Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра «Адаптивная физическая культура»
ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Выполнил:
магистрант 2 курса
группа ЗТм-1906а
Щелыкалин Александр Сергеевич
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент, А.Н. Пиянзин
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях возрастающих психических и информационных нагрузок человек вынужден искать пути оптимального, гармоничного развития и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям жизни. Неотъемлемой частью развития личности и общественной культуры является спорт, посредством которого помимо физического совершенствования и укрепления здоровья, решаются задачи духовно-нравственного развития, социальной адаптации, ценностно-мотивационной детерминации, достижения высокого уровня мастерства и профессионализма [4, 11,].
В соответствие с постановлением президента России В.В. Путина и правительства об укреплении здоровья населения страны, формировании приоритета здорового образа жизни, повышении престижности занятий спортом, главный акцент делается на изменении психологии людей в сторону здорового образа жизни, привлечении детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, всестороннее гармоничное развитие физических, психических и интеллектуальных качеств с учетом индивидуальных особенностей и изменяющихся социальных условий. Поэтому, основной целью физической культуры и спорта является достижение единства физических и духовных качеств личности, повышение физического и психического здоровья, наряду с совершенствованием спортивного мастерства. Тяжелая атлетика признана национальным и приоритетным видом спорта в России, имеющим высокую социальную значимость в воспитании молодёжи и формировании личности гражданина и патриота Отечества. Это массовый, постоянно развивающийся и совершенствующийся вид спорта.
Стоящая перед тренерами, преподавателями физического воспитания задача комплексного, гармоничного развития учащихся, спортсменов требует нового отношения к спортивной деятельности. Если рассматривать спорт не как самоцель, а как путь самосовершенствования и самореализации. Тяжелая атлетика дает величайшие возможности раскрытия и использования всех качеств, необходимых в жизни: физических, психических, интеллектуальных и духовно-нравственных на предельно высоком уровне [4, 8, 13, 15]. Накал борьбы на соревнованиях, в ситуациях близких к экстремальным, требует от спортсмена высочайшего проявления волевых и физических качеств, максимальной концентрации и мобилизации усилий, раскрытия внутренних резервов организма. Перед спортсменом встает проблема поиска новых ресурсов для гармоничного развития, ускорения темпов дальнейшего спортивного совершенствования [2].
Сегодня большое внимание исследователей привлекает проблема психологической подготовки в спорте [5, 16, 18]. Современный спорт широко заимствует методики психологического воздействия на спортсменов. Однако в отличие от медицинских аспектов психотерапии, направленных на подавление и нейтрализацию психологических помех, методы практической психологии спорта делают акцент на развитие психофизических возможностей спортсмена. В литературе описан опыт использования психотехнических методов при подготовке сборной команды страны [17] и военизированных подразделений спецназа [13]. Полученные результаты показали повышение психической устойчивости в предсоревновательный период, улучшение способности к сосредоточению внимания и способности к импровизации, к творческому переносу опыта, приобретенного на тренировках, в непредсказуемые, нестандартные ситуации соревнований, создание доброжелательного, комфортного микроклимата в команде.
Однако на уровне спортивных секций и клубов в практике подготовки юных штангистов психологические методы подготовки спортсменов практически не используются ввиду отсутствия методических разработок для работы с юными спортсменами.
Актуальность данного исследования заключается во все возрастающей потребности тренеров в знаниях о специфике содержания и технологии реализации педагогического процесса специальной подготовки юных спортсменов и отсутствии фундаментальных научных разработок, обеспечивающих вооружение тренеров и специалистов для работы в системе подготовки спортивного резерва. Отсутствие современных методических разработок, раскрывающих интегративный подход к осуществлению физической и психологической подготовки тяжелоатлетов, предполагающий сопряженное развитие у спортсменов физических качеств и психических функций, сдерживает процесс подготовки спортивного резерва. Такая интеграция необходима в силу того, что проявление максимальных физических качеств связано с его психологической подготовленностью.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки содержания, средств и методов интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов и повышения на этой основе эффективности учебно-тренировочного и соревновательного процессов.
Цель исследования — разработка и экспериментальное обоснование методики интеграции физической и психологической подготовки в условиях учебно-тренировочного процесса тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс подготовки юных тяжелоатлетов.
Предмет исследования - содержание, средства и методы интеграции физической и психологической подготовки тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации.
