ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
24.10.2018
В данной статье отражен опыт работы МБДОУ по осуществлению системного подхода к решению одной из важнейших задач - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Раскрыты методы, способы и формы работы по данной проблеме.
Статья Экология 10.18г..docx
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ
И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
Коминова Виктория Борисовна, Сиверскова Надежда Борисовна
Россия, Нижегородская область, г. Павлово
email: vika[email protected]
В данной статье отражен опыт работы МБДОУ детского сада №30 г.
Павлово по осуществлению системного подхода к решению одной из важнейших
задач формирование первоначальных умений и навыков экологически
грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Раскрыты методы, способы и формы работы по данной проблеме.
Бытует мнение, что в экологическом образовании знания большого
значения не имеют, а основной акцент необходимо делать на воспитании
бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных
условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы,
знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в
формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде.
Однако этого недостаточно: детям нужен минимум элементарных
экологических знаний, которые помогут им понять суть необходимости вести
себя экологически грамотно и безопасно. Экологические проблемы и
катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения ее
недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение
к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и
мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого
возраста.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит
творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш
дом стал еще краше и богаче. Поэтому мы должны не только дать детям знания
о природе, воспитывать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться
в окружающей природной среде и обеспечить свое безопасное проживание с
разными соседями – животными и растениями.
Так основной целью нашего учреждения стало формирование
первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для
природы и для самого ребенка поведения. Для достижения поставленной цели
решались следующие задачи: подготовить детей к встрече с различными
сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными и опасными
для жизни; научить быть внимательными и осторожными, сформировать
важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе
безопасного поведения.
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения
группы методов
социокультурного опыта мы выделяем следующие
формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения:
методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности это
поощрение: одобрение, похвала, награждение подарком, эмоциональная
поддержка, проявление особого доверия, восхищения, повышенного внимания и
заботы; образовательная ситуация; игры; соревнования; состязания;
методы создания условий, или организации развития у детей первичных
представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности – это
приучение к положительным формам общественного поведения; упражнение; образовательные ситуации общие дела, взаимопомощь, взаимодействие с
младшими по возрасту детьми, проявление уважения к старшим;
методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и
опыта поведения и деятельности – это рассказ взрослого; пояснение и
разъяснение; беседа; чтение художественной литературы; обсуждение;
рассматривание и обсуждение; наблюдение.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и
склонностей дошкольников учеными были разработаны различные формы
экологического воспитания. Их можно классифицировать на: массовые,
групповые, индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и
озеленению помещений и территории ДОУ, массовые природоохранные
праздники и акции; конференции; экологические викторины, сюжетно ролевые
игры, труд на участке.
К групповым кинолектории; экскурсии; туристические походы по
изучению природы; экологический практикум.
Индивидуальные формы предполагают наблюдения за животными и
растениями; изобразительная деятельность.
Также одним из важнейших условий экологического воспитания является
развивающая предметно – пространственная среда. Поэтому немало сил и
времени уделяется созданию соответствующей среды в ДОУ, которая будет
способствовать оздоровлению ребенка,
эколого – эстетическому и
познавательному развитию,
формированию нравственных качеств и
экологически грамотного безопасного поведения, экологизации различных видов
деятельности.
В группах ДОУ созданы Центры «Безопасности», Центры «Природы» в
которых сосредоточены различные дидактические игры: «Можно нельзя»,
«Опасно – не опасно», «Как правильно», «Берегите лес», «Что лишнее»,
«Съедобное – не съедобное» и другие; тематические альбомы: «Природа разных стран», «Знаки леса», «Правила поведения в картинках»; плакаты: «Соблюдаем
правила поведения в лесу», «Безопасное поведение с животными леса»,
«Съедобные грибы», «Не съедобные грибы» и другое.
Организована большая библиотека, которая способствует получению
детьми новых сведений об окружающем мире, о взаимодействии человека и
природы, закреплению правил правильного поведения в экстремальных
условиях, пополнение словарного запаса детей. Библиотека помогает увеличить
словарный запас, получит новые сведения об окружающем мире, ее целостности,
овладеть новыми знаниями, развивает любознательность, побуждает к
самостоятельной деятельности. Полученные знания и умения дети закрепляют,
участвуя в различных инсценировках, экологических КВН, праздниках, досугах.
Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы: «Уроки тетушки
совы», «Фиксики», «Лунтик» и другие, которые помогают детям закреплять
правила по основам безопасности жизнедеятельности.
Круг проблем связанный с экологической безопасностью детей, невозможно
решить только в стенах детского сада, поэтому важно выбрать четкую
стратегию взаимодействия с родителями, так как они заинтересованные
партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению.
Цель работы с родителями объяснить актуальность и важность этой проблемы.
Формы взаимодействия с родителями:
Консультации
Распространение памяток, буклетов
Оформление родительского уголка
Беседы
Акции
Экскурсии
Конкурсы
Рубрика «Вопрос ответ» на сайте ДОУ
Тренинги
Тематические вечера и др.
Вместе с родителями изготавливали разнообразные дидактические пособия
по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: альбомы «Дети
на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на
водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».
Формирование основ экологической безопасности у детей дошкольного
возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у них чувство
уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических
условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо
сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставить
землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас.
Наша работа по данной проблеме не заканчивается. Мы планируем
обогащать и систематизировать конкретные
продолжать закреплять,
представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них,
используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило:
«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!».
Библиографический список
1. Карепова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников:
планирование, система работы» – Волгоград: Учитель,2012г.
2. Коломеец Н. В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 37
лет» Волгоград: Учитель, 2013г.
3. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева Программа «Основы
безопасности детей дошкольного возраста», 2009г.
4. Соломенникова О.В. «Экологическое воспитание в детском саду»
Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 27 лет,
2014г.
5. Щербанёва Е.А. «Занимательная экология» Комплект рабочих листов для
занятий с детьми 34 лет, 2015г.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЛЯ ПРИРОДЫ И ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА ПОВЕДЕНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.