Министерство образования и науки Республики Коми
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
(ГАПОУ «СТЭК»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРЯТИЯ
ИГРА «Загадки товароведения»
для групп по профессии 38.02.01 «Продавец, контролер – кассир»
Подготовила: Одинцова В.К
Сыктывкар, 2024 г
Разработчик:
Ф.И.О. |
Квалификационная категория |
Должность |
Одинцова В.К |
высшая |
преподаватель |
Рассмотрены на заседании предметно – цикловой комиссии товароведения и коммерции
Протокол №___
«____»__________2024 г
Председатель ПЦК ____________________Хомутинникова И.Н
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства по профессии 38.02.01 «Продавец, контролер – кассир» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.02.01 «Продавец, контролер – кассир»
Задачи:
· Вовлечение студентов в познавательную сферу приобретения знаний и умений по профессии 38.02.02 «Продавец, контролер – кассир», с использованием различных источников информации и современных информационно – коммуникационных технологий;
· Преодоление трудности в общении со сверстниками и преподавателем при решении учебных заданий;
· Формирование внутренней мотивации и поддержание интереса к освоению профессии 38.02.01 «Продавец, контролер – кассир» творческие практические задания;
Ожидаемый результат: Выполнение требований к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 38.02.01 «Продавец, контролер – кассир» в том числе сформированность ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6.
При проведении конкурса у студентов, помимо общепрофессиональных компетенций и предметных умений и навыков , формируются общие компетенции. На внеаудиторном мероприятии преподаватель создает мотивацию учебно – познавательной деятельности, а также обеспечивает достаточный уровень исследовательских и творческих способностей студентов.
Данный конкурс показывает применение средств опережающего обучения и творческого характера развития студентов, совместной деятельности и общения при решении основных учебных проблем.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.
ПК 2.2 Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.
ПК2.3 Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.
ПК 2.4 Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.
ПК 2.5 Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 2.6 Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ПК 2.7 Изучать спрос покупателей.
Общие компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
План конкурса профессионального мастерства
1 |
Организационный момент (2 минуты) |
2 |
Сообщение темы, постановка цели, задач, мотивация студентов (5 минут) |
3 |
Актуализация опорных знаний и умений студентов (5 минут) |
4 |
Творческое применение знаний в выполнении заданий (30 минут) |
5 |
Рефлексия (3 минуты) |
6 |
Подведение итогов (5 минут) |
Сценарий конкурса профессионального мастерства
Преподаватель: Добрый день, рады приветствовать вас на нашем конкурсе игра «Загадки товароведения»
Цель мероприятия
1.Расширить, обобщить и систематизировать знания о пищевых продуктах.
2.Воспитание культуры общения, интереса к полученным знаниям и будущей профессии.
3.Развитие ключевых профессиональных компетенций и устной речи.
ХОД ИГРЫ
1 шаг – отборочный. Участвуют все студенты. Предлагается ответить на 20 вопросов из области товароведения продовольственных товаров (см. приложение №1).
Результат: студенты (три человека), набравшие наибольшее количество баллов (по одному за каждый правильный ответ, но не менее 15), становятся агонистами. Учащиеся, набравшие не менее 10 баллов, становятся теоретиками. Судьи (ареопаг) назначаются из числа оставшихся студентов.
2 шаг
1 конкурсное задание: проверка правописания терминов. Количество терминов – 10.(См. приложение №2).
2 конкурсное задание: проверка красноречия. Время выступления – 30 секунд, 40 секунд – допускается со штрафом, по истечении 40 секунд выступление прерывается. Тема выступления «Товароведение в моей жизни».
По итогам двух конкурсных заданий ареопаг присуждает 1, 2 и 3 место. Далее учащимся предлагается выбрать дорожку: зелёную, жёлтую или красную.
Красная – два вопроса без штрафных очков.
Жёлтая – три вопроса с одним штрафным очком.
Зелёная – четыре вопроса с двумя штрафными очками.
Примечание: если на красной дорожке ответ на второй вопрос был несколько неточным или неполным, студенту предлагается сыграть блиц – 3 вопроса с моментальными ответами (блиц-вопросы заранее готовит и задаёт преподаватель). Теоретикам разрешатся дополнять ответы или полностью отвечать на вопросы в случае неправильного ответа или его отсутствия. За полный и правильный ответ ареопаг присуждает теоретику орден, но может его и не присудить.
3 шаг – первый этап. Объявляется тема игры. На отдельном плакате – двадцать подтем. Подтему выбирает агонист, причём первым тот, кто занял 1 место в прологе. После ответа подтема убирается.
