Опыт преподавания менеджмента от преподавателя к студентам
Оценка 4.9

Опыт преподавания менеджмента от преподавателя к студентам

Оценка 4.9
rtf
16.02.2024
Опыт преподавания менеджмента от преподавателя к студентам
Опыт преподавания менеджмента от преподавателя к студентам.rtf

СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт преподавания маркетинга от преподавателя к студентам

 

Николаева Надежда Борисовна

 


 

В настоящее время подготовка управленцев является ключевым элементом, позволяющим предприятиям быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, и, несмотря на предстоящие трансформации, устойчиво развиваться. Для того чтобы организация смогла развиваться, «устоять» под постоянно «атакующими» факторами, во главе должны быть талантливые управленцы, готовые самостоятельно формулировать цели и грамотно их достигать.

В наши дни управление является такой же профессией, как и остальные, а обучение (получение необходимых знаний, навыков и умений) стало обычным делом в подготовке специалистов в области управления, кроме этого, такие специалисты, как маркетологи, экономисты, финансисты, логисты за время своего обучения также изучают управленческие дисциплины.

В наше время сильно исказился термин «менеджер», куда ни посмотрим везде «менеджеры»…менеджер по продажам, клиринг-менеджер, менеджер по продукту. Истинный смысл призвания, профессии «менеджер» заключается в том, что это человек берет на себя ответственность за результаты работы других коллег, главная ценность специалиста заключается в том, что он отвечает не за простой результат – качественный, а именно количественный, для предприятия, в первую очередь, это является доход.

Задача менеджера - обеспечить стабильный денежный доход предприятию, используя те инструменты, которые были изучены в стенах университета. Вышеуказанные особенности подготовки специалистов обязательно надо учитывать в программах обучения.

Обучение маркетингу можно сравнить с некими элементами искусства. В большей степени сам процесс обучения данному курсу – это не просто передача материала от преподавателя – студенту, а самоподготовка, т.е. приобретение знаний, анализ собственного опыта, жизненных ситуаций. Если мы более глубоко проникнемся в смысл понятия «маркетинг», он повсюду нас окружает и в быту, и в профессиональной сфере, в первую очередь, мы должны обучиться «самомаркетингу», т.е. управлению собой, эта задача стоит перед каждым человеком индивидуально, преподаватель может только «подтолкнуть», подсказать нужный инструмент, пример, способ. Педагогическая деятельность предполагает постоянное совершенствование учебного курса, это связано с постоянным изменением окружающей среды.

В процессе преподавания курса по маркетингу преподаватель должен четко объяснять смысл управления на простых жизненных примерах, как вариант, на своем, ведь мы сами реализуем основные функции маркетинга – планирование, организация, мотивация, контроль и координация; выполняем роли – организатора, интегратора, консультанта, предпринимателя; используем системный подход в процессе передаче материала, используя образовательные и информационные технологии обучения. [4] информационный образовательный маркетинг

Основой для преподавания дисциплины является умение преподавателя развить личные качества каждого студента, умение работать в команде, создать благоприятную психологическую атмосферу. Учебный процесс должен быть простроен максимально в интерактивной форме, с использованием опорных теоретических материалов, презентаций, видео- и аудиоматериалов, чтобы каждый студент смог «сыграть» разные управленческие роли в зависимости от ситуации, смог проявить свои творческие (креативные) способности.

На наш взгляд, преподаватель по маркетингу должен использовать следующие принципы: принцип наглядности (графическое, художественное выполнение заданий на активизацию правого полушария мозга); принцип доступности – преподавать материал, таким образом, используя простые примеры, чтобы каждый студент понял суть темы, так как очень часто в группе студенты с разным уровнем подготовки; принцип «созревающего» обучения – в процессе обучения педагог должен использовать различные педагогические технологии, такие как ролевые игры, кейс-задачи, стрессовые ситуации; принцип единства с внешней средой - изучать примеры реально действующих предприятий, должна быть непрерывная связь теории с практикой. К сожалению, зачастую происходит так, что студент, окончив высшее учебное заведение, не готов выполнять реальные задачи в своей профессиональной деятельности, это как раз и есть печальный пример приобретения сугубо теоретических знаний без привязки к практике.

На наш взгляд, чтобы максимально привлечь студента к изучению дисциплины и получить от него максимальный результат его необходимо грамотно мотивировать. Возможны различные варианты: примеры успешных менеджеров; использование примеров из личного опыта; рейтинги востребованности специалистов; участие в мастер-классах.

