Игровой метод на уроках технологии
Оценка 5

Игровой метод на уроках технологии

Оценка 5
Игры
doc
труд
5 кл—9 кл
08.04.2021
Игровой метод на уроках технологии
Игры для закрепления пройденного материала
ПЛАН ИГРОВОГО УРОКА МОБУ СОШ №3 с приложениями.doc

МОБУ  СОШ №3, г.Мурино, Ленинградской Области,Всеволожского района

 

 

ПЛАН- КОНСПЕКТ

УРОКА

с применением игровых технологий

 

 

 

 

 

 

 

Составил

Учитель «Технологии» (мальчики)
Федоров Сергей Вячеславович

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

 

Направления по реализации игровых приемов

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

·                                 дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

·                                 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

·                                 учебный материал используется в качестве ее средства;

·                                 в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

·                                 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

·                                 обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

·                                 познавательные, воспитательные, развивающие;

·                                 репродуктивные, продуктивные, творческие;

·                                 коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Цели игровых технологий

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

·                                 дидактических ( познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

·                                 развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

·                                 воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

·                                 социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игры обеспечивают эмоциональное воздействие, активизируют резервные возможности личности. Они облегчают овладение знаниями, навыками и умениями, способствуют их активизации, создают учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игры дают возможность моделировать реальную жизнь, в ходе которой ее участники ведут напряженную умственную работу, производят более интенсивный обмен идеями, информацией, коллективно ищут оптимальные решения, используя теоретические знания и собственный практический опыт.

Приобретаемые в процессе деловой игры практические навыки, позволят специалисту избежать ошибок, которые возможны при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду. Учить быть командой.

 

 

ПЛАН УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ:

 

Тема урока: «Повтарение и закрепление пройденного материала».

Тип урока: Комбинированный с элементами игровых технологий.

Цели урока:

Образовательная:

-сформировать у учащихся умение и навыки: работы в команде; поиска в печатных изданиях и конспектах необходимой информации; умение применить свои знания и умения на практике.

Воспитательная:

 - воспитывать аккуратность, внимательность, усидчивость и дисциплину на уроке

-способствовать развитию самостоятельности мышления по применению знаний

-воспитывать организованность, уверенность себе, самостоятельность, ответственность, умение работать в команде.

Развивающая: Развивать у учащихся способность применять полученные знания, технологическое мышление и память;

развить познавательный интерес к теоретическим знаниям .

 

 

 

 

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА

 

Материальная база урока:

- Для игры «ГВОЗДЬ»: «Учебник Технология  А.Т.Тищенко , В.Д. Симоненко , издательский центр «Вента-Граф».», Рабочая тетрадь

-Для игры «КРОТ»: Только знания ученика ЕСКД (составления технической документации )

Инструмент:

- Для игры «ГВОЗДЬ»: дополнительного инструмента и приспособлений не требуется.

-Для игры «КРОТ»: Линейка, циркуль, карандаши «М» и «ТМ», листы формата А4., карточки с изображением.

 

 

ХОД УРОКА

 

1.     Организационная часть урока (подготовка к уроку, отметка отсутствующих в журнале,): проверил наличие обучающихся, отметил в журнале и сообщил цель занятия и ход урока.

 

2 .      Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде игры. Урок будет разбит на 2 этапа:

1 Этап вспомним пройденную тему.

2 Этап практический

-Группа будет разбита на две команды,

-Зачитаем правила игры,

-Проведем игру

-Подведем итоги , разберем ошибки, выставим птметки.

 

 

 

Оценочная таблица при подведении итогов.

 

В ИГРЕ «КРОТ»

–В случае выявления «КРОТА» вся команда зарабатывает отметку «5»

 НО ПРИ УСЛОВИИ: в чертеже нет ошибок!

Если в чертеже ошибки , то каждая ошибка это минус «1» балл

-В случае если команда ошиблась и выявила (поймала) не «крота» , ТО НАСТОЯЩИЙ «КРОТ» Зарабатывает «5»

 

В ИГРЕ «ГВОЗДЬ»

Количество баллов

Оценка

1.

Набрав 1-4 «гвоздя» (каждый получивший «гвоздь» учащийся)

Можно использовать в последующих играх , либо увеличить свою отметку на один балл за работу на уроке , либо за выполненное Д/З

2.

Набрав  5 «гвоздей» Вся команда может получить отметку «5»

(отлично)

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Игровая деятельность очень важна в учебном процессе, так как учащийся – личность, ему необходима разносторонняя деятельность. Игра – это естественная и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как учащимся удобно и естественно его взять.

