ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
В МОУ СУДИСЛАВСКОЙ СОШ
При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения интересен опыт профориентационной работы, проводимой в МОУ Судиславской средней общеобразовательной школе. Профориентационная работа в этом учреждении ведется постоянно, при её организации задействованы многие сотрудники школы, такие как социальный педагог, психологи, классные руководители и т.д.
Вся профориентационная работа в школе состоит из нескольких компонентов:
- формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;
- ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;
- организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);
- консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;
- изучение личности ученика;
- управление мотивацией выбора профессии.
- работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с учениками;
- проверка успехов ученика в избранной профессии.
При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:
- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;
- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;
- профориентационные игры;
- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;
- проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;
- индивидуальные задания для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений о возможностях использования своих способностей и наклонностей;
- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей о профессиях, что способствует расширению знаний о профессиях;
- участие в кружках за интересами.
Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся.
Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:
1 классы – знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;
2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Мир профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах развития творческих способностей.
2 этап – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.
3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.
В среднем звене учащимся предоставлена возможность включиться в допрофильную подготовку. Учащиеся имеют право выбора факультативных и элективных занятий и курсов по выбору.
В рамках профориентационной работы психологами школы разработан и используется курс профориентационных занятий «Путь к успеху». При составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная работа, которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.
Разработанный курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.
Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к успеху» не сводится к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.
Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних целей, являются:
- массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;
- групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;
- индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные занятия.
Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.
В разработанном курсе по профориентации применяется компьютерное тестирование, что позволяет:
- автоматизировать подведение итогов тестирования;
- обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;
- повысить мотивацию учащихся.
4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В рамках предмета «Технологии» старшеклассники проходят допрофессиональную подготовку по специальностям «Секретарь-референт», «Слесарь газового оборудования», «Организатор детского коллектива», что способствует в дальнейшем осознанному выбору профессии.
В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.