ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ПОСЕЛКОВОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ПОСЕЛКОВОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
docx
28.06.2022
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ПОСЕЛКОВОЙ ШКОЛЕ
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛ. ШКОЛЬНИКОВ.docx

 

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО  РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС В ПОСЕЛКОВОЙ ШКОЛЕ

 

Подбор методов и методик для выявления уровня                             сформированности патриотических чувств у младших школьников

 

При проведении опытно - экспериментальной работы по выявлению уровня   патриотического воспитания у младших школьников выявлены основные компоненты системы работы педагога в процессе планирования,  подготовки и организации внеурочной культурно - досуговой деятельности с детьми.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1 этап - констатирующий этап - первичная диагностика уровня сформированности  патриотического воспитания  детей младшего школьного возраста.

2 этап - формирующий этап - реализация программы внеурочной деятельности  по духовно - нравственному  направлению  «Я - маленький патриот», как средства сформированности уровня патриотического воспитания  детей младшего школьного  возраста.     

3 этап - контрольный этап - повторная диагностика уровня сформированности  патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель первого этапа: изучение уровней сформированности  патриотического воспитания у младших школьников.

Задачи констатирующего этапа:

1. Разработать систему критериев и показателей сформированности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.


2. Выявить базовый уровень сформированности патриотического воспитания  детей младшего школьного возраста.

Работу по изучению сформированности патриотического воспитания младших школьников мы начали с выявления  критериев и показателей оценки результатов работы по патриотическому воспитанию.

Одним из важных направлений научно-исследовательской деятельности является определение, обоснование и применение на практике критериев и показателей воспитательного процесса по формированию патриотического воспитания. Их разработка и практическое использование необходимы:

- во-первых, для изучения, анализа и оценки реального состояния работы по формированию патриотической личности;

- во-вторых, для дальнейшего развития научно-теоретических и методических основ воспитательного процесса;

- в-третьих, для определения и обоснования действенных направлений, форм, методов, средств, технологий, реализация которых способствовала бы повышению эффективности и достижению более высоких результатов деятельности по воспитанию младших школьников.

Методы исследования:

- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;

- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методики исследования:

1. Методика №1 «Я - патриот» (Т.М. Маслова);

2. Методика №2 «Незаконченное предложение» (Т.М. Маслова);

3. Методика №3 «Мое отношение к малой родине» (Т.М. Маслова).

Т.М. Масловой  предлагается  следующие  критерии по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования. К ним отнесены: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально - чувственный и поведенческо-волевой критерии.

Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области, расселение, традиции, обычаи).

Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.

Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление сформированности патриотизма младших школьников по отношению к «малой родине».

Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими  школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» (участие в акциях, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.

На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников  мы определили уровни сформированности патриотической воспитанности:

4 уровень - уровень проявления патриотического воспитания личности по всем 4 критериям: проявляет  привязанность и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;  ярко выражает желание заботиться о других людях;  ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает все символы России и своего села Покосное.

3 уровень - уровень западания отдельных показателей в каждом критерии:  нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет  привязанность и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;  выражает желание заботиться о других людях;  проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов России и своего села узнаёт лишь некоторые.

2 уровень - уровень проявления патриотического воспитания не менее

чем по 3 критериям: слабо проявляет  привязанность и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;  желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно - может послушать, но сам материал не готовит; из предложенных символов России и своего села,  узнаёт лишь некоторые.

1 уровень - уровень проявления патриотического воспитания по 2 и менее критериям: редко проявляет  привязанность  и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» не интересуется, из предложенных символов России и своего села не указывает ни одного правильно [16].

Методика №1 «Я – патриот» (Т.М. Маслова).

Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине» и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).

Методика состоит из 17 вопросов (Приложение 1), половина из них - на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина - на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».

Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов - 34.

Полученные данные были сведены в таблицу 1.

По данным, полученным в результате работы с испытуемыми, на констатирующем этапе, можно сделать вывод, что большинство младших школьников, в количестве 13 человек, что составляют 52 %,   имеют средний уровень патриотической воспитанности, 11 человек (44 %)  уровень патриотической воспитанности ниже среднего, у 1 человека, что составляет 4 %,  имеет  низкий уровень. Общее количество баллов  у испытуемых,  составило 304  из 850 возможных,  что составляет  - 35.8%.

