МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД №59»
г.Оренбурга
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ТЕМЕ: «КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Инструктор по физической культуре
Высшей квалификационной категории
Ловыгина Лариса Ильфатовна
Оренбург, 2021
Содержание
I. .Введение.
II. Актуальность проблемы
III. Коррекция и профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
1. Методическое обеспечение коррекционно – оздоровительной работы в ДОУ.
2. Структурные компоненты коррекционно – профилактической деятельности:
a) горизонтальный пластический балет;
b) печебная физкультура;
c) плантография.
IV. Выводы.
V. Литература.
I. Введение.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Медицинские работники, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Сравнительный анализ заболеваемости в детских садах выявил неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья воспитанников за последние несколько лет. Заболеваемость, несмотря на предпринимаемые меры по оздоровлению, растёт: у вновь прибывших детей диагностируются выраженные формы психических расстройств, преобладают неврозы, нарушения сна, невропатии. Оценка физического развития показала, что большинство детей развивается дисгармонично, существенно возросло количество детей, у которых возрастно-половые показатели основных двигательных качеств ниже среднего, имеются нарушения опорно – двигательного аппарата (нарушения стопы, осанки). Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без рационально организованной двигательной активности.
В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов. Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй дошкольное учреждение обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Сегодня каждый педагогический коллектив имеет право выбора программ и составленного к ним научно-методического обеспечения. Свободный выбор позволяет уйти от единообразия и ориентироваться на конкретные условия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада первой категории № 13 «Золотой ключик, что обусловило создание в нём целостной системы здоровьесохранной деятельности.
Данная система базируется на комплексной оценке уровня здоровья детей, деятельности по созданию условий для здоровьесберегающего образовательного процесса, различных видов лечебно-оздоровительных мероприятий, работе с семьёй.
II. Актуальность проблемы
В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физическая культура и спорт рассматривается как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитание патриотизма граждан, подготовке их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.
В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» подчеркивается необходимость улучшения качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи. В документе обозначены основные задачи в развитии физической культуры и спорта. Основное внимание уделяется созданию условий для ее развития, обеспечению гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом, формированию у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности к данному виду культуры.
Физическая культура принадлежит к общественной культуре, но существуют весьма противоречивые толкования данного понятия. Типичным является подход к пониманию сущности физической культуры. где она рассматривается, как средство совершенствования физических качеств человека (Г.И.Кукушкин, Н.А. Понамарев. В.М. Выдрин. Э.С. Маркарян, М.С. Качан и др. ) По мнению Н.А. Понамарева и В.М. Выдрена, физическая культура "формирует сложное искусство движений и действий не свойственных человеку как биологическому существу ". М.С. Качан отмечает, что физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности
Физическая культура человека позволяет ему органично вписываться в систему "человек - природа- общество " (В.К. Бальсевеч, М.М. Бака. B.C. Бойко, С.С. Гуревич, И.В. Муравов и др.) Рассмотрение ее под этим углом зрения позволяет обнаружить целостность души и тела человека и органичную связь его с миром природы и людей.
Культура в человеке воспитывается с самых первых лет его жизни. Физическая культура дошкольника нами рассматривается , как культура здоровья телосложения, как культура двигательная, обеспечивающая развитие потребностей ребенка в здоровой двигательной активности, проявление возможностей преодолевать безболезненно жизненные проблемы и находиться в эмоционально-положительном тонусе в течение длительного времени.
Здоровье - это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность. Коррекционно – оздоровительная работа в ДОУ направлена на профилактику и коррекцию здоровья детей. Высокая заболеваемость детей, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация - все это усугубляет состояние здоровья детей. Становится все более очевидным, что оптимальное воспитание ребенка не должно расцениваться и организовываться, как система разнообразного "щажения" организма. Профилактика должна включать в себя активные мероприятия. По итогам опроса родителей, анкетирования, интервьюирования мы определили направление деятельности моего кружка. 98% родителей высказали озабоченность состоянием здоровья детей. 68% родителей пожелали исправить имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата детей.
III. Коррекция и профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.
1. Методическое обеспечение коррекционно – оздоровительной работы в ДОУ.
