Опыт работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»
Оценка 4.8

Опыт работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Оценка 4.8
docx
25.10.2021
Опыт работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»
Формирование лексико-грамматических категорий речи.docx

Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Учитель – логопед Мурзина О.А.

 

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речиФормирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Именно это нацеливает на то, чтобы научить дошкольников осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание, привить любовь к чтению книг.

Важно, как можно раньше сформировать у ребёнка понимание значений грамматических форм. В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям…

СЛОВАРЬ детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.

В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.

В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает разграничение значения слова.

В ГРАММАТИКЕ преобладают ошибки в неправильном употреблении предлогов при именах существительных, замене формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам имен существительных среднего рода («чистый окно»).

Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.

Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается.

Если смысл грамматических форм остается непонятен для ребенка, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей

Но если умело заинтересовать детей, продумать построение образовательной деятельности, то можно добиться значительных результатов в речевом развитии.

Тематическое планирование становится всё более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её. Использование комплексно-  тематического планирования позволяет достигнуть дидактической цели через детальное изучение темы. Для изучения с детьми объектов и явлений окружающего мира можно использовать широкий спектр различных тем. Темы могут быть как более конкретными («Транспорт»«Дома»«Посуда»«Мебель», так и достаточно абстрактными («Дружба»«Мои права»«Превращения»).

Для обогащения речевого словаря детейя использую такие коррекционно-развивающие задания:

«Вставь в предложение пропущенное слово» - подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения.

«Закончи предложение» - подбор слова в контексте предложения.

«Запомни пары слов» - объединение слов в пары на различных логических основаниях.

«Запомни слова» - работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.

«Измени по образцу» - употребление единственного и множественного числа существительного, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени.

«Исправь ошибку» - нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

«Как можно закончить предложения?» - подбор логически обоснованного окончания предложения.

«Какое слово не подходит?» - работа с использование однокоренных слов.

«Какое слово отличается от других?» - сравнение слов по звучанию.

«Какое слово самое короткое или длинное» - сравнение слоговой структуры слов.

«Когда так говорят» - толкование пословиц и поговорок.

«Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

«Отгадай загадки» - отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме.

«Подбери признак/действие» - подбор прилагательных и глаголов к существительным.

«Подскажи словечко» - добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии

«Скажи наоборот» - подбор антонимов.

«Собери предложение» - согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.

«Сосчитай до пяти» - согласование числительного и существительного.

«Что лишнее?» - классификация по заданным признакам.

«Что не так?» - нахождение смысловой ошибки в предложениях.

Использование этих игр в соответствие с лексической темой недели, помогает детям подружиться со словом, способствует формированию умения рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге эти задания делают речь ребёнка богаче и разнообразнее. Во время игры со словом я учитываю возможности и способности ребёнка, поощряя его ответы. Так же подобран речевой материал для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания.  

Участие родителей - это неотъемлемая часть образования детей. Я предлагаю родителям дома вместе с детьми заучивать стихи, выполнять игровые упражнения в стихотворной форме. Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду.

По каждой лексической теме создана папка, в которой собран дидактический материал (загадки, стихи, пословицы, потешки, рассказы, сказки, сюжетно-ролевые игры, физминутки, пальчиковые игры, дидактические игры).

Дошкольники любят пальчиковые игры, особенно когда они сопровождаются речевым материалом в стихотворной форме.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Сюжетно-ролевая игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Я подыскиваю веселые и яркие стихи, специально разработанные специалистами для закрепления правильного произношения звуков в речи ребенка.

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок. Загадывая загадки, мы приучаем ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

В итоге дети должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа;  владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Список использованной литературы:

Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Спб.:Речь; М.: Сфера, 2008.

Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам:Планирование и конспекты: Кн. 2. - М.: Т Ц Сфера, 2006.

Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. - 4-е издание. - М.:Айрис-пресс, 2009.


 

Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Измени по образцу» - употребление единственного и множественного числа существительного, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени

Измени по образцу» - употребление единственного и множественного числа существительного, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени

В итоге дети должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками…

В итоге дети должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021