Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Оценка 4.8
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
22.01.2018
Предлагаемая статья содержит материал об опыте работы школьного педагога-психолога по психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии. Содержит общий план работы по инклюзии в разрезе одной школы и перечень литературы, который будет полезен для школьных психологов для организации работы с детьми с ограниченными возможностями.
Статья.doc
Опыт психологического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями в условии инклюзии.
Н.А. Крылова
Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Булар батыра Кордайского
района Жамбылской области. alex64.kg@mail.ru
Рецензент:
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и
потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и
устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии,
кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Каждый человек, который приходит в этот мир, мечтает о том, чтобы быть
востребованным обществом, мечтает учиться и трудиться, чтобы в будущем
быть счастливым и успешным, состоявшимся гражданином нашей страны.
Однако не у всех людей в нашем обществе есть одинаковые физические и
психические возможности. Статистика утверждает, что более трети
новорожденных рождается с различного вида патологиями. Количество людей с
ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом.
В Казахстане принимаются меры по обеспечению всех лиц с
ограниченными возможностями в развитии, создании условий для получения
образования, соответствующего их потребностям и возможностям. В Законе
Республики Казахстан «Об образовании» в Статье 8 пункте 6 сказано:
«Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает
гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия
для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной
адаптации на всех уровнях образования» [1]. Демократические преобразования,
происходящие в Казахстане, процесс вхождения в мировое экономическое
сообщество, обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с
ограниченными возможностями в развитии, привели к состоянию необходимости
их более широкой интеграции в социум. Люди с ограниченными возможностями
– социальная общность, члены которой остро нуждаются в организации
социальных процессов и специальных технологий для
их полноценного
существования.
Наша школа тоже не осталась в стороне от этих процессов: наравне со
здоровыми учащимися в ней обучаются 12 детей с ограниченными
возможностями. Это дети с различными проблемами развития: слабовидящий,
слабослышащий, ребенок с тяжелым нарушением речи и 8 учащихся с задержкой
по
психического развития, у трех из них нарушение интеллекта. Работа инклюзии этих детей в нашей школе началась с создания команды
единомышленников, состоящей из специалистов разного профиля. Это педагоги
начальных классов, так как все дети младшего школьного возраста, педагог
психолог, социальный педагог, врачдефектолог был включен в нашу команду
заочно. Ученик с тяжелым нарушением речи занимался с дефектологом вне стен
школы. Наша команда выработала единую стратегию, направленную на
выработку и реализацию общей и индивидуальных программ для полноценного
развития детей с ограниченными возможностями и помощи их семьям. Педагоги
начальных классов тоже нуждаются в информационной поддержке. Я, как
педагогпсихолог, предвидела следующие проблемы в своей работе:
1. Психологический барьер, существующий в сознании родителей, имеющих
детей с особыми нуждами;
2. Психологический барьер между самим ребенком с ограниченными
возможностями и сообществом учащихся класса;
3. Неприятие одноклассниками ребенка с особыми нуждами, низкий уровень
толерантности здоровых детей;
4. Обычная школа это дополнительные сложности как для родителей детей
с особыми нуждами, так и для педагогов, в классах которых будут, или
уже обучаются дети с особыми нуждами;
5. Родители здоровых детей не очень рады тому, что их чада, возможно,
будут учиться вместе с детьми с особыми нуждами.
6. Составление индивидуальных программ для развития учебных навыков и
коррекции психологического состояния учащихся с ограниченными
возможностями.
Решение
этих проблем наша инициативная группа начала с
формирования общественного мнения об инклюзии в школьной среде. Для этого
мы провели общешкольное родительское собрание по теме: «Инклюзия –
образование для всех». Родители учащихся были ознакомлены с понятием
инклюзии и развитием интеграционных процессов в сфере социального
образования, формированием позитивного общественного отношения к
проблеме доступности образования детей с ограниченными возможностями,
толерантным отношением к детям и молодым людям с проблемами в развитии в
мире, в нашей стране и конкретно в нашей школе. Для проведения собрания мы
использовали методические рекомендации, предлагаемые Национальным научно
– практическим центром коррекционной педагогики Республики Казахстан [2].
Параллельно педагогипсихологи школы работали с контингентом классных
коллективов, где будут или уже обучаются учащиеся с ограниченными
возможностями. Работа заключается в формировании и развитии толерантности
учащихся класса. Форма проведения занятий – психологический тренинг.
Материалы для проведения тренингов были взяты из сборника «Групповая
психокоррекция» под авторством Т.В.Эксакусто [3].
Перед проведением серии тренингов учащимся было предложено
несколько вопросов с целью выяснения отношения их к людям с ограниченными
возможностями: Большинство респондентов (79%) знают, кто такие люди с
ограниченными возможностями, они не против обучения таких ребят в их
классе и согласны помогать им в случае необходимости.
Группа из 21% респондентов знает, кто такие люди с ограниченными
возможностями, но считает, что учиться такие ребята должны дома или
индивидуально.
После проведения серии групповых тренингов была проведена рефлексия с
помощью мандалы «Дарим добро!», показавшей, что теперь каждый участник
тренинга положительно относится к инклюзии в нашей школе.