4 шаг – второй, третий и четвёртый этапы. Агонисты отвечают на оставшиеся вопросы. Если все агонисты выбыли, а вопросы ещё остались, то на них отвечают теоретики. Выбывшие агонисты тоже становятся теоретиками и имеют возможность отвечать на эти вопросы.
5 шаг – эпилог. Подведение итогов. Победитель, а также теоретик с наибольшим количеством орденов получают призы. Ареопаг также может наградить поощрительными призами кого-нибудь из теоретиков (за блестящий ответ, за оригинальный ответ).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ
Фамилия студента_________________________________________________________
№ |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
БАЛЛЫ |
1. |
К какой группе товаров относится сыр? |
||
2. |
Йод – это макро- или микроэлемент? |
||
3. |
Чему равна энергетическая ценность 1г жира? |
||
4. |
Как называется заболевание, вызванное отсутствием витаминов в организме? |
||
5. |
Как называется последняя цифра штрих-кода? |
||
6. |
Как называется метод консервирования, при котором продукт нагревают до температуры 63 – 95ОС? |
||
7. |
У какого продукта ниже влажность: у баранок или у бубликов? |
||
8. |
К плодам или к овощам относится арбуз? |
||
9. |
Чёрный перец – это пряность или приправа? |
||
10. |
Назовите самое известное игристое вино. |
||
11. |
К какой группе товаров относится крекер? |
||
12. |
Кальций – это макро- или микроэлемент? |
||
13. |
Чему равна энергетическая ценность 1г белка? |
||
14. |
Как называется заболевание, вызванное чрезмерным потреблением витаминов? |
||
15. |
Что обозначают первые 2 или 3 цифры штрих-кода EAN-13? |
||
16. |
Как называется метод, основанный на консервирующем действии уксусной кислоты? |
||
17. |
Из пшеницы или из проса вырабатывают пшено? |
||
18. |
Что такое топинамбур? |
||
19. |
Как называется пряность, приготовленная из высушенных стручков тропической орхидеи? |
||
20. |
Какой алкогольный напиток готовят на основе пяти компонентов: воды, сахара, рома, чая и лимонного сока? |
||
Общее количество баллов |
ШПАРГАЛКА
Вопросы отборочного тура
№ |
ВОПРОС |
ОТВЕТ |
1. |
К какой группе товаров относится сыр? |
Молочные |
2. |
Йод – это макро- или микроэлемент? |
Микроэлемент |
3. |
Чему равна энергетическая ценность 1г жира? |
9 ккал |
4. |
Как называется заболевание, вызванное отсутствием витаминов в организме? |
Авитаминоз |
5. |
Как называется последняя цифра штрих-кода? |
Контрольная |
6. |
Как называется метод консервирования, при котором продукт нагревают до температуры 63 – 95ОС? |
Пастеризация |
7. |
У какого продукта ниже влажность: у баранок или у бубликов? |
У баранок |
8. |
К плодам или к овощам относится арбуз? |
К овощам |
9. |
Чёрный перец – это пряность или приправа? |
Пряность |
10. |
Назовите самое известное игристое вино. |
Шампанское |
11. |
К какой группе товаров относится крекер? |
Кондитерские |
12. |
Кальций – это макро- или микроэлемент? |
Макроэлемент |
13. |
Чему равна энергетическая ценность 1г белка? |
4 ккал |
14. |
Как называется заболевание, вызванное чрезмерным потреблением витаминов? |
Гипервитаминоз |
15. |
Что обозначают первые 2 или 3 цифры штрих-кода EAN-13? |
Код страны-производителя товара |
16. |
Как называется метод, основанный на консервирующем действии уксусной кислоты? |
Маринование |
17. |
Из пшеницы или из проса вырабатывают пшено? |
Из проса |
18. |
Как по-другому называется топинамбур? |
Земляная груша |
19. |
Как называется пряность, приготовленная из высушенных стручков тропической орхидеи? |
Ваниль |
20. |
Какой алкогольный напиток готовят на основе пяти компонентов: воды, сахара, рома, чая и лимонного сока? |
Пунш |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ТЕРМИНОВ!!!
