Тема урока: Числовые неравенства и их свойства "
Дата 11.03.25г.
Класс: 8ж
Цель:
рассмотреть теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств; сформировать навыки применения их к решению простейших задач на оценку выражений; закрепить свойства неравенств; привитие интереса к изучаемому предмету; формирование математического мышления и умения учащихся воспроизводить мысли устной и письменной речью.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: развивать находчивость при решении задач. Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль. Готовность учиться самостоятельно. Доброжелательно и уважительно относиться к другим людям, уметь работать в режиме диалога.
Метапредметные:
Принимать учебную проблемную ситуацию и рассматривать ее как начальный этап ее последующего обсуждения и разрешения. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Использовать знаково-словесные способы кодирования информации. Структурировать знания. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Предметные: Уметь читать числовые неравенства; знать свойства числовых, уметь доказывать их и применять их на практике. Уметь оценивать значение выражения, используя свойства числовых неравенств.
Планируемые результаты: Учащийся научится применять полученные знания при решении практических задач, оперировать терминами, закрепят свойства неравенств.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
План урока:
1. Организационный этап (1 мин)
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся (10 мин)
3. Формулировка целей урока (1 мин)
4. Формирование новых знаний (10 мин)
5. Разминка для глаз (1 мин)
6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. (15 мин)
7. Домашнее задание (1 мин)
8. Рефлексия (1 мин)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие.
2. Актуализация опорных знаний.
Девиз урока: «Рано или поздно всякая правильная математическая
идея находит применение в том или ином деле»
Ребята, скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?
(Познакомились со свойствами числовых неравенств).
- а что будем делать сегодня на уроке? (закрепим свойства числовых неравенств, правила сравнения числовых неравенств, будем решать различные задачи по этой теме)
Повторение:
Устная работа: Прочитайте фразу и продолжите её:
} Если а>b, то b…a. (Привести пример)
} Если а>b и b>c, то а…с. (Привести пример)
} Если a>b и m – произвольное число, то a+m…b+m. (Проговорить формулировку) (Если к обеим частям верного неравенства прибавить одно и тоже число, то получится верное неравенство)
} Если a>b и c>0, то ac…bc. (Проговорить формулировку). (Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и тоже положительное число, то получится верное неравенство
} Если a>0, b>0
и a<b , то
(Привести пример)
} Если a>b и c<0, то ac…bc. (Проговорить формулировку) (Если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и тоже отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.)
Следствие из теоремы: если, а и b – положительные
числа, то , если а и b – отрицательные числа, то
Задание 1. Сравните, а и в если:
1)
в – а = 0,8 2) в – а = - 0,2 4) в + 3 = а + 2
3)
а = в + 2,5 5) в + = а +
Задание 2. Известно, что, а> b. Сравните:
1) a + 4 * b + 4
2) −3,2a * −3,2b
3) 10,5a * 10,5b
4) b – 6 * a – 6
5) 3 b * 3 a
Задание 3. (работа в парах)
![]() |
А)
Какое из следующих утверждений верно:
1.
а – в > 0 2. а + в > 0 3. а
(а + в) > 0 4. в (а + в) > 0
2.
![]() |
Б)
Какое из следующих утверждений неверно:
1. а в < 0 2. а –в < 0 3. а (а – в) > 0 4. (а – в)(а +в) > 0
Темой нашего урока будет тема: «Свойства числовых неравенств» (озвучивают ученики)
Открываем тетради, записываем число тему урока «Свойства числовых неравенств».
Давайте определим ваши цели и задачи на уроке.
-научиться решать задачи по теме;
-проявить и развить свои способности;
-самому оценить свой уровень знаний по теме;
-пообщаться с друзьями.
-Итак, с целями определились
4.Создание проблемной ситуации и поиск путей решения проблемы (мотивация учащихся к изучению новой темы)
Часто значения величин, являющихся результатами
измерений, не точны. Измерительные приборы, как правило, позволяют лишь
установить границы, между которыми находится точное значение.
Предложить обучающимся задачу
Задача 1«Измеряя длину, а и ширину b прямоугольного участка, (в метрах), нашли
Что, дина и ширина равны: 2<а <3 и 4 <b <5. Оцените длину изгороди вокруг этого участка и его площадь».
Возможные наводящие вопросы:
1. Как найти периметр и площадь прямоугольника.
2. Что нужно сделать, чтобы оценить площадь и периметр?
3. Достаточно ли знания изученных ранее свойств для решения задачи?
Дети: Читают задачу, анализируют. Выдвигают свои способы (гипотезы) для решения поставленной задачи. Отвечают на вопросы:
Р=2*(а+b); S=a*b.