Гипотеза исследования. Предполагается, что интеграция психологической и физической подготовки тяжелоатлетов на основе психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной спортивной специализации, разработанной с учетом возраста спортсменов и специфики вида спорта и объединяющей: формирование спортивной мотивации, развитие психических функций, подготавливающих более активное проявление физических качеств, воспитание волевых качеств будет способствовать повышению интереса к занятиям спортом, более успешному развитию физических и психологических качеств у юных тяжелоатлетов, развитию их функциональных возможностей, что, в конечном счете, обеспечит своевременное становление спортивного мастерства и результативность их соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать опыт психологической и физической подготовки спортсменов-штангистов и рассмотреть возможность интеграции этих двух составляющих учебно-тренировочного процесса.
2. Определить эффективность соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов на развитие и проявление физических качеств.
3. Обосновать методику интеграции физической и психологической подготовки в учебно-тренировочном процессе тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации.
Методологической основой исследования являются: основные положения, теории и методики физического воспитания (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, В.К, Бальсевич, Б.А. Ашмарин и др.), современные представления об организации спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.М. Зациорский, А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, Ю.В. Верхошанский, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.М. Платонов и др.).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы исследования использовались следующие методы:
– теоретический анализ литературы и нормативных документов по проблеме исследования;
– анализ планов и дневников спортсменов;
– беседы и интервью со спортсменами;
– педагогические наблюдения;
– контрольные упражнения;
– психологические тесты;
– психофизиологические методы;
– экспертная оценка;
– соревновательный метод;
– педагогический эксперимент;
– методы математической статистики.
База исследования - детско-юношеская спортивная школа № 13 города Тольятти, где в течение двух лет осуществлялась экспериментальная работа по формированию физических и психологических качеств юных тяжелоатлетов (22 человека в возрасте 10 -14 лет) в условиях учебно-тренировочного процесса.
Этапы исследования:
На первом этапе (2017г.) были проведены теоретические изыскания, изучена литература по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся опыт инновационной деятельности в области спортивной подготовки юных тяжелоатлетов.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) на основании имеющихся теоретических данных была разработана методика интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации. Проведено педагогическое наблюдение за подростками, тренирующимися по экспериментальной методике, дана предварительная оценка ее эффективности.
На третьем этапе (2018-2019 г.г.) была выполнена экспериментальная оценка эффективности методики интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов, определено ее влияние на уровень физической и психической подготовленности юных на эффективность соревновательной деятельности.
Научная новизна исследования. Доказано, что использование интегрированной методики физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации способствует повышению мотивации к систематическим занятиям спортом; развитию спортивного интереса; освоению навыков произвольного управления психическими процессами, эмоциональным и физическим состоянием; достижению значимых успехов в развитии спортивного мастерства; изменению психологию подростков в сторону здоровья и самосовершенствования; улучшению социальной адаптации юных спортсменов в коллективе и в обществе.
Показано, что комплексная психологическая и физическая подготовка оказывает позитивное влияние на оптимизацию учебно-тренировочного процесса, повышение работоспособности на тренировках и эффективность действий на соревнованиях.
Теоретическая значимость исследования. Разработанные теоретико-методические положения интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов на этапе начальной специализации на основе создания целостной системы воспитания и обучения, гармонично охватывающей все сферы развития личности, могут служить отправной точкой и теоретико-методологической основой разработки методик интеграции физической и психологической подготовки в других видах спорта. Уточнено понятие «интеграция психологической и физической подготовки», ее содержание и методы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что интеграция психологической и физической подготовки позволяет повысить интерес к занятиям и выработать устойчивую мотивацию к самосовершенствованию; повысить уровень развития чувствительности и концентрации внимания; раскрыть у юных тяжелоатлетов способности к творческой импровизации. Она обеспечивает создание условий для актуализации возможности самосовершенствования подростков, выработки устойчивой потребности в непрерывном развитии, достижении высокого мастерства в спорте и самореализации в жизни.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
1.1. Теоретические и методологические основы интеграции физической и психологической подготовки тяжелоатлетов
Интеграционные процессы, протекающие во всех сферах общественной жизни, оказываются сегодня чрезвычайно существенными для общественного процесса. Они входят в систему современного мировоззрения, активно воздействуют на способы решения актуальных общественных задач, во многом определяют стиль мышления. Выявление различных форм интеграции, причин их возникновения и тенденции развития - задача, чрезвычайно важная как в методологическом, так и в непосредственно практическом плане [1, 28].
