Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Оценка 4.8

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
22.01.2018
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Предлагаемая статья содержит материал об опыте работы школьного педагога-психолога по психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии. Содержит общий план работы по инклюзии в разрезе одной школы и перечень литературы, который будет полезен для школьных психологов для организации работы с детьми с ограниченными возможностями.
Статья.doc
Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии. Н.А. Крылова Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Булар батыра Кордайского района Жамбылской области. alex64.kg@mail.ru Рецензент:  «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998 Каждый человек, который приходит в этот мир, мечтает о том, чтобы быть востребованным   обществом,   мечтает   учиться   и   трудиться,   чтобы   в   будущем быть   счастливым   и   успешным,   состоявшимся   гражданином   нашей   страны. Однако   не   у   всех   людей   в   нашем   обществе   есть   одинаковые   физические   и психические   возможности.   Статистика   утверждает,   что   более   трети новорожденных рождается с различного вида патологиями.  Количество людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом.                          В   Казахстане   принимаются   меры   по   обеспечению   всех   лиц   с ограниченными   возможностями   в   развитии,   создании   условий   для   получения образования,   соответствующего   их   потребностям   и   возможностям.   В   Законе Республики   Казахстан   «Об   образовании»   в   Статье   8   пункте   6   сказано: «Государство,   реализуя   цели   инклюзивного   образования,   обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования» [1]. Демократические преобразования, происходящие   в   Казахстане,   процесс   вхождения   в   мировое   экономическое сообщество, обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с ограниченными возможностями в развитии, привели к состоянию необходимости их более широкой интеграции в социум. Люди с ограниченными возможностями –   социальная   общность,   члены   которой   остро     нуждаются   в   организации социальных   процессов   и   специальных   технологий   для     их   полноценного существования.  Наша школа тоже не осталась в стороне от этих процессов: наравне со здоровыми   учащимися   в   ней   обучаются   12   детей   с   ограниченными возможностями. Это дети с различными проблемами развития: слабовидящий, слабослышащий, ребенок с тяжелым нарушением речи и 8 учащихся с задержкой по психического развития, у трех  из них ­ нарушение интеллекта.  Работа инклюзии   этих   детей   в   нашей   школе   началась   с   создания   команды единомышленников,  состоящей из специалистов разного профиля. Это педагоги начальных классов, так как все дети младшего школьного возраста, педагог­ психолог, социальный педагог, врач­дефектолог был включен в нашу команду заочно. Ученик с тяжелым нарушением речи занимался с дефектологом вне стен школы.   Наша   команда   выработала   единую   стратегию,   направленную   на выработку и реализацию общей и индивидуальных программ для полноценного развития детей с ограниченными возможностями и помощи их семьям. Педагоги начальных   классов   тоже   нуждаются   в   информационной   поддержке.   Я,   как педагог­психолог, предвидела следующие проблемы в своей работе: 1. Психологический барьер, существующий в сознании родителей, имеющих детей с особыми нуждами; 2. Психологический   барьер   между   самим   ребенком   с   ограниченными возможностями и сообществом учащихся класса; 3. Неприятие одноклассниками ребенка с особыми нуждами, низкий уровень толерантности здоровых детей; 4. Обычная школа ­ это дополнительные сложности как для родителей детей с особыми нуждами, так и для педагогов, в классах которых будут, или уже обучаются дети с особыми нуждами; 5. Родители  здоровых  детей  не очень  рады  тому,  что  их  чада,  возможно, будут учиться вместе с детьми с особыми нуждами. 6. Составление  индивидуальных программ для развития учебных навыков и коррекции   психологического   состояния   учащихся   с   ограниченными возможностями.   Решение     этих   проблем   наша   инициативная   группа   начала   с формирования общественного мнения об инклюзии в школьной среде. Для этого мы   провели   общешкольное   родительское   собрание   по   теме:   «Инклюзия   – образование   для   всех».   