Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)"
Оценка 4.7

Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)"

Оценка 4.7
docx
27.03.2023
Опыт работы "Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)"
Опыт работы ОВЗ.docx

 

 

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение –              детский сад комбинированного вида  №3 « Ромашка»                                           Верхнеуфалейского городского округа                                                                                                                        г. Верхний Уфалей, ул. Карла Маркса 21. ИНН 7402004047    ________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)»

 

 

 

 

 

 

 

воспитатель МБДОУ д/c №3 «Ромашка»

Шангареева Мария Ханнасовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Верхний Уфалей

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение стр. 2

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровье сберегающих образовательных технологий в коррекционно- развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР) стр. 5

 

1.1   Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи стр. 5

 

1.2   Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи стр. 7

 

Глава 2. Содержание системы работы стр. 12

 

2.1.   Создание предметно-развивающей среды стр. 15

 

2.2.   Методы и приемы работы стр. 19

 

2.3.   Формы организации взаимодействия с родителями в процессе использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР) стр. 25

 

Заключение стр. 30 Список литературы стр. 32


Введение

 

(актуальность)


 

 

 

«Отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса

- отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

М.А. Павлова


 

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада. При воспитании детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. В ДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника.

Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения. Понимая актуальность работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников педагоги групп компенсирующей направленности для детей с речевыми трудностями должны целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с нарушениями

речи. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, мы считаем невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Главный их признак использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.


Применение в работе воспитателя старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности ДОУ для детей с ОВЗ (ОНР) здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. И в конечном итоге, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии, формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Цель:

 

- Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников, при использовании здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР).

 

Задачи:

 

1.      Создание условий для своевременного и полноценного психо-речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с ОВЗ (ОНР);

 

2.      Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в групповом помещении;

 

3.      Развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики, правильной артикуляции звуков и речевого дыхания;

 

4.      Формирование основ здорового образа жизни у воспитанников и их родителей;

 

Участники: дети, родители, воспитатели.


 

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно- развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

 

1.1   Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

 

Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии, ныне НИИ коррекционной педагогики (Никашина Н.А., Каше Г.А., Спирова Л.Ф., Жаренкова Г.М., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. и др.). Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы,


скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики общей, мимической, мелкой и артикуляционной. По результатам обследования моторной сферы дошкольники с ОНР (третий уровень речевого развития, подготовительная к школе группа) разделились на три подгруппы: дети с низким уровнем развития моторной сферы — 23,5 %, со средним уровнем — 28,55 %, с высоким — 48 %. У детей с низким уровнем развития моторной сферы наблюдаются трудности переключения с одного вида движений на другой, недостаточная статическая и динамическая координация движений, недостаточная двигательная память и низкий уровень произвольного внимания. У детей со средним уровнем развития моторики отмечаются сопутствующие движения при выполнении некоторых проб, им требуется длительное время для выполнения заданий. Лучше выполняются задания по показу, чем по словесной инструкции. Дети с высоким уровнем развития моторики приближаются к возрастной норме: у них достаточно сформирована мелкая и артикуляционная моторика. Это можно объяснить тем, что с детьми подготовительной группы длительное время проводилась коррекционная работа.

 

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной отмечается, что:

 

-   у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

 

-   имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

 

-   преобладающая форма общения с взрослыми у детей 5-6 лет ситуативно- деловая, что не соответствует возрастной норме.

 

Наличие общего недоразвития у детей приводит со стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Для детей с речевой патологией характерно нарушение дыхания, зачастую оно у них поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медицинских работников, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, снижается работоспособность на занятии.


1.2   Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.). Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».

 

Здоровьесберегающие образовательные технологии - наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. АхутинаТ.В. в своей статье «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» отмечает, что здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным

педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

 

По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);


соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

 

О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

 

По определению Н.К. Смирнова, здоровьеформирующие образовательные технологии это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья и личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

 

В.А. Деркунская предлагает классификацию здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения субъектов педагогического процесса в детском саду:

 

·         медико-профилактические (организация мониторинга здоровья дошкольников; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания, физического развития и закаливания дошкольников; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ);

 

·         физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников; дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье);

 

·         обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка);

 

·         здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни);


·         валеологического просвещения родителей (папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.).

