Министерство образования и науки Удмуртской республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение УР
«Сюмсинский техникум лесного и сельского хозяйства»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. Директора БПОУ УР «СТЛиСХ»
_____________И.В. Шумихин
«____» _______________2021 г.
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЦ.14 «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
Сюмси 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
3 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
7 |
условия реализации программы учебной дисциплины
|
14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
16 |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы предпринимательства
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью вариативной составляющей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике по специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл ОПОП СПО
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Общие компетенции
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
||||
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
|||
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
|||||
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
|||
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
|||||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
|||
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
|||||
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
|||
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
|||||
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе |
|||
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
|||||
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. |
Умения: описывать значимость своей профессии (специальности) |
|||
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
|||||
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
|||
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
|||||
ОК 08 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. |
Умения: использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности) |
|||
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения |
|||||
ОК 09 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
|||
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
|||||
ОК 10 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
|||
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности |
|||||
ОК 11 |
Планировать предприниматель- скую деятельность в профессиональной сфере |
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
|||
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
|||||
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов;
-самостоятельной работы обучающегося – 0
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
8 |
лабораторные работы |
- |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
- |
|
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация Итоговая контрольная работа 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности и предпринимательства»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов/ зачетны х единиц |
Уровень освоения
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Основы финансовой грамотности |
|
|
||
Тема 1.1 Управление бюджетом домохозяйства. Личный финансовый план. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1
|
Зачем быть финансово грамотным. Деньги: сущность и функции. Личный финансовый план, порядок его составления. |
2 |
||
2
|
Как формируются доходы семьи и от чего они зависят. Расходы: как, потратив меньше денег, обеспечить более высокий уровень жизни своей семье. Зачем семье составлять бюджет и как это делается. Постановка финансовых целей и их достижение через управление семейным бюджетом. |
|||
Практическое занятие |
|
|
||
Самостоятельная работа студента:
|
|
|||
Тема 1.2. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.
|
Содержание учебного материала |
2 |
||
1
|
Что такое банк, каковы его основные функции в экономике. Какие услуги предлагает банк (с упором на услугах физическим лицам): 1. Денежные переводы; 2. Счета и вклады; 3. Кредитные продукты (с акцентом на рисках при чрезмерном увлечении кредитами); 4. Безналичные переводы и платежи, способы их осуществления: |
2 |
|
|
Переводы без открытия счета в банке (Western Union и т. п., переводы без открытия счета через банк, перевод наличных на банковскую карту); Оплата услуг ЖКХ; |
|
|
2 |
Перевод со счета в банке (в том числе с использованием систем он-лайн доступа к счету); Оплата товаров и услуг с пластиковой карты (обязательно упомянуть, что карте соответствует счет в банке); Платежи картой в интернете; Электронные деньги. 5. Депозиты, их виды (по сроку, валюте, возможностям пополнения и снятия, начислению процентов). Пояснить понятие простой и сложной ставки процентов. 6. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. |
|
||
Практическое занятие |
|
|
||
Самостоятельная работа студента:
|
|
|||
Тема 1.3. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. |
2 |
||
Самостоятельная работа студента:
|
|
|
Тема 1.4. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата.
|
Содержание учебного материала |
1 |
|
|
1 |
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. |
2 |
||
Практическое занятие |
2 |
|
||
1 |
Знакомство с работой личного кабинета на сайте налоговой инспекции. Заполнение налоговой декларации. |
|||
Самостоятельная работа студента: |
|
|||
Тема 1.5. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду.
|
Содержание учебного материала |
1 |
||
1
|
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном страховании. |
2 |
||
2 |
Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. |
|
||
Практическое занятие
|
|
|
||
Самостоятельная работа студента
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Тема 1.6. Собственный бизнес: как создать и не потерять.
|
Содержание учебного материала |
1 |
|||||||
1 |
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. |
2 |
|||||||
Самостоятельная работа студента |
|
|
|||||||
Тема 1.7. Риски в мире денег: как защититься от разорения.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1
|
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Мошенничество с пластиковыми картами. |
2 |
|||||||
2 |
Мошенничество с кредитами. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Прочие виды мошенничества на финансовом рынке. |
||||||||
Практическое занятие: |
|
|
|||||||
|
|
||||||||
Самостоятельная работа студента |
|
||||||||
Тема 1.8. Защита прав потребителей финансовых услуг.