Наиболее сложным был этап диагностики ребят с ограниченными
возможностями с целью выявления проблемных зон индивидуального
возрастного и личностного становления школьника, определение психического
своеобразия детей «группы риска». Выраженность отклонений в развитии
определяется состоянием основных психических образований: интеллекта,
памяти, речи, мотивации, воли, а также сформированностью механизмов
произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Для
диагностики мы взяли за основу методическое пособие «Психологическая
диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста» под
научной редакцией Л.М. Шипицыной [4]. Проведение комплексного
обследования детей позволило определить индивидуальный уровень развития
детей с ограниченными возможностями. Результаты диагностики каждого
ребенка заносятся в индивидуальную карту развития (Приложение 1). По
результатам диагностики у нас получилось, что 2 ученика с сохранным
интеллектом. У остальных учащихся – задержка развития учебных навыков в
различной степени,
все учащиеся имеют проблемы в межличностных
отношениях и очень неуверенные в себе личности. Учитывая результаты
индивидуальной диагностики,
для каждого ребенка был составлен
индивидуальный план коррекционных занятий. Кроме этого, из этих учащихся
была сформирована тренинговая группа на выработку чувства уверенности в
себе. В эту группу входили не только сами учащиеся с особыми нуждами, но и
их друзья. Такое решение помогло сразу создать на тренинговых занятиях
атмосферу комфортности. Для проведения тренинговых занятий была взята за
основу разработка занятий [5]. Тренинговые занятия проходили параллельно с
индивидуальными занятиями. В ходе занятий я столкнулась с некоторыми
трудностями – очень трудно было проводить рефлексию после проведенных
упражнений. Это связанно с тем, что учащиеся имеют очень плохо развитую
речь, затрудненное мышление. Здесь на выручку приходили ребята с
сохраненным интеллектом – они делились своими мыслями и впечатлениями
первыми, а остальные учащиеся, ориентируясь на уже прозвучавшие ответы,
повторяли их или говорили чтото свое. В общей сложности было проведено 10
тренинговых занятий. К каким результатам мы пришли? Произошло полное
сплочение группы, 80% учащихся стали более уверенными при общении не
только в группе, но и в классе. Родители учащихся отметили, что и дома дети
стали более открытыми, общительными. Для составления плана индивидуальных занятий я использовала
методический сборник «Как преодолеть трудности в обучении детей» под
редакцией А.Ф. Ануфриева [6]. Здесь очень хорошо подобраны упражнения для
коррекции различных трудностей в развитии учебных навыков учащихся. Для
проведения занятий я сделала раздаточные карточки, подобрала наглядные
пособия. Индивидуальный план занятий составлялся следующим образом: Предмет
№
обследования
Название
методики
Мышление
1 4 лишний
(зрительное,
на слух)
Уровень
развития
низкий
Коррекционные
упражнения
Упражнения № 57 – 87
стр. 187 232
2 Последовательные
низкий
картинки
3 Продолжи ряд
Память
4 Зрительная
непроизвольная
5 Зрительная
произвольная
6 Слуховая
произвольная
7 Закрашивание
кружков
Воля
и
и
ц
к
н
у
ф
е
и
к
с
е
ч
и
х
и
с
П
низкий
низкий
низкий
низкий
низкий
Внимание
8 Таблица Шульте
низкий
Развитие
речи
9 Индивидуальная
низкий
беседа
Упражнения № 33 – 53
стр. 166 185
Таблицы корректурной
пробы
Упражнения № 15 – 32
стр.142 164
Упражнения № 88 – 116
стр. 233 245
Упражнения в методическом сборнике [6] расположены от простого к
сложному, что дает возможность развивать учебные навыки постепенно. На
одном занятии, продолжительностью 25 – 35 минут, использую 2 – 3 упражнения
каждого раздела. Помимо этого, на каждом занятии использую упражнения
пальчиковой гимнастики, кинезиологические упражнения, которые позволяют
развивать ???
За данный учебный год один ребенок с задержкой психического развития
по результатам медикопедагогической комиссии не подтвердил свой диагноз и
вошел в группу здоровых учащихся. Результаты таких занятий с у других детей
с задержкой психического развития не очень велики. Так уровень зрительной
непроизвольной памяти повысился у них в среднем на 20 – 30%, зрительной
произвольной памяти – на 1 20%, слуховой произвольной памяти – на 10 20%.
Уровень внимания повысился в среднем на10 – 15%. Уровень мышления по
прежнему остается на низком уровне. В развитии речи наблюдается небольшая
положительная динамика.
Результаты работы по психологическому сопровождению детей с особыми
образовательными потребностями в условии инклюзии:
1. В школьном сообществе сформировано позитивное общественное
отношение к проблеме доступности образования детей с ограниченными
возможностями. 2. В классах, где обучаются учащиеся с ограниченными возможностями,
создана благоприятная атмосфера для комфортного обучения
инклюзивных учащихся.
3. Подобраны и отработаны методики по диагностике отклонений развития
детей младшего школьного возраста.
4. С помощью разумного сочетания различных методик по коррекции
развития учебных навыков и психологического состояния учащихся с
ограниченными возможностями удалось добиться положительной
динамики в этом направлении.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании» Республики Казахстан
2. А.А.
Ермекбаева.
Айдарбекова,
Организационные основы
формирования позитивной культуры инклюзивной школы. / г. Алматы.
2013
Л.Х.
3. Т.В. Эксакусто. Групповая психокоррекция: тренинги и ролевые игры,
упражнения для личностного и профессионального развития. / Ростов н/Д:
Феникс. 2013
4. Л.М. Шипицина. Психологическая диагностика отклонений развития
детей младшего школьного возраста. / Речь.г. СанктПетербург. 2004
5. Тренинги для выработки уверенного поведения
6. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении
детей. / М.: Ось. 1997
Аннотация. Предлагаемая статья содержит материал об опыте работы
школьного педагогапсихолога по психологическому сопровождению детей с
особыми образовательными потребностями в условии инклюзии. Содержит
общий план работы по инклюзии в разрезе одной школы и перечень литературы,
который будет полезен для школьных психологов для организации работы с
детьми с ограниченными возможностями.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.