 

Сухарев А. Г. в своей концепции укрепления здоровья детей дошкольного возраста говорит о том, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.

 

При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

 

-   не навреди!

 

-   принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

 

-   соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

 

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

 

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. По мнению В.И. Ковалько, здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало

-- конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии их здоровья.

 

Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает созданиездоровьесберегающей среды.

 

Л. Волошина определяет ее как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических,


экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных меробеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в семье и ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

 

·         формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

 

·         использование в образовательной деятельности ДОУ духовно- нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

 

·         конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

 

·         обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

 

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

 

o   непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

 

o   реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

 

o   специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

 

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы логопеда ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.


Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят педагоги, психологи, родители.

 

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

 

Таким образом, коррекция недоразвития речи, как следует из выше сказанного, не может быть эффективно проведена без одновременной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Мы считаем, что наиболее эффективным средством решения этой задачи будет использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно- развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.


 

 

Глава 2. Содержание системы работы

 «Забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

 

Изучив имеющуюся методическую литературу

по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР), я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей и речевых трудностей. Мною разработано перспективное планирование занятий из серии

«Здоровье», которое позволяет грамотно распределить изучаемый материал на весь учебный год. Для удобства поиска дидактических материалов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование игр в картотеки.

 

В содержание системы работы входит:



 

Здоровьесберегающие образовательные технологии


 

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий


 

 

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

 

·         Принцип создания образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов коррекционно-педагогического процесса.

 

Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для


познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

 

·         Принцип творческого характера воспитательно-образовательного процесса.

 

Познание без творческого заряда неинтересно. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей активных методов и форм познания.

 

·         Принцип обеспечения мотивации коррекционно-развивающей работы.

Ребенок должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

 

·         Принцип построения коррекционно-педагогического процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

 

Прежде всего, имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

 

·         Принцип учета системного строения высших психических функций.

При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

 

·         Принцип целостности.

Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение «по единицам», а не по элементам.

 

·         Принцип успешности.

Принцип осознания ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

 

·         Принцип рациональной организации двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада: до 50% снижаются


общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

 

·         Принцип обеспечения адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

 

·         Принцип обеспечения прочного запоминания.

Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

 

·         Принцип комплексной системы закаливания детей.

 

 

 

 

2.1.   Создание предметно-развивающей среды.

 

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира. Вся работа в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР), начинается с организации коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально- практического взаимодействия ребенка со сверстниками и воспитателем, включить в активную познавательную деятельность всех детей; с оборудования речевых зон, стимулирующих речевое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы организации развивающей среды в группе ДОУ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В нашей группе созданы центры развития по различным направлениям. Мы постарались организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая коррекционно-развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Логопедическая группа представляет собой "сказочную страну", в которой дети учатся красивой и правильной речи. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования и имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей. Центральным персонажем стала ворона Клара. Она "прилетела" к детям в начале учебного года и оказалась в удивительной "стране красивой и правильной речи". Вместе с Кларой дети учатся правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении, знакомятся с буквами, овладевают навыком слитного чтения. Клара учит детей "говорить" пальчиками - вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. В теремке "Звукарике" живёт Лягушка-Говорушка, которая всегда рада гостям и помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения ( кукла- оригами с языком - пальчиком). Она - хозяйка речевого уголка. Здесь дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются. Лягушка-Говорушка придумывает для детей новые увлекательные игры со звуками и словами: сочинялки, трудноговорилки и др. В игре дети осваивают произношение "трудных" звуков. На полочке в речевом уголке разместились разнообразные пособия по