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
||||||
1
|
Права потребителя. Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Кто защищает права потребителей в финансовой сфере? Наиболее распространенные нарушения прав потребителей: в сфере кредитования; в сфере страхования; в сфере безналичного денежного обращения, банковские карты; в сфере вкладов; в других сферах финансовых услуг. Десять правил защиты прав потребителя финансовых услуг. |
2 |
|||||||
Самостоятельная работа студента
|
|
|
|||||||
Раздел 2. Основы предпринимательства |
|
||||||||
Тема 2.1. Содержание и формы предпринима- тельства |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
История возникновения и сущность предпринимательства. Экономические, социальные и правовые условия предпринимательской деятельности. Виды, формы предпринимательства. Современные формы предпринимательской деятельности в России. Место управления в предпринимательской деятельности. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа студента |
|
|
|||||||
Практическое занятие: Организационно-правовые формы предпринимательства |
2 |
||||||||
Тема 2.2. Виды предпринимательской деятельности |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое консультативное. |
1 |
|||||||
Самостоятельная работа студента |
|
|
|||||||
Тема 2.3. Культура |
Содержание учебного материала |
2 |
|||||||
1 |
Сущность и значение предпринимательской культуры. Деловая и профессиональная этика. Деловые |
1 |
|||||||
предпринимательства
|
отношения – важнейшая часть культуры предпринимательства. Основные черты бизнес-тема. |
|
|
|
Практическое занятие: Культура предпринимательства
|
2 |
|
||
|
Самостоятельная работа студента |
|
||
Тема 2.4. Налогообложе- ние в предпринима- тельской деятельности
|
Содержание учебного материала |
2 |
|
|
1 |
Налоги, налоговая система РФ. Виды налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организации, налог на имущество организации). Ответственность налогоплательщиков. |
2 |
||
Практическое занятие |
|
|
||
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студента
|
|
|||
Тема 2.5. Предприниматель ство и конкуренция |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Виды и роль конкуренции в развитии рыночных отношений. Развитие конкуренции в современных условиях. Система государственного антимонопольного регулирования. Предпринимательская тайна и конкуренция |
2 |
||
Самостоятельная работа студента
|
|
|
||
Тема 2.6. Маркетинг как основа предпринимательства |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя. Важнейшие принципы маркетинга. Изучение потребностей. Сегментация рынка |
2 |
||
Практическое занятие
|
|
|
||
Самостоятельная работа студента
|
|
|||
Тема 2.7. Риск в деятельности предпринимателя
|
Содержание учебного материала |
1 |
||
1 |
Виды рисков. Риски при финансировании проектов. Страхования рисков. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя. |
2 |
||
Практическое занятие: Предпринимательский риск
|
2 |
|
||
Самостоятельная работа студента |
|
|||
Итоговая аттестация: Итоговая контрольная работа. |
2 |
|||
|
|
|||
|
|
|||
Всего: |
36 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия стандартного учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: мебель, предназначенная для группировки в различных конфигурациях.
Технические средства обучения: библиотека с карточным и электронным каталогом, компьютеры с выходом в Интернет.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
:
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства М.: Академия 2016
Дополнительные источники:
1.Азовкина А.Н., Ануфриева Т.Д. и др. Сборник упражнений для развития ключевых компетенций. - Иркутск, 2003. - 84 с
2.Бородина Н.В., Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. -пед. ун-та, 1994.-120 с.
3.Глазунов А.Т. Учись учиться. - М.: ИРПО, 2004. - 126 с.
4.Гражданское образование и социальное проектирование. - М.: Новый учебник, 2003.- 158 с.
5.Как провести качественную оценку местного рынка труда: Пособие для профессиональных учебных заведений. - Европейский Фонд Образования, 2004. - 56 с.
Перелыгина Е.А. Основы предпринимательства: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2011.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
.Формирование общих компетенций
обучающихся по программам
довузовского профессионального образования: методические рекомендации
[Текст] / Г.Б. Голуб, С.А. Ефимова, Е.А. Перелыгина, Н.Ю. Посталюк. -
Самара: ЦПО, 2011.- 132 с.
6.Источник: Как начать собственное дело // Курс «Ваш бизнес» (OLP (Open Learning Programme), подготовлен специалистами Московского агентства по развитию предпринимательства (ЗАО «МАРП») [Электронный ресурс], -http://dist-cons.ru/modules/study/index.html.
7.Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Основы предпринимательства» [Текст]: учебные .материалы для учащихся и студентов учреждений профессионального образования авторы составители: С.А. Ефимова, А.Г. Рыбка; худож. А. Воинова. — Самара: ЦПО, 2006.
8.Инновационно - инвестиционный фонд Самарской области: Официальный сайт [Электронный ресурс], -http://www.samarafond.ru.
9.Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области: Официальный сайт [Электронный ресурс]. http://economy. samregion.ru.
10.Помощь бизнесу [Электронный ресурс]. - http://bishelp.ru.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
Текущий контроль: 1.Оценка по результатам индивидуальных и групповых видов работ.
Тематический контроль: 1.Защита сообщений
Итоговый контроль: 1.Тестирование.
|
У 1.Планировать исследование рынка. |
-составляет план исследования рынка; |
|
У 2.Проводить исследование рынка. |
-проводит исследование рынка; |
|
У 3.Планировать товар/услугу в соответствии с запросами потенциальных потребителей. |
-обладает умением составления плана услуг в соответствии с запросами потребителей; |
|
У 4.Планировать основные фонды предприятия. |
-обладает умением составления плана основных фондов предприятия; |
|
У 5.Планировать сбыт |
- умеет составить план сбыта; |
|
У 6.Подбирать организационно- правовую форму предприятия. |
-обладает умением подборки организационно-правовой формы предприятия; |
|
У 7.Подбирать налоговый режим предприятия. |
-умеет подобрать налоговый режим предприятия; |
|
У 8.Планировать риски. |
-планирует риски; |
|
У 9.Оптимизировать расходы предприятия за счёт изменений характеристик продукта/критериев оценки качества услуги.
|
-обладает умением оптимизировать расходы предприятия; |
|
У 10.Определять потенциальные источники дополнительного финансирования. |
-определяет потенциальные источники дополнительного финансирования; |
|
Знать: |
|
|
З 1.Основные налоги, применяемые в отечественной практике. |
- владеет знаниями об основных налогах; |
|
3 2.Общее определение маркетинга и его ведущей роли в управлении предприятием. |
-знает определение маркетинга; |
|
З 3.Основные каналы сбыта продукции. |
-имеет представление об основных каналах сбыта продукции; |
|
З 4.Факторы, способствующие снижению цен и вызывающие их повышение. |
-знаком с факторами, способствующими снижению и повышению цен. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.