Опыт подготовки обучающихся с ОВЗ по слуху к ГВЭ
Оценка 4.9

Опыт подготовки обучающихся с ОВЗ по слуху к ГВЭ

Оценка 4.9
doc
27.03.2020
Опыт подготовки обучающихся с ОВЗ по слуху к ГВЭ
Опыт подготовки к экзамену.doc

Бюджетное образовательное учреждение Вологодской области « Грязовецкая школа- интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»

 

 

 

 

Опыт  подготовки детей с ОВЗ  по слуху к ГВЭ по русскому языку в 9 классе

 

 

 

                                                

                              Подготовила учитель

                                                  русского языка и литературы

                                               Корнева Елена Викторовна

 

 

 

 

     В данной статье предприму попытку проанализировать итоги подготовки старшеклассника с ОВЗ по слуху к ГВЭ-9 по русскому языку. ГВЭ — это государственный выпускной экзамен, который является формой прохождения государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху,   освоивших адаптированные  образовательные программы основного общего образования. Сейчас всё больше говорят об этой категории выпускников. Больше стало появляться методических статей, вебинаров по этой теме. Итоговое собеседование более менее стало  адаптировано для обучающихся с ОВЗ по слуху: снижен балл допуска, прибавлено время на каждого ученика. И все равно существуют огромные трудности при подготовке и к устному собеседованию и к   письменному экзамену и его сдаче.  В нашем образовательном учреждении накоплен  опыт подготовки и проведения экзамена.

    На протяжении пяти  лет подряд я готовлю обучающихся с ОВЗ по слуху  к ГВЭ.   Одна из особенностей ГВЭ по русскому языку — возможность самостоятельного выбора учеником формы экзаменационной работы (сочинения или изложения с творческим заданием). Обучающиеся нашего образовательного учреждения выбирают изложение с творческим заданием. Такая форма как сочинение трудна для обучающихся с ОВЗ по слуху, так как словарный запас  детей резко ограничен, существуют трудности в построении предложений, в составлении текстов.

В образовательном учреждении  с 9 класса (обучающиеся учатся до 10 класса) выделены часы      для факультатива, составляется программа.

    Теперь перейдем к освещению методики подготовки к такой форме экзаменационной работы, как изложение с творческим заданием.

    На первом этапе необходимо познакомить обучающихся со структурой, содержанием (типами заданий) и оцениванием экзаменационной работы. Изложение с творческим заданием содержит текст объемом в 280—400 слов. Текст для сжатого изложения представляет со­бой текст сюжетного характера, так как слабослышащие обучающиеся лучше и быстрее воспринимают тексты с сюжетом. Тексты же, которые представляют собой статью, очерк, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики очень трудны слабослышащим и глухим для понимания. Почему?  Словарный запас большинства слабослышащих резко ограничен. К тексту прилагается творческое задание, ко­торое нацеливает на комментарий  какого-то вопроса. Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание  каждого абзаца. Обучающимся с ОВЗ по слуху трудно выделить смысловые  микротемы, поэтому эффективнее будет сжимать текст по абзацам.

   Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин­формации, вычленения в тексте основных предложений, обобщения содержания исходного текста, но слабослышащим обобщать очень трудно, они могут лишь исключать. Объем письменной работы обучающихся с ОВЗ по слуху сокращён. Максимальный первичный балл за написание сжатого изложе­ния и творческого задания (сочинения) составляет 17 баллов. Отметим, что при проведении итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена применяется пятибалльная система оценки (то есть баллы переводятся в оценку).

   Второй этап подготовки к экзамену – это восприятие текста с помощью сурдопереводчика. На факультативах  отрабатывается это умение.  Ребята слушают текст и смотрят на сурдопереводчика. Прослушав какой-то отрывок, они стараются его записать. Это кропотливая работа, так как сурдопереводчик показывает все слова дактильной азбукой. Обучающемуся требуется прочитать слово и суметь разграничить все слова в потоке дактильной речи. Затем обучающиеся работают с записанным текстом Сжимают, исправляют ошибки в словах. Повторю ещё раз, что обучающимся с ОВЗ по слуху стоит большого труда правильно записать слова, так как словарный запас резко ограничен.