В истории естествознания происходит непрерывное диалектическое развитие двух процессов - дифференциации и интеграции научных предметов. Дифференциация научного знания с необходимостью вызывает попытки его систематизации. Развитие науки в XIX-XX веках, сопровождалось прогрессирующей специализацией, являющейся следствием традиционного аналитического подхода. Сегодня дифференциация научного знания выступает в некотором образе тормозом научного процесса.
Объективное существование интегративных процессов в науке свидетельствует о необходимости организации адекватных процессов в обучении. Процесс образовательной интеграции является вторичным и имеет большой уровень субъективности при его практическом осуществлении. Однако существуют общие закономерности образовательной интеграции, которые необходимо учитывать при конструировании интегративных процессов.
Можно выделить уровни образовательной интеграции:
1. Интеграция на уровне межпредметных связей;
2. Интеграция на уровне отдельных учебных предметов;
3. Интегративное построение всей учебно-воспитательной системы.
Выделение данных уровней позволяет анализировать процесс интеграции и проектировать его развитие в рамках того или иного учебного содержания. При этом необходимо руководствоваться количественными критериями, характеризующими глубину интеграции.
Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процесс интеграции может иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае он ведет к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности, надстраиваются новые уровни управления [Философский энциклопедический словарь. 1983. с 210]. С учетом вышесказанного, под интеграцией физической и психологической подготовки понимается объединение этих двух видов подготовки спортсменов в один процесс с целью совершенствования физического и психологического развития, обеспечивающего успешное овладение спортивным мастерством.
Учебно-тренировочный процесс тяжелоатлетов представляет собой интеграцию отдельных сторон спортивной тренировки – психологической, физической, технической, тактической подготовок. Так, нельзя развивать физическое качество силу без соблюдения техники движения, без психологического настроя, без преодоления возникающих трудностей. То же самое можно сказать и про развитие выносливости спортсмена. Говоря об интеграции физической и психологической подготовок спортсменов, мы должны четко себе представить значение и место психологического компонента в развитии и проявлении физических качеств у спортсменов. На основе научных данных психологический компонент предваряет и сопровождает физический компонент: прежде чем выполнить максимальное физическое усилие, необходимо настроиться, создать состояние мобилизационной готовности, сосредоточиться, отвлечься от постороннего, сконцентрировать внимание на выполняемом действии. Всему этому необходимо научить юных спортсменов перед тем как они начнут выступать на соревнованиях.
В свою очередь физическая подготовка неразрывно связана с психологической подготовкой. При развитии и максимальном проявлении физических качеств (силы, выносливости) существенно важное значение приобретает психологический фактор, заключающийся в психологической настройке, создании мобилизационной готовности спортсмена, в умении отвлечься и сконцентрировать свое внимание на выполняемом действии и довести его до завершения. Психологическая подготовка вплетена в физическую подготовку спортсмена, предшествует ей и сопровождает ее. В этом заключается интеграция психологической и физической подготовки. Такая работа должна проводиться с юными тяжелоатлетами на этапе начальной спортивной специализации, когда спортсмены приступают к участию в соревнованиях. Однако в учебных программах ДЮСШ такая работа не планируется и не осуществляется тренерами ввиду отсутствия необходимых методических разработок. Настоящее исследование направлено на устранение этого недостатка в подготовке юных тяжелоатлетов – на разработку методики интеграции физической и психологической подготовки спортсменов.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования
Исследование было выполнено на базе МБУДО СДЮСШОР №13 «Волгарь» г.о. Тольятти. Всего в педагогических экспериментах участвовали 22 юных спортсмена в возрасте 10-14 лет, занимавшихся тяжелой атлетикой в течении 2-5 лет и имеющие спортивную квалификацию на уровне 1-2 юношеского разрядов.
На первом этапе (2017г.) были проведены теоретические изыскания, изучена литература по рассматриваемой проблеме, проанализирован имеющийся опыт инновационной деятельности в области спортивной подготовки юных тяжелоатлетов.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) на основании имеющихся теоретических данных была разработана методика интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации. Проведено педагогическое наблюдение за подростками, тренирующимися по экспериментальной методике, дана предварительная оценка ее эффективности.
На третьем этапе (2018-2019 г.г.) была выполнена экспериментальная оценка эффективности методики интеграции физической и психологической подготовки юных тяжелоатлетов, определено ее влияние на уровень физической и психической подготовленности, на эффективность соревновательной деятельности.
В рамках настоящего исследования был выполнен педагогический эксперимент, целью которого являлась оценка эффективности методики в развитии физических и психических качеств и результативности соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов.