1. Для оценки периметра нужно почленно сложить неравенства, а затем все части неравенства умножить на 2.
Для оценки площади необходимо умножить неравенства почленно.
Сейчас рассмотрим свойства, когда неравенства почленно перемножаются и складываются
6. Изучение нового материала
Теперь давайте рассмотрим теоремы о почленном сложении и умножении числовых неравенств.
Теорема 5. Если a< b и c <d, то a + c <b + d
Доказательство
Прибавим к обеим частям неравенства a <b число c,
получим a + c <b + c
Прибавим к обеим частям неравенства c <d число b,
получим b + c <b + d
Из неравенств a + c< b + c и b + c <b
+ d следует, что a + c <b + d.
Вывод: Если почленно сложить верные неравенства одного знака, то получится верное неравенство.
Пример 1. Сложите числовые неравенства:
u Например: Сложите почленно неравенства
–3,1 <–0,5 и 6,3 < –3,5.
Теорема 6.
Если a <b и c< d, где a, b, c, d – положительные числа, то aс< bd.
Доказательство
Умножим обе части неравенства a <b на положительное число c, получим aс< bc.
Умножим обе части неравенства c<d на положительное число b, получим bс <bd.
Из неравенств ac< bc и bc<bd, следует, что aс <bd
Вывод: Если перемножить почленно верные неравенства одного знака, левые и правые части которых – положительные числа, то получится верное неравенство.
Пример 2. Перемножьте числовые неравенства:
Например:
7<15 10>6 -3<-5
* 3<10 * 7 > 2 – 4< 6
21< 150 верно 70>12 верно 12< -30 неверно
Следствие:
Если числа а и b положительные и а b, то an< bn ( n– натуральное число)
Например: 3 > 2, значит 33 > 23
27 > 8 верно
Заметим, что все рассмотренные свойства неравенств справедливы и в случае нестрогих неравенств:
если a b и c
d, то a + c <
b + d;
если a b, c
d и a, b, c, d – положительные
числа, то ac
bd;
если a b и a, b – положительные числа,
то , где n – натуральное число, то an
bn
Задания из дидактического материала:
Пример: 7< x <9 2 < y < 5
Оцените: x+y , x-y , xy ,
Решение:
7 < x < 9 7 < x < 9
+ 2 < y < 5 -5 < -y < -2
9 <х+у<14 2< x-y < 7
7< x <9 7<x<9
*2 < y < 5 <
<
14<x*y<45
<
<
Возвращаемся к проблемной задаче.
Решают задачу №1. Обучающиеся решают задачу.
2<а <3 и 4 <b <5.
С помощью теоремы оценим периметр прямоугольника
2<а <3
6< a+b <8
4 <b <5 2·6<2·(a+b)<2·8
6< a+b <8 12<2·(a+b)<16
Тогда с помощью теоремы 6 можно оценить площадь прямоугольника.
2<а <3
4 <b <5
8<a·b<15
Вообще, если известны значения границ величин, то, используя свойства числовых неравенств, можно найти границы значения выражения, содержащего эти величины, т. е. оценить его значение.
Разминка (для глаз)
- Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, прямоугольник, изображенный на слайде по часовой стрелке(красной) и следующий против часовой стрелки. Пробегите взглядом по жёлтой линии, затем по голубой. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и продолжим работу
6. Закрепление изученного материала
Пример: Зная, что 7≤ x ≤9
2 ≤ y ≤ 5 Оцените: x+y , x-y , xy
,
Решение: 7 ≤ x ≤ 9 7 ≤ x ≤ 9
+ 2 ≤ y ≤ 5 -5 ≤ -y ≤ -2
9 ≤х+у≤14 2≤ x-y ≤ 7
7≤ x ≤9 7≤x≤9
*2 ≤ y ≤ 5 ≤
≤
14≤xy≤45 ≤
≤
№ 768. Выполняют учащиеся
Выполним а), в), затем б), г) (слайд № 25 )
8. Итоги урока. Выставление оценок.
1. Сформулируйте теорему о почленном сложении числовых неравенств.
2. Сформулируйте теорему о почленном умножении числовых неравенств.
3. Как вы думаете, данные теоремы справедливы только для двух числовых неравенств?
4. Что значит оценить значение выражения?
9. Домашнее задание изучить п.30 учебника (выучить правила), №769,773
10. Рефлексия
Ученикам предлагается закончить предложения:
Я сегодня познакомился с ...
У меня сегодня получилось ...
Какие вопросы остались для меня неясными?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.