развитию мелкой моторики. Многие из них изготовлены руками творческих педагогов и родителей. Здесь и "цветные бусинки", и "весёлые резиночки", и, конечно, всем известные и любимые детьми массажёры - "ёжики" - су-джок . Любима детьми игра "Золушка", в которой нужно разложить в двё ёмкости горох и фасоль. Несложно изготовить сухой пальчиковый бассейн: тазик или широкое ведёрко наполняем горохом, фасолью и т.д. В бассейне "прячутся" игрушки, ответы на загадки, картинки - всё, что захочет педагог.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. (А.Л.Сиротюк). Обучая детей длительному плавному выдоху, мы оборудовали в речевом уголке полочку "Дуй, ветерок". Здесь доступно для детей разместились дыхательные тренажёры, также изготовленные руками взрослых: "Бабочки", "Цветные варежки", "Тучка" . Очень любят дети пускать кораблики в тазике с водой, играть в "Футбол". В вечернее время дети организуют оркестр - каждый пузырёк звучит по-разному. Учебный центр оборудован магнитной доской и магнитной азбукой. Здесь интересно проходят организованная образовательная деятельность. Каждый ребёнок получает возможность практически действовать с учебным материалом. Для определении наличия и местоположения звука в слове на стене расположился "Цветик-семицветик". На лепестках которого дети размещают картинки на изучаемый звук. В центре художественно - эстетического и креативного развития размещены музыкальные инструменты, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов для всех видов театра - от настольного и плоскостного, до пальчикового. С помощью героев русских народных сказок, знакомых детям с раннего возраста, педагоги легко преодолевают речевой негативизм у детей с общим недоразвитием речи, удерживают внимание гиперактивных детей. Дети с удовольствием играют в театр. Игра помогает развивать просодические компоненты речи - интонацию, дикцию, голосовую функцию; развивают уверенность в себе, коммуникабельность. Здесь же размещены материалы для изобразительной деятельности - рисования, лепки, аппликации. В условиях крайнего севера восприятие природных объектов детьми ограничено. Кратковременность межсезонья, отсутствие ярких природных явлений (цветение деревьев, прилёт птиц) крайне обедняет детские впечатления. Знакомить со многими природными объектами и явлениями приходится по картинкам. Это отражается на речи детей.

Восполнить недостаток позволяет организованный в групповой комнате природный уголок. Здесь размещаются комнатные растения, календарь погоды, сюжетные картинки соответствующего времени года, "портрет месяца". Дети усваивают времена года, сезонные изменения в природе. Длительный период тёмной полярной ночи ослабляет здоровье детей, отрицательно влияет на зрение дошкольников. Как известно, моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего - учебной (А.Л.Сиротюк). И.М.Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов


базируется на материальной основе - элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия (А.Л.Сиротюк). Для проведения глазодвигательной гимнастики в группе нарисованы схемы зрительно-двигательных траекторий. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, тренируют способность глаза фокусировать. Большой ковёр позволяет прямо в групповом помещении выполнять телесные упражнения для развития координации движений, растяжки для нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей.

 

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

 

 

 

 

2.2.   Методы и приемы работы

 

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы воспитателя возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

 

Стимулирующие приемы здоровьесбережения:


·         Элементы сказкотерапии

·         Облачение образовательной деятельности сказочным сюжетом.

·         Использование отрывков из сказок.

·         Введение в занятие сказочного героя.

·         Сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы

 

над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который появляется на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

 

·         элементы цветотерапии

Включая в логопедическую практику методику выбора цвета, позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

 

Широко используются в коррекционной работе рисунки, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть речевое нарушение.

 

·         элементы музыкотерапии

Часто используем музыкальное сопровождение в ходе образовательной деятельности, целью которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Используем музыкальные


классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

 

·         приемы психотерапии

Вся коррекционная работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями. Основным средством психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы проводим беседы, даем разъяснения, убеждаем, внушаем им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

 

Исправляя имеющиеся речевые нарушения для предупреждения перегрузки детей с ослабленным здоровьем, разрабатываем и внедряем щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий образовательной деятельности, которые раскроют резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всей коррекционной работы.

 

В этом направлении широко используем компенсаторно-нейтрализующие приемы:

 

Кинезиологические упражнения А.Л.Сиротюк, необходимые для становления многих психических процессов.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

 

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.


Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

 

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

 

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

 

Биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием способствует достижению лучших результатов в работе по постановке звуков, создает условия реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми речевыми нарушениями. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

 

Алфавит телодвижений, разработанный С.И.Веневцевым, используемый во время образовательной деятельности, состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны туловища и головы, полуприседания, приседания. К концу учебного года у детей с дизартрическим компонентом улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха.


Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е.А. Алябьевой.

 

Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

 

Схема построения образовательной деятельности отличается от общепринятой следующими моментами:

 

·         в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.

 

·         в ходе образовательной деятельности предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;

 

·         ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;

·         динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой образовательной деятельности, даются задания на словотворчество детей,

 

·         предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

 

В организационные моменты коррекционной образовательной деятельности полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

 

·         Психологический настрой «Цепочка дружбы»: - Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!

 

·         Образовательная деятельность на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки: «Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?» Затем следуют релаксационные упражнения:

«Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко.

Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять


засветило солнышко (расслабление)». Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией.

 

·         Использование психогимнастики можно рассмотреть на примере занятия «У нас в гостях звуки [г] и [г']»: «Дети, вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?» (Дети изображают ворчливого, грустного, доброго и злого гномов). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

 

·         Элементы психофизической гимнастики используются, например, так: дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают, как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло бредут после своих неудавшихся проделок. Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

 

Обязательно в образовательной деятельности присутствует физкультминутка, тесно связанная с темой занятия и являющаяся как бы переходным мостиком к следующей части деятельности, где также возможно использование здоровьесберегающих технологий. Основные задачи физкультминутки это:

 

·         снять усталость и напряжение;

·         внести эмоциональный заряд;

·         совершенствовать общую моторику;

·         выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

 

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

 

На заключительной стадии образовательной деятельности подводятся итоги. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой и успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получиться.


В заключительном «аккорде» должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с вами. Но главное, о чем необходимо помнить, - занятие от начала до конца должно быть добрым!

 

 

2.3.   Формы организации взаимодействия с родителями в процессе использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР)

 

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. Однако, родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад и семья.

 

Чтобы выстроить эффективное общение педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нужд семьи, быть в курсе последних достижений науки.

 

Общение будет успешно, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Важным условием является создание моделей «воспитатель - родитель», воспитатель - психолог - родитель». Особая форма общения в этих моделях доверительно-деловой контакт. На этапе первичного знакомства родители знакомятся принципами работы воспритателя и семьи: открытость, сотрудничество, создание активной развивающей среды, принцип индивидуального подхода к каждой семье.


 

 

 

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме. К нему следует очень тщательно готовиться, ведь от первичного восприятия педагога и семьи зависит их дальнейшее сотрудничество.

 

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства педагогов ДОУ и семьи, мы используются разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы; тренинги;

 

родительские гостиные; почта Доверия, анкетирование. Красочные наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках специалистов размещена информация практической направленности, приводятся интересные факты, даются рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, руководителя изостудии, физкультурного и музыкального работников.

 

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.


В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла благоприятные результаты.

 

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. Сотрудничество воспитателей детского сада и семьи: забота о здоровье дошкольника. Первая школа воспитания - это семья. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В условиях семьи формируется эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень содержание эмоционального и социального развития ребенка. Доказано, что состояние здоровья родителей - один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное, но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности. Профилактическая активность людей, определяющаяся осознанием здоровья как ценности и наличием целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению, в настоящее время становится важным фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину им ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы.

Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

 

Поэтому так важно помочь родителям понять, что на развитие личности ребенка оказывают влияние очень многие факторы, и воспитание не должно идти стихийным путем. Семье нужны поддержка и сопровождение педагогов. Элементарное соблюдение принципов здорового образа жизни может нивелировать все эти отрицательные воздействия, и, следовательно, мероприятия, направленные на повышение медицинской активности родителей, являются задачей первостепенной важности.

 

Наибольший эффект оздоровительных мероприятий отмечается в тех случаях, когда родители не только строго выполняют рекомендации врача, но и становятся сторонниками здорового образа жизни. Только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.


Цель работы детского сада в этом направлении оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья. Она подразумевает следующие задачи:

 

  повышать сопротивляемость и защитные свойства организма ребенка через обеспечение здорового образа жизни, оптимального двигательного режима, психологической безопасности личности, внедрение здоровьесберегаюших технологий;

 

  создавать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 

  осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка;

 

  расширять сотрудничество с семьей по формированию духовно- нравственного облика подрастающего поколения, изучение и активизацию педагогического потенциала семьи;

 

  осуществлять профилактику асоциального поведения средствами физической культуры и спорта.

