Опыт применения метода проектов для формирования иноязычной коммуникативной компетенции и становления субъектной позиции школьника в обучении
В рамках компетентностного подхода основной целью дисциплины «Иностранный язык» сегодня становится развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности я использую технологию интерактивного обучения, интеграции в обучении, широко применяю метод проектов, который способствует не только развитию коммуникативной компетенции, но и становлению субъектной позиции школьника в обучении.
Остановлюсь подробнее на использовании метода проектов в моей практике.
В 5 классе ученики готовят проект «Моя коллекция», в котором демонстрируют свою коллекцию и рассказывают о ней. При подготовке к проекту ребята знакомятся с новым лексическими единицами о теме, изучают предложенный в учебнике текст о коллекционировании марок (Spotlight 5 модуль 2c), совместно составляют план выступления. Презентация таких проектов всегда проходит на высоком эмоциональном уровне. Ребята узнают новое друг о друге: об увлечениях одноклассников, их достижениях в разных областях, их мечтах и целях. Каждый может найти для себя единомышленников или заинтересоваться новым делом. После презентации проекта обучающиеся могут задать интересующие их вопросы (на английском языке). В качестве примера могу привести пример презентации ученицы 5б класса Насти К. о ее коллекции вязаных кукол. Одиннадцатилетняя девочка уже имеет большую коллекцию собственноручно связанных кукол (их более 30!). Одноклассники Насти были поражены ее трудолюбием, терпением и красотой коллекции.
В 6 классе при изучении модуля 3 (Spotlight 6) ученики готовят групповой проект «Туристический путеводитель по улицам Екатеринбурга». При подготовке проекта ребята распределяют обязанности в группах: один собирает информацию об истории улицы, второй о расположении улицы в городе, третий о достопримечательностях, расположенных на этой улице, четвертый подбирает соответствующие фотографии. Итогом групповой работы является небольшой буклет, который ребята презентуют перед классом. При создании буклета ученики не ограничены в выборе оформления: буклет может быть выполнен в любом стиле (оригами, компьютерная версия, аппликация и т.д.)
В 7 классе при изучении темы «Время историй» (модуль 2, Spotlight 7) мои ученики готовят индивидуальный проект о своем любимом писателе. Они не только собирают информацию о биографии автора, но и готовят сообщение об известных героях его произведений, о персонажах, которые близки самому учащемуся. Далее ребята делают презентацию (необязательно в компьютерном варианте), приносят книги этого автора и делятся своим впечатлением о любимой книге. Такие выступления всегда очень интересны для остальных детей. Они узнают много новой информации, иногда это стимулирует их к чтению ранее незнакомых произведений. Кроме того, каждый ученик ведет таблицу в тетради, в которой оценивает качество представленной презентации по ряду критериев: все ли пункты плана были соблюдены (они оговариваются на этапе планирования проекта), насколько свободно владеет ученик подготовленной информацией, интересно ли его слушать, позитивные и негативные моменты сообщения. Примером такой презентации может служить выступление Леонида Ч. (7в класс) о Стивене Кинге. Ученик так увлекательно рассказывал о произведениях этого писателя, о фильмах, снятых по его книгам, что каждый человек, присутствующий в классе захотел задать вопросы, поделиться впечатлениями от уже прочитанных книг и фильмов или прочитать хотя бы одну из книг этого автора.
Проекты класс от класса становятся сложнее по содержанию и разнообразнее по формам. Часть возможностей проектной деятельности уже заложена авторами учебника, часть учитель предлагает обучающимся, исходя из их интересов и возможностей. Несомненно метод проектов является одним из мощнейших средств развития мотивации обучающихся к изучению английского языка и одним из ключевых средств развития коммуникативной компетенции обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.