1. ГИДРОСКОПИЧНОСТЬ
2. КОНСЕРВИРОВАНИЕ
3. ПАСТЕРИЛИЗАЦИЯ
4. ГИДРОГЕНИЗАЦИЯ
5. КОКТЕЙЛЬ
6. ОРГАНОЛИПТИЧЕСКИЙ
7. ПУТАССУ
8. КЛЕЙКОВИНА
9. ГРЕЙФРУКТ
10. СТЕРИЛИЗАЦИЯ
ШПАРГАЛКА
ПИШИ ПРАВИЛЬНО:
1. ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ.
2. КОНСЕРВИРОВАНИЕ.
3. ПАСТЕРИЗАЦИЯ.
4. ГИДРОГЕНИЗАЦИЯ.
5. КОКТЕЙЛЬ.
6. ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ.
7. ПУТАССУ.
8. КЛЕЙКОВИНА.
9. ГРЕЙПФРУТ.
10. СТЕРИЛИЗАЦИЯ.
ТЕМА ИГРЫ
ПРОДУКТОВЫЕ ИСТОРИИ
ПОДТЕМЫ
1. НЕ ДАЙ СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ.
2. ЧУДЕСА В МОЛОКЕ.
3. ХОЧЕШЬ ПЕТЬ - ПЕЙ!
4. ЗАЛЕЗЬ В БУТЫЛКУ!
5. ЯСНЫЙ ПЕРЕЦ.
6. СТРАННАЯ ЖИЗНЬ.
7. ЕШЬ ЧЕСНОК – ГОНИ ХВОРЬ ЗА ПОРОГ.
8. ЗВАНЫЙ УЖИН.
9. PROПИТАНИЕ.
10. ФОТОФАКТ!
11. ВАРЕНЬЕ – ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!
12. КОГДА МУЖ ПОШЁЛ ЗА ПИВОМ.
13. ГАСТРОНОМ.
14. ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ?
15. СВИНСКИЙ ПОСТУПОК.
16. ПОВАРЁШКА.
17. ТОВАРНЯК.
18. СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ.
19. СЛАСТИ-МОРДАСТИ.
20. НАШИ СОСЕДИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
БЛИЦ – ВОПРОСЫ.
1.Чем отличается пастеризация от стерилизации?
2.Какие жестяные крышки лучше – белые или жёлтые, и почему?
3.Лимонная цедра – это кожура или мякоть лимона?
4.В каком сладком перце больше витамина С – в зрелом или незрелом?
5.Какие способы консервации вы знаете?
6.Из чего делается ваниль?
ШПАРГАЛКА
1.НЕ ДАЙ СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ!
В 1975 году на международном конкурсе безалкогольных напитков он получил оценку 18 баллов из 20 возможных, тогда как кока-кола удостоилась лишь 9,8 балла. Что это за напиток?
Это исконно русский напиток – квас. «Им квас, как воздух был потребен» - так писал А.С.Пушкин о любви русских к этому напитку.
!!! Японец приезжает домой из России: «Странное дело этот русский язык! «К вам» пишется раздельно, а «Квас» почему-то вместе!
Занимательная этнография.
2.ЧУДЕСА В МОЛОКЕ.
Западноевропейская, особенно французская и австрийская кухни добавляют этот продукт во все те изделия, в которые по правилам русской, украинской или белорусской кухонь полагается сметана. В силу этого, изготовленные на Западе, даже в лучших ресторанах, блюда не имеют характерного русского вкуса. В чем дело?
Даже в лучших австрийских ресторанах русские блюда не имеют характерного русского вкуса, потому что вместо сметаны там используют сливки.
!!! Приходит мальчик в магазин, встаёт в очередь в молочный отдел.Чего тебе, мальчик? – спрашивает продавщица.
Мальчик протягивает ей бидон:
· Мама сказала сметаны…
· Сколько?
· Мама сказала: полный…
Продавщица наливает полный бидон сметаны.
· С тебя сто двадцать восемь рублей, мальчик!
Мальчик молчит.
· Мальчик, где деньги?
· Мама сказала, в бидоне…
Из историй о маленьком мальчике.
3.ХОЧЕШЬ ПЕТЬ – ПЕЙ!
В России об этом напитке первыми узнали в Сибири в 1567 году. Однако прошло почти столетие, пока он появился при царском дворе. В XVIII веке в России он стоил в 110 раз дороже икры. Сейчас же самой «пьющей» этот напиток страной является Англия.
Загадочный напиток, о котором впервые в России узнали в 1567 году – чай.
!!! Говорят, когда один американский моряк привёз домой заморский деликатес и дал матери приготовить, не объяснив, как именно, та его отварила, откинула на сито, посолила, поперчила, сдобрила маслицем и подала. Гости очень хвалили.