 

Для сознательного участия родителей и педагогов ДОУ в оздоровлении ребенка необходимы специальные знания. Причины частых заболеваний у детей, профилактика заболеваний, уход за больным ребенком, первая помощь и предупреждение осложнений - все эти вопросы мы рассматриваем на родительских собраниях, круглых столах. На такие мероприятия приглашаются медицинские работники детского сада. Кроме того, родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, делятся своим положительным опытом семейного воспитания, рассказывают о семейных традициях, которые помогают укреплению здоровья семьи. В понятие «семейные традиции» входит понятие «образ жизни». Многие болезни и проблемы коренятся именно в нем. Например, острая проблема современности алкоголизм и наркомания.

 

Наряду с коллективными формами организации широко используем индивидуальные и подгрупповые беседы, устные журналы. Обучение родителей лечебно-оздоровительной работе в условиях семьи проводят специалисты ДОУ: старшая медсестра, инструктор по физкультуре, педагог- психолог, учитель-логопед. Даются практические советы, рекомендуется медицинская и педагогическая литература.

 

Один из действенных методов в данном направлении — применение наглядной агитации. В нашей группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. Имеются так


называемые «копилки здоровья», в которых собран материал о нетрадиционных методах оздоровления, материал, пропагандирующий здоровый образ жизни. Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями.

 

Проводятся консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Если ребенок боится стоматолога»,

«Алкоголь и потомство», «Профилактические прививки — защита от инфекционных болезней», «О здоровье всерьез», «Профилактика детского травматизма», «Формируем потребность в здоровом образе жизни» и др.

 

Систематически для родителей организуются дни открытых дверей. На наш взгляд, это эффективная форма вовлечение членов семей в педагогический процесс. В течение дня папы, мамы, бабушки и дедушки имеют возможность посетить утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, прогулку, закаливающие процедуры и другие режимные моменты. Свои впечатления посетители оставляют в книге отзывов и предложений. Затем мы анализируем все мероприятия, делаем выводы, подводим итоги. Как правило, родители бывают очень довольны. Но иногда у них возникают вопросы, нам важно каждое их высказывание. Ведь если они что-то не поняли, не так восприняли, необходимо принять это к сведению и разъяснить.

 

Родители приглашаются на дни и недели здоровья, которые стали традиционными в нашем детском саду. Мамы и папы не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников: «Вместе с мамою вдвоем все препятствия пройдем»,

«Папы могут все на свете», «Папа, мама, я спортивная семья»,

«Межпланетные олимпийские семейные игры», «Дружная семейка».

 

Воспитатели вместе с родителями оформляют стенгазеты и выставки рисунков на темы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В здоровом теле здоровый дух», «В стране здоровья», «Активный отдых нашей семьи» и др. Родители принимают участие в конкурсе сочинений

«Наша семья — за здоровый образ жизни», в которых рассказывают о том, как отдыхают, отмечают праздники, выходные дни, какие игры проводят с детьми, какие спортивные мероприятия посещают, какие детско- родительские отношения присутствуют в семье. Затем мы делаем выставки этих сочинений, ведь каждая семья проявляет творчество при оформлении своих работ, прилагают к ним кодексы здоровья семьи. Кроме того, сотрудники детского сада оформляют тематические выставки: «Как вырастить здорового ребенка», «Закаляемся с раннего возраста» и др. Мамы и папы с удовольствием знакомятся с экспонатами выставки, делятся впечатлениями. Конечно, не все семьи активны, но многих удается заимствовать, некоторые родители пересматривают свои взгляды на) питание детей.


Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей.

 

Считаем, что критериями взаимодействия воспитателей с родителями по вопросам здоровья являются: ценностное отношение к другу, толерантность, информированность сторон об особенностях развития систем оздоровления в детском саду и семье, включение в совместную деятельность с прогнозируемыми результат. Обширная профилактическая работа с детьми, родителями, сотрудниками, безусловно, имеет определённые положительные результаты.

 

Перспективы:

 

  поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни;

 

  активное вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада с целью укрепления чувства их личной ответственности за развитие ребёнка, его здоровье;

 

  укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению культурно-оздоровительных технологий;

 

  развитие материально-технической базы ДОУ.