С этой целью участники исследования — 22 человека — были разбиты на две равнозначные по квалификациям группы - экспериментальную (11 человек) и контрольную (11 человек). Контрольная группа составляла примерно 50% от экспериментальной, между ними не было статистически достоверных различий по возрасту. Между экспериментальной и контрольной группами не было достоверных различий по росту, весу и результатам динамометрического измерения (кисти). Сформированные группы – экспериментальная и контрольная – были аналогичны друг другу по всем исследованным признакам, что позволяло провести сравнительное наблюдение.
Контрольная группа в течение учебного года тренировалась по традиционной для данного вида спорта и данной возрастной группы программе ДЮСШ. В программу занятий экспериментальной группы была включена разработанная нами методика интегрированной психологической подготовки юных тяжелоатлетов.
В начале учебного года обе группы прошли тестирование, определяющее уровень физической подготовленности (двигательные качества), физиологические характеристики и психологические показатели, а так же переносимость физической нагрузки.
По окончании учебного года обе группы прошли повторное тестирование по той же схеме, оценивалась достоверность изменений результатов тестирования за год и разница в величинах сдвига между экспериментальной и контрольной группами.
Интегральным показателем эффективности учебно-тренировочного процесса являются результаты выступления спортсменов на соревнованиях. Для этого мы учитывали участие всех спортсменов экспериментальной и контрольной групп в соревнованиях различного уровня, результативность выступлений оценивалась в баллах по специальной шкале. Баллы, набранные каждым юным спортсменом за год, суммировались, после чего вычислялись средние величины по группам.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ
3.1. Оценка физической подготовленности юных тяжелоатлетов
Исследование проводилось в процессе тренировочных занятий, анализ которых проводился по дневниковым записям спортсменов и в беседах с участниками. В лабораторных условиях исследовались фоновые показатели испытуемых и анализировалось влияние разработанной методики интеграции психологической и физической подготовки на эти показатели. Педагогический эксперимент проводился в течение учебного года (сент. 2006 - май 2007 г.г.)
Участники эксперимента — учащиеся детско-юношеской спортивной школы города Тольятти в составе 82 человек - были разбиты на две равнозначные по квалификациям группы - экспериментальную (57 человек) и контрольную (25 человек). Контрольная группа в течение учебного года тренировалась по традиционной для данного вида спорта и данной возрастной группы программе ДЮСШ. В программу занятий экспериментальной группы была включена разработанная методика интеграции психологической и физической подготовки юных спортсменов-самбистов. Психологическая подготовка спортсменов в контрольной группе ограничивалась пределами стандартной программы по борьбе самбо. В остальном же условия проведения исследования в экспериментальной и контрольной группах были аналогичны. Физическая, технико-тактическая и соревновательная подготовка давались в обеих группах в равном объеме.
В таблице 1 приводятся результаты антропометрического обследования спортсменов экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента, свидетельствующие об однородности обследованных групп.
Сформированные группы–экспериментальная и контрольная–аналогичны друг другу по всем исследованным признакам, что позволяет объективно провести сравнительное наблюдение в процессе педагогического эксперимента.
Таблица 1
Антропометрические показатели в экспериментальной и контрольной группах спортсменов ( х ±σ)
Показатель |
Экспериментальная |
Контрольная |
Р |
|
Общее количество (чел.) |
57 |
25 |
|
|
Возраст, лет |
13,6 ±1,3 |
13,9 ±1,2 |
>0,05 |
|
Рост, см. |
159,4 ±3,7 |
158,7 ±4,5 |
>0,05 |
|
Масса тела, кг. |
49,7 ± 6,5 |
48,9 ±5,4 |
>0,05 |
|
Сила |
Правая |
26,5 ± 4,9 |
25,9 ±4,5 |
>0,05 |
кисти, кг. |
Левая |
21,4 ±4,5 |
21,2 ±4,4 |
>0,05 |
Для оценки уровня физической подготовленности юных самбистов нами были выбраны четыре общепринятых теста, отражающие физическую подготовленность спортсменов: подтягивание на перекладине, прыжок в длину с места, бег на короткую (60 м) и на длинную дистанцию (1500 м). Данные тесты позволяют оценить уровень развития таких качеств, как силу, скоростно-силовые способности, быстроту и выносливость.
Проведение годичного эксперимента позволило выявить существенные различия в конечных данных контрольной и экспериментальной групп.
В таблице 2 приводятся результаты анализа общефизической подготовленности спортсменов (физических качеств). Как видно из представленных результатов исследования, в экспериментальной группе в конце эксперимента отмечается повышение уровня развития всех измеряемых физических качеств.
