Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 им.Б.П.Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла»
г. Магнитогорска
Авторская педагогическая разработка
«Методика обучения технике верхней прямой подачи в прыжке в волейболе»
КВАЛИФИКАЦИОННОЯ РАБОТА
Деренюк Анастасия Константиновна
Учитель физической культуры
МОУ «СОШ №65 им.Б.П.Агапитова с УИПМЭЦ»
г. Магнитогорск 2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДАЧИ В ПРЫЖКЕ В ВОЛЕЙБОЛЕ…………………………………………………………………..5
1.1. Характеристика подачи в прыжке…………………………………….................................................5
1.2. Техника выполнения подачи в прыжке……………………………6
1.3. Обучение технике и тактике выполнения подачи в прыжке…………………………………………………………..16
Выводы по первой главе…………………………………………………...22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДАЧИ В ПРЫЖКЕ……………………..23
2.1. Организация исследования ……………………………………………….23
2.2. Особенности методики обучения техническим приёмам в волейболе…24
2.3. Результаты исследования…………………………………………………..26
Выводы по второй главе....................................................................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...…30
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..33
Введение
С момента своего "изобретения" игра в волейбол переживает бурное развитие. Это выражается и в растущем количестве волейболистов, и в растущем числе стран-членов Международной федерации волейбола. По своей распространённости эта игра занимает ведущее положение на мировой спортивной арене. Волейбол называют - игрой миллионов. Эта командная спортивная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста.
Немалую роль в этой игре можно отвести подаче. В настоящее время подача – не просто средство введения мяча в игру, а средство активного нападения. При прямой силовой подаче в прыжке мячу даётся сильное боковое вращение, и он с большой скоростью летит в зоны. Чтобы успешно противостоять такому мячу, требуется изменить сложившейся стереотип приёма планирующей подачи. Сильная подача в прыжке похожа на нападающий удар, и принимать её не намного легче, чем отражать атаку с задней линии. Всегда подающий в прыжке нацеливает свой первый удар настолько точно, что может направить мяч в любое место площадки соперников за трёхметровой линии. Поэтому тема нашего исследования
-«Методика обучения верхней прямой подачи в прыжке в волейболе»
Цель исследования - определение эффективности методики обучения технике и тактике подачи в прыжке в волейболе на тренировках сборной команды 7 классов школы.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по волейболу
Предмет исследования – методика обучения технике и тактике подачи в прыжке в волейболе.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что методика обучения технике и тактике подачи в прыжке в условиях колледжа будет эффективна, если:
- обучение будет проходить циклом непрерывных тренировок
- отбор средств обучения будет производиться на основе учёта возрастных особенностей учащихся.
- в основе обучения будет лежать комплексы упражнений направленных на обучение подачи в прыжке;
Задачи исследования:
· Рассмотреть основные положения методики обучения технике и тактике подачи в прыжке в волейболе.
· Разработать комплексы упражнений
· Разработать методику обучения.
Этапы исследования:
Первый этап – изучения состояния проблемы в теории и в практике, определение методологических компонентов исследования.
Второй этап - разработка учебно-тренировочных занятий по волейболу, направленных на реализацию методики обучения технике и тактике подачи в прыжке в волейболе (сентябрь 2014 г. – апрель 2015г.)
Третий этап – тестирование, обработка полученных результатов, оформление работы (май 2015г.)
Методы исследования:
- метод изучения и анализа литературных данных;
- педагогический эксперимент;
-метод контрольных упражнений (тестирование);
База исследования – МОУ «СОШ № 65 им.Б.П.Агапитова УИПМЭЦ», сборная команда 7 классов.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДАЧИ В ПРЫЖКЕ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1.Характеристика подачи в прыжке
Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Подачи являются первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач. Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему. Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными. Подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи – длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков. Подачи на силу – это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.