Коррекционно – оздоровительная работа в ДОУ строится на основе Устава ДОУ, программы развития ДОУ, годового плана работы. Забота о здоровье детей постепенно выросла в Я – концепцию «Здоровый ребенок», созданную специалистами нашего дошкольного учреждения. В нее вошла также коррекционно – профилактическая деятельность. Исходными методологическими и теоретическими положениями обеспечивающими коррекцию и профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, выступают современные программы и технологии
«Я – концепция» здорового образа жизни
Цель: Создать условия для самораскрытия личности ребенка, самореализации социальных творческих способностей.
о Медсестра
Цель моей деятельности: педагогическая реабилитация детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье.
Задачи:
1. Создание условий в ДОУ для профилактики и коррекции имеющихся нарушений опорно - двигательного аппарата у детей дошкольного возраста
2. Формирование у родителей навыков взаимодействия с ребенком в процессе коррекционно – профилактической деятельности
3. Методическое обоснование условий внедрения лечебно – профилактических технологий, адекватных возможностям каждого ребенка
4. Формирование у детей основ и ценностей здорового образа жизни
5. Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта и эмоционального благополучия детей.
6. Развитие, расширение психофизиологических возможностей детей.
По мнению Абдульмановой Л.В.- кандидата педагогических наук, в понятие "культуры здоровья" входит осознание ребенком себя, как части природы, своего уникального и совершенного сознания, выполнение определенных правил, движений, действий, способствующих сохранению целостности системы " человек - природа" и сигнализирующих окружающим свою эмоциональную расположенность и открытость миру. Одним из важных направлений считаю знакомство дошкольников со спортивной историей родного города и края. Данную проблему решаю в комплексе: ознакомление со спортивными историческими и современными достижениями города и области, выявление победителей в спорте среди родителей, знакомство с призерами олимпиад, чемпионатов (Н. Заболотная). Провожу экскурсии по ознакомлению со спортивными достопримечательностями: соревнования проводим на стадионе «Локомотив», на спортивной площадке ДЮСШ, посещаем строящееся здание спортивного комплекса. Приняли участие в чествовании олимпийского серебряного призера Н. Заболотной.
Двигательная культура - это умение воспринимать движение, как символ прекрасного, естественного, свободного способа самовыражения, взаимопонимания и сосуществования в пространстве тел; наличие правильной осанки, способов самостоятельного накопления своего двигательного опыта и использование его для предупреждения заболеваний.
2 Структурными компонентами коррекционно – профилактической деятельности являются:
Организация коррекционно-оздоровительная работа предполагает планирование, проектирование движений, обеспечивающее сознание путей, средств, условий и способов действий, которые должны привести к достижению поставленной цели.
В ходе выполнения коррекционной деятельности ребенок контролирует себя. Это умение я рассматриваю, как средство саморегуляции деятельности, сопоставление, соотношение действий ребенка с поставленной задачей.
Поставив перед собой цель, я поняла, что только при систематическом и научно обоснованном подходе лечебная физкультура становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития. И здесь важно не забывать, что максимальный эффект может быть достигнут только на фоне высокой мотивации, которая достигается посредством игрового метода и не иначе. Разработала и использую методики диагностики результатов и эффективности применяя, методики Н.Н.Ефименко, А.К.Сундуковой.
1. Горизонтальный пластический балет (ГПБ)- это новая система физического воспитания, спортивной тренировки, коррекции, оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых. «Играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать!» (Н.Н.Ефименко) Коррекционно – оздоровительная работа построена в форме «Горизонтального пластического балета» - пластик – шоу.
Зная, что в вертикальных позах у человека повышается тоническое напряжение, что возбуждает все его функции за счет дополнительного расходования жизненной энергии, я начинаю занятие в пластик – шоу из лежаче-горизонтированных положений, они способствуют закреплению правильной осанки, но не исключаю движения в положении стоя, ходьбе и беге, подскоках и прыжках.
Использую при выполнении программы пластик – шоу относительно медленный, спокойный, плавный стиль движений, исключающий быстрые, резкие, «взрывные» упражнения; движения грациозно – плавные, без излишней суеты, полные сдержанной силы и достоинства «Плавающие дельфины», «Русалка и пузырек воздуха», «Пробуждение природы». За кажущейся легкостью и малой нагрузкой кроется очень мощный развивающее – оздоровительный эффект, уже давно используемый в древнейшей китайской гимнастике у – шу.
