должно быть зафиксировано на чертеже положение всех опорных частей.
Ремонт искусственных сооружений
Выправка перекоса и угона катков в металлических опорных частях
Работы по выправке опорных частей выполняются в "окно" бригадой под руководством мостового мастера или старшего дорожного мастера и состоят из следующих операций: устройство шпальных клеток; установка домкратов; расшивка рельсов и контррельсов (контруголков) на длине 5 м от поднимаемого конца пролетного строения; подъемка одного конца пролетного строения; выправка перекоса, угона и завала катков подвижных опорных частей с учетом температуры в момент производства работ; очистка и натирка графитом трущихся поверхностей опорных частей; опускание пролетного строения и установка его на опорные части; прикрепление рельсов и контррельсов; снятие домкратов, разборка шпальных клеток; уборка материалов и оборудования
Ремонт искусственных сооружений
Перекос катков опорных частей иногда достигает таких размеров, что разрушаются болты, прикрепляющие соединительные планки. Для постановки новых болтов, как правило, необходимо высверлить остатки сломанного болта из дефектного катка. При этом каток обычно извлекают из опорной части и высверливают остатки болта вне опоры.
Высверливание остатков болтов в катках можно осуществлять на месте с помощью рельсосверлильного старта, не вынимая каток из опорной части
Ремонт искусственных сооружений
При подъемке пролетного строения необходимо следить, чтобы все домкраты были по возможности равномерно нагружены. Рядом с домкратами выкладывают страховочные деревянные клетки; во время подъемки пролетных строений клетки подклинивают, а по окончании подъемки клинья плотно подбивают.
Содержание и ремонт опорных частей.
Рабочие отвертывают болты, прикрепляющие металлические листы футляра подвижной опорной части, снимают последние и кладут вне зоны производства работ. После очистки металлическими скребками и щетками поверхностей катания опорных плит от пыли, грязи и наплывов их протирают ветошью, смоченной в керосине, а затем вытирают насухо.
Содержание и ремонт опорных частей.
После натирки поверхностей катания катков и плит твердым или порошкообразным графитом рабочие очищают металлические листы футляров от пыли и грязи, ставят их на место и закрепляют болтами.
Состав группы, выполняющей данную работу:
Ремонтники искусственных сооружений 2-го разряда ... 2
Содержание и ремонт опорных частей.
ЗАМЕНА ФУТЛЯРОВ ПОДВИЖНЫХ ОПОРНЫХ ЧАСТЕЙ
Подвижные опорные части должны иметь футляры, надежно защищяющие их от загрязнения. Неисправные футляры необходимо своевременно ремонтировать, либо заменять новыми
Замену футляров выполняет бригада из двух человек под руководством бригадира мостовой бригады. Место работ ограждают сигнальными знаками «С» (о подаче свистка).
Содержание и ремонт опорных частей.
К подготовительный период рабочие замеряют дефекты деталей футляров, затем при помощи металлического метра и керна размечают новые детали футляров из металла (линии обреза, центры отверстий под болты). Закончив разметку деталей футляров, рабочие газосварочным аппаратом режут металл по размерам, сверлят отверстия под болты, зачищают кромки и торцы листовой и профильной стали и приваривают планки жесткости.
Содержание и ремонт опорных частей.
Заготовив детали футляров и доставив их к объекту работ, рабочие производят демонтаж старых футляров, очистку и натирку опорных частей (согласно технологическому процессу «Очистка и натирка опорных частей графитом»), после чего навешивают новые футляры с подгонкой и окончательным закреплением.
Содержание и ремонт опорных частей.
Перечень необходимых механизмов, инструмента и инвентаряГазосварочный аппарат. 1 Скребок 1
Керн 1 Электродрель 1
Молоток слесарный 1 Метр металлический 1.
Кисть малярная 1 Емкость с краской ...1
Ключ разводной 1 Емкость с керосином 1
Щетка металлическая 1 Емкость с графитом .1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.