1.2. Техника выполнения подачи в прыжке Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника. Для выполнение подачи игрок должен: · принять устойчивое положение; · плавно подбросить мяч; · следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована; · внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч. Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полёта мяча. При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой. При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная. Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи. Разновидности подач и их применение. По способу выполнения удара. 1. Подача ударом сверху (верхняя прямая). 2. Подача ударом снизу (нижняя прямая). 3. Подача теннисного типа. 4. Подача ударом над правым плечом. По характеру движения тела в момент подачи и по его положению относительно сетки различают следующие подачи:
1.Нижняя прямая подача. 2.Нижняя боковая подача. 3.Верхняя прямая подача. 1. 4. Верхняя боковая подача. Разновидностью верхней прямой поддачи является подача нацелённая, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней боковой подачи являются планирующая и силовая подачи. Нижняя прямая подача, являясь, наиболее легкими по технике выполнения, не являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для эффективного использования метеорологических условий. Верхняя прямая подача. Игрок стоит лицом к сетке на несколько согнутых ногах, расставленных на ширину плеч. Однако одна нога немного выставлена вперёд. Мяч находится на уровне груди на руке, согнутой в локте. Ударяющая рука, согнутая в локте, поднята вверх, локоть отведён в сторону. Подача начинается с переноса центра тяжести на сзади стоящую ногу, одновременного наклона туловища назад и подбрасывания мяча в направлении вверх перед собой. Когда мяч достигает наивысшей точки взлёта, ударяющая рука с движением туловища вперёд производит удар по мячу в возможно более высокой точке. Конечное положение после удара: туловище наклонено вперёд, рука свободно продолжает движение вперёд, в сторону впереди стоящей ноги. Этот способ подачи даёт возможность выполнять её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования скорости полёта мяча.
Подача в прыжке. Эта подача выполняется после прыжка с разбега. Разбег выполняется по прямой, перпендикулярно к сетке. Он складывается, в основном, не более чем из двух шагов. Первый шаг приближает игрока к мячу, второй шаг-шаг для удара, он быстрый, глубокий и очень широкий. Этот шаг подводит игрока к прыжку. Ещё при выполнении первого шага обе вытянутые руки отводят рывком как можно дальше назад вверх; при втором шаге они выносятся вперёд. При выполнении прыжка бьющая рука продолжает движение вперёд вверх; причем локоть заводят по возможности выше плечевого пояса. Не бьющая рука, вытянута вперёд почти горизонтально, обеспечивает равновесие тела в воздухе. Затем производится сам удар в наивысшей точке полёта мяча, как при прямой верхней подаче. Координационная сложность решения двигательной задачи заключается в придании мячу определённой скорости и угла вылета. Для успешного выполнения подачи игроку необходимо овладеть: 1. Определёнными пространственно-временными и динамическими характеристиками предударного движения руки; 2. Определёнными пространственно-временными характеристиками предударного движения мяча; 3. 3. Согласованием этих движений в пространстве и во времени; 4. 4. Определёнными динамическими характеристиками ударного контакта руки с мячом. 5. 5. Определённые физические способности. Для подачи в прыжке наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный
уровень развития силы мыши, кистей; подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара — комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.). Средствами воспитания силы мышц являются различные несложные по структуре обще развивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида: * упражнения с внешним сопротивлением; * упражнения с преодолением веса собственного тела; * изометрические упражнения. а) Первые упражнения, являются наиболее эффективными для развития силы и подразделяются на: 1. упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажёрах 2. упражнения с сопротивлением партнёра. Эти упражнения оказывают благотворное не нервно-эмоциональное состояние занимающихся; 3. упражнения с сопротивлением внешней среды (бег в гору, бег по песку, бег в воде и т.д.) упражнения с сопротивлением упругих предметов (прыжки на батуте, эспандер, резина). б) упражнения с преодолением собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физическому воспитанию. При быстрых движениях против относительно небольшого сопротивления проявляется скоростная сила. Для развития скоростной силы применяют упражнения с отягощениями, прыжковые упражнения. При использовании отягощении применяют два диапазона отягощении: с весом до 30% от максимального веса (который может поднять спортсмен); с весом от 30 до70% от максимума. Упражнения применяют повторно в различных вариациях (2-3 серии по 2-3 подхода с интервалом отдыха между подходами 3-4 минуты, а между сериями - 6-8 минут.) Прыжковые упражнения в любом варианте должны выполняться с установкой на быстроту отталкивания, а не на мощность прыжка. Быстрота - это способность человека в определённых специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат. Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах: а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.); б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов); в) быстрота перемещений — максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий. Различают простые и сложные реакции. Простые реакции — ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал. Сложные реакции: все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций. К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором. Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом: - игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 с.. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют: а) увеличение скорости полета мяча; б) внезапное появление мяча; в) сокращение дистанции.
Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании. Двигательная реакция – это ответ на внезапно появляющийся сигнал определёнными движениями или действиями. Время реагирования на сигнал измеряется интервалом между появлениями сигнала и началом ответного действия. Это время определяется: * быстротой возбуждения рецептора и посылки импульса в сенсорные центры; * быстротой переработки сигнала в ЦНС; * быстротой принятия решения о реагировании на сигнал; * быстротой посылки сигнала к началу действия; * быстротой развития возбуждения в исполнительном органе (мышцы). Быстрота как характеристика темпа движения представляет собой способность быстро чередовать сокращения и расслабления отдельных групп мышц. Для целенаправленного развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы: Ведущим методом развития быстроты как физического качества является метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и около предельной интенсивность. Количество повторений в одном занятии 3-6 повторений в 2-х сериях. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинается уже развитие выносливости, а не быстроты. Повторный метод позволяет проявить предельные скоростные возможности на благоприятном эмоциональном фоне. При развитии быстроты необходимо быть сосредоточенным и максимально собранным, выполнять упражнения чётко и точно.
Наибольшее значение при развитии быстроты имеет скорость выполнения целостных двигательных действий - перемещений, изменений положения тела (атак, защит в поединке и т.д). Минимальная скорость движений зависит от скоростных нервных процессов и быстроты двигательной реакции и от других- способностей человека (динамической силы, гибкости, координат др.) Поэтому скоростные способности - это сложное комплексное двигательное качество. Наряду с повторным методом большую ценность для развития быстроты представляет игровой метод, т.к. даёт возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействия на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Это позволяет одновременно совершенствовать спортивную технику и развивать необходимое для избранного вида спорта физическое качество. Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны отвечать трем основным условиям: * возможность выполнения с максимальной скоростью, упражнение должно быть хорошо освоено, чтобы концентрировать внимание только на скорость; * во время тренировки не должно происходить снижение скорости при выполнении упражнения. В тренировочном процессе развитие быстроты лучше тренировать первый или второй день после отдыха. Ловкость-это сложное качество, характеризующееся хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость – это способность быстро овладевать сложными движениям быстро и точно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:
1. координационная сложность двигательного задания; 2. точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания; 3. время, необходимое для овладение должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения. Различают общую и специальную ловкость. Ловкость - весьма специфическое качество. Ловкость приобретает особенную важность в тех. видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями (спортивные игры). Упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. Наиболее распространенные средства при развитии и совершенствовании ловкости занимают акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы: 1. выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения, сидя); 2. зеркальное выполнение упражнений 3. создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса); 4. усложнение условий выполнения обычных упражнений; 5. изменение скорости и темпа движений; 6. изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.). Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом
педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения (обычно в первой половине занятий). Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость. Ловкость - способность управлять своими движениями и быстро: Перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке). Составляющими ловкости волейболиста являются: - координация движений — способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема); - быстрота и точность действий — от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно — значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов; - способность распределять и переключать внимание — функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов; - устойчивость вестибулярных реакций — непременное условие проявления ловкости в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками,
прыжками, внезапными остановками. Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Развитие ловкости волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное — способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в без опорном положении. Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения подачи в прыжке, нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость). Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков. прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями: * за счёт увеличения максимальной скорости; * за счёт увеличения максимальной силы.
