Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»
Учитель – логопед Мурзина О.А.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Именно это нацеливает на то, чтобы научить дошкольников осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание, привить любовь к чтению книг.
Важно, как можно раньше сформировать у ребёнка понимание значений грамматических форм. В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям…
СЛОВАРЬ детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает разграничение значения слова.
В ГРАММАТИКЕ преобладают ошибки в неправильном употреблении предлогов при именах существительных, замене формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам имен существительных среднего рода («чистый окно»).
Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается.
Если смысл грамматических форм остается непонятен для ребенка, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей
Но если умело заинтересовать детей, продумать построение образовательной деятельности, то можно добиться значительных результатов в речевом развитии.
Тематическое планирование становится всё более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её. Использование комплексно- тематического планирования позволяет достигнуть дидактической цели через детальное изучение темы. Для изучения с детьми объектов и явлений окружающего мира можно использовать широкий спектр различных тем. Темы могут быть как более конкретными («Транспорт», «Дома», «Посуда», «Мебель», так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Превращения»).
Для обогащения речевого словаря детейя использую такие коррекционно-развивающие задания:
«Вставь в предложение пропущенное слово» - подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения.
«Закончи предложение» - подбор слова в контексте предложения.
«Запомни пары слов» - объединение слов в пары на различных логических основаниях.
«Запомни слова» - работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.
«Измени по образцу» - употребление единственного и множественного числа существительного, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени.
«Исправь ошибку» - нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.
«Как можно закончить предложения?» - подбор логически обоснованного окончания предложения.
«Какое слово не подходит?» - работа с использование однокоренных слов.
«Какое слово отличается от других?» - сравнение слов по звучанию.
«Какое слово самое короткое или длинное» - сравнение слоговой структуры слов.
«Когда так говорят» - толкование пословиц и поговорок.
«Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
«Отгадай загадки» - отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме.
«Подбери признак/действие» - подбор прилагательных и глаголов к существительным.
«Подскажи словечко» - добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии
«Скажи наоборот» - подбор антонимов.
«Собери предложение» - согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.
«Сосчитай до пяти» - согласование числительного и существительного.
«Что лишнее?» - классификация по заданным признакам.
«Что не так?» - нахождение смысловой ошибки в предложениях.
Использование этих игр в соответствие с лексической темой недели, помогает детям подружиться со словом, способствует формированию умения рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге эти задания делают речь ребёнка богаче и разнообразнее. Во время игры со словом я учитываю возможности и способности ребёнка, поощряя его ответы. Так же подобран речевой материал для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания.
Участие родителей - это неотъемлемая часть образования детей. Я предлагаю родителям дома вместе с детьми заучивать стихи, выполнять игровые упражнения в стихотворной форме. Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду.
По каждой лексической теме создана папка, в которой собран дидактический материал (загадки, стихи, пословицы, потешки, рассказы, сказки, сюжетно-ролевые игры, физминутки, пальчиковые игры, дидактические игры).
Дошкольники любят пальчиковые игры, особенно когда они сопровождаются речевым материалом в стихотворной форме.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Сюжетно-ролевая игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.
Я подыскиваю веселые и яркие стихи, специально разработанные специалистами для закрепления правильного произношения звуков в речи ребенка.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок. Загадывая загадки, мы приучаем ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.
В итоге дети должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.
Список использованной литературы:
Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Спб.:Речь; М.: Сфера, 2008.
Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам:Планирование и конспекты: Кн. 2. - М.: Т Ц Сфера, 2006.
Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. - 4-е издание. - М.:Айрис-пресс, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.