В экспериментальной группе в наибольшей степени отмечается прирост силовой выносливости (рис. 3). Это вполне объяснимо, так как данное качество является одним из важнейших в силовых единоборствах и его развитию на тренировках уделяется значительное внимание. При анализе скоростно-силовых способностей (рис. 4) и быстроты (рис. 5) так же отмечен достоверный прирост. Темпы прироста отмечены также в развитии выносливости (рис. 6).
Таблица 2
Уровень физической подготовленности спортсменов на начало и конец педагогического эксперимента (х ±σ )
Показатели |
Экспериментальная (n=57) |
Контрольная (n =25) |
||
В начале года |
В конце года |
В начале года |
В конце года |
|
Подтягивания на перекладине |
14,1±2,1 |
19,2±2,2* |
14,2±1,9 |
17,5±1,8* |
Прыжок в длину с места (см) |
162±9 |
166±7* |
161±13 |
164±11 |
Бег 60 м, сек |
8,7±0,5 |
8,3±0,5* |
8,7±0,3 |
8,6±0,4 |
Бег на длинные дистанции 1500 м (мин) |
6,35±0,25 |
6,02±0,17* |
6,36±0,19 |
6,32±0,25* |
* - достоверность изменении по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
В контрольной группе в конце педагогического эксперимента прирост показателей физической подготовленности был выражен значительно меньше, чем в экспериментальной группе.
Увеличение физических и функциональных показателей у спортсменов экспериментальной группы является следствием внедрения в учебно-тренировочный процесс интегрированной методики, объединяющей физическое развитие и развитие психических функций. Предложенная нами методика способствует: постоянному проявлению волевых усилий при развитии и проявлении физических качеств; снятию психо-физического напряжения, ускорению восстановительных процессов организма и повышению работоспособности. У спортсменов экспериментальной группы к концу учебного года утомление накапливается в меньшей степени, что позволяет повысить объём и качество работы, поддержать устойчивый интерес к занятиям и интенсифицировать учебно-тренировочный процесс.
Таким образом, между анализируемыми показателями экспериментальной и контрольной групп, в процессе исследования выявлены достоверные различия по уровню физической подготовленности в сторону преобладания их в экспериментальной группе.
Рис. 3. Силовая выносливость у юных спортсменов (подтягивание на перекладине, раз). Условные обозначения:
1 – в начале года (до эксперимента),
2 – в конце года (после эксперимента),
* – достоверность Р<0,05.
Рис. 4. Скоростно-силовые качества у юных спортсменов (прыжок в длину с места, м.). Условные обозначения те же, что в рис.3.
Рис. 5. Быстрота у юных спортсменов (бег на 60м., сек.)
1 – в начале года (до эксперимента),
2 – в конце года (после эксперимента),
* – достоверность Р<0,05.
3.2. Оценка функциональных возможностей
юных тяжелоатлетов
В гипотезе настоящего исследования было предположено, что интеграция физической и психологической подготовки будет способствовать повышению функциональных возможностей юных спортсменов. В таблицах 3 и 4 приведены результаты исследования функциональных показателей контрольной и экспериментальной групп в начале и конце педагогического эксперимента.
Рассмотрим результаты исследования функциональных возможностей спортсменов (таблицы 3 и 4, рис. 7), в которых приведены результаты обследования испытуемых до и после тренировки. На исходном этапе наблюдения в обеих группах мы наблюдаем реакцию напряжения сердечнососудистой системы - увеличиваются систолическое, диастолическое, пульсовое давление, растет число сердечных сокращений, в 1,5 раза возрастает величина индекса Кердо. Различия между экспериментальной и контрольной группами на данном этапе наблюдения отсутствуют.
