Использование элементов технологии Ф.Я. Вассермана в контексте современного урока
Оценка 4.9

Использование элементов технологии Ф.Я. Вассермана в контексте современного урока

Оценка 4.9
Работа в классе +2
doc
математика
5 кл—9 кл
10.06.2021
Использование  элементов технологии Ф.Я. Вассермана  в контексте современного урока
Инновационная педагогическая технология Ф. Я. Вассермана "БиС", которую рекомендую использовать на уроках математики.
Использование элементов технологии Ф.Я. Вассермана в контексте современного урока_Артемова_ОА.doc

Использование  элементов технологии Ф.Я. Вассермана

в контексте современного урока

                                                                                              

Сегодня нам приходится говорить о кризисе математического образования. Состояние общеобразовательной подготовки обучающихся по математике может быть охарактеризовано по результатам государственной итоговой аттестации. Анализ результатов тестирования выпускников показывает, что преобладает стандартный подход – жесткое следование изученным алгоритмам без учета особенностей условия поставленной задачи, а также огромное количество вычислительных ошибок.

В настоящее время актуальным является вопрос о повышении качества математического образования.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1)      учебные мотивы,

2)      учебную цель,

3)      учебную задачу,

4)      учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Наша задача - научить обучающихся добывать знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.

Для управления качеством обучения необходимо вести работу по эффективной организации деятельности обучающихся, для чего необходимо изменить сложившиеся стереотипы обучения. В этом поможет изучение новых технологий, освоение и внедрение новых форм и методов работы.

Но существуют проблемы: перенасыщенность учебной программы; отсутствие объективных измерителей качества; наличие пробелов в знаниях; ориентация процесса обучения на среднего ученика; индивидуальные особенности; снижение интереса к математике – все это ведет к снижению качества знаний. Возникла необходимость пересмотра организации учебного процесса, чтобы в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в развитии интереса в познании мира и развитию личности обучающихся.

            Существует много инновационных педагогических технологий, направленных на совершенствование учебного процесса.

Одной из таких технологий, которую я использую на уроках математики, является «БиС» – технология Ф. Я. Вассермана.

Федор Яковлевич Вассерман – казахстанский ученый, кандидат педагогических наук, автор технологии управления качеством обучения «Биоинформатика и синергетика» (БиС).

Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Биоинформатика – наука, изучающая возможности нашего мозга в обработке информации.

Синергетический подход связан с исследованными П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения. Синергетика – наука изучающая способы самоорганизации.

«Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». 

Гёте И.

Технология «Биоинформатика и синергетика», дает возможность к самоорганизации личности обучающихся, «программируя их на успех».

Развитие обучающихся на уроке осуществляется за счет:

1.  Технологического картирования.

2.  Расчета уровня содержания учебного материала через формулу расчета сложности.

3.  Разработки обобщенных способов учебной деятельности (ОСУД), направленных на развитие ориентировочной деятельности обучающихся посредством организации пооперационного контроля, тренажёры. 

Цель технологии «БиС»: развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти и увеличения КПД усвоения предмета на уроке.

Существуют основные правила качества, которых придерживаются пользователи технологии «БиС»:

Правило №1. Качество - это производительность работающих на уроке детей.

Правило №2. Качество - это объективные измерители.

Правило №3. Качество - зависит от объяснения.

Правило №4. Качество – это содержание учебных предметов.

Правило №5. Качество – зависит от учителя и его квалификации.

Правило №6. Качество - зависит от ученика.

Важную роль в повышении качества образования играет планирование образовательной деятельности обучающихся. Планирование образовательной деятельности по технологии Ф. Я. Вассермана выстроена в виде технологических карт.

            Технологическая карта (по образцу карты Вассермана Ф. Я.) – это своего рода алгоритм организованной учебной деятельности, обладающий высокой степенью воспроизводимости этапов, управленческих действий учителя и деятельности обучающихся, способствующий достижению запланированного результата процесса обучения и воспитания.

            Такая карта содержит комплекс управленческих действий учебной деятельностью на уровне учителя и содержание деятельности на уровне обучающихся. Характер тех или иных управленческих действий и деятельности обучающихся обусловлен этапами учебной деятельности.

В условиях интенсификации и оптимизации работы современного образовательного учреждения важно планировать деятельность учителя, то есть составлять план работы, который будет способствовать не только организации образовательного процесса, решению намеченных задач, но и сделает работу педагога более осмысленной и результативной. Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции учителя и сэкономит его время.

Технология «БиС» разработана под казахские стандарты образования. Поэтому при составлении своих технологических карт я руководствовалась основными принципами ФГОС ООО - в них можно отследить развитие результатов: личностных, предметных и метапредметных.

При разработке важно  использовать  основные принципы составления технологических карт по технологии Ф. Я. Вассермана «БиС»: Универсальная, Алгоритм, Биоинтернет, Тренажёр, Лидер, СРВ (солнышко, ромашка, ветерок), Логика.

            Технологические карты «Триады»: «Алгоритм», «Биоинтернет», «Тренажёр» наиболее приемлемы для организации уроков математики.

            По технологической карте «Алгоритм» отметки не ставятся. Главная задача учителя:

-   передать знания и умения максимальному количеству обучающихся;

-   сформировать группу помощников для роста диапазона контроля;

-   определить свой диапазон контроля и качество управления.

            Второй шаг – карта «Биоинтернет». «Биоинтернет» – закрепление, знаний и умений через устную и письменную речь, правило – «Решил и объяснил – усвоил». Отметки ставятся за умение выражать терминологически правильно ход своего мышления.

            Учитель формирует: навыки управленца, группу экспертов, речевые навыки.

