Опыт работы духовно - нравственное воспитание детей средней группы

  • Мероприятия
  • doc
  • 16.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала отчёт.doc
Опыт работы по духовно­нравственному воспитанию с детьми средней группы №1      в  период 2017 учебный год.                   Проект: «Спешим делать добро».                                                     Воспитатель: Чепурная Елена Эдуардовна. Вид проекта: групповой, познавательно­творческий. Продолжительность: 5 месяцев (с января по май). Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели. Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие  речи, изобразительная деятельность,  музыкальное воспитание.  Актуальность проекта:  Жили –  были…  каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой  и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки,  воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к  любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.       Конечно, самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она  рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает  эстетически, нравственно, развивает умственно.  Со сказки начинается его  знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  со   всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и  многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.  Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко  представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и  взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,  которыми регулируются желания и поступки ребёнка. Сказка, её композиция,  яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей  нравственной сути образа, выразительный язык, динамика событий, особые  причинно ­ следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, ­ всё это  делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым  инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.       Сказка ­ источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и  честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированиюгражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных  воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями,  развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к  логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством  умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря сказке  ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных  открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что  он­ живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг.  Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не  простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое  ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же  быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает  любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда  побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит детей  учиться, познавать себя самого и мир вокруг.       Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в  целом и к русскому народному творчеству в частности.    Причины: ­отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что­ то почитать детям; ­замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора  (Смурфики,  Лунтики, Смешарики,  Суперсущества); ­не понимание родителями роли книги в развитии детей; ­внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей,      компьютеризация;  ­ вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;  ­не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;  ­не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям  в различные возрастные периоды.        Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству  сегодня актуальна как никогда.  Техника (аудио­, видео­, компьютерная), дающая  готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на  людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже  пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия,  коммуникативных навыков, нравственных устоев.Не отрицая прогресс, в  результате выявленной проблемы  я решила эффективно  внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с  колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.  Назначение проекта – Через русские народные сказки формировать думающего,  чувствующего, любящего и активного человека, умеющего правильно относиться к  миру.  «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная  дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого  можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…» В.А.  Сухомлинский.   Цели проекта: ­ нравственно­эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством  русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской  художественной литературы. ­ развитие патриотических чувств у детей, ­ развитие творческих способностей, фантазии детей; ­ содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между  самими взрослыми. Задачи: Дети: ­ познакомить с творчеством русского народа, ­ способствовать накоплению  эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения; ­ помочь ребёнку не только осмысливать поступки персонажей (героев), но и их  мысли, чувства, воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;  ­помочь ребёнку осознать его собственное эмоциональное отношение к героям  сказок; ­ воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения  применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; ­ обогащать и расширять словарный запас детей; ­ формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды  сказок;­ развивать артистические способности;­ развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; ­ воспитывать чувства дружбы и коллективизма; ­ развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в  разных ситуациях; ­ побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому  общению между собой;  Родители: ­ создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта  детей приобретенного в детском саду; ­ развитие совместного творчества родителей и детей; ­ развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его  мнение, обсуждать с ним предстоящую работу; ­ заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Предполагаемый результат: ­ развитие интереса к русской литературе; ­ развитие у детей познавательной активности, творческих способностей,  коммуникативных навыков; ­ совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей. ­ содействие творческому развитию детей; ­ развитие эмоциональной отзывчивости; ­ гармонизация отношений между взрослыми и детьми Продукт проектной деятельности: ­ изготовление настольного кукольного театра, ­ рисунки, поделки,  аппликации по сказкам . ­изготовление афиши силами родителей к развлечению «Что за прелесть эти  сказки!» Презентация проекта: ­ оформление выставки «По дорогам сказок»­ развлечения  с участием родителей «Дорогой добра»                      Основные этапы реализации проекта: Подготовительный: ­ опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней  библиотеке сказки. ­ обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для  реализации проекта; Совместная деятельность детей и воспитателя. 1. Чтение русских народных сказок по возрасту.  2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий. 3. Игры – драматизации по сказкам. 4. Игры на звукоподражание 5. Оформление выставки «Я рисую сказку» совместное творчество родителей и  детей. 6. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация.) 7. Просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам 8. Заучивание отрывков из сказок. 9. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок,  рисунков по сказкам. Заключительный этап: 1.Оформление выставки «По дорогам сказок». 2. Изготовление афиши силами родителей к развлечению «Что за прелесть эти  сказки! » 3. Развлечение  «Я, Ты, Он, Она  ­ вместе дружная семья» 4.Составление родителей и детей своей семейной сказки с опорой на русскую  народную. 5. Изготовление поделок, рисунков, коллажей  по сказкам.6.Подведение итогов проектной деятельности.