Взаимосвязь взаимозависимость между физическими качествами. Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. 1.3.Обучение технике и тактике выполнения подачи в прыжке Начиная движение вперед с шага правой ногой, волейболист подбрасывает мяч вверх (рис. 1, а) примерно на 3 м и делает шаг левой ногой (б). Затем приставляет к левом ноге правую (в), чтобы оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно. Мощный прыжок вверх с прогибанием тела и замахом (г, д)- это подготовка к удару в положении натянутого лука. Тело спортсмена энергично
распрямляется, и правая (левая) рука наносит сильный удар, завершаемый резким движением кисти вперед. Мячу придается поступательное вращение в направлении полета. При подаче в прыжке с ходу все время мяч перед собой, и нетрудно нанести точный удар. Сильная подача в прыжке с разбегу психологически воспринималась соперниками как нападающий удар. Они поэтому принимали мяч так же, как если бы играли в защите на задней линии: стремились подбить его над собой. Тут срабатывал прочный навык приема нападающих ударов. В результате мяч не доводился до сетки; связующему игроку трудно было дать удобный пас бомбардиру, и эффективность нападения команды соперников снижалась. Методика обучения подачам 1. Рассказ, показ; 2. Исходное положение; · Подбрасывание мяча (у каждой подачи на определённую высоту); · Сочетание подбрасывания, замаха, удара и ловли мяча; · Подача в парах по ширине зала; · В парах. Подача мяча через сетку с расстояния 3,5,7,9 метров; · Правила подачи с места подачи; · Подача по зонам; · Подача на точность и силу в парах. На одной стороне игроки принимают мяч подачи, на другой подают мяч с места подачи. Смена мест после 20-30 подач; · Подача двух команд в виде соревнования. В обучении подаче расположение занимающихся и направление выполняемых подач определяются в зависимости от стадии обучения, а не в зависимости от способов подачи. При обучении подачам чаще соблюдается следующая последовательность: нижняя прямая, верхняя прямая и подача в прыжке. Техника выполнения подач проста, для изучения её не требуется расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Но при этом первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощённых условиях, с постепенным приближением к игровым. На первом этапе методики обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования первых двигательных ощущений необходимо дать выполнить подачу. Большое значение играют общеразвивающие и подготовительные упражнения, способствующие развитию определённых качеств и физических способностей. Основными задачами ОРУ является: - укрепление опорно-двигательного аппарата: - развитие силы рук, ног, туловища; - развитие скорости сокращения мышц; - развитие гибкости. ОРУ выполняются без предметов, с набивными мячами, на гимнастической скамейке и стенке, со скакалками и так далее. На втором этапе разучивается правильность движения без мяча. Для этого можно использовать следующие команды: «Принять исходное положение», «Принять положение замаха», «Произвести удар». После изучения движений без мяча проводятся броски различными мячами. Внимание обращается на правильность исходного положения, замаха, ударного движения и дополнительно на правильный выбор момента броска и правильную траекторию полета мяча после него. Следующим этапом изучения является выполнение подачи с ударом по неподвижному мячу. При этом основное внимание обращается на правильность соприкосновения руки с мячом и последующее сопровождение. Прежде чем перейти к обучению подачи по движущему мячу, отдельно изучается подбрасывание мяча. Для этого мяч несколько раз подбрасывают вверх с определённой высотой с последующим падением на землю. При этом мяч должен падать каждый раз в одно и то же место. После овладения подбрасыванием можно перейти к
ударам по мячу, к изучению подач в целом виде с подбрасыванием мяча. Примерные упражнения для разучивания подач. Упражнение 1. Занимающиеся располагаются на боковых линиях площадки с тем, чтобы выполнять подачу между партнёрами поперёк площадки. Это способствует привлечению внимания занимающихся к выполнению движений в момент подачи. Если обучающихся сразу поставить на место подачи, то они во что бы то ни стало стремятся перебить мяч через сетку, чаще всего выполняя это неверным движением, приобретая неправильный навык и удлиняя время освоения подачи. Стоя на боковых линиях площадки, занимающиеся должны освоить правильность движения, умение соизмерять свои силы, подбрасывание мяча, точность в направлении полёта мяча. Затем это упражнение самостоятельно у стены с разных расстояний. Высота удара не должна быть ниже уровня верхнего края сетки. Упражнение 2. То же упражнение в парах, но уже через сетку, с постепенным увеличением расстояния так, что один из партнёров подходит к лицевой линии площадки. Только освоив технику подачи, научившись сооизмерять свои усилия удара по мячу с расстоянием его полёта и добившись некоторой точности направления подачи. Упражнение 3. Выполнение подач с лицевой линии. При поочерёдном выполнении подач, предлагают для совершенствования техники подач использовать различные ориентиры. Например, кольцо, укреплённое на подставке. Многократное выполнение одного и того же способа подачи с попаданием в кольцо. Это закрепляет правильное мышечное ощущение при определённых углах вылета мяча, что способствует стабилизации подачи. Так же при совершенствовании техники надо вводить соревновательные моменты (очки или баллы, в зависимости от точности попадания в