            Третий шаг - карта «Тренажер». «Тренажёр» – отработка до автоматизма навыков. Сдача срезов и нормативов по ФГОС. Ставятся итоговые отметки. Задача учителя:

-       обеспечение трехуровневой разбивки класса;

-       наличие учебных заданий: НПС (низкого порога сложности), ППС (промежуточного порога сложности), ВПС (верхнего порога сложности);

-       оперативное управление уроком с помощью экспертов;

-       достижение качества усвоения не ниже 63% качества.

            Итоги работы по Триаде:

-       сдача контрольного среза;

-       переход к творческим урокам и картам;

-       экономия времени;

-       развитие УУД;

-       качество обучения.

            Технологические карты разделены на пять типов занятий:

1 тип - учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация актуализация субъектного опыта обучающихся организация восприятия организация осмысления рефлексия. Первичная проверка понимания организация первичного закрепления анализ рефлексия (карта «Алгоритм»).

2 тип - по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация ведущих знаний и способов действий → конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях самостоятельное применение знаний контроль и самоконтроль коррекция рефлексия (карта «Биоинтернет»)

3 тип - учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация актуализация комплекса знаний и способов деятельности самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль коррекция рефлексия (карта «Тренажёр»).

4 тип - учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация анализ содержания учебного материала выделение главного в учебном материале обобщение и систематизация установление внутри предметных и межпредметных связей рефлексия (карта «Логика»).

5 тип - учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация самостоятельное выполнение заданий самоконтроль контроль анализ оценка коррекция рефлексия (карты: «Лидер», «СРВ»).

Карта «Универсальная» может быть соотнесена с  любым типом занятия, в зависимости от вида и цели урока. (рис. 1)

            Опорные схемы (аналог ОСУДа) (рис. 2) применяются на уроке и включают в себя алгоритм пошагового объяснения учебной темы. Опорная схема – это наглядное пособие в схеме и программный алгоритм мышления учителя.

При объяснении по схеме, главная цель учителя – передать свой опыт мышления в последовательности действий.

Рис. 1. Фрагмент технологической карты «Универсальная»

 

Рис. 2. Опорная схема

Опорная схема всегда перед глазами ученика, где объяснение начинается с центральной точки «Если».

В технологических картах встречается аббревиатура МПМ. Это означает: Матрица Посадочных Мест. Выглядит она следующим образом:

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Для класса она означает следующее: Столбцы А, В, Д – первый вариант каждого ряда, Б, Г, Е – второй вариант каждого ряда. Номера 1, 2, 3, 4, 5 – номер парты. Например: ученик, сидящий во втором ряду на первом варианте на третьей парте, имеет свой номер в МПМ – В3.

МПМ отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого ученика своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.

Работа по  МПМ напоминает игру и идет строго с использованием  символов. Учитель указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, и ученик, сидящий за указанной партой должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд.

Ставится плюс или минус, запрещается использовать другие символы. После урока по количеству отметок ставится отметка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку.

Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».

Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает обучающихся о том, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы.

Это позволяет ориентироваться на лучших обучающихся.

Обучение на уроках математики с использованием элементов технологии «БиС» позволяет усилить работу со слабоуспевающими учениками, среди самих обучающихся возникает особое стремление помочь другим, научиться самому и стать «учителем». Работа поставлена с учетом индивидуальных способностей каждого, с учетом возможности роста в ходе учебного процесса. В ходе работы на уроке у обучающихся нет возможности «бездумно списывать» с доски готовые решения, требуется усилие собственной мысли, чтобы выполнить задание самостоятельно, хотя бы на уровне НПС.

Технология «БиС направлена не только на повышение качества обученности, но и на повышение уровня мотивации. Проведенные опросы показали, что после внедрения элементов данной технологии уже к концу учебного года уровень мотивации вырос до 90-95 %. Что является неплохим показателем. Ведь общеизвестно, что при повышении уровня мотивации к изучению предмета, повышается и качество знаний этого предмета.

Проанализировав свою работу по внедрению элементов технологии «БиС», я пришли к выводу:

-        данная технология позволяет повысить уровень мотивации изучаемого предмета;

-        способствует повышению качества обученности при систематическом применении данной технологии, начиная с 5 класса, а лучше её вводить уже в начальной школе;

-        она способствует отличной организованности работы обучающихся на уроке;

-        применение данной технологии способствует определению уровня усвоения материала каждого обучающегося на каждом уроке, выявлять проблемные места в усвоении темы;

-          дала обучающимся возможность свободного выбора собственной траектории изучения учебной программы;

-          повысила оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения;

-          развивает у обучающихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Работая уже не один год по данной технологии, я создала свой (авторский) методический материал по математике в виде технологических карт для 5-7 классов и опорных схем по различным темам. В технологических картах прописаны: класс, предмет, тема и номер урока, название используемой карты, цель и задача урока, планируемые результаты. (рис. 3) В технологических картах на всех этапах урока прописано, что делают обучающиеся и учитель, как работать на данном этапе. Так же они наполнены практическими заданиями различного порога сложности: НПС (низкого порога сложности), ППС (промежуточного порога сложности), ВПС (верхнего порога сложности).

 

Рис. 3. Фрагмент технологической карты «Тренажёр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           


Использование элементов технологии

Использование элементов технологии

Синергетический подход связан с исследованными

Синергетический подход связан с исследованными

Технология «БиС» разработана под казахские стандарты образования

Технология «БиС» разработана под казахские стандарты образования

Тренажёр»). 4 тип - у чебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного в…

Тренажёр»). 4 тип - у чебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного в…

Опорная схема всегда перед глазами ученика, где объяснение начинается с центральной точки «Если»

Опорная схема всегда перед глазами ученика, где объяснение начинается с центральной точки «Если»

Что является неплохим показателем

Что является неплохим показателем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021