«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»
Оценка 4.8

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

Оценка 4.8
docx
27.11.2019
«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»
семинар.docx

                                                           Доклад на тему:

 

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

 

Общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.Исходя из этого, необходимым условием модернизации образования является повышение профессионального уровня педагогов и «формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни».Решая эти задачи, педагогический коллектив направляет свою деятельность на создание системы научно-методического обеспечения образовательного процесса, предусматривающего программно-целевой подход в управлении методической работой педагогов, и рассматривает ее как неотъемлемое звено в образовательной цепи, которое непосредственно связывает научные достижения в области психолого-педагогических наук с практикой обучения и воспитания школьников.  Главное условие успеха  коллектив видит в организации систематической и целенаправленной  работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических кадров. Задача каждого педагога нашей школы овладеть системой наиболее обоснованных в теории, проверенных практикой приемов и методов обучения и воспитания учащихся. На наш взгляд, современный учитель - это образованный человек с высокой методической культурой. Программно-целевой подход в управлении методической работой включает в себя диагностирование состояния образовательного учреждения, определение целей и задач, особенности организационной структуры, разработку планов и программ, контроль и коррекцию.

      Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного  управления, с жизнедеятельностью всего организма школы. Прежде всего, главное ее назначение – корректировка учебно-воспитательной работы для перспективного  развития процесса обучения, его постоянного саморазвития и самосовершенствования. Поэтому, определить цели и задачи методической работы – значит, определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств учителя. Образовательная политика  методической работы  строится  исходя из комплексной  научно-методической темы :

 «  Повышение качества образования путем развития самостоятельной учебной деятельности, практической направленности обучения и активизации воспитательной работы» ,    определена с учетом практической значимости для школы, сориентирована на  повышение творческого потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и мотивацию учения школьников.

 

 

 

Задачи

- отработка наиболее эффективных технологий препо­давания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;

- внедрение  в учебный процесс информационные и здоровьесберегающие технологии;

- реализация психологических условий для развития креативного потенциала учащихся;

- создание эмоционально-психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми;

- организация сотрудничества школы и семьи на принципах гуманизма

-  создание организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;

- формирование у учащихся активной гражданственности, интернационализма, толерантности, политической и экономической грамотности.

Для выполнения поставленных задач были проведены следующие мероприятия:

1. Создание плана методической работы школы на 2018-2019 учебный год.

2. Организация самообразования учителей.

3. Изучение теории по методической работе.

4. Проведение тематических педсоветов, заседаний методического совета, методических объединений.

5. Организация отчётов по темам самообразования.

6. Пополнение материалами кабинета пед. информации.

7. Обобщение опыта.

Выявление затруднений учителей.

Содержание работы по повышению квалификации педагогов зависит от конкретных условий и строится на основе диагностирования проблем педагогов. В целях выявления трудностей, которые испытывают учителя, мы предлагаем им заполнить приведенные ниже анкеты.

 

Анкета для учителей

Оцените, насколько Вы владеете перечисленными действиями.

Условные обозначения: В - высокая оценка, С - средняя оценка, Н - низкая оценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полученные в результате анализа анкет данные позволяют разработать план деятельности педагогического и методического советов, целью которых является организация работы по повышению педагогического мастерства учителей.

 

Цели, задачи и содержание методической работы в образовательном учреждении находятся в прямой зависимости от ее форм - разнообразных занятий (заседаний). Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Учителя школы должны быть способны поддерживать стабильное функционирование школы, умелое выполнение своих текущих обязанностей и обеспечить дальнейшее развитие - получение новых результатов и улучшение имеющих.В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Это необходимо учитывать при планировании основных форм методической работы.

Формы методической работы

1.Тематические педсоветы.

2. Методический совет.

3. Методические объединения учителей.

4. Теоретические семинары

5. Работа учителей над темами самообразования.

6. Открытые уроки.

7. Творческие отчёты.

8. Мастер – классы.

9. Работа с молодыми специалистами.

10. Предметные недели.

10. Консультации по организации и проведению современного урока.

12. Организация работы с одарёнными детьми.

13. Педагогический мониторинг.

14. Организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.

15. Аттестация.       

Высшей формой   методической  работы  всегда был и остается  педагогический совет как особая технология работы с коллективом учителей, направленная на решение триединой дидактической цели:

        Образовательный аспект: повышение мастерства и квалификации учителей;

        Воспитательный аспект: формирование воспитательного коллектива;

        Производственный аспект: организация деятельности школы как учреждения.

Существующий в школе методический совет курирует и координирует деятельность всех общественно-педагогических и научно-исследовательских формирований. Он призван решать общешкольные задачи, направленные на повышение методического уровня педагогов.

Основной  формой  работы по повышению квалификации педагогических работников являются ШМО

        школьные методические объединения;

 

 

       Школьные методические объединения учителей – давно сложившаяся форма коллективной методической работы.

                                         В работе МО оптимально сочетаются:

 

 

коллективные формы:                                            индивидуальные формы работы:

             работа над единой                                                -  консультирование

 методической    темой  ОУ.                                - стажировка

                                                                                   - наставничество

                                                                                   - самообразование

                                                                                 -  работа над личной    творческой темой.   