Игровые технологии занимают достойное место среди других педагогических технологий, они позволяют формировать новые знания, умения, навыки, мыслительные и творческие способности. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для учащихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения строятся на взаимопонимании и уважении друг к другу.

Таким образом, цель, поставленная в начале урока, была достигнута, а задачи решены.

 

 

 

 

 

При подготовке игровых уроков использовались материалы c cаййтов:

Учебник «Технология» индустриальные технологии А.Т.Тищенко В.Д.Симоненко Издательский центр «Вента-Граф»

 «ИНФОУРОК» ведущий образовательный портал России. Infourok.ru

«Игровые методы обучения в современной школе» Studbooks.net «педагогика»

 

 

 

 

Приложение №1

 

                                           Описание учебно-игровых занятий.

 

«ГВОЗДЬ»

-Класс делится на две команды.

-Каждая команда выбирает себе название (например «молотки» и «гвоздодеры»

-Начинают первыми те , кто первым придумал название команды.

-Один из учеников этой команды произносит любое понятие( входящее в темы пройденных уроков) , правило, либо определение . Например : « Технология это наука о мастерстве.» Но при этом например слово НАУКА заменяет словом ГВОЗДЬ.

-Другая команда «соперник» должна сказать замененное (правильное) слово.

-Ответивший правильно ученик получает свой «ГВОЗДЬ» (карточку с изображением гвоздя)

-Если ответ не правильный , задавший вопрос ученик, произносит всю фразу правильно и получает свой «ГВОЗДЬ»

-Команда, получившая «ГВОЗДЬ» задает вопрос команде противника.

-Каждый «ГВОЗДЬ» равен 1 баллу.

-Набравшие 5 гвоздей получают отметку «5» за работу на уроке.

-Получившие более 5ти гвоздей могут поделится лишними с своей командой .

За каждый отданный команде «ГВОЗДЬ» ,каждый учасник команды получает по 0.5 «ГВОЗДЯ»

-За неиспользованный в игре «ГВОЗДЬ» каждый учасник игры может повысить свою отметку на любом следующем уроке , но только один раз.

 

«КРОТ»

-Класс делится на две команды

-Каждая команда выбирает себе название (например «карандаши» и «циркули»

-Каждой команде выдаются карточки с изображением «КОТА» и одна карточка на команду с изображением «КРОТА» После чего карточки изымаются у всех.

-Учитель запоминает, кому попался «КРОТ»

-Каждая команда садится в круг, за парты (парты заранее выставляются, образуя два круга, либо два квадрата.)

-У всех учасников должны быть карандаши М – ТМ – Т илинейка.

-Каждой команде выдается один лист формата А4 и дается задание учителем :

Начертить «чертеж», «технический рисунок», «эскиз», «сборочный чертеж», либо разработать «технологическую карту» на изделие, выданное учителем , каждой из команд.(изделия должны быть одинаковые , либо однотипные по сложности)

-Каждый участник команды ,в порядке очереди, передовая после себя следующему по часовой стрелке, чертит одну из линий . И так , пока чертеж не будет завершон.

-«КРОТ» участвующий в построении чертежа , должен делать ошибки намеренно , мешая правильно и быстро завершить задание.

-«КОТЫ» должны найти и исправить найденные ошибки , а также вычислить кто крот и отстранить его от работы.

-Кто из команд первой закончит задание , и сделает меньшее число ошибок (или не сделает их совсем) зарабатывают отметку «5»

-Каждые две ошибки это минус 1 балл.

-правильное выявление крота это плюс 1 балл

-Первый этап проверки задания ложится на команду соперников (происходит обмен чертежами.

-при проверке , каждая команда ,нашедшая у соперников две ошибки , получает себе дополнительный 1 балл (как-бы забирая его у команды соперника)

 

«Камень – ножницы – бумага» или «перетягивание каната»

 

-На школьной доске (или на стене) вывешиваются картинки с изображением инструментов и приспособлений , по пройденной теме.(в одну линию по горизонтали)

-Класс делится на две команды.

-Каждая команда выбирает себе название (например «рубанки» и «стамески»)

-Команды, встают по обе стороны доски ,в очередь (друг за другом)

-Два ,впереди стоящих участника играют в «Камень – ножницы – бумага»

-Кто выйграл, тот первым называет инструмент ,изображение которого весит первым с его стороны.

-Если инструмент назван правильно, в игру вступает первый в очереди команды соперникаи называет инструмент изображенный с его стороны .

-Если инструмент назван не правильно одним из игроков , то он встает в конец своей очереди , а команда противника называет сразу два изображенных со своего конца инструмента.