   Третий этап подготовки- это написание творческого задания. Здесь обучающиеся должны  продемонстрировать следующие умения: создавать текст в соответствии с заданной темой, обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в прослушанном тексте, логично излагать мысли,подбирать убедительные аргументы, создавая аргументирован­ное высказывание, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с зада­нием, оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамма­тическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.

    Обучающимся трудно бывает создать текст даже из 10 предложений, поэтому я решила предлагать обучающимся уже готовые сочинения на тот или иной вопрос. Готовое сочинение или составляю сама или беру в других информационных  источниках. Объём сочинения  200 слов. Сочинение записывается в отдельную тетрадь. Затем с обучающимися обсуждаем сочинение, орфографию, пунктуацию. Ребята учат текст для пересказа, а затем прописываем его. Я считаю, что такая работа более эффективна, нежели обучающиеся будет думать над сочинением, а так ничего и не напишут. Не смогут  просто найти , подобрать нужных слов.

    Особо отмечу, что вся работа с обучающимися с ОВЗ по слуху проводится при наличии индивидуальной слуховой аппаратуры ( слуховой аппарат) и стационарной - это звуковая свеча и микрофон у учителя. Без наличия этих реабилитационных средств мы не сможем научить слабослышащего ребёнка слушать и развивать слуховое восприятие.

   Чтобы избавить ученика от страха и лишнего волнения на экзамене, а у детей с ОВЗ по слуху всегда присутствует психологическое напряжение, необходимо формирование правильного отношения к ситуации. Оно поможет выпускнику разумно распределить свои возможности для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку помощь. Конечно, важна и необходима работа с родителями ученика с ОВЗ по слуху. Они должны быть ознакомлены с положением о проведении ГВЭ, с формами проведения итоговой аттестации и многими другими вопросами. На консультации перед ГВЭ провожу инструктаж с обучающимся: напоминаю о правилах поведения на итоговой аттестации, рассказываю о процедуре проведения экзамена, оказываю психологическую поддержку, напоминаю, что тексты для изложения подбираются сюжетного характера с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора и большого количества действующих лиц.

Важным условием успеха вашего ученика на ГВЭ должна стать психологически комфортная и безопасная образовательная среда. Основной принцип обучения — индивидуальный подход (знание и учет особенностей обучающегося, особенностей характера и темперамента, уровень развития).                        Продуктивность деятельности педагога с детьми с ОВЗ по слуху также напрямую зависит от доброжелательности и педагогической любви к ребенку и делу, приятии больного, тактичности. Важно на уроке проявлять спокойствие, уверенность, повышенное внимание и сосредоточенность, особо осторожно — требовательность. Наш результат на ГВЭ — оценка «4».

    Итак, я представила своё видение вопроса подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку детей с ОВЗ по слуху. Хочется надеяться, что мой опыт будет полезен для филологов, работающих с данной категорией детей.

Использованные Интернет-ресурсы

http://www.fipi.ru/about/news/metodicheskie-materialy-po-gve-9-i-gve-11

Методическое письмо о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы).

 


Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное образовательное учреждение

Бюджетное образовательное учреждение

В данной статье предприму попытку проанализировать итоги подготовки старшеклассника с

В данной статье предприму попытку проанализировать итоги подготовки старшеклассника с

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин­формации, вычленения в тексте основных предложений, обобщения содержания исходного текста, но слабослышащим обобщать очень трудно, они могут лишь исключать

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной ин­формации, вычленения в тексте основных предложений, обобщения содержания исходного текста, но слабослышащим обобщать очень трудно, они могут лишь исключать

Особо отмечу, что вся работа с обучающимися с

Особо отмечу, что вся работа с обучающимися с

образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы).

образования по русскому языку в форме государственного выпускного экзамена (письменная и устная формы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020