Опыт работы духовно - нравственное воспитание детей средней группы

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пословицы.docx
Пословицы и поговорки, как средство нравственного воспитания дошкольников      Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача:  осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на  чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое  лицо данного народа.      Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры”  могут служить прекрасным средством воспитания и развития дошколников.      Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и  поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не  только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и  характера народа.      Пословицы и поговорки ­ древний жанр устного народного творчества. Они  возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них  появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о  первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы и поговорки – особый вид  устной поэзии, веками  впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных  поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование  специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они  передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы  и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных  образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и  противоречивости.       Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый  народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного  обучения и воспитания      Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично,  выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать  предмет, дать ему яркую характеристику.      Почему именно они? Да всё просто.      Во первых, дошкольники ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести  дословно, чем передать общий смысл своими словами.      Во вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается  наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанноемудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и  оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.      Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно­поучительный  характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных  рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании  личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом  воспитании.       Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко  запоминаются. Т.е. сама оригинальность этого вида устного народного творчества  служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.        Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы пять пословиц. Наш  народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой  из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл,  заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова  классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков,  но поговорки актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся  ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть. Работая в направлении  «воспитание нравственности детей» я  часто использую в  своей работе пословицы и поговорки о человеческих качествах ,  ообщечеловеческих ценностях. О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ  Кто не богат, тот и алтыну рад.  Алтын пропадает, и Мартын пропадает.  Не сули чужой полтины, дай свой алтын .  Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.  Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда.  Шейка — копейка, алтын — голова, сто рублей — борода.  Деньга деньгу родит, а беда беду.  Бедному смерть не страшна.  Федюшке дали денежку, а он и алтын просит.  Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют.  Алтын Мартыну — ни сапог подшить, ни скоба подковать.  Беден, да честен.  Бедному зятю и тесть не рад.  Бедность не порок, а несчастье.  Бедность учит, а счастье портит. Бедному жениться — ночь коротка.  И бедный украдёт, да его Бог прощает.  Бедность крадет, а нужда лжет.  Бедному кусок за целый ломоток.  Бедный знает и друга, и недруга.  Бедный вздохнет, богатый всхохочет.  Бедному одеться — только подпоясаться.  Бедность и мудрого смиряет.  Бедный разоряется, а богатый радуется.  Богат мельник шумом.  Богат, да не Богу брат.  Счастье лучше богатства.  Богатому и в пекле хорошо.  Бедный и к празднику у соседа отпрашивается.  Чужим богат не будешь  Богатый бедному не брат.  Богат как церковная мышь.  