                                                                                

Основные задачи, решаемые МО:

              Помощь учителю в повышении теоретического уровня;

              Овладение новыми, более современными методами и приемами обучения и воспитания детей, опытом работы лучших учителей;

              Систематическое знакомство с достижениями науки, с педагогической и научно- популярной литературой.

На данный момент в школе работают пять методических объединений:

- физико – математического цикла;

- гуманитарного цикла;

- начальных классов;

- естественного цикла;

- классных руководителей.

Темы работы ШМО тесно связаны с методической темой школы. Планы работы методических объединений составляются с учетом ситуации, которая сложилась в школе: опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, результатов контрольных срезов, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данного предмета.

Самообразование

Мастерство учителя формируется через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая работа - важнейшее звено системы  непрерывного образования педагогического коллектива школы. Самообразование есть неотъемлемое личное профессиональное право педагога, и планировать процесс личного развития педагога – это нонсенс, но создание условий, организация самообразования, использование личных достижений педагогов в общих интересах - дело необходимое и важное.

 В этом году каждый учитель определил методическую тему или  продолжил работу над выявленной ранее проблемой в осуществлении качественного обучения, оптимального развития каждого ученика, сохранения и формирования потребности к здоровому образу жизни.  Во внутришкольный контроль включена проверка работы  педагогических кадров по внедрению темы самообразования в урок. На заседаниях педагогического и методического советов, методических объединений мы проводим обмен опытом по вопросам самообразования педагогов, заслушиваем отчеты учителей о работе над методической темой.

 

Открытые уроки

Практически все формы методической работы в школе прямо или косвенно связаны с показом практических умений перед коллегами. Открытые уроки ничем не заменимы, и потому их значения в системе форм методической деятельности школы исключительно велико. У открытых уроков свое, особое предназначение: либо учителя идут к своему коллеге с тем, чтобы увидеть новую, но уже хорошо отработанную методику, дающую высокий конечный результат, идут для заимствования прогрессивного метода; либо же их приглашают на открытый урок - эксперимент, когда новая методика, прием только создаются, когда у учителя есть исследовательская задача и предполагаемые способы ее решения, но конечный результат не очевиден (в этом случае экспертное мнение коллег совершенно необходимо). Так или иначе, но открытый урок означает не только открытие для всех гостей двери класса, но и показ нового, т.е. пусть хоть маленького, педагогического, но обязательно открытия.

 

 Мастер – класс

Это не просто открытый урок, это показ мастером наиболее удачно построенных элементов урока, серии уроков и других видов педагогической деятельности с обязательным теоретическим обоснованием методики преподавания.

 «Школа молодого учителя»

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они, несмотря на свою неопытность, с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем. Зачастую от столкновения с педагогической реальностью молодой учитель испытывает шок: он боится собственной несостоятельности при взаимодействии с учениками и их родителями; опасается критики администрации и опытных коллег; постоянно волнуется из-за того, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту профессионального поведения, страх и неудовлетворенность становятся привычным состоянием. Такой учитель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации. Чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать. Для этого у нас в школе создана  «Школа молодого учителя»,  целью      которой является  адаптация  молодого учителя в коллективе.

Задачи школы:

        удовлетворить потребность молодых учителей в непрерывном образовании и оказывать  им  помощь в преодолении различных затруднений;

        способствовать формированию индивидуального стиля творческой  деятельности педагога;

        помочь молодым учителям внедрить современные подходы и передовые педагогические технологии в образовательном процессе.

           В школу привлекаются педагоги, имеющие стаж работы от одного года до пяти лет. Занятия  «Школы молодого учителя»  проводятся один раз в месяц согласно плану. Кроме того, за каждым молодым специалистом закреплен учитель-наставник. Систематическая работа в данном направлении ведется в предметных методических объединениях и творческих группах, поэтому основная  задача руководителей предметных МО,  руководителей творческих групп продумать  наставничество и обеспечить им поддержку и квалификационную помощь со стороны коллег-предметников.     

Одной из важных задач администрации школы является не просто поиск наилучших образцов педагогического опыта, но и сознательное выращивание педагогов, способных и желающих познать интерес и радость от поисковой, исследовательской работы. Поэтому, создание системы накопления, хранения, стимулирования, осмысления и использования педагогического опыта выступает как одна из главных задач внутришкольного управления.

 

               Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта

        Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер - классов;

        Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;

        Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий  перехода на  новые способы работы;

        Составление краткого описания предъявленного опыта;

        Организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы;

        Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций;

        Проведение семинаров, конференций, практикумов, собеседований, имитационных игр, организация консультаций, выставок.

 

Критерии оценки результатов методической работы:

- рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;

- положительный психолого – педагогический климат;

- высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- овладение современными методами обучения и воспитания;

- хорошо организованный процесс обучения и воспитания;

- положительная динамика качества обучения и воспитания учащихся;

- высокий уровень профессиональной деятельности педагогов;

- своевременное распространение передового педагогического  опыта;

- постоянное внимание администрации к деятельности педагогов, наличие системы стимулирования педагогической деятельности;

- качественно организованная система повышения квалификации педагогов.  

Исходя из всего сказанного, следует сделать вывод о том, что главной особенностью организации структуры управления методической работой в условиях модернизации образования станет приобщение педагогов к управлению школой, что позволит реализовать творческие потребности каждого педагога.

            Р. Киплинг говорил: «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.».

 

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»

«Оптимизация методической работы – как фактор развития профессиональной компетенции учителя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2019