Родители     учащихся     были   ознакомлены   с  понятием инклюзии   и   развитием   интеграционных   процессов   в   сфере   социального образования,   формированием   позитивного   общественного   отношения   к проблеме   доступности   образования   детей   с   ограниченными   возможностями, толерантным отношением к детям и молодым людям с проблемами в развитии в мире, в нашей стране и конкретно в  нашей школе. Для проведения собрания мы использовали методические рекомендации, предлагаемые Национальным научно – практическим центром коррекционной педагогики Республики Казахстан [2]. Параллельно   педагоги­психологи   школы   работали   с   контингентом   классных коллективов,   где   будут   или   уже   обучаются   учащиеся   с   ограниченными возможностями. Работа заключается в формировании и развитии толерантности учащихся   класса.   Форма   проведения   занятий   –   психологический   тренинг. Материалы   для   проведения   тренингов   были   взяты   из   сборника   «Групповая психокоррекция» под авторством Т.В.Эксакусто [3]. Перед   проведением   серии   тренингов   учащимся   было   предложено несколько вопросов с целью выяснения отношения их к людям с ограниченными возможностями: ­   Большинство   респондентов   (79%)   знают,   кто   такие   люди   с ограниченными   возможностями,   они   не   против     обучения   таких   ребят   в   их классе и согласны помогать им в случае необходимости. ­ Группа из 21% респондентов знает, кто такие люди с ограниченными возможностями,   но   считает,   что   учиться     такие   ребята   должны   дома   или индивидуально. После   проведения   серии   групповых   тренингов   была   проведена   рефлексия   с помощью мандалы «Дарим добро!»,   показавшей, что теперь каждый участник тренинга положительно относится к инклюзии в нашей школе. Наиболее   сложным   был   этап   диагностики   ребят   с   ограниченными возможностями   с   целью   выявления   проблемных   зон   индивидуального возрастного и личностного становления школьника, определение психического своеобразия   детей   «группы   риска».   Выраженность   отклонений   в   развитии определяется   состоянием   основных   психических   образований:   интеллекта, памяти,   речи,   мотивации,   воли,   а   также   сформированностью   механизмов произвольной   саморегуляции   и   межличностного   взаимодействия.   Для диагностики   мы   взяли   за   основу   методическое   пособие   «Психологическая диагностика   отклонений   развития   детей   младшего   школьного   возраста»   под научной   редакцией   Л.М.   Шипицыной   [4].   Проведение   комплексного обследования   детей   позволило   определить   индивидуальный   уровень   развития детей   с   ограниченными   возможностями.   Результаты   диагностики     каждого ребенка   заносятся   в     индивидуальную   карту   развития   (Приложение   1).   По результатам   диагностики   у   нас   получилось,   что   2   ученика   с   сохранным интеллектом. У остальных учащихся – задержка развития учебных навыков в различной   степени,     все   учащиеся   имеют   проблемы   в   межличностных отношениях   и   очень   неуверенные   в   себе   личности.   Учитывая       результаты индивидуальной   диагностики,   для   каждого   ребенка   был   составлен индивидуальный план коррекционных занятий. Кроме этого, из этих учащихся была сформирована тренинговая группа на выработку чувства уверенности в себе. В эту группу входили не только сами учащиеся с особыми нуждами, но и их   друзья.   Такое   решение   помогло   сразу   создать   на   тренинговых   занятиях атмосферу комфортности. Для проведения тренинговых занятий была взята за основу разработка  занятий  [5]. Тренинговые занятия проходили параллельно с индивидуальными   занятиями.   В   ходе   занятий   я   столкнулась   с   некоторыми трудностями   –  очень   трудно   было   проводить   рефлексию   после   проведенных упражнений. Это связанно с тем, что учащиеся имеют очень плохо развитую речь,   затрудненное   мышление.   Здесь   на   выручку   приходили   ребята   с сохраненным интеллектом – они делились своими мыслями и впечатлениями первыми,   а   остальные   учащиеся,  ориентируясь   на   уже   прозвучавшие   ответы, повторяли их или говорили что­то свое. В общей сложности было проведено 10 тренинговых  занятий.    