Урок 53-54, 9 класс
Учитель: Брух Т.В
Дата: ________
Тема урока: «Определение истинности логических выражений. Импликация. Эквивалентность»
Построение таблиц истинности для сложных высказываний.
Цели урока:
– образовательная: формирование умений и навыков построения таблиц истинности для сложных высказываний;
– развивающая: развитие мыслительных операций, логического и алгоритмического мышления, памяти, внимания;
– воспитательная: воспитание объективного отношения к информации.
Задачи урока:
– образовательная: формирование умений определять порядок вычисления логических операций в сложных высказываниях; формирование умений определять количество строк и столбцов при построении таблиц истинности; формирование навыков построения таблиц истинности для сложных высказываний;
– развивающая: развитие мыслительных операций, логического и алгоритмического мышления, памяти и внимания в процессе вычисления логических операций и составления таблиц истинности;
– воспитательная: воспитание объективного отношения к высказываниям.
Основные понятия урока: сложное высказывание, логические операции, таблицы истинности.
Предварительная подготовка учащихся (знания и умения): знание понятий «сложное высказывание», «таблица истинности», «логическая операция», знание алгоритма определения порядка вычисления логических операций, умение составлять таблицы истинности по данному алгоритму.
Ход урока:
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг. момент
|
Познакомиться с учащимися. Настроить учащихся на работу. Сообщение темы урока. |
Учащиеся слушают речь учителя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний
|
– Назовите логические операции, которые вы знаете. – Итак, давайте с вами вспомним таблицы истинности для высказываний, написанных на доске.
– В каком порядке выполняются логические операции? - Работа с презентацией: Импликация. Эквивалентность. Самостоятельная работа, задания в презентации. |
– Инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Ā
А^В СvF
C→A A↔D
– Инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование и совершенствование умений и навыков
|
– Открываем тетради и записываем тему урока «Построение таблиц истинности для сложных высказываний». – Сейчас мы с вами потренируемся строить таблицы истинности для сложных высказываний, а на следующем уроке у вас будет самостоятельная работа. – Дано первое высказывание: Āv(B^C) – Что мы должны сделать сначала? – Расставляем порядок действий в данном выражении.
– Что нужно сделать дальше? – Определяем.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Дано второе высказывание: (ĀvB)v(A^B) – Что мы должны сделать сначала? – Расставляем порядок действий в данном выражении.
– Что нужно сделать дальше? – Определяем.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Дано равенство: A→D=ĀvD. Ваша задача доказать, что это равенство верно. – Что мы должны сделать, чтобы доказать, что это равенство верно? – Работаем с левой частью равенства: A→D – Определяем кол-во строк и столбцов.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Работаем с правой частью равенства: ĀvD
– Определяем кол-во строк и столбцов.
– Теперь строим таблицу истинности.
|
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Один учащийся выходит к доске и работает с данным высказыванием. – Расставить порядок действий. – Инверсия А → Конъюнкция В и С → Дизъюнкция инверсии А и конъюнкции В и С. – Определить кол-во строк и столбцов. – 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний. n=3, значит 23+1=9 строк. – n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций. n=3, k=3, значит 3+3=6 столбцов.
Один учащийся выходит к доске и работает с данным высказыванием. – Расставить порядок действий. – 1) Инверсия А → 2) Конъюнкция A и B → 3) Дизъюнкция инверсии А и В → 4) Дизъюнкция 3 и 2. – Определить кол-во строк и столбцов. – 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний. n=2, значит 22+1=5 строк. – n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций. n=2, k=4, значит 2+4=6 столбцов.
Один учащийся выходит к доске.
– Построить две таблицы истинности для двух частей этого равенства.
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний. n=2, значит 22+1=5 строк. – n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций. n=2, k=1, значит 2+1=3 столбца.
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний. n=2, значит 22+1=5 строк. – n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций. n=2, k=2, значит 2+2=4 столбца.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов
|
– Мы повторили логические операции, порядок выполнения логических операций, вспомнили, как определяется количество строк и столбцов при построении таблиц истинности. Думаю, вы справитесь с самостоятельной работой на следующем уроке. Отдыхайте! |
Учащиеся слушают учителя. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.