ориентиры). Соревнования могут проводиться как группами, так и индивидуально. Например, на каждой стороне площадки чертится круг радиусом 0,5 метра, где находится игрок той команды, которая производит подачу. Подача должна производиться на этого игрока, игрок ловит мяч, быстро передаёт мяч под сеткой своей команде, и все, не выходя из круга. На его место встаёт другой игрок из этой команды. Выигрывает та команда, которая за определённое время наберёт больше очков. При индивидуальном соревновании каждый игрок должен подать без ошибок десять подач в быстром темпе. Допустивший ошибку начинает всё сначала. Победитель тот, кто первый выполнит десять подач. Тактика выполнения подач. При подаче важно не только ввести в игру мяч, но и затруднить приём его противником. Учитывая различную подготовку игроков команды противника, следует производить подачу с таким расчётом, чтобы принимающий был игрок, слабее других владеющий передачей мяча. Подающий должен учитывать расстановку сил противника и предугадывать возможный наиболее вероятный вариант дальнейших действий противника, выгодный для него. Нужно произвести подачу с таким расчётом, чтобы прием не давал возможности осуществить противнику наиболее желательный ход действий. Например: игроки противника расположены с расчетом на первую передачу игроку в зону №3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны №4. Подача производится в направлении зон №1 и №2, с тем, чтобы игрок зоны №3 был вынужден передавать мяч для нападающего удара игроку из зоны №4,стоя спиной к нему. То же, если из зоны №3 передача для нападающего удара должна последовать игроку из зоны №2-подача направляется на место на площадке между игроками зон №4 и №5. У сетки находится игрок, хорошо владеющий нападающим ударом с первой передачи, - подача направляется с таким расчетом, чтобы передача для нападающего удара шла к нему со стороны, к которой он обращён спиной.
Игрок в зоне №4 или №2 – подача на игрока зоны №5 или №1. Игрок в зоне №3 владеет нападающим ударом только правой рукой – подача на игрока в зону №5. Если он владеет ударом только левой рукой, при тех же условиях, - подача на игрока в зоне №1. Плохо выполненная смена мест, недостаточная подвижность игроков команды противника, должна использоваться подающим. В этих случаях на площадке противника образуются незащищённые места. Смена мест между игроками зон №3 и №4- подача в зону №4. Игрок в разбеге для нападающего удара слишком далеко отходит от сетки – подача как можно ближе к сетке. Если подающий не определил качеств противоположной команды и отдельных игроков её, подача производится как можно ближе к лицевой линии площадки противника. Игрок не имеет права рисковать при подаче в следующих случаях: 1. Если партнёр выполнивший подачу до него, уже совершил ошибку. Несколько потерянных подряд подач отрицательно сказываются на моральном состоянии команды, снижают её боеспособность. Если партнёр допустил ошибку при подаче, то первую подачу необходимо обязательно выполнить, а затем, уже не боясь рисковать, можно переходить к тому способу подачи, который наиболее выгоден в данной игровой ситуации. 2. Если игрок ошибся на подаче и снова выходит её выполнять. Иногда можно наблюдать, как волейболист, совершивший ошибку при подаче, делает полный круг при переходах, снова выходит на подачу и опять совершает ошибку. Это приводит к тому, что он теряет уверенность, начинает ошибаться и при выполнении других игровых приёмов. 3. Если игрок в первый раз в данном матче вышел на подачу, потерял её, что отрицательно сказалось на дальнейшей игре спортсмена. Особенно это касается тех волейболистов, которые выходят на площадку уже в процессе игры, зачастую именно на подачу. Когда игрок выполняет подачу после замен или перерывов, сделанных командой соперника. Очень часто противоборствующая сторона берёт
перерыв или заменяет игрока, проиграв одно – два очка на приеме подач. Если в такой момент выйти из состояния психологической неуверенности при приеме подач, при допущенной ошибке подающего, команда «захватывает» инициативу игры. Поэтому такие ошибки следует относить к наиболее грубым нарушениям. Выводы по первой главе Подача в прыжке – наиболее эффективный способ атаке противника. В технике подачи в прыжке выделяют разбег, прыжок, удар, приземление. Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме ( для всех технических приёмов игры): ü Терминологически правильно назвать приём. ü Показать приём с комментариями о его роли в игре. ü Объяснить технику выполнения приёма с показом. ü Имитационные упражнения по частям и в целом. ü Упражнения с мячами в самых простых условиях. ü По мере усвоения двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются. ü Выполнение технического приёма в условиях, приближённых к игре. Обучение подачи в прыжке рекомендуется проводить, только расчленёно, в последовательности: Прыжок вверх, разбег вместе с прыжком, удар по мячу.