Таблица 3
Результаты функциональных исследований до и после тренировки в экспериментальной группе (х ±σ)
Показатели |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
||
|
До |
После |
До |
После |
АД. мм. Рт. ст. Систолическое Диастолическое Пульсовое |
118,5±3,5 82,4±2,3 39,7±2,3 |
135,1±7,5 86,1±3,6 49,4±3,5 |
118,8±3,3 82,7±2,4 38,5±2,5 |
129,5±6,3 86,6±3,2 41,6±2,6* |
ЧСС |
75,4±3,6 |
86,7±5,7 |
71,6±3,5* |
81,3±4,7* |
Индекс Кердо |
9,58±0,14 |
13,31 ±0,42 |
9,38±0,14* |
11,43±0,42* |
* - достоверность различий конечных и исходных данных (Р<0,05)
Таблица 4
Результаты функциональных исследований до и после тренировки в контрольной группе (х ±σ)
Показатели
|
В начале года |
В конце года |
||
До |
после |
До |
После |
|
АД. Мм. Рт. ст. Систолическое Диастолическое Пульсовое |
117,8±3,7 85,2±3,5 39,4±2,3 |
139,3±7,3 89,3±2,5 43,1±3,3 |
118,7±3,6 83,4±2,5 35,8±2,4 |
128,2±6,3 83,3±3,2 39,3±3,7 |
ЧСС |
76,1±3,5 |
86,8±5,6 |
72,8±3,4* |
84,5±5,3 |
Индекс Кердо |
9,55±0,18 |
13,4±0,33 |
9,49±0,19 |
12,4±0,36 |
* - достоверность различий исходных и конечных данных (Р<0,05)
Описанные результаты свидетельствуют о том, что включение в программу тренировок разработанной методики интеграции психологической и физической подготовки оказывает положительное, стабилизующие действие на регуляторные механизмы, улучшает вегетативное обеспечение и переносимость спортсменами физической нагрузки.
В заключение настоящего раздела, нами была исследована величина функционального резерва по PWC170 и по МПК. Полученные результаты приведены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования функционального резерва у спортсменов в процессе эксперимента (х ±σ)
Показатели |
Экспериментальная |
Контрольная |
||
|
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
PWC170 (кГм/мин) |
892±21 |
1057±28* |
889±21 |
997±19 |
МПК |
2,92±0,12 |
3,12±0,09* |
2,89±0,12 |
2,99±0,11 |
* - достоверность изменений по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
Как видно из полученных данных у спортсменов экспериментальной группы отмечалось достоверное увеличение функционального резерва и физической работоспособности. В контрольной группе изменения величины функционального резерва и физической работоспособности были выражены в меньшей степени: различий между исходными и конечными данными не обнаружено.
Минимальная частота световых импульсов в секунду, при которой наступает слияние мельканий (КЧСМ), зависит от функциональной подвижности нервной системы. Увеличение КЧСМ свидетельствует о снижении утомляемости, особенно в экспериментальной группе.
Метод рефлексометрии использовался нами для определения времени двигательной реакции, по результатам которой оценивалось функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС). Латентное время двигательной реакции (ЛВДР) - это время от начала действия раздражителя до момента появления ответной реакции. Снижение ЛВДР у спортсменов экспериментальной группы (табл. 6) свидетельствует о низкой утомляемости и улучшении переносимости ими физических нагрузок.
Регистрация электрокожного сопротивления (ЭКС)
проводилась для
определения изменения уровня эмоциональной напряженности. Увеличение
ЭКС свидетельствует о снижении эмоционального возбуждения, что более выражено
в экспериментальной группе.
Теппинг-тест использовался для определения функционального состояния периферического звена нервно-мышечного аппарата, проявления скоростных качеств. Достоверное увеличение количества выполненных движений рукой за 40с. у спортсменов экспериментальной группы являлось показателем нормализации функционального состояния .
Таблица 6
Физиологические показатели нервной системы у юных спортсменов.
|
КЧСМ, Гц |
ЛВДР /сек/ |
ЭКС, кОм |
Количество движений рукой за 40 с |
||||
|
||||||||
|
||||||||
|
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
В начале |
В конце |
|
эксперим |
эксперим |
эксперим |
эксперим |
эксперим |
эксперим |
эксперим |
эксперим |
Экспериментальная (n=57) |
31,3±0,2 |
35,4±0,2 |
0,32±0,01 |
0,21±0,01* |
25,2±0,5 |
29,3±0,4* |
240±2,1 |
248±2,2* |
Контрольная (n=25) |
31,5±0,3 |
32,1±0,2 |
0,33±0,01 |
0,30±0,01 |
26,1±0,6 |
28,1±0,4 |
239±2,1 |
245±2,6 |
* – достоверность изменений конечных по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
Включение в комплекс спортивных тренировок юных самбистов экспериментальной методики интеграции психологической и физической подготовки способствует повышению эффективности тренировочных занятий, повышению показателей функциональных возможностей спортсменов, общефизической подготовленности.
Интегрированная психологическая и физическая подготовка оказывает некоторое положительное влияние на функциональные показатели и стабилизирующее действие на регуляторные механизмы, улучшает вегетативное обеспечение и работу сердечно-сосудистой системы. При этом возрастает функциональный резерв и улучшается переносимость спортсменами физических нагрузок.
