.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шекшемская средняя школа Шарьинского района Костромской области
Программа кружка
«Изучаем биологию»
Автор: учитель биологии
МОУ Шекшемская СОШ
Качкова И.Н
2019 -2020г.
Авторская программа кружка « Изучаем биологию»
Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе, – изучение и познание природы; вот их крылья» Хосе Хулиан Марти
Воспитание экологической культуры – одно из основных направлении общей стратегии воспитания.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа имеет экологическую направленность. Второго года обучения и предназначена для учащихся 5 - 9 классов, изучающих школьный курс биология. В программу входят теоретические занятия и практические работы, предусмотрено время на подготовку и участие в различных экологических конкурсах. Содержание программы включает материал, который может дополнить знания учащихся, полученные на уроках биологии. Программа предусматривает последовательное расширение этих знаний. Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества. Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково - исследовательская деятельность школьников. Кроме того, дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе. Эта программа позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. Работая по программе, школьники получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике. Программа направлена на воспитание гражданской ответственности за состояние своего города, улицы, формирование экологической культуры, интереса к окружающему миру. Данная программа не только формирует у учащихся экологическую культуру, но и позволит в будущем сориентироваться в выборе профессии.
Актуальность.
Актуальность программы в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Данный курс рассчитан: на 1 учебный год.
для учащихся 5 – 9 классов
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 32 часа.
Цель программы: повысить экологическую культуру школьников и улучшение качества знания в области биологии и экологии.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Формы и методы.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:
Программа ориентирована на детей 10 – 15 лет , без отбора по половому признаку, социальному положению. Именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Занятия проводятся только по звеньям (50% состава группы) или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.
Учебно – тематическое планирование.
№п.п. |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
1. |
Введение. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Исследовательская деятельность |
18 |
7 |
11 |
3. |
Проектная деятельность |
8 |
3 |
5 |
4. |
Охрана природы. |
2 |
1 |
1 |
5 |
Природоохранная деятельность. |
2 |
- |
2 |
Содержание программы.
Введение.
Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.
Исследовательская деятельность
Выявить сущность природы плесневых грибков и их роли в жизни человека, а так же
определить и проверить на практике благоприятные условия появления и развития плесени.
Почему берёза – дерево жизни. Пищевые добавки в продуктах питания.
Проектная деятельность.
Осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Правильное питание и образ жизни.
Охрана природы.
Охрана пищевых дикорастущих растений. Экскурсии в природу.
Природоохранная деятельность.
Посадка деревьев. Работы проводимые на учебно – опытном участке
№ |
Наименование разделов |
Общее кол–во часов |
Тема |
Теоретических |
Практических |
1. |
Введение. |
2 |
ТБ. Организационное занятие. Составление плана. |
1 |
1 |
2. |
Исследовательская деятельность. |
18 |
1. Плесень - вред или польза? 2. Условия появления и развития плесени. 3.«Образование плесени в жидкой среде». 4. Берёза – дерево жизни 5. Берёзовый гриб чага. 6. Берёза – предсказательница погоды. 7. Пищевые добавки в продуктах питания.
|
1 1 1
1 1 1
1
|
1 1 2
1 1 2
3 |
3. |
Проектная деятельность |
8 |
1. «Здоров будешь – все добудешь!
|
3 |
5 |
4. |
Охрана природы. |
3. |
Охрана пищевых дикорастущих растений. |
1 |
2 |
5. |
Природоохранная деятельность |
3. |
Посадка деревьев. |
- |
3 |
\
Методическое обеспечение программы.
Для выполнения данной программы имеются:
Учебники и задачники по экологии
Е.Ю.Колбовский «Экология для любознательных» 1998г
Б.М.Миркин «Ролевые игры по экологии»1998г.
Д.П.Никитин «Окружающая среда и человек», Издательство «Высшая школа», 1980г.
Энциклопедии и справочники:
Н.Ю. Буянова. Энциклопедия « Я познаю мир,
Медицинская, Растения и животные, Жизнь на Земле.
Г.Вильчик И. Кудрявцева «Биология» Аванта
Прогнозируемые результаты:
В процессе занятий кружка дети должны:
Знать
· особенности взаимоотношений организмов в окружающей среде и с человеком;
· многообразие дикорастущих растений;
· распространение, заселение всех основных сред обитания;
· влияние антропогенной деятельности на местные ландшафты.
Уметь:
Ожидаемые результаты:
Формы подведения итогов реализации программы:
Литература.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.