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКЕ ПОДАЧИ В ПРЫЖКЕ. 2.1. Организация исследования В ходе проведения исследования нами применялись следующие научные методы исследования: Метод изучения и анализа литературных данных Мы познакомились с литературой по теме исследования специалистов в области физической культуры и спорта, в частности по спортивным играм. Это известные аналитики в области спорта, тренеры по волейболу: Железняк Ю.Д., Клещёв Ю. Н. и другие специалисты. Это позволило нам определить методологические компоненты исследования и наметит план изучения исследуемой проблемы; познакомиться с различными методиками обучения игре в волейбол. Педагогический эксперимент Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ № 65 им.Б.П.Агапитова УИПМЭЦ» с сборной командой 7 классов по волейболу, на учебно-тренировочных занятиях. Мы разработали комплексы упражнений для совершенствования техники подачи в прыжке. Метод контрольных упражнений (тестирование) Для тестирование были отобраны: подача в прыжке в любую зону из 5 попыток. На лицевой линии 5 мячей и один игрок подающий. Он выполняет 5 подач без отдыха. Подача в прыжке в правую (левую) половину площадки. На противоположной стороне посередине площадки ставятся скамейки. Они разделяют площадку на две равные половинки. Испытуемый сначала выполняет пять подач в прыжке в правую половину площадки, потом пять подач в прыжке в левую половину площадки. Положительный результат попадание мяча в границы волейбольной площадки.
2.2. Особенности методики обучения техническим приёмам в волейболе Подачей вводится мяч в игру, она выполняется «в стандартных условиях» и может непосредственно влиять на результат: ошибка при приеме подачи приносит очко подающей команде, ошибка при подаче — очко принимающей команде. Слабая подача облегчает команде соперника организацию атакующих действий и, в свою очередь, осложняет действия защищающейся команде. Сильная подача соответствующим образом отражается на организации атакующих и оборонительных действий команд. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности подачи за счет силы или точности, а в идеале — сильной и точной подачи при высокой надежности и стабильности. Упражнения для подачи в прыжке 1. Многократные подачи в прыжке с целью добиться стабильности при «максимуме усилий и минимуме ошибок». 2. Верхняя прямая подача в прыжке на точность (в указанные зоны) при максимальной точности и отсутствии ошибок. 3. Верхняя прямая подача в прыжке после выполнения упражнений- броски набивного мяча из-за головы двумя руками в опорном и безопорном положениях, в падении с перекатом на бедро и спину. 4. Верхняя прямая подача в прыжке после блокирования двух-трех атакующих ударов. 5. Верхняя прямая подача в прыжке после выполнения двух-трех атакующих ударов. 6. Верхняя прямая подача в прыжке после сочетания атакующих ударов и блокирования. 7. Верхняя прямая подача в прыжке после многократного приема атакующих ударов и на страховке (обманных ударов-скидок).
8. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимости от уровня подготовки). 9. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), из заданного числа попыток. 10. Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема выражается количеством очков: мяч принят к сетке — одно очко подающему и два принимающему; не принят в площадь атаки — два очка подающему и одно очко принимающему; ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) — 0 очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего. 11. То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например, перед подачей волейболист выполняет три прыжка с имитацией блока. 12. При совершенствовании подачи группу следует разбить на подгруппы по 2 — 3 человека и дать каждой задания: ü броски набивного мяча двумя руками или одной у стены; ü удары по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; ü броски набивного мяча двумя руками или одной в стену; ü подбрасывание набивного мяча (1 кг) и удары кистью; ü подача в стену и прием; ü подача через сетку и прием (в парах). ü Через определенное время подгруппы меняются местами. ü Выполняется по 2-3 серии
2.3. Результаты исследования Перед проведением педагогического исследования мы провели входное тестирование, результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 – Результаты входного тестирования
. |
|
|||||||
|
По средним результатам мы видим, что полученные показатели невысокие, это объясняется не частым применением подачи в прыжке и стандартными упражнениями при совершенствование. После педагогического исследования нами были проведено итоговое тестирование, средний показатель представлен в таблице 2. Таблица 2 – Результаты итогового тестирования
Результаты у испытуемых изменились во всех контрольных упражнениях. В подаче прыжке из 5 попыток мы достигли наивысшего результата, во всех остальных упражнениях у нас тоже улучшились результаты, но не на 100%. Это объясняется тем, что испытуемым сложнее выполнять упражнения, так как при выполнение этих заданий нужно владеть не только техникой и силой, но и точностью движений.