 

Переход к новому качеству взаимодействия с семьей возможен, если усилия каждого участника воспитательно-образовательного процесса будут направлены на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья детей, на достижение поставленных задач.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи:

 

  формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;


  использование в образовательной деятельности духовно-нравственного и культурного потенциала города, микрорайона, ближайшего окружения, воспитание детей на традициях русской культуры;

 

  конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

 

  обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

 

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

 

  непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

 

  реабилитационные мероприятия (фитотерапия, витаминотерапия, ароматерапия, ингаляция, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);

 

  специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

 

Внедрение в коррекционно-развивающий процесс работы воспитателя с детьми с ОВЗ (ОНР) здоровьесберегающих технологий повысил уровень развития двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики, артикуляции звуков и речевого дыхания у детей с речевыми

трудностями, стало первой ступенью формирования основ здорового образа жизни у воспитанников и их родителей.

 

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого педагога дошкольного образовательного учреждения и в большей степени воспитателей и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ (ОНР)


 

Список литературы:

 

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 28.

 

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

 

3. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2014. N1.

 

4.   Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. М. :АРКТИ, 2012.


5. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М. : ВЛАДОС, 2012.

 

6. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М., 2013.

 

7.   Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн фитобар сауна/ Методическое пособие. // Под ред. Б. Б. Егорова. М., 2014.

 

8. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М. : Мозаика – Синтез, 2012.

 

9. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М., 2013.

 

10.   Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 29 34. Фомина Н. А.

 

11. Чеботарева О. В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 

12. ЖУРНАЛ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

 

Д/В №1 - 11 г. стр. 66 статья «Упражнение для глаз».

 

Д/В 10 14 г. стр. 77 статья «Стоматологические заболевания». Д/В 12 11 г. стр. 21 статья «О здоровье всерьёз» (АНКЕТА)

«Путь к здоровью и бодрости».


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №3 «

СОДЕРЖАНИЕ: Введение стр

СОДЕРЖАНИЕ: Введение стр

Введение (актуальность) «Отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса - отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

Введение (актуальность) «Отсутствие назидательности и авторитарности элементы индивидуализации обучения наличие мотивации на здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса - отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий»

Применение в работе воспитателя старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности

Применение в работе воспитателя старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно- развивающей работе воспитателя

Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно- развивающей работе воспитателя

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции

Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции

Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов…

О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов…

Сухарев А. Г. в своей концепции укрепления здоровья детей дошкольного возраста говорит о том, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих…

Сухарев А. Г. в своей концепции укрепления здоровья детей дошкольного возраста говорит о том, что в последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих…

ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: · формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного…

ДОУ. В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие задачи: · формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного…

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят…

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят…

Глава 2. Содержание системы работы «

Глава 2. Содержание системы работы «

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Принцип творческого характера воспитательно-образовательного процесса

Принцип творческого характера воспитательно-образовательного процесса

Принцип обеспечения адекватного восстановления сил

Принцип обеспечения адекватного восстановления сил

Принципы организации развивающей среды в группе

Принципы организации развивающей среды в группе

В нашей группе созданы центры развития по различным направлениям

В нашей группе созданы центры развития по различным направлениям

Многие из них изготовлены руками творческих педагогов и родителей

Многие из них изготовлены руками творческих педагогов и родителей

Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения

Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения

Элементы сказкотерапии ·

Элементы сказкотерапии ·

Вся коррекционная работа пронизана психотерапевтической направленностью

Вся коррекционная работа пронизана психотерапевтической направленностью

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно

Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения

Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией

Релаксационные упражнения помогают снять повышенное напряжение у детей с дизартрией

В заключительном «аккорде» должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше

В заключительном «аккорде» должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получиться еще лучше

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы проводим в нетрадиционной форме

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе

Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья

Цель работы детского сада в этом направлении — оказывать помощь семье по созданию условий для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья

Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями

Эта информация собирается не только медиками и педагогами, но и самими родителями

Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей

Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная и лечебно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать: • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и…

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать: • непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и…

Список литературы: 1. Ахутина

Список литературы: 1. Ахутина

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет)

Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2023