2. Лечебная гимнастика - это наиболее эффективное средство реабилитации. Только активными упражнениями исправляются дефекты стопы и осанки - частой причины серьёзных функциональных нарушений. Я систематизировала физические упражнения, которые благотворно влияют на развитие дыхательного аппарата. Благодаря систематическим физическим упражнениям сердце ребёнка увеличивается в объёме, повышается его тонус, утолщаются мышечные волокна, что способствует развитию выносливости.
По итогам диспансеризации и медицинским осмотрам в детском саду сформированы специальные группы для занятий лечебной физкультурой:
1-я группа с диагнозом: уплощение стоп, плоскостопие;
2-я группа с диагнозом: нарушение осанки, сколиоз;
Распределение детей по возрастным группам
коррекции стопных нарушений за 2015 – 2016 уч.г.
Распределение детей по возрастным группам
коррекции осанки за 2015 – 2016 уч.г.
В зависимости от назначений врача и вышеперечисленных видов нарушений здоровья воспитанников провожу занятия с разной периодичностью (не меньше 2-х раз в неделю) и продолжительностью (по назначению), но учитываю общие требования к занятиям:
1. Занятия провожу с группой по 6 - 8 детей.
2. Реализую личностно-ориентированные технологии педагогического взаимодействия в воспитательном пространстве детского объединения, поэтому в занятие включаю как общие, так и индивидуальные упражнения. Общие упражнения занимают большую часть времени, т.к. ряд требований (укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, дыхательной мускулатуры, развитие равновесия) не только совпадают при различных нарушениях, но и являются основными на всех этапах тренировки.
Индивидуальные упражнения - это несколько специальных упражнений на коррекцию нарушений у конкретного ребёнка.
3. На каждом занятии уделяю внимание нравственно-эстетическому развитию детей: занятие строю на основе сюжетного рассказа ("Мишка всю зиму проспал, а когда проснулся, наступила весна. Повернулся на правый бок, на левый потянулся и т.д."). Он применяется в целях развития образной выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ представляет краткое, образное описание жизненного или сказочного сюжета. Практически он аналогичен краткому рассказу, вызывающее у детей воссоздающее воображение, как бы зрительное восприятие всей ситуации, стимулирующее детей к эмоциональному воспроизведению сюжета, к воплощению игровых образов.
Словесный прием направлен на воспитание сознательного отношения ребенка к своей двигательной деятельности, использую его с учетом имеющегося у детей данного возраста жизненного опыта, общего кругозора, а так же индивидуальных особенностей.
Я считаю, что положительное влияние оказывает голосовое озвучивание движений на их качество и результативность на занятиях. На занятии озвучивается как живая, так и неживая природа. Например: пощелкать языком, имитируя цокот лошадиных копыт, шумно подуть, создавая иллюзию ветреной погоды, "Проскрипеть", как корабельная мачта, изобразить рокот работающего автомобильного двигателя, промяукать, как котята, порычать, как тигры и т.д.
4. На каждом занятии создаю положительный эмоциональный фон. Занятие проводится под музыкальное оформление. Музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Велика роль взаимосвязи слова с музыкой. Регулярное применение музыки (классической, обработанной, современной, чисто инструментальной) способствует возникновению у детей ассоциаций, образов, которые хочется воплотить в движениях.
3 Плантография.