Стиль обучения должен быть «открытым», в режиме постоянного диалога, использование проектного подхода, дискуссий, дебатов. Результат обучения будет зависеть от многих факторов, в голову сразу приходит опыт и стаж преподавателя, но тут же себя останавливаю на мысли, преподавая именно такую динамическую, творческую дисциплину студенту будет гораздо интереснее «быть на одной волне» с преподавателем, который может дать именно «свежий» материал, используя современные технологии.

Хотелось бы отметить, что процесс обучения носит двусторонний характер, преподаватель не только учит, но и учится сам, учитывая, что сама дисциплина очень «живая», не происходит «образовательный застой», необходимо постоянно совершенствовать свои знания, свои технологии и методы обучения.

Именно активные методы обучения позволяют студентам максимально впитывать полученные знания, преодолевать стереотипы в обучении, развивать креативные способности. Выходя на рынок труда, студенты будут четко понимать, кто такой менеджер, его основные должностные обязанности, зона ответственности и гордо занимать топовые управленческие позиции, выполнять сложные профессиональные задачи, используя знания, полученные во время обучения в университете.

Но как? Как вырастить топовых менеждеров из разных семян? Учесть непохожесть характеров, противоположности темпераментов, уровень воспитания? Ошибаться. Вы не ослышались (в данной работе – не осмотрелись), именно – ошибаться. Чем больше будет разобрано материала и просвечено через студентов, тем им проще будет принимать решения, потому что они уже научились думать и анализировать свои предыдущие ошибки. Ошибка – то, что в большей степени накладывает на нас отпечаток в любой среде. В частности, и в обсуждаемой нами теме обучения.

Думаю, у каждого из вас есть такая простая до боли история. Вы что-то сделали неправильно или забыли экстренно важную информация на одном из контрольных мероприятий – с кем не бывает - стресс, может быть, а может и вовсе об этом в душе не ведали.

Но зато потом, после окончания всего этого «ужаса», что с вами вытворяли, находит на вас просветление! (преподаватель все же вам объяснил, или ваши муки удовлетворил великий могучий интернет). И на этом ничего не кончается – эта роковая ошибка теперь с вами, и теперь вы точно знаете всю правду.

О чем, собственно, речь? Поясню на примере: помните опыт с обезьяной и огнем? В первый раз, когда обезьяна видит огонь, он ее пленяет, он ей нравится, он так завораживает, что ты готов смотреть на него вечно. Но в то же время, ты терзаешься вопросом – а что это такое? Огонь – это просто набор символов для обозначения предмета, то есть для обезьяны это ничего. А ведь хочется понять для себя какое это – воздушное, сладкое, хрустящее, мокрое, тяжелое, липкое. И здесь подключаются наши органы чувств – обезьяна хочет потрогать огонь. Вот она немного поддается вперед, медленно тянет свою руку, один палец немного впереди остальных, чувствуется легкое тепло, момент ожидания, и! Горячо! Очень горячо! Огонь – это не игрушка. Это опасность. Ошибка. Теперь, с этого момента у нашего собрата так хорошо отложилось в голове про то, какой огонь на самом деле.

Ошибки – это знания, усвоенные лучше всего. Томас Эдисон, прежде чем создать свою лампочку, испробовал 10 000 способов! Десять тысяч ошибок, которые в итоге приблизили его к результату.

Вспоминая про семена (из которых должны вырасти топ-менеджеры), мы не знаем какой у каждого задел – то есть сколько они должны совершить ошибок, чтобы приблизиться к совершенству. Поэтому, чем больше совершаем – тем лучше. Потому-что ошибаясь, мы расширяем область своих знаний. [3] Теперь все замечательно – ошибки есть, мозги в работе, кейсы разобраны, но что-то не так. Какой-то страх вокруг, не витают инновационные идеи, мало кто хочет высказаться. Что это? Обстановка не та. Психологический климат (воздадим дань бихевиористам). Тогда на ком лежит эта ответственность – в создании обстановки? На менеджере же. То есть на преподавателе. К сожалению, многие преподаватели не осознают своей ответственности – за свои слова, за подачу материала, за содержание материла, за высказывание своего мнения, за дачу обратной связи. Работая в своей стезе, они приобретают зоркий глаз на различные типы студентов, и в общении с ними начинают гнуть свою линию, чтобы устранять в студентах, неправильные, по мнению преподавателей, качества.  Однако, это субъективно.