-Когда две команды встречаются на одном изображении , участники последними назвавшие картинку играют -«Камень – ножницы – бумага»

-Кто проиграл , встает в конец очереди . А его команда начинает называть изображения с самого начала. При этом победившая команда продолжает движение по картинкам дальше (в сторону противника)

Побеждает тот , кто назвал все картинки от начала до конца.

Победившая команда вся получает отметку «5»

 

«Снежный ком»

 

-Класс делится на две команды.

-Каждая команда выбирает себе название (например «Стружка» и «Опилки»

-Начинают первыми те , кто первым придумал название команды.

-Первые начинают называть одну из деталей станка ( первый человек одной команды) , потом, первый в очереди другой команды,  должен произнести свое и так , пока не перечислят все (например детали токарного станка для обработки древесины СТД-120М, либо токарно-винторезный станок ТВ-6, возможно устройство горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш)

-Тот учасник, который не может продолжить перечисление , встает в конец очереди а следующий за ним продолжает игру.

-При выбывании одного соперника , команда победитель получает 1 балл за каждую победу.

-Игра заканчивается при перечислении всех деталей без повторения.

-Считается, что игрок ответил правильно, лишь тогда, когда он назвал новую (еще не названную деталь.

-Победитель та команда, которая смогла назвать все детали и набрала большее количество баллов (эта команда получает оценку «5» )

-Команда победителей также как и  побежденных может использовать свои заработанные баллы , повысив будущие оценки за работу на уроке . Но не более одного раза каждый учасник команды.

 

 

«Соответствие»

 

 

-Класс делится на две команды.

-Каждая команда выбирает себе название (например «Буратино» и «Папа Карло»

-Команды показывают друг другу по очереди изображение инструнента или детали.

-Команда соперника должна сообщить название данного предмета и рассказать где и для чего он используется.

-При полном ответе на вопрос , команда получает свой 1балл

-Если команда показавшая картинку может дополнить сказанное , то она получает 0,5 балла.

-Выигрывает та команда, которая ответила на большинство вопросов правильно и зарабатывает отметку «5»

-Команда победителей также как и  побежденных может использовать свои заработанные баллы , повысив будущие оценки за работу на уроке . Но не более одного раза каждый учасник команды.

 

 

Приложение №2

 

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

Ф. Шиллер

 В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсифика-цию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освое-ния понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зар-ница», «Орленок», КТД и др.).

В отличие от игр вообще педагогическая игра облада-ет существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим ре-зультатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 

Игровая форма занятий создается на уроках при помо-щи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учеб-ной деятельности.

 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направле-ниям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче-стве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Спектр целевых ориентации:

- Дидактические: расширение кругозора, познаватель-ная деятельность; применение ЗУН в практической дея-тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано-вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель-ности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше-ния; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос-тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий

* Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само-регуляции, самореализации.

* Игра -- форма психогенного поведения, т.е. внут-ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

* Игра -- пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы-готский).

* Игра -- свобода личности в воображении, «иллюзор-ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

* Способность включаться в игру не связана с возрас-том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо-бенности.

* Содержание детских игр развивается от игр, в кото-рых основным содержанием является предметная дея-тельность, к играм, отражающим отношения между людь-ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми

Предметные развивающие игры лежат в основе строи-тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо-дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу-чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

 

В игровой модели учебного процесса создание проблем-ной ситуации происходит через введение игровой ситуа-ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг-ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис-ходит в условно-игровом плане.

 

 Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со-участника общего действия.

 

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая фун-кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной моде-ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж-дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре-зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.

 

Использован материал статьи: «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» Studbooks.net   «педагогика»

 

 

 

 

Приложение№3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МОБУ СОШ №3, г.Мурино, Ленинградской

МОБУ СОШ №3, г.Мурино, Ленинградской

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр

Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду

Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, тренировать как отдельных людей, так и целую команду

Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде игры

Вступительное слово: «Сегодня мы с вами проведем урок виде игры

Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения…

Игровая деятельность дает возможность создать и сплотить коллектив, а так же меняет взаимоотношения между учителем и учащимися, они больше понимают друг друга, а их отношения…

Каждая команда садится в круг, за парты (парты заранее выставляются, образуя два круга, либо два квадрата

Каждая команда садится в круг, за парты (парты заранее выставляются, образуя два круга, либо два квадрата

СТД-120М, либо токарно-винторезный станок

СТД-120М, либо токарно-винторезный станок

Зар-ница», «Орленок», КТД и др

Зар-ница», «Орленок», КТД и др

Игра -- форма психогенного поведения, т

Игра -- форма психогенного поведения, т

Приложение№3

Приложение№3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2021