4.ЗАЛЕЗЬ В БУТЫЛКУ!
Вы знаете, что вина по цвету бывают белыми, розовыми и красными. А вот какими должны быть по цвету бокалы для вина?
Бокалы для вина должны быть прозрачными, иначе трудно оценить цвет напитка.
5.ЯСНЫЙ ПЕРЕЦ.
Как утверждают археологи, эта пряность одна из самых древних. Первой надписью на русском языке, сделанной на территории Руси, считается нацарапанное на глиняном кувшине слово – название этой пряности. Готовят её из зёрен, которые бывают белые, жёлтые, чёрные и коричневые. Чем зёрна светлее, тем они менее жгучие. Что это за пряность?
Давным-давно, когда ещё не было ни перца, ни хрена, мясо уже мазали жидкой кашицей из мелких растолчённых зёрнышек горчицы.
6.СТРАННАЯ ЖИЗНЬ.
Способность купить и полакомиться именно этим демонстрировали когда-то русские девушки, окрашивая зубы в чёрный цвет.
Поначалу сахар в нашей стране был доступен лишь богатым людям, которые употребляли его как лекарство. В средние века в Европе сахар продавался в аптеках как верное средство от боли и усталости. Заморский сахар стоил дорого, и лакомиться им было очень престижно. Не чета обычному мёду. Вот и чернили зубы: дескать, сахара много едят. Когда Пётр I приказал по утрам зубы чистить, то-то боярыни возмущались: «Белые зубы у арапов и у обезьян, а у барышень чёрные!».
7.ЕШЬ ЧЕСНОК – ГОНИ ХВОРЬ ЗА ПОРОГ!
Мы должны стремиться к тому, чтобы пища стала нашим лекарством. Но свойства некоторых веществ в составе плодов и овощей издавна использовались в народной медицине. Как эти вещества называются, и в каких продуктах они содержатся?
Группа веществ растительного происхождения, губительно действующая на микроорганизмы – это фитонциды. Они играют в растениях защитную роль. Фитонциды имеются в луке, чесноке, хрене, редьке, редисе, красном перце, цитрусовых плодах.
8.ЗВАНЫЙ УЖИН.
Говорят, что это блюдо должны готовить четыре повара. Первый – скупой – он заправляет блюдо уксусом. Второй повар – философ – он должен добавить соль. Третий повар – мот – должен влить масло. А четвёртый повар – художник – должен все продукты, входящие в блюдо, смешать. Что это за блюдо?
Блюдо это – салат, холодная закуска из сырых, варёных, солёных и маринованных овощей (фруктов) и их сочетаний, заправленная каким-либо соусом, с добавлением мясных, рыбных и других продуктов.
9.PRO ПИТАНИЕ.
Есть известное изречение Парацельса: «Всё есть яд, всё есть лекарство, и лишь доза делает вещество либо ядом, либо лекарством». К каким веществам в составе пищевых продуктов эти слова относятся в большей степени? Назовите эти вещества. В каких продуктах они находятся?
Это алкалоиды, вещества, оказывающие сильное действие на нервную систему. В больших количествах алкалоиды являются ядами, в небольших дозах применяются в медицине. К алкалоидам относятся: кофеин, находящийся в чае и кофе; теобромин, содержащийся в какао и шоколаде; пиперин, придающий горький и жгучий вкус чёрному перцу; а также никотин, имеющийся в табачных изделиях.
10.ФОТОФАКТ.
Демонстрируется фотография: сбор чайного листа в Краснодарском крае. Учащиеся должны назвать сам процесс и географическую область.
11.ВАРЕНЬЕ – ВСЕМ НА УДИВЛЕНЬЕ!
Казалось бы, про варенье мы знаем всё. Что может быть проще? Ягоды или кусочки плодов уварить в сиропе – вот вам и варенье. А что такое сухое киевское варенье?
Сухое киевское варенье – это разновидность цукатов. Для его приготовления обрезки цукатов или плоды после варки в сиропе обваливают в сахаре-песке.
12.ГАСТРОНОМ.
Этот продукт держат в рассолах, бурдюках, деревянных бочках, известковых ямах, ларях с овсяной мукой, горных пещерах с особым климатом.… По цвету, он бывает белым, жёлтым, коричневым, серым, зеленоватым, красно-коричневым, палевым с прожилками, в коричневую крапинку и с синими прожилками. По форме – квадратным, прямоугольным, круглым, овальным, цилиндрическим и конусообразным. О каком продукте идёт речь?
