Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новодолецкая основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
классного часа о вреде курения
для учащихся 5 класса.
Классный руководитель 5 класса
Шашкова Ирина Романовна.
Зубково, 2022
Классный час
для 5класса
«О вреде курения»
Цель- профилактика курения детей – учащихся 5 класса.
Задачи:
· познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;
· сформировать отрицательное отношение к курению;
· сформировать установку на здоровый образ жизни;
· сформировать у детей необходимые поведенческие приёмы, позволяющие отказаться от вредного курения.
Форма проведения – дискуссия с элементами игры.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска, плакаты с пословицами по теме, сердечки из красной бумаги, лепестки из цветной бумаги.
Подготовка к мероприятию: проведение анкеты о курении с учащимися класса, обработка результатов анкетирования.
Примерные вопросы анкеты:
1. Пробовали ли вы курить?
2. Ваше отношение к курящему на улице юноше
а) положительное; б) отрицательное; в) безразличное
3. Ваше отношение к курящей на улице девушке
а)положительное; б)отрицательное; в) безразличное
4.Люди курят для того, чтобы
а) считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса; г) свой вариант ответа
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают; б) убеждают бросить; в) безразличны.
План классного часа:
1.Вступительное слово (5минут).
2. Информационный блок о вреде курения, в котором используется демонстрация мультимедийной презентации «От сигареты отведи свой взгляд», в рамках которой проводится экспресс-викторина (10минут).
3.Практическая работа в микрогруппах по теме классного часа (10минут).
4. Выступление медицинского работника (5минут).
5. Ролевая игра «Марионетки» (10минут).
6.Рефлексия (5минут).
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово – анализ итогов предварительного анкетирования учащихся класса по вопросу отношения к курению.
2.Информационный блок.
Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курит? По подсчётам учёных, каждый третий человек на земле курит. Некурящих людей на земле гораздо больше, чем курильщиков.
· Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
· Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдает от табака.
· Курильщики в 10-30 раз чаще умирает от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
· Для детей курение опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
· У курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
· Даже внешне курильщики отличаются от некурящих, у них быстрее увядает кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
· Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-нибудь полезное. Учёные подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.
· От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
· Курение мешает работе, бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
· Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
· Курение – это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.
В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на транспорте.
3.Работа класса в четырёх группах за круглыми столами, у каждой из которых задача собрать из лепестков цветок, каждый лепесток подписать в соответствии с полученным заданием:
1 группа – Причины для того, чтобы курить.
2 группа – Причины для того, чтобы никогда не курить.
3 группа – Позитивные последствия курения.
4 группа – Негативные последствия курения.
Группа прикрепляет столько лепестков, сколько подписано, причём у групп с (-) цвет лепестков чёрный, а у (+) – розовый. Каждой группе предоставляется слово.
4. Слово предоставляется приглашенному медицинскому работнику, который подводит итоги выполненного задания – розовые цветы имеют больше лепестков, значит имеют большую привлекательность, право на наше внимание, а чёрные – неказистые, у кого появилось желание взять такой цветок в руки? ( отрицательные ответы детей).
Курение – это вредная и опасная привычка, никотиновая зависимость, кто хоть раз взял чёрный цветок в руку, рискует попасть в зависимость.
Истинная причина курения - наркотическая зависимость. По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.
5. Ролевая игра «Марионетки»
Цель: определить, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.
Выбираются три участника. Тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять действиями и движениями куклы-марионетки (третьего участника). Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой, стулья находятся на расстоянии 1,5 метра друг от друга. При этом человек, который играет роль куклы, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. В роли куклы могут побывать и кукловоды. После завершения игры происходит 1-2 минутное обсуждение:
1. Что вы чувствовали, когда были в роли куклы?
2. Понравилось вам, комфортно ли вам было?
3. Хотелось ли вам что-то сделать самому?
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?
Психологи дают такие советы:
- Просто сказать нет без объяснения.
- Отказаться и объяснить причины отказа
- Отказаться и уйти.
- Не обращать внимания на предложения закурить.
- Постараться объединиться с тем, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
6.Рефлексия.
Выбор плакатов на доске.
Плакаты: «Курение – забава для дураков!», «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!», «Погаси, сигарету!».
Каждому участнику классного часа предлагается проголосовать за один из лозунгов на плакатах, прикрепить рядом сердечко-голос и прокомментировать свой выбор.
Список литературы:
1.Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энцикло педия, 1986. С. 619.
2.Деларю В. В. Губительная сигарета. М.: Медицина, 1987.
3.Жизнь растении. Т. 5(2). М.: Просвещение, 1981. С. 419.
4.Казьмин В. Д. Курение, мы и наше потомство. М.: Советская Россия, 1989.
5.Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. М: Просвеще ние, 1986. С.133-137.
6.Морозов Г. В., Стрельчук И. В. Курение как "фактор риска". М.: Знание, 1983.
7.Спасибо, не курю! М.: Молодая гвардия, 1990.
8.Тарнавский Ю. Б. Курить - здоровью вредить. М.: Медицина. 1978.
9.Углов Ф. Г. Береги здоровье и честь смолоду. М.: Педагогика, 1988.
С. 40-53.
10.Ю.Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта+, 1994. С. 287.
11.Погодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М: Про
свещение, 1986.
Анкета
1. Пробовали ли вы курить?
2. Ваше отношение к курящему на улице юноше
а) положительное; б) отрицательное; в) безразличное
3. Ваше отношение к курящей на улице девушке
а)положительное; б)отрицательное; в) безразличное
4.Люди курят для того, чтобы
а) считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса; г) свой вариант ответа
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают; б) убеждают бросить; в) безразличны.
Анкета
1. Пробовали ли вы курить?
2. Ваше отношение к курящему на улице юноше
а) положительное; б) отрицательное; в) безразличное
3. Ваше отношение к курящей на улице девушке
а)положительное; б)отрицательное; в) безразличное
4.Люди курят для того, чтобы
а) считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса; г) свой вариант ответа
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают; б) убеждают бросить; в) безразличны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.