Опыт организации профориентационной работы в школе
Оценка 4.6

Опыт организации профориентационной работы в школе

Оценка 4.6
docx
06.05.2020
Опыт организации профориентационной работы в школе
Опыт организации профориентационной работы.docx

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В МОУ СУДИСЛАВСКОЙ СОШ

При изучении особенностей профориентации в условиях общеобразовательного учреждения интересен опыт профориентационной работы, проводимой в МОУ Судиславской средней общеобразовательной школе. Профориентационная работа в этом учреждении ведется постоянно, при её организации задействованы многие сотрудники школы, такие как социальный педагог, психологи, классные руководители и т.д.

Вся профориентационная работа в школе состоит из нескольких компонентов:

- формирование профессионального опыта и профессиональной направленности учеников в учебно-воспитательном процессе;

- ознакомление с профессиями, профессиональными учебными заведениями (профессиональная информация), и формирование у учеников мотивов выбора профессии;

- организация практической деятельности в соответствии с особенностями учеников, с требованиями избранной профессии (профессиональная активизация);

- консультационная помощь ученикам при профессиональном самоопределении;

- изучение личности ученика;

- управление мотивацией выбора профессии.

- работа учителей, психологов, социальных педагогов по профориентологии с учениками;

- проверка успехов ученика в избранной профессии.

При проведении занятий курса используются различные формы и методы работы:

- игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируют проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность наблюдать их «здесь и сейчас»;

- дискуссии, беседы, групповая работа, интерактивные лекции;

- профориентационные игры;

- проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации;

- проведение диагностических методик с последующим обсуждением результатов;

- индивидуальные задания для углубления знаний из отдельных вопросов с целью повышения заинтересованности учеников к определенным областям знаний, расширения представлений о возможностях использования своих способностей и наклонностей;

- подготовка рефератов, альбомов, фотомонтажей о профессиях, что способствует расширению знаний о профессиях;

- участие в кружках за интересами.

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся.

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:

1 этапначальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:

1 классы знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;

2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;

3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;

4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.

Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Мир профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.

Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах развития творческих способностей.

2 этап – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.

3 этап – 8-9 классы. Работа предусматривает профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.

В среднем звене учащимся предоставлена возможность включиться в допрофильную подготовку. Учащиеся имеют право выбора факультативных и элективных занятий и курсов по выбору.

В рамках профориентационной работы психологами школы разработан и используется курс профориентационных занятий «Путь к успеху». При составлении программы учитывается, что знания, приобретаемые в школе, никогда не станут значимыми для ученика, если он не видит практического применения своим навыкам и умениям, не видит и не понимает, зачем ему это нужно. Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию. Таким образом, основной задачей профориентационной программы «Путь к успеху» является грамотно построенная профориентационная работа, которая позволяет решать многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах.

Разработанный курс ориентирован на актуализацию профессионального самоопределения школьников и предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования  своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростков, а также, чтобы он был обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действия при решении проблем самоопределения.

Профориентационное занятие в рамках курса «Путь к успеху» не сводится к передаче готовых знаний и вооружению решениями на все случаи жизни. Обучение формирует способности быстро и максимально полно ориентироваться в постоянно меняющихся обстоятельствах.

Основными формами внеклассной и внешкольной работы, которые могут быть эффективно использованы для реализации профориентационних целей, являются:

- массовые формы – вечера, встречи, конференции, конкурсы, клубы, выставки, олимпиады;

- групповые формы – беседы, экскурсии, кружки, секции, факультативы;

- индивидуальные формы – подготовка рефератов, внеклассное чтение, коллекционирование, подготовка и выступления, с докладами, самостоятельные занятия.

Внеклассная работа с учениками средних классов носит побудительный характер. При проведении профориентационной работы на данном этапе вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирования социальных установок, и вместе с тем начинается профориентация.

В разработанном курсе по профориентации применяется компьютерное тестирование, что позволяет:

- автоматизировать подведение итогов тестирования;

- обеспечить анонимность тестирования и независимость оценки;

- повысить мотивацию учащихся.

4 этап – 10-11  классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В рамках предмета «Технологии» старшеклассники проходят допрофессиональную подготовку по специальностям «Секретарь-референт», «Слесарь газового оборудования», «Организатор детского коллектива», что способствует в дальнейшем осознанному выбору профессии.

 В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей. Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда.



 

 

 

 

 

 


 

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа : 1 этап – начальная школа

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа : 1 этап – начальная школа

Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая…

Именно поэтому профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая…

Секретарь-референт», «Слесарь газового оборудования», «Организатор детского коллектива», что способствует в дальнейшем осознанному выбору профессии

Секретарь-референт», «Слесарь газового оборудования», «Организатор детского коллектива», что способствует в дальнейшем осознанному выбору профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020