Богатому рай, а бедному ад.  Богатому душа дешевле гроша.  Богатого с бедным не верстают.  Богат, да крив; беден, да прям.  Богатство — грязь, ум — золото.  Богатый дивится, чем голь живится.  Богатством в рай не взойдешь.  Богатый и не тужит, да скучает.  Богатому и черт ребенка качает.  Богатство — вода: пришла и ушла.  Богат Ермошка: есть козел да кошка.  Богатому пакость, а убогому радость.  Богатство с деньгами, голь с весельем.  Беспутному сыну — не впрок и богатство.  Богатство человека от смерти не избавит.  Богатого не отличишь от вороватого.  Богатому — телята, а бедному — ребята.  Не приходом люди богатеют, а расходом.  Богатому сладко естся, да плохо спится.  Богатому не спится: богатый вора боится.  Не с богатством жить, с человеком.   Богатый — на деньги, а голь — на выдумку.  Богат сидит в пиру, а убог бродит в миру.  На чужое богатство не надейся, своё береги! Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад.  Богатый носит что хочет, а убогий — что может.  Богатство ум рождает, а нужда щеки вяжет.  Богат творит как хочет, а убог — как может.  Богатому быть трудно, а сытому — не мудрено.  Богатые раньше нас встали да всё и расхватали.  В драке богатый лицо бережёт, убогий — кафтан.  Богатому не жаль корабля, а бедному жаль кошеля.  Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.  Богатого проважают, чтоб не упал, а бедного — чтоб не украл.  Казна с голоду не уморит, да и досыта не накормит.  Богатый не золото глотает, бедный не камни гложет.  Богатому идти в суд — трын­трава, бедному — долой голова.  Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял,  здоровье потерял — всё потерял. О ДРУЖБЕ  Живут, как кошка с собакой.  Дружба дороже денег.  Дружба не гриб — в лесу не найдешь.  Дружбу помни, а зло забывай.  Медведь корове не брат.  Не давай денег, не теряй дружбы.  Дружба дружбой, а денежкам счет.  Старый друг лучше новых двух.  Эка дружба! Топором не разрубишь.  Всюду вхож, как медный грош.  Сапог с сапогом, лапоть с лаптем.  Друг не испытанный — что орех не сколотый.  Их сам черт лычком связал.  Один ум – пол­ума; три ума – полтора ума; два ума – ум.  Клин плотнику товарищ.  Две кошки в мешке дружбы не заведут.  Дружба дружбой, а служба службой.  Гусь свинье не товарищ, конный пешему не попутчик.  Не сошлись обычаем, не бывать дружбе..  Больше друзей – больше и врагов.  На частую дружбу часом раздружье.  Дружиться дружись, а нож за пазухой держи.  В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.  Бойся друга, как врага. С другом дружись, а сам не плошись.  С другом дружись, а как недруга берегись.  Другу дружи, а другому не груби.  Не дорог подарок, дорога любовь.  Был у друга, пил воду — показалась слаще меду.  Жить заодно, делиться пополам.  Мы с тобой, как рыба с водой.  Не в службу, а в дружбу.  Рыбак рыбака видит издалека.  Для милого дружка и сережку из ушка.  Будешь меня любить, так и собаку мою не бей.  Что есть – вместе, чего нет – пополам.  Свой своего видит издалека.  Приятелей много, да друга нет.  Нет друга, так ищи; а нашел, так береги.  Друг познается в несчастии.  Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.  Не держи сто рублей, держи сто друзей.  Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.  Без беды друга не узнаешь.  Недруг поддакивает, а друг спорит.  На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.  В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодитс  Без друга – сирота; с другом – семьянин.  Друга на деньги не купишь.  При пире, при бражке – все дружки; при горе, кручине – нет никого.  Говорить правду – потерять дружбу.  Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.  Вдруг не станешь друг.  Нужда сдружила, приволье раздружило.  Кто кому надобен, тот тому и памятен  Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.  Раздружится друг – хуже недруга.  Легче друга потерять, чем найти. О ВИНЕ  Была бы спина, найдётся и вина.  Бей в куст, виноватого Бог выдаст.  Была вина, да прощена.  Больше верь делам, нежели словам.  Богатый бедному не верит. Бывает и виноватый прав.  Барышник и сам себе без божбы не верит.   Виноватого Бог помилует, а правого царь пожалует.  Вор у вора украл.   Где мера, там и вера.  Грех грехом, а вина виной.   Доверяй, но проверяй.   Кто Богу не грешен, царю не виноват!  Кто сам плут, тот другим не верит.  Кто много знает, мало верит.  Наш Филат не бывает виноват.  Не верь брату родному, верь глазу своему кривому.  Не виновата курочка, что грязна улочка.  Отведаешь сам, поверишь и нам.  