3.3. Результаты психологического тестирования
В таблицах 7, 8, 9 приводятся результаты психологического тестирования спортсменов экспериментальной и контрольной групп в начале и по окончании педагогического эксперимента.
Оценка по шкале тревожности Спилбергера-Ханина показала умеренный уровень личностной тревожности и реактивной тревоги у всех обследованных (табл. 7), что является оптимальным для спортсмена.
Как видно из приводимых данных к окончанию эксперимента уровень реактивной тревоги существенно снижается в экспериментальной группе, оставаясь неизменным в контрольной группе. Именно этот показатель (реактивная тревожность) отражает текущее состояние организма. Личностная тревожность, отражающая ранее перенесенные психо-эмоциональные стрессы, более стабильна, однако в экспериментальной группе так же несколько снижается.
Таблица 7
Результаты психологического тестирования спортсменов в процессе педагогического эксперимента (тест Спилберга-Ханина), (х ±σ)
Показатели |
Экспериментальная |
Контрольная |
||
|
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
Личностная тревожность |
41,9±1,27 |
34,2±1,32* |
41,2±1,24 |
42,6±1,12 |
Реактивная тревожность |
38,5±1,4 |
35,3±1,3* |
38,5±1,4 |
39,4±1,5 |
* - достоверность изменений по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
Использование в процессе эксперимента восьмицветового теста Люшера позволило нам выявить неосознанные эмоциональные изменения (табл. 8).
Люшером установлен вариант, который называется «аутогенной нормой» -последовательность выбора восьми цветов следующего порядка: красный, желтый, фиолетовый, синий, коричневый и черный. Такая последовательность является отражением оптимального, уравновешенного состояния эмоциональной сферы.
Таблица 8
Результаты психологического тестирования группы спортсменов в процессе педагогического эксперимента (тест Люшера), ( х ± σ)
Показатели |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
В начале года |
В конце года |
В начале года |
В конце года |
|
Суммарное отклонение от «аутогенной нормы» (баллы) |
9,6±1,5 |
8,4±1,4* |
9,7±1,2 |
9,5±1,2 |
Коэффициент вариации (баллы) |
1,32±0,17 |
1,48±0,12* |
1,33±0,16 |
1,28±0,17 |
* – достоверность изменений конечных данных по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
Кроме этого, оценивается коэффициент вариации, величина которого отражает преобладающий тип психо-вегативного реагирования. Коэффициент вариации выше 1 отражает потребности в затратах энергии, менее 1 – перевозбуждение и стремление к покою.
В обследованной группе юных спортсменов (табл. 8), как и следовало ожидать, коэффициент вариации был выше единицы. Отклонение же от «аутогенной нормы» относительно небольшое и составляет 9-10 баллов по 32 - бальной шкале.
Таблица 9
Результаты психологического тестирования спортсменов в процессе педагогического эксперимента (х ±σ)
Исследуемые функции |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
В начале эксперим |
В конце эксперим |
В начале эксперим |
В конце эксперим |
|
Объем внимания |
6,7±2,3 |
8,9±1,9* |
6,6±2,6 |
4,8±2,3* |
Распределение внимания |
14,5±3,3 |
18,9±2,5* |
14,3±2,5 |
11,4±2,2* |
Оперативная память |
21,7±4,8 |
25,6±4,2* |
22,1±4,8 |
18,9±4,2* |
Мышление |
148,8±16,6 |
155,4±12,2 |
149,6±14,9 |
141,8±12,2* |
* - достоверность изменений конечных данных по сравнению с исходными значениями (Р<0,05)
В экспериментальной группе произошли существенные изменения в структуре спортивной мотивации тяжелоатлетов. Так, если до эксперимента направленность на соревновательную и тренировочную мотивацию составила соответственно 5,6 и 6,7 балла, то после педагогического эксперимента данные показатели мотивации составили соответственно 8,4 и 7,5 балла. В контрольной группе достоверных изменений в структуре спортивной мотивации не произошло. До эксперимента направленность на тренировочную и соревновательную мотивацию составили соответственно 4,9 и 5,8 балла, после эксперимента - 5,2 и 6,3 балла. Вполне возможно, что укрепление спортивной мотивации у спортсменов экспериментальной группы окажет положительное влияние на результативность их соревновательной деятельности, что будет рассмотрено в дальнейшем.