К  каким  результатам  мы  пришли? Произошло  полное сплочение   группы,   80%   учащихся   стали   более   уверенными   при   общении   не только в группе, но и в классе. Родители учащихся отметили, что и дома дети стали более открытыми, общительными. Для   составления   плана   индивидуальных   занятий   я   использовала методический   сборник   «Как   преодолеть   трудности   в   обучении   детей»   под редакцией А.Ф. Ануфриева [6]. Здесь очень хорошо подобраны упражнения для коррекции различных трудностей в развитии учебных навыков учащихся. Для проведения   занятий   я   сделала   раздаточные   карточки,   подобрала   наглядные пособия. Индивидуальный план занятий составлялся следующим образом: Предмет № обследования Название методики Мышление 1 4 лишний  (зрительное,  на слух) Уровень развития низкий Коррекционные упражнения Упражнения № 57 – 87 стр. 187 ­ 232 2 Последовательные  низкий картинки 3 Продолжи ряд Память  4 Зрительная  непроизвольная 5 Зрительная  произвольная 6 Слуховая  произвольная 7 Закрашивание  кружков Воля и и ц к н у ф   е и к с е ч и х и с П низкий низкий низкий низкий низкий Внимание  8 Таблица Шульте низкий Развитие речи 9 Индивидуальная  низкий беседа Упражнения № 33 – 53 стр. 166 ­ 185 Таблицы  корректурной пробы Упражнения № 15 – 32 стр.142 ­164 Упражнения № 88 – 116 стр. 233 ­ 245 Упражнения   в   методическом   сборнике   [6]   расположены   от   простого     к сложному,   что   дает   возможность   развивать   учебные   навыки   постепенно.   На одном занятии, продолжительностью 25 – 35 минут, использую 2 – 3 упражнения каждого   раздела.   Помимо   этого,   на   каждом   занятии   использую   упражнения пальчиковой гимнастики, кинезиологические   упражнения, которые позволяют развивать ??? За данный учебный год один ребенок с задержкой психического развития по результатам медико­педагогической комиссии не подтвердил свой диагноз и вошел в группу здоровых  учащихся. Результаты таких занятий с у других детей с задержкой психического развития не очень велики. Так уровень зрительной непроизвольной памяти повысился у них в среднем на 20 – 30%,   зрительной произвольной памяти – на 1­ 20%, слуховой произвольной памяти – на 10 ­20%. Уровень   внимания повысился в среднем на10 – 15%. Уровень мышления по­ прежнему остается на низком уровне. В развитии речи наблюдается небольшая положительная динамика. Результаты работы по психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии: 1. В   школьном   сообществе   сформировано   позитивное   общественное отношение к проблеме доступности образования детей с ограниченными возможностями. 2. В   классах,   где   обучаются   учащиеся   с   ограниченными   возможностями, создана   благоприятная   атмосфера   для   комфортного   обучения инклюзивных учащихся. 3. Подобраны и отработаны методики по диагностике отклонений развития детей младшего школьного возраста. 4. С   помощью   разумного   сочетания   различных   методик   по   коррекции развития   учебных   навыков   и   психологического   состояния   учащихся   с ограниченными   возможностями   удалось   добиться   положительной динамики в этом направлении. Список литературы: 1. Закон «Об образовании» Республики Казахстан 2. А.А.   Ермекбаева.   Айдарбекова,   Организационные   основы формирования   позитивной   культуры   инклюзивной   школы.   /   г.   Алматы. 2013   Л.Х. 3. Т.В.   Эксакусто.   Групповая   психокоррекция:   тренинги   и   ролевые   игры, упражнения для личностного и профессионального развития. / Ростов н/Д: Феникс. 2013 4. Л.М.   Шипицина.   Психологическая   диагностика   отклонений   развития детей младшего школьного возраста. / Речь.г. Санкт­Петербург. 2004 5. Тренинги для выработки уверенного поведения 6. А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. Как преодолеть трудности в обучении детей. / М.: Ось. 1997 Аннотация.  Предлагаемая   статья   содержит   материал   об   опыте   работы школьного   педагога­психолога   по   психологическому   сопровождению   детей   с особыми   образовательными   потребностями   в   условии   инклюзии.   Содержит общий план работы по инклюзии в разрезе одной школы и перечень литературы, который  будет  полезен   для  школьных  психологов   для   организации   работы   с детьми с ограниченными возможностями.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.

Опыт психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условии инклюзии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018