Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
воспитательная работа
Детсад
01.10.2018
В данном материале описан опыт работы дошкольного образовательного учреждения по преемственности и взаимодействию между дошкольным образовательным учреждением, школой и родителями посредством использования новейших педагогических технологий. Описаны популярные технологии, используемые ДОУ. Также представлен опыт использования такой технологии, как коммуникационная технология, формы, методы и приемы ее использования.
Коминова В.Б..docx
«Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях
дошкольного и начального общего образования посредством использования
педагогических технологий»
Тема:
В соответствии с законом об образовании РФ дошкольное образование стало первой
ступенью общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и
ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших
школьников – наша общая задача.
С введением ФГОС начального общего образования актуальным становится обеспечение
преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и
преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском
саду и начальной школе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном
обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном
детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка,
т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Таким образом, преемственность — это не
только подготовка к новому, но и сохранение, и развитие необходимого и целесообразного
старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
Так наша деятельность, как дошкольного образовательного учреждения призвана
смягчить переход ребенка из детского сада или из семьи в школу. Но это вовсе не должно
превратиться в натаскивание детей на материал первого класса. Главной целью
предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей будущих
школьников, чтобы у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание
учиться на все последующие года.
Важным условием для успешной адаптации детей к школьному обучению, по нашему
мнению, является наличие той самой преемственности в использовании педагогических
технологий. Тех, технологий, которые позволяют достичь таких результатов в обучении и
воспитании воспитанников, с которыми наши выпускники с легкостью вступают в школьную
жизнь.
Что же такое педагогические технологии?
Педагогическая
технология (Б. Т. Лихачёв): это совокупность психолого
педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Это организационно методический
инструментарий педагогического процесса.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на
реализацию ФГОС ДО.
Важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно образовательном процессе «Я сам учусь, а не меня учат!» и отношение к
ребенку взрослых «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми
дошкольного возраста, мы выделяем следующие:
Здоровьесберегающие
педагогические технологии
это воспитание
валеологической культуры и культуры здоровья дошкольников, направленные на физическое
развитие и укрепление здоровья ребенка. В комплексе здоровьесберегающие технологии
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие и
хорошую физическую готовность к школе. Эти технологии включают в себя утренние встречи
детей на улице, разного вида игры, динамические паузы, релаксация, гимнастики
(пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.,), гимнастика динамическая, корригирующая,
ортопедическая; это физкультурные занятия, коммуникативные игры, серия занятий «Уроки
про здоровье». Для сохранения здоровья детям – школьникам, учителя начальных классов
также применяют данные технологии здоровьесбережения и в учебном процессе – во время
урока дети делают динамические паузы, физкультминутки, расслабляющие массажи шеи,
кистей…
Технологии личностноориентированного взаимодействия педагога с детьми
ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение
комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития. Для
достижения наилучшего результата в данной технологии, нами соблюдаются следующие
условия:
создание разносторонней развивающей предметно – пространственной среды –
благоприятного психологического климата, для возможности детей реализовать себя;
накопление банка данных о формирующемся у детей индивидуальном опыте – в виде
индивидуальных карт развития детей.
В процессе изучения таких индивидуальных карт развития каждого ребенка у учителя
появляется возможность выстроить основу для выбора оптимальных, дифференцированных
форм обучения.
Технологии проектной деятельности это целенаправленная деятельность по
определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по
любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности
деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и
детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются
макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.). В нашем
учреждении данная технология давно и активно используется педагогами. С детьми
организуются и проводятся как краткосрочные проекты, так и долгосрочные. Тематика
проектной деятельности чаще всего задается самими детьми, когда они начинают задавать
интересные вопросы, ставить перед собой проблемные ситуации.
Так в течение последних двух лет старшая и подготовительная к школе группы прошли
через такие проекты, как: «Чем знаменито Дымково?» целью которого было организация
работы по созданию оптимальных условий для развития творчества детей дошкольного
возраста средствами изобразительной деятельности; с целью воспитания нравственных
качеств, патриотических чувств проведен проект «Моя малая Родина»; в рамках подготовки
к обучению в школе в подготовительной группе проведен проект «Здравствуй школа!»; с
целью воспитания любви и уважения к литературному творчеству, проведен проект «Моя
любимая книга». Почти каждый проект был проведен с привлечением школы – приглашали
учителя, ходили в школу на экскурсии, посещали школьную библиотеку.
Основные задачи проектной деятельности направлены на формирование предпосылок
поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять
возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной
задачи, с использованием различных вариантов; стимулирование желания пользоваться
специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной
исследовательской деятельности. Все эти задачи являются основополагающими для детей,
готовящихся к обучению в школе.
Технологии исследовательской деятельности – эта модель исследовательских
технологий, которая совпадает с моделью научного исследования. При организации работы в
данной технологии воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить,
чтото исследуя или проводя эксперименты. Игровые
технологии – эта деятельность строится как целостный процесс,
охватывающий определенную часть образовательного процесса и объединенный общим
содержанием.
Технологии «Портфолио дошкольника» и «Портфолио педагога»:
* «Портфолио дошкольника» индивидуальные образовательные достижения это
своего рода копилка успехов, инструмент в формировании самооценки и само презентации
личных достижений ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода
педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много.
* «Портфолио педагога» все мы знаем, что современное образование нуждается в новом
типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого педагогической диагностики,
способами самостоятельного
конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической
деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат. У каждого педагога должно
быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что
происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Информационно коммуникативные технологии:
* «Информационные технологии»
комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, направленные на
повышение эффективности образовательного процесса.
* «Коммуникационные технологии» – определяют методы, способы и средства
взаимодействия человека с внешней средой.
В нашем учреждении ИКТ педагоги используют не только в отношении детей, но и в
отношении себя. Мы называем эту технологию – «Сайтостроение» один из основных
способов получения информации. У каждого педагога есть собственный сайт. Благодаря
созданным сайтам происходит:
развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством общения на
страницах сайта;
информирование родителей о развитии и воспитании детей, о деятельности ДОУ;
педагогическое просвещение (полезные ссылки, статьи);
непосредственный обмен видеофотоматериалами на страницах сайта.
Интерактивные игры для детей в ДОУ.
Педагоги нашего детского сада начинают постепенно овладевать элементами
компьютерной грамотности. Для того, чтобы научиться создавать интерактивные игры и
упражнения не обязательно проходить специальные курсы. В сети Интернет масса сайтов,
которые научат вас работать с доской, поскольку такая доска уже стала постоянным
атрибутом всех классов наших школ и каждый учитель применяет возможности доски почти
на каждом уроке.
развитие познавательной и творческой активности детей;
формирование готовности ребенка к школьному обучению;
овладение навыками работы с интерактивной доской.
Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:
Интерактивная доска позволяет:
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный
интерес;
в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал;
привлечь внимание детей движением, мультипликацией, звуком;
способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,
познавательной активности, навыков и талантов;
поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. И в заключении, хотелось бы сказать грамотное использование современных
педагогических технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению,
успешно готовить их к школе, способствует широкому раскрытию способностей и
активизации умственной деятельности дошкольников.
Список литературы:
1. Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ».
Управление ДОУ. 2005№3
2. Материал с сайта www.deticlub.ru
3. О.В. Дыбина. – Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста /
Тольятти:ТГУ, 2009 Современные педагогические технологии
4. Сивцова А. М. Организационнопедагогические условия реализации
здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего
школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.
5. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб ООО
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.