Выводы по второй главе В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: Применяя нами подобранные упражнения для подачи в прыжке, мы получили достаточно высокие результаты. Комплекс упражнений разрабатывался с учётом возрастных особенностей учащихся, и их предварительной подготовки. Мы считаем, что, ориентируясь в выборе средств обучения на упражнения не только по технике выполнения верхней прямой подачи в прыжке, но и на специальные упражнения, нами были достигнуты хорошие результаты, что свидетельствует об эффективности выбранной нами методики обучения. Слабая подача облегчает команде соперника организацию атакующих действий и, в свою очередь, осложняет действия защищающейся команде. Сильная подача соответствующим образом отражается на организации атакующих и оборонительных действий команд. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности подачи за счет силы или точности, а в идеале — сильной и точной подачи при высокой надежности и стабильности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если работа над ними не входит в задачу занятия, целесообразно в конце выделить время для 10 — 20 подач. В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются нижней подачи до сложных подач на силу и точность. Подача в прыжке – наиболее эффективный способ атаке противника. В технике подачи в прыжке выделяют разбег, прыжок, удар, приземление. |
|||||||
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приёмов игры):
Терминологически правильно назвать приём.
Показать приём с комментариями о его роли в игре. Объяснить технику выполнения приёма с показом.
Имитационные упражнения по частям и в целом.
Упражнения с мячами в самых простых условиях. По мере усвоения двигательных действий, условия выполнения упражнений усложняются. Выполнение технического приёма в условиях, приближённых к игре.
Обучение подачи в прыжке рекомендуется проводить, только расчленёно, в последовательности: Прыжок вверх, разбег вместе с прыжком, удар по мячу.
При обучении подачам чаще соблюдается следующая последовательность: нижняя прямая, верхняя прямая и подача в прыжке. Техника выполнения подач проста, для изучения её не требуется расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Но при этом первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощённых условиях, с постепенным приближением к игровым. На первом этапе методики обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования первых двигательных ощущений необходимо дать выполнить подачу. Большое значение играют общеразвивающие и подготовительные упражнения, способствующие развитию определённых качеств и физических способностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих / Э.К. Ахмеров. – Мн.: Полымя, 1985. – 78 с.
2. Волейбол: Учебник для ин-тов физ. культ./ Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г.Айриянца. – М.: Физкультура и спорт, 1985. - 270 с.
3. Волейбол: Учебник для физк. ин-тов.- Изд.2-е, доп. / Под ред. А.Г. Айриянца.- М.: Физкультура и спорт, 1976. – 230 с.
4. Голомазов В.А.. Волейбол в школе: Пособие для учителя / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. – М.: Просвещение, 1976. – 111 с.
5. Гончарова Е.Д. Урок волейбола по методу круговой тренировки. VII класс / Е.Д. Гончарова // Физическая культура в школе. – 2004. – № 6. – С.23-26.
6. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. – Киев: Здоровье, 1989. – 168 с.
7. Дихтярев В.Я. Обучение волейболу. IX класс / В.Я. Дихтярев, И.Б. Чиркин // Физическая культура в школе. – 2000. - № 2. – С. 25-30.
8. Железняк Ю.Д.. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, О.С. Чехов. - М.: Физкультура и спорт, 1967. – 294 с.
9.Железняк Ю.Д. Нападающий удар в волейболе / Ю.Д. Железняк // Физическая культура в школе. – 2000. - № 2. – С. 30-34.
10. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский. – М.: Просвещение, 1989. – 128 с.
11. Железняк Ю.Д. Волейбол. Совершенствование техники атакующих ударов / Ю.Д. Железняк // Физическая культура в школе. – 1988. - № 2. – С.41-45.
12. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для секций коллективов физической культуры / Ю.Д. Железняк. – Изд.2-е, испр. - М.: Физкультура и спорт, 1970. – 192 с.
