Опыт работы воспитателя ДОУ.
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры по изобразительной деятельности.
Описание работы.
Представляю свой опыт работы. Данный материал доступен
педагогу с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными
технологиями.
Цель: создание условий
для организации работы, направленной на развитие художественно – творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста, через использование
дидактические игры по изобразительной деятельности.
Задачи:
• Пополнить центр творчества дидактическими играми и пособиями по
изобразительной деятельности.
• Разработать методическое сопровождение.
• Совершенствовать изобразительные навыки и умения детей.
• Расширять знания детей по цветоведению.
• Формировать у детей умение наблюдать, анализировать, сравнивать, решать
задачи творческого характера.
• Развивать чувства формы, цвета, композиции, пропорции.
• Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
• Приобщить родителей к организации и изготовлению игр, в семье и в детском
саду.
Подготовительный этап.
Свою работу начала с подборки картотек по цветоведению (цветные
физкультминутки, стихи, загадки о цвете, цветные подвижные игры), а также
картотеку дидактических игр по изодеятельности на развитие воображения, и
творчества детей.
Дидактические игры делала своими руками. Это игры по цветоведению (на изучение цветов спектра, основных цветов и их оттенков, на смешивание цветов для получения других): «Цвет и тень», «Карандаши и радуга», «Цвета», «Весёлые краски»; на композиционные решения: «Составь пейзаж», «Составь натюрморт»; по декоративно прикладному искусству: «Русские узоры», лото «Дымка», рамки-вкладыши «Матрёшки»; на выкладывание орнамента: «Чудо узоры», «Продолжи узор»; на жанровую живопись: лото «Жанры живописи».
В
центр творчества «Разноцветная радуга» поместила куклу художника Карандаша,
сшитого также самостоятельно, который решает ряд определённых задач (знакомство
с профессией художника; с жанровой живописью: портрет, пейзаж, натюрморт; с
палитрой, красками, кистью; основными цветами и их оттенками, холодными и
тёплыми тонами, сочетание цвета).
Разработала конспекты занятий по рисованию для разных возрастных групп с использованием дидактических игр, а также перспективное планирование по использованию этих дидактических игр в образовательном процессе.
Подобрала консультации для родителей.
Основной этап.
Игры по изобразительному искусству включала в разные виды деятельности, а также
использовала разные формы работы, (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.)
Использованием дидактических игр мотивировала детей в образовательной
деятельности.
Например, при рисовании пейзажей «Лето», «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Весна
пришла» вводились дидактические игры на цветовое восприятие «Времена года и
краски», «Художник по имени природа» .
На рисовании таких пейзажей, как «Мой город», «Широка страна моя родная»
использовала дидактическую игру «Собери пейзаж» с целью вспомнить и уточнить
композиционные навыки и умение видеть свойства пространственной перспективы.
На рисовании по теме «Ваза с фруктами», «Цветы в вазе» проводилась дидактическая игра «Собери натюрморт», где дети выбирали из предложенных картинок то, что нужно и составляли натюрморт, соблюдая правила композиции и цветоведения.
На декоративном рисовании по теме «Композиция с цветами и птицами» использовала дидактическую игру «Чья поляна?», где предлагалось для каждой птицы, используемой в декоративно-прикладном искусстве найти свою расписную поляну.
Дидактические игры использовала как дифференцированный
подход в совместной деятельности в режимных моментах, по подгруппам или
индивидуально. На закрепление пройденного материала, или если у кого-то, что-то
не получается.
Например, перед рисованием портрета мамы, бабушки к 8 марта, с теми детьми, у
которых возникают трудности изображения лица человека, проводила игру «Составь
портрет». Дети могли потренироваться составлять лицо из его частей, соблюдая
пропорции, и их пространственное местоположение. На занятии по рисованию
«Артисты балета» дети играли с куклой-марионеткой, выбирали красивую
танцевальную позу, чтобы потом передать её в рисунке.
Для активизации детей использовала такие методы и приёмы, как художественное
слово, беседа, сюрпризный момент или проблемная ситуация и т.д.
Игры включала не только в игровую, но и в другие виды деятельности.
В познавательно-исследовательской деятельности дети играли с палитрой и
красками. Смешивая краски, получали разные оттенки цветов или дополнительные
цвета из основных.
В двигательной деятельности, кроме основной цели на физическое развитие, закрепляла название цветов и их оттенков.
Читала «цветные» стихи, сказки, загадывала загадки о
цвете.
Дети тоже принимали активное участие в изготовлении игр.
Центр творчества был пополнен разнообразными
дидактическими играми и пособиями по изо, которые выставлялись по мере
необходимости, для решения конкретных задач.
Проводились консультации для родителей с целью повышения их компетентности и
заинтересованности:
«Развитие творческих способностей детей посредством дидактических игр по
изодеятельности», «Играем дома. Творчество рядом», «Влияние цвета на психическое
развитие детей», «Что нужно знать о цвете и смешивании цветов», «Творческое
лето».
Мастер-класс: «Эксперименты с цветом», «Как изготовить дидактическую игру по
изобразительной деятельности».
Выставлялись папки – передвижки: «История цвета», «Читайте с детьми: «Цветные
сказки», «Цветные стихи и загадки».
Завершающий этап.
Развлечение «Путешествие в волшебный мир рисования».
Выставки детских рисунков.
Результаты.
В ходе проводимой работы дети стали больше рисовать как в детском саду, так и
дома.
Анализ детских работ показал, что повысился уровень художественно- творческих
способностей детей, рисунки стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и
интереснее по содержанию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.