Слушать его можно, а верить нельзя.  Счастью не верь, а беды не пугайся.  То и вина, что попался.   У правого уши смеются, а у виноватого и язык уныл.   Честь чести и на слово верит.  Чем тут церковь виновата, коли поп дурак?  Ум без разума беда. О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО КАЧЕСТВАХ  Человек не для себя родится.  Не имя красит человека, а человек имя.  Не место красит человека, а человек место.  Не одежда красит человека, а добрые дела.  Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью.  Хорошие люди умирают, а дела их живут.  Самая трудная борьба — самого себя побороть.  Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.  Кому много дано, с того много и спросится.  Слава греет, позор жжет.  За совесть, за честь хоть голову снесть.  Честь ум рождает, бесчестье и последний отнимает.  Смерть лучше бесчестья.  Двух смертей не видать, а одной не миновать.  Глаза — зеркало души.  Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.  Видать сокола по полету, а доброго молодца по походке. Не ссылайся, сын, на отцовский чин.  Я — последняя буква в алфавите.  Скромность всякому к лицу.  Глаза не на месте — совесть не чиста.  Когда совесть раздавали, его дома не было.  У него стыда — что волос на камне.  Детей питать — в долг давать, отца­мать кормить — долг платить.  В семье не без урода.  Пустой колос всегда нос кверху дерет.  Тот человек пустой, кто полон самим собой.  Самолюб никому не люб.  Наряд соколий, а походка воронья.  Нарядилась, что павлин, а кричит, как ворона.  Одним ухом слушает, в другое выпускает.  Рубашка беленька, да душа серенька.  Чистым бельем грязной души не прикроешь.  От одного берега отстал, а к другому не пристал.  Близорук: через хлеб да за пирог.  На зеркало неча пенять, коли рожа крива.  Наш пострел везде поспел.  Он из воды сухим выйдет.  С ним водиться, что в крапиву садиться.  Чудак­рыбак — рыбу в воде ловит, а пить домой ходит.  Плохой плясун всегда музыканта хает. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ  Кто жил для народа, тот живет вечно. (Кит.)  Человек — живое сокровище, богатство — мертвое. (Кит.)  Кто убил змею и вырастил яблоню, тот не зря прожил жизнь. (Узбек.)  Кто не встречал в жизни трудности, никогда не станет настоящим  человеком. (Афр.)  Лучше один день быть человеком, чем тысячу дней быть тенью. (Кит.)  Сердце — хрустальная чаша, разобьешь — не склеишь. (Япон.)  Тигр после смерти оставляет шкуру, человек — имя. (Япон.)  Тигр бережет свою шкуру, человек — имя. (Япон.)  Добрая слава — лучшее богатство. (Англ.)  Славу легче добыть, чем сохранить. (Япон.)  Красив тот, кто красиво поступает. (Англ.)  Красота сердца дороже красоты лица. (Япон.)  Красавица и в старом платье хороша. (Чечено­ингуш.)  Кто честен, тот всегда идет вперед. (Кит.) Грязь с лица можно смыть, грязь с души нельзя. (Тиб.)  Кто сам себе нравится, часто другим не нравится. (Араб.)  Научиться хорошему — мало и сотни дней; научиться дурному —  достаточно и часа. (Кит.)  Рисовая солома — много дыма; бедный человек — много мужества. (Кит.)  Человек живет век, а память о нем века. (Япон.)  Вежливости открываются все двери. (Англ.)  Вежливость не купишь на базаре. (Узбек.)  Кто злословит с вами, будет злословить и о вас. (Англ.)  Человек, который легко раздражается, правым не бывает. (Инд.)  Если в гневе пнешь камень, то только ноге больно. (Кор.)  Воля и сквозь скалу пройдет. (Япон.)  Прилежность — мать благополучия. (Япон.)  Терпенье — одно из жизненных сокровищ. (Япон.)  Нетерпеливость успеха не приносит. (Япон.)  Терпенье — мазь, которая хороша для всех ран. (Англ.)  Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — ее исправить. (Япон.)  Человек с нечистой совестью, что конь с растертой спиной — всегда  неспокоен. (Кит.)  Заботы серебрят бороду. (Вьетн.)  За поспешностью следует раскаянье. (Араб.)  Нет более глухого, чем тот, кто не хочет слушать. (Афр.)  На соседа смотришь во все глаза, а на себя опустивши веки. (Вьетн.)  Одни слепы глазами, другие сердцем. (Инд.)  Небрежный человек делает дважды. (Кат.)  Уголь расплавляет сталь, ласка ломит и упрямство. (Кит.)  Многие укажут верную дорогу, когда арба опрокинется. (Азерб.)  Голова — венец тела, а глаза — лучшие алмазы в том венце. (Азерб.)  О далеком мечтает, а что лежит под носом — не видит. (Япон.)  Семья — ключ к счастью. (Азерб.)  Человек без родителей — что лютня без струн. (Вьетн.)  Заботься о своих родителях, как заботишься о детях. (Япон.)  Дружная семья и землю превратит в золото. (Кит.)