Резюмируя изложенное, можно заключить, что интегрированная методика психологической и физической подготовки юных тяжелоатлетов оказывает выраженное нормализующее влияние на психо-эмоциональную сферу. Это проявляется в снижении показателей личностной и реактивной тревоги, приближении ее к «аутогенной норме», оптимизации соотношения психоэмоционального уровня и повышении функционального резерва спортсменов.
Поскольку при физическом, психологическом, физиологическом тестировании нами был зарегистрирован положительный эффект интеграции физической и психологической подготовки, то можно ожидать повышения результативности соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов.
ВЫВОДЫ
1.Анализ существующего состояния проблемы интеграции
физической
и психолого-педагогической подготовки юных тяжелоатлетов позволил
сделать вывод о недостаточности использования методов психологического
воздействия в спортивной практике.
2.Разработана методика интеграции физической
и психолого-
педагогической подготовки юных тяжелоатлетов на этапе начальной специализации,
предусматривающая единство во времени и в деятельности этих двух элементов
учебно-тренировочного процесса с некоторым опережением психологической
подготовки. Предварительная психологическая подготовка создает необходимую базу
для ускорения развития физических качеств спортсменов. Разработанная методика
может служить практическим руководством для тренеров юных тяжелоатлетов, и
акцентирована на приоритетное направление - развитие психических функций,
обусловливающих успешное развитие и проявление физических качеств.
Особенностью методики интегративного подхода к подготовке юных тяжелоатлетов является построение ее на основе принципов интеграции процессов, гуманистической педагогики и психологии и ориентированность на развитие личности, как целостной био-психо-социальной структуры.
3.Внедрение в учебно-тренировочный процесс подготовки штангистов разработанной методики интеграции физической и психологической подготовки способствовало улучшению показателей внимания, развитию чувствительности, повышению скорости восстановления физиологических показателей и работоспособности, ускорило овладение навыками саморегуляции, активизировало раскрытие внутренних ресурсов и способностей к творческой импровизации во время соревновательной деятельности. Приоритетное направление в развитии психических функций (внимания, представления, мышечно-двигательных ощущений, воображения, психической саморегуляции) юных тяжелоатлетов способствовало успешному развитию и проявлению у них физических качеств (силы, быстроты), что позволяет рекомендовать предложенную нами методику в подготовку спортсменов.
4. Предварительная психологическая подготовка, предшествующая физической подготовке юных тяжелоатлетов и предусматривающая развитие необходимых для тяжелой атлетики психологических и волевых качеств, позволила добиться повышения результативности их соревновательной деятельности и своевременного становления спортивного мастерства. Все юные спортсмены экспериментальной группы к концу учебного года выполнили нормативы по физической подготовке и по выполнению спортивных разрядов. В контрольной группе таковых было лишь 45%. По количеству побед и набранной сумме баллов на соревнованиях спортсмены экспериментальной группы достигли более (Р < 0,05) высоких результатов по сравнению с контрольной группой. Этому способствовало то, что спортсмены экспериментальной группы в большей части (84%) находились на соревнованиях в оптимальной предстартовом состоянии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А. Резервы нашего организма [Текст] / Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катов - М.: Знание, 1990. - 240 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. — М.: Физкультура и спорт, 1978. -233 с.
3. Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации [Текст] / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2001. - 112 с.
4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.. Физкультура и спорт, 1998. — 215с.
5. Белкин А.А. Идеомоторная тренировка в спорте [Текст] / А.А. Белкин. - М. Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
6. Бирюков А.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов [Текст] / А.А. Бирюков. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
7. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]/ В.В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -331с.
9. Волков Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов [Текст]: учебное пособие для слушателей высшей школы тренеров ГЦО-ЛИФК / Н.И. Волков. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 44 с.
10. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Педагогика, 1995. - 180 с.
11. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок [Текст] / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 176 с.
12. Годик М.А. Спортивная метрология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г.Д. Горбунов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
14. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов [Текст] / Г.Б. Горская. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 184 с.
15. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте [Текст] / В.И. Дубровский. - М: Физкультура и спорт, 1991. -207с.
16. Ендропов О.В. Валеологические аспекты двигательной активности человека [Текст] / О.В. Ендропов. - Новосибирск: НГПУ, 1996. — 230 с.
17. 3ациорский В.М. Спортивная метрология [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
18. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов [Текст] / В.В. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
19. Иващенко В.В. Методика силовой подготовки юных самбистов [Текст] / В.В. Иващенко. - Краснодар: Куб. ученик, 2000. - 120 с.
20. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.-512 с.
21. Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. -495 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.