                                                                                             Таблица 1

Результаты проведения методики   «Я - патриот» (Т.М. Маслова)                                                                      

Имя. Ф.

Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

 

%

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

Даниил Б.

1

0

2

1

0

1

0

1

2

1

2

2

0

2

1

1

2

19

56.0

С

2.

Наташа Б.

1

0

1

0

0

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0

1

2

19

56.0

С

3.

Кирилл В.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

4.

Семен Е.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

5.

Алина К.

2

0

0

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

1

0

2

1

22

65.0

С

6.

Амина К.

2

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

26

76.5

С

7.

Полина К.

1

0

1

0

0

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0

1

2

19

56.0

С

8.

Дима К.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

9.

Катя К.

1

0

1

0

0

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0

1

2

19

56.0

С

10.

Геля Л.

1

0

1

0

0

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0

1

2

19

56.0

С

11.

Кирилл Л.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

12.

Егор Л.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

13.

Даша М.

1

0

1

0

0

2

1

2

1

2

1

2

1

2

0

1

2

19

56.0

С

14.

Вика М.

2

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

26

76.5

С

15.

Домна М.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

16.

Полина Н.

2

1

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

26

76.5

С

17.

Данил Н.

1

0

2

1

0

1

0

1

2

1

2

2

0

2

1

1

2

19

56.0

С

18.

Семен П.

0

0

1

0

0

1

0

1

2

1

1

1

0

2

1

1

0

12

35.3

НC

19.

Настя П.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

20.

Саша Р.

0

0

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

21.

Степа С.

2

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

2

1

2

0

1

2

25

73.5

С

22.

Геля С.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

23.

Катя С.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

12

35.3

НC

24.

Алена С.

2

0

0

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

1

0

2

1

22

65.0

С

25.

Кирилл Х.

0

0

1

0

0

0

0

1

2

1

1

1

0

2

2

1

0

11

32.3

Н

 

Методика №2 «Незаконченное предложение» (Т.М. Маслова).

Цель: выявить объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, уровень знаний сущности патриотизма (определить уровень патриотической воспитанности по конгитивно - интеллектуальному критерию).

           Методика состоит из 17-ти незаконченных предложений (Приложение 2), которые учащиеся должны завершить, по их мнению, правильным ответом. 

Критерии оценки: за правильный ответ испытуемый получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 17.

Полученные данные были сведены в таблицу 2.

Из данных таблицы видно, что большинство испытуемых, в количестве 12 человек, что составляет 48 %,  получили балл ниже среднего; 7 человек (28 %), набрали низкий балл, 6 человек, что составляет 24 %, набрали средний балл. В результате общего количества баллов испытуемые набрали  213 баллов

из 425 возможных, что составило 50.1 %.

                                                                              Таблица 2

Результаты проведения методики                                                                    «Незаконченное предложение» (Т.М. Маслова)

Имя. Ф.

Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

%

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1.

Даниил Б.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

2.

Наташа Б.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

10

59.0

С

3.

Кирилл В.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

4.

Семен Е.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

5.

Алина К.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

6.

Амина К.

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

0

0

12

71.0

С

7.

Полина К.

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

14

82.6

С

8.

Дима К.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

9.

Катя К.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

10.

Геля Л.

1

0

1

1

0

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

14

82.6

С

11.

Кирилл Л.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

12.

Егор Л.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

13.

Даша М.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

10

59.0

С

14.

Вика М.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

15.

Домна М.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

16.

Полина Н.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

17.

Данил Н.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

0

10

59.0

С

18.

Семен П.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

19.

Настя П.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

20.

Саша Р.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

21.

Степа С.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

22.

Геля С.

1

0

0

1

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

0

1

0

53.0

НС

23.

Катя С.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

24.

Алена С.

0

1

0

1

1

0

1

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

53.0

НС

25.

Кирилл Х.

1

0

0

0

1

0

0

0

1

0

0

1

0

1

0

0

0

29.4

Н

    

 

 

Методика №3 «Мое отношение к малой родине» (Т.М. Маслова).

Цель: выявить проявление патриотического воспитания младших школь-

ников по отношению к «малой родине», (определить уровень патриотической воспитанности по эмоционально-чувственному критерию).

Методика состоит из 10 вопросов (Приложение 3). В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен».

Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чис-

тоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.

Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;

Максимальное количество баллов – 20.

Полученные данные были сведены в таблицу 3.

В результате проведения методики №3 испытуемые справилась с поставленной задачей следующим образом: большинство младших школьников, в количестве 12 человек, что составляет 48 %,  обладает средним уровнем патриотической воспитанности; 8 человек (32 %), обладают низким уровнем, 5 человек, что составляет 20 %,  показали уровень ниже среднего. Испытуемые набрали 259 баллов из 500 возможных, что составило – 51.8%.

                                                                                                  Таблица 3

Результаты проведения методики                                                                   «Мое отношение к малой родине» (Т.М. Маслова)

Имя. Ф.

Номер вопроса, результаты в баллах

Итого

%

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

1.

Даниил Б.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

45.0

НС

2.

Наташа Б.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

3.

Кирилл В.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

4.

Семен Е.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

5.

Алина К.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

15б

75.0

С

6.

Амина К.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

7.

Полина К.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

8.

Дима К.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

45.0

НС

9.

Катя К.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

10.

Геля Л.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

11.

Кирилл Л.

1

1

2

2

2

2

0

0

1

2

13б

65.0

С

12.

Егор Л.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

13.

Даша М.

1

1

2

2

2

2

0

0

1

2

13б

65.0

С

14.

Вика М.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

15б

75.0

С

15.

Домна М.

1

1

2

2

2

2

0

0

1

2

13б

65.0

С

16.

Полина Н.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

17.

Данил Н.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

18.

Семен П.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

19.

Настя П.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

45.0

НС

20.

Саша Р.

2

2

1

1

0

0

2

0

1

2

11б

55.0

С

21.

Степа С.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

45.0

НС

22.

Геля С.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

0

45.0

НС

23.

Катя С.

2

2

2

2

1

1

1

2

1

1

15б

75.0

С

24.

Алена С.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

25.

Кирилл Х.

1

1

1

1

0

0

0

1

2

1

40.0

Н

 

 

Для удобства сравнения проведенных трех методик была составлена диаграмма. Полученные данные отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов диагностики                       испытуемых по трем методикам

Данная диаграмма показывает общую картину сформированности патри-

отического воспитания. Сопоставляя результаты, полученные из трех методик, можно сделать вывод, что большинство младших школьников 31 человек, что составляет 41.3%,  обладают средним уровнем патриотического воспитания, 28 человек (37.3%),  обладают уровнем ниже среднего, а 16 человек (21.3%), обладают низким уровнем сформированности патриотических чувств.

Следует заметить, что группа испытуемых набрала 776 баллов из возможных 1775-ти, что составляет  43.7 %  уровня сформированности патриотического воспитания.

Проведя беседу с испытуемыми после результатов диагностики и проанализировав мнения опрошенных детей, можно сделать вывод, что идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающимся очень интересны мероприятия по патриотическому воспитанию, но недовольны малым количеством проводимых  мероприятий в этом направление.

В ходе диагностики состояния патриотического воспитания в школе, были выявлены следующие проблемы:

- снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания младших школьников;

- отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине;

- падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре;

- проявление среди младших школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма;

- неуважительное отношение к государству.

В связи с появлением таких проблем возникает необходимость проведения мероприятий по патриотической  направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию младших школьников.

Это  способствовало  бы осмыслению сущности патриотического воспитания  у младших школьников, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств патриотического воспитания детей.

 


 

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Выявить базовый уровень сформированности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Выявить базовый уровень сформированности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области,…

Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, потребность узнавать историю «малой родины» (освоение области,…

Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов

Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из символов

Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;

Критерии оценки: за каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «не уверен» - 1 балл; «нет» - 0 баллов;

Кирилл Х. 0 0 1 0 0 0 0 1 2 1 1 1 0 2 2 1 0 11 32

Кирилл Х. 0 0 1 0 0 0 0 1 2 1 1 1 0 2 2 1 0 11 32

Даша М. 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 10 59

Даша М. 1 1 0 1 1 0 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 0 10 59

Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» (Т

Результаты проведения методики «Мое отношение к малой родине» (Т

Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов диагностики испытуемых по трем методикам

Рис. 1. Сравнительная диаграмма результатов диагностики испытуемых по трем методикам

Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам

Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2022