На протяжении многих лет (2000 – 2016 гг. ) я являюсь постоянным слушателем авторских семинаров доктора педагогических наук Н.Н.Ефименко. Каждый его семинар открывает для меня много нового, интересного и очень полезного, что позволяет повысить мое педагогическое мастерство, а самое главное помогает по-новому мыслить, относиться к своему делу, оценивать свою значимость, повышается чувство ответственности перед детьми и их родителями. Поэтому, когда приходят ко мне на занятия новые дети я стараюсь сразу их обследовать, «обсмотреть», «общупать», для того чтобы иметь полную картину о физическом развитии каждого ребенка, Занимаюсь плантографией – наукой, изучающей отпечатки стоп. Рассматриваю их, анализирую – делаю заключения и подготавливаю рекомендации для детей и родителей: как же преодолеть имеющиеся недостатки. Плантограмма (стопный отпечаток) сразу дает общее представление о развитии ребенка и о состоянии его здоровья. Это позволяет мне реализовать принцип индивидуального дифференцирования нагрузки на занятиях, вовремя начать коррекционно – профилактическую – оздоровительную работу. Создаю комплексы упражнений для разблокировки поясничного и шейного отдела позвоночника, для укрепления мышц шеи, спины, тазового пояса и ног. Работаю над укреплением костно – связочного аппарата. Во время занятий, детям имеющим разболтанность локтевых суставов, фиксирую их эластичным бинтом, чтобы не усугубить состояние. Так же эластичными бинтами фиксирую свод стопы детям, имеющим плоскостопие. Эластичная ткань частично заменяет собой мышцы и как бы подтягивает внутренний край стопы. В то же время создаются условия для тренинга мышц, разворачивающих стопу вовнутрь. Установлено, что двигательная активность детей находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение помогает избавить детей от этого функционального отклонения или уменьшить его.
Позитивные результаты изменения стопных нарушений представлены в мониторинге.
IV. Выводы
Таким образом, правильно спланированная коррекционно – профилактическая деятельность явилась качественным показателем моей деятельности, определяет насколько она способствует физическому развитию ребенка.
.В результате моей деятельности :
1. Занятия по коррекции и профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата доставляют радость каждому ребёнку.
2. Пробуждается интерес и способность к творческой активности.
3. Двигательная деятельность детей стала выражением их индивидуальной естественно - биологической потребности.
4. В лучшую сторону изменилось состояние стоп: дети, имевшие плоскостопие третьей степени, сейчас имеют нормальную стопу или плоскостопие первой и второй степени.
5. Индивидуально-дифференцированный подход помогает раскрыться каждому ребёнку, дети становятся более смелыми, уверенными в себе, что им необходимо в жизни.
6. По результатам анкетирования, опроса удовлетворенность родителей результатами деятельности моего кружка составляет: высокая оценка – 89%, средняя оценка – 11%.
7. У детей проявляется артистичность, они выражают свои чувства не только движением, но и мимикой, жестами, пластикой, изображают персонажи своих фантазий.
Подводя итог, я с радостью понимаю, что приобщая детей к физической культуре я раскрываю индивидуальность каждого воспитанника, помогаю ребенку сотворить себя, учу и воспитываю детей сообразно природе каждого, приспосабливая содержание, технологии и условия обучения к ребенку, а не наоборот. Воспитываю у детей потребность в здоровье, формирую у них научное понимание сущности здорового образа жизни
V. Литература
1. Н.Н. Ефименко. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторская программа. – г. Таганрог, 2000. – 68с.
2. Н.Н. Ефименко. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999, - 256 с.
3. Н.Н. Ефименко. «Как победить плоскостопие и слабость в ногах?!» (советы родителям, педагогам, медикам). – г. Таганрог. 2002
4. Н.Н. Ефименко. «Шея – это серьезно!» (советы родителям, педагогам, медикам). – г. Таганрог. 2002.
5. . Н.Н. Ефименко. «Дети с полыми стопами» (советы родителям, педагогам, медикам). – г. Таганрог. 2005.
6. Н.Н. Ефименко. Горизонтальный пластический балет: новая система физического воспитания, оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых. –Таганрог: «Познание», 2001. – 176 с.
7. Н.Н. Ефименко. Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, постижения. – Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2004.- 64 с.
8. Н.Н. Ефименко, Т.Н. Измайлова. Коррекция нарушений речевого развития в «Театре физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – Таганрог, изд – во «Центр развития личности» 2007. – 48 с.
9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно- методическое пособие. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2000
10. Медико – педагогическое обеспечение физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Сборник нормативно – методических документов по дошкольному образованию. – Ростов – на – Дону. – 2001
11. В.Л.Дружинина, Л.В. Абдульманова Программа «Здравушка» комплексной реабилитации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения .Ростов – на – Дону. – 2001.
12. ВелитченкоВ.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: Физкультура и спорт,1989.
.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.