С другой стороны, студенты со своим зорким глазом видят разные типы преподавателей, и по-разному с ними общаются, и ведут себя. Это различное их поведение и получается, исходя из различного климата в аудитории. На плечи преподавателей ложится ответственность за донесение до обучающихся, что ошибаться это нормально и это необходимо. Подчеркиваем слово необходимо. Это должно присутствовать в образовании обязательно. Немногие студенты понимают назначение ошибок или не задумываются. Задача преподавателя – показать для чего нужны ошибки и помочь в обучении ошибаться. Увидеть в студенте возможные пробелы и скорее их заполнить. На вопрос как донести до студента, что ошибки в коллективе приветствуются, приведем анекдотическую историю, произошедшую в компании IBM. История эта о Томасе Уотсоне и его подчиненном, совершившем ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. Начальник вызвал его к себе в кабинет; естественно, подчиненный опасался серьезных последствий. Уотсон спрашивает: “Вы знаете, почему я вас вызвал?” Подчиненный отвечает: “Я думаю, потому что вы собираетесь меня уволить”. Уотсон удивленно смотрит на него. “Уволить? – переспрашивает он. – Конечно же, нет. Я же потратил 10 миллионов на твое обучение”. Он убедил сотрудника, что не шутит, и предложил, чтобы тот продолжал работать и рисковать, но учитывал свои ошибки. [1]

Доверие – вот, что помогает создать благоприятную остановку. Также доверие порождает доверие. И наоборот – недоверие с одной стороны ведет к недоверию с другой. [2] Это уже неопровержимая истина, и многие финансовые кризисы тому подтверждение. Вспомним, к примеру, банкротства банков – случись глобальный переполох в стране, доверие населения к власти сразу начинает падать. И для защиты требуются деньги. Многие начинают лихорадочно снимать средства со своих вкладов, истощая резервы банка, а затем банк становится неплатежеспособным, отчего доверие еще больше падает. И так все ниже и ниже.

В преподавательской деятельности, давая другим почувствовать к себе недоверие, вы тем самым начинаете «рыть себе яму». Предрассудки ни к чему – к вам пришли на занятие, чтобы узнать новое. Дайте это им, не ищите потайных мотивов, не давайте пробиться мысли, что это слишком сложно для них, не составляйте отрицательного мнения о студентах. Все люди хорошие

– главное уметь увидеть это хорошее, создать благоприятную атмосферу, ошибаться и учиться.


 

Список литературы

 

1.        Эдмондсон, Э. Взаимодействие в команде / Э. Эдмондсон: [перевод с английского]. - М.: Эскмо, 2016. - 320 с.

2.        Тулган, Б. Быть начальником - это нормально / Б. Тулган: [перевод с английского]. - М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 240 с.

3.        Максвелл, Дж. 21 качество лидера / Дж. Максвелл: [перевод с английского]. - Минск.:Поппури, 2011. - 224 с.

4.        Мескон, М. Основы маркетинга / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Изд-во Вильямс, 2017. - 672 с.

 

 

СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»

СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»

В настоящее время подготовка управленцев является ключевым элементом, позволяющим предприятиям быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, и, несмотря на предстоящие трансформации, устойчиво развиваться

В настоящее время подготовка управленцев является ключевым элементом, позволяющим предприятиям быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, и, несмотря на предстоящие трансформации, устойчиво развиваться

Педагогическая деятельность предполагает постоянное совершенствование учебного курса, это связано с постоянным изменением окружающей среды

Педагогическая деятельность предполагает постоянное совершенствование учебного курса, это связано с постоянным изменением окружающей среды

К сожалению, зачастую происходит так, что студент, окончив высшее учебное заведение, не готов выполнять реальные задачи в своей профессиональной деятельности, это как раз и есть…

К сожалению, зачастую происходит так, что студент, окончив высшее учебное заведение, не готов выполнять реальные задачи в своей профессиональной деятельности, это как раз и есть…

Но как? Как вырастить топовых менеждеров из разных семян?

Но как? Как вырастить топовых менеждеров из разных семян?

Ошибки – это знания, усвоенные лучше всего

Ошибки – это знания, усвоенные лучше всего

IBM. История эта о Томасе Уотсоне и его подчиненном, совершившем ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов

IBM. История эта о Томасе Уотсоне и его подчиненном, совершившем ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2024