13. Железняк Ю.Д. Тактическая подготовка юных волейболистов / Ю.Д. Железняк //Физическая культура в школе. – 1978. - №11. – С. 45-48.
14. Желнин Г.К. Обучение нападающему удару / Г.К. Желнин //Физическая культура в школе. – 2001. - № 3. – С. 28-29.
15. Ивойлов А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. – Минск, Высшая школа, 1974. – 288 с.
16. Кобцев С.Н. О технологии обучения волейболу / С.Н. Кобцев //Физическая культура в школе. – 2001. - № 4. – С. 31-32.
17. Костюков В.В. Опережающее обучение волейболу. X-XI классы / В.В. Костюков, А.Е. Дубовой // Физическая культура в школе. – 1997. - № 1. – С. 53-55.
18. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. – 2001. - № 2. – С.7-14.
19. Мармор В. Использование вспомогательного инвентаря при обучении нападающим ударам и блокированию / В. Мармор // Физическая культура в школе. – 2000. - № 3. – С. 34-36.
20. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / Под ред. В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 2001. – 125 с.
21. Назаренко Л.Д.. Как развить меткость / Л.Д. Назаренко, П.А. Дергунов // Физическая культура в школе. - 2002. – № 2. – С. 32-35.
22. Основы волейбола / Сост. О.Чехов. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 168 с.
23. Примерная программа для учащихся Х–Х1 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» / Под ред. А.Т. Паршикова. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.
24. Слупский Л.Н. Волейбол по программе X класса / Л.Н. Слупский, Л.Н. Слупская // Физическая культура в школе. – 1977. - № 4. – С. 18-22.
25. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М.Портнова – М.: Академия, 2001. – 520 с.
26. Спортивные игры: Учебник для студ. фак-в физ. воспитания пед. ин-тов / Под ред. Н.П.Воробьева. – М.: Просвещение, 1973. – 335 с.
27. Спортивные игры: Учебное пособие / Под ред. Ю.Н. Клещева. – М.: Высшая школа, 1980. – 143 с.
28. Спортивные и подвижные игры: Учебник для средних спец. учебных завед. физ. культ. – Изд.3-е, перераб., доп. / Под ред. Ю.И. Портных. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 344 с.
29. Туркунов Б.И. Базовые элементы техники волейбола / Б.И. Туркунов, В.В. Воронков // Физическая культура в школе. – 2001. - № 6. – С. 37-38.
30. Фисенков Б.И. Нестандартное оборудование на уроках волейбола / Б.И. Фисенков // Физическая культура в школе. – 2003. - № 1. – С. 45-46.
31. Фурманов А.Г. Волейбол / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 144 с.
32. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
Приложение
Комплекс №1
1. Многократные подачи в прыжке с целью добиться стабильности при «максимуме усилий и минимуме ошибок»;
2. Верхняя прямая подача в прыжке после блокирования двух- трех атакующих ударов;
3. Броски набивного мяча двумя руками или одной у стены;
4. Подбрасывания набивного мяча (1 кг) и удары кистью.
Комплекс №2
1. Верхняя прямая подача в прыжке на точность (в указанные зоны) при максимальной точности и отсутствии ошибок;
2. Верхняя прямая подача в прыжке после выполнения упражнений- броски набивного мяча из-за головы двумя руками в опорном и безопорном положениях, в падении с перекатом на бедро и спину;
3. Подача в стену и прием;
4. Подача через сетку и прием (в парах).
Комплекс №3
1. Верхняя прямая подача в прыжке после выполнения двух- трех атакующих ударов;
2. Верхняя прямая подача в прыжке после сочетания атакующих ударов и блокирования;
3. Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема выражается количеством очков: мяч принят к сетке — одно очко подающему и два принимающему; не принят в площадь атаки — два очка подающему и одно очко принимающему; Ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) — 0 очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего;
4. Удары по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах;
5. Броски набивного мяча двумя руками или одной в стену;
6. При совершенствование подачи группу следует разбить на подгруппы по 2 – 3 человека и дать каждой задание.
Комплекс №4
1. Верхняя прямая подача в прыжке после многократного приема атакующих ударов и на страховке;
2. Выполнение большого количества подач подряд;
3. Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок, из заданного числа попыток;
4. Подбрасывание набивного мяча (1 кг.) и удары кистью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.