Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.
Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нём не должно быть лишних слов, но не должно быть и не досказанностей.
Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. Так, в математике это понятия «точка» и «множество», в информатике — «информация».
Очень часто определение строится через ближайший род и видовое отличие:
Например, в определении «Пользователь — это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи», понятие «пользователь» — видовое, понятие «человек» — родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения задачи» — видовое отличие.
Вопросы и задания
Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам. а) Без языка живет, не ест и не пьёт, а говорит и поёт. б) На что ни взглянет этот глаз — всё на картинке передаст. в) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. г) Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя. Что это? д) Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?
Вопросы и задания
Найдите закономерности и продолжите последовательности: а) а, б, в, г, ... ; б) а, в, д, ё, ... ; в) 1, 4, 9, 16, г) 112, 113, 114, 212, 213, 214, ... д) о, д, т, ч, п, ... .
Сравните между собой приведённые последовательности и найдите среди них такие, которые образованы с помощью одного и того же общего для них свойства. Что это за свойство? а) 2, 4, 6, 8, 10, ... ; б) 2, 4, 8, 16, 32, ... ; в) 1, 2, 3, 4, 5, ... ; г) 2, 5, 8, И, 14, ... .
Компьютерный практикум
1. Запустите доступный вам графический редактор.
2. Установите серый цвет в качестве основного и изобразите два одинаковых прямоугольника; один из них оставьте белым, а второй залейте чёрным цветом:
3. На основе полученной заготовки соберите фигуру:
4. Вам не кажется, что «кирпичи» в этой «стене» немного расплющены? Попытайтесь поэкспериментировать с цветами контуров и заполнений прямоугольников. Убедитесь, что ил-люзия искривления возникает только тогда, когда контуры прямоугольников, образующие линии между «кирпичами», светлее тёмных «кирпичей» и темнее светлых «кирпичей». Подберите такие цвета, чтобы искривление исчезло.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.