Опыт работы по духовнонравственному воспитанию с детьми средней группы №1
в период 2017 учебный год.
Проект: «Спешим делать добро».
Воспитатель: Чепурная Елена Эдуардовна.
Вид проекта: групповой, познавательнотворческий.
Продолжительность: 5 месяцев (с января по май).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие
речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание.
Актуальность проекта:
Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой
и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки,
воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к
любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.
Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она
рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает
эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его
знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со
всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и
многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко
представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,
которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция,
яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей
нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые
причинно следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, всё это
делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказка источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и
честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие
к обиженным героям и тем самым содействует формированиюгражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных
воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями,
развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к
логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке
ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных
открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что
он живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.
Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не
простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое
ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же
быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает
любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда
побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей
учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в
целом и к русскому народному творчеству в частности.
Причины:
отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что то почитать детям;
замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами
в литературе на экране телевизора (Смурфики, Лунтики, Смешарики,
Суперсущества);
не понимание родителями роли книги в развитии детей;
внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация;
вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;
не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям
в различные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству
сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио, видео, компьютерная), дающая
готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на
людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже
пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия,
коммуникативных навыков, нравственных устоев.Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы я решила эффективно
внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с
колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Назначение проекта – Через русские народные сказки формировать думающего,
чувствующего, любящего и активного человека, умеющего правильно относиться к
миру.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная
дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого
можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В.А.
Сухомлинский.
Цели проекта:
нравственноэстетическое развитие детей через знакомство с творчеством
русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской
художественной литературы.
развитие патриотических чувств у детей,
развитие творческих способностей, фантазии детей;
содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между
самими взрослыми.
Задачи:
Дети:
познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению
эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
помочь ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их
мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;
помочь ребёнку осознать его собственное эмоциональное отношение к героям
сказок;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения
применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
обогащать и расширять словарный запас детей;
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды
сказок; развивать артистические способности; развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в
разных ситуациях;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому
общению между собой;
Родители:
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта
детей приобретенного в детском саду;
развитие совместного творчества родителей и детей;
развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его
мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Предполагаемый результат:
развитие интереса к русской литературе;
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,
коммуникативных навыков;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Продукт проектной деятельности:
изготовление настольного кукольного театра,
рисунки, поделки, аппликации по сказкам .
изготовление афиши силами родителей к развлечению «Что за прелесть эти
сказки!»
Презентация проекта:
оформление выставки «По дорогам сказок» развлечения с участием родителей «Дорогой добра»
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней
библиотеке сказки.
обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для
реализации проекта;
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение русских народных сказок по возрасту.
2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
3. Игры – драматизации по сказкам.
4. Игры на звукоподражание
5. Оформление выставки «Я рисую сказку» совместное творчество родителей и
детей.
6. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
(рисование, раскраски, лепка, аппликация.)
7. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам
8. Заучивание отрывков из сказок.
9. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок,
рисунков по сказкам.
Заключительный этап:
1.Оформление выставки «По дорогам сказок».
2. Изготовление афиши силами родителей к развлечению «Что за прелесть эти
сказки! »
3. Развлечение «Я, Ты, Он, Она вместе дружная семья»
4.Составление родителей и детей своей семейной сказки с опорой на русскую
народную.
5. Изготовление поделок, рисунков, коллажей по сказкам.6.Подведение итогов проектной деятельности.