В рассолах, бурдюках, деревянных бочках, известковых ямах, ларях с овсяной мукой, горных пещерах с особым климатом держат для созревания сыр.
13.ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ?
В соответствии с «Санитарными правилами по применению пищевых добавок» сейчас в России допускается около 250 видов пищевых добавок. Какие из пищевых добавок считаются запрещенными и сколько их?
В группу запрещённых к применению пищевых добавок вошло всего 3 наименования:
Е121 Citrus red 2 (цитрусовый красный 2) – краситель;
Е123 Amaranth (амарант) – краситель;
Е240 Formaldehyde (формальдегид) – консервант.
Есть также пищевые добавки опасные и не рекомендованные к употреблению, т.к. их воздействие на организм до конца не изучено.
14.СВИНСКИЙ ПОСТУПОК.
Этот деликатес в Италии отыскивали свиньи. Поэтому об итальянских дворянах говорили, что они сами пасут собственных свиней.
Не так в трюфелях вкус хорош, как аромат. Ради запаха их из-под земли достают. Не сами гурманы, конечно, а специально натасканные свиньи. Сейчас поиском подземных грибов занимаются французские фермеры при помощи собак. 1 кг трюфелей на парижском рынке стоит 800 евро, а в Америке цена доходит до 1000 долларов за килограмм.
15.ПОВАРЁШКА.
Даже самый обыкновенный бутерброд может сделать повара всемирно знаменитым. В 1955 году некий мистер Рей Крок попробовал знаменитые бутерброды с овощами, приготовленные братьями Моррисом и Ричардом. Контракт был заключен немедленно, а фамилию этих братьев теперь знает весь мир. Назовите эту фамилию.
В 1955 году благодаря усилиям мистера Рея Крока мир впервые познал вкус отличных (от других) бутербродов и узнал имена их авторов – братьев Ричарда и Морриса Макдональд. С тех пор скромная фамилия братьев стала вывеской мировой империи ресторанов «быстрого обслуживания» - «McDonald,s».
16.ТОВАРНЯК.
У этой древней культуры очень много достоинств. Из зерна делают муку, крупу, крахмал, пудру. Из соломы вырабатывают высшие сорта бумаги, изготавливают верёвки, циновки, шляпы, сумки. Назовите эту культуру.
Сыном солнца и воды с древних времён называют рис. Считается, что рисовое растение было одомашнено человеком более 8000 лет назад. Во многих странах помимо рисовой крупы, муки и крахмала научились использовать рисовую соломку для производства шляп, сумок, циновок и других предметов домашнего обихода. Поистине безотходное производство.
17.СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ.
Это блюдо названо в честь графа, известного в научном мире тем, что он подарил громадную библиотеку Томскому университету, и тем, что по его проекту был основан Одесский университет. Причём блюдо было изобретено не самим графом, а кем-то из его поваров.
Мелкие кусочки мяса, обжаренные, но под соусом, который подавался не отдельно, по-французски, а как русская подливка, назвали «бефстроганов» в честь графа Александра Григорьевича Строганова. А вот фамилию повара-изобретателя блюда никто и не помнит.
18. СЛАСТИ-МОРДАСТИ.
Сладость эта известна с глубокой древности, распространена в странах Среднего и Ближнего Востока. Известны сотни видов этого продукта, но все эти виды готовятся вручную. Промышленным же способом можно приготовить всего двадцать три вида. Мастера по изготовлению сладости в Иране – кандалатчи – до сих пор особая профессиональная группа, что свидетельствует о том, что приготовление лакомства требует основательной подготовки.
Иранские кандалатчи – это мастера по изготовлению халвы.
19. НАШИ СОСЕДИ.
Родина этого мучного изделия – белорусский город Сморгонь. Изготавливали эти изделия из заварного теста, а название происходит от глагола «обварить». Позднее секрет приготовления распространился в Россию, где особенно славился своими изделиями Валдай. На Украине же эти изделия должны быть крупными, толстыми, рыхлыми и их название происходит от глагола «пухнуть, пузыриться». Традиционно их, вплоть до наших дней, посыпают маком, тмином, добавляют ваниль или горчичное масло. Назовите эти изделия.
Традиционные белорусские изделия – баранки, а более пухлые, крупные и толстые украинские изделия – это бублики. После расстойки бараночные изделия обваривают кипятком с патокой, в результате чего на поверхности образуется глянец.
Лист самооценки
Оцените свою работу по термометру настроения после конкурса профессионального мастерства
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.