Методическая разработка
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Воспитатель – Малолеткина Н. В.
Цель: формирование у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;
2. Развитие у детей представлений о свойствах веществ;
3. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
1. «Песок – сыпучий».
Цель: познакомить со свойствами песка и земли.
Материал: песок, земля, воронка, тарелка.
Ход эксперимента. Через воронку насыпаем песок на тарелку, тоже проделываем с землей.
Вывод: песок сыпучий, земля несыпучая.
2.«Земля содержит воздух».
Цель: выявить содержание воздуха в земле.
Материал: стакан с водой, земля, совок.
Ход опыта. В стакан с водой насыпаем землю. Наблюдаем за пузырьками на поверхности воды.
Вывод: в земле содержится воздух.
3.«Подводная лодка из виноградин»
Цель: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка и рыбы.
Материал: газированная вода, виноградинки, стакан.
Ход опыта: дети бросают в стаканы с газировкой виноградинки.
Что происходит с виноградинками? На них появляются пузырьки, и виноградинки всплывают. На поверхности пузырьки лопаются, и виноградинки тонут.
Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется».
По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Он уменьшается, рыба плывет вниз. Надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
4.«Мыльные пузыри».
Цель: восприятие величины, умение сравнивать тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Материал: тазик, вода, мыльная пена, детский шампунь, трубочки для коктейля.
5. «Танец горошин».
Цель: знакомство с понятием «сила движения», развитие наблюдательности, любознательности, смекалки.
Материал: вода, горошины, стакан, жестяная крышка.
Ход. Наполнить стакан сушеным горохом. Залить водой до краев и поставить стакан на середину жестяной крышки. Время от времени подливать в стакан понемногу воды. Скоро горошины начнут с грохотом падать одна за другой через край стакана на крышку (лучше положить крышку на второй стакан).
Почему это происходит?
Горошины впитывают воду, разбухают, им нужно больше места, они перестают помещаться в стакане. Нижние горошины выталкивают верхние, те выпадают и ударяются о крышку.
6.«Откуда берется дождь»Цель: обратить внимание на интересное явление, развивать мышление. Материал: банка, горячая вода, крышка, лед. Хх
Ход. Налить в банку горячей воды. Накрыть банку крышкой и положить на нее лед. Теплый воздух содержит много невидимого водяного пара, он поднимается вверх. Вверху холодно (у нас на крышке лежит лед) и воздух теряет водяной пар, пар превращается в капли воды. Вот откуда берется дождь.
7.«Тонет – не тонет».
Цель: провести испытание на плавучесть разных предметов из разного материала.
Материал: предметы из разного материала
(дерева, пластмассы, железа, емкость с водой.
8. «Свойства воды».
Цель: знакомство со свойствами воды – принимает форму сосуда, бесцветная.
Материал: сосуды разной формы, стаканы, вода, молоко, ложечки. Хх
9. «Свойства воды».
Цель: знакомство со свойствами воды – может менять цвет, не имеет вкуса и запаха.
Материал: стаканы с водой, зеленка, марганцовка, лимон, сахар.
10 «Волшебная вода».
Цель: учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные «волшебные» цвета и оттенки. Материал: баночки с подкрашенной водой, пустые баночки.
11. «Свойства воды».
Цель: знакомство со свойствами воды – нагревание и испарение.
Материал: холодная вода, вода в термосе, предметное стекло, пипетка.
12. «Очистка воды».
Цель: знакомство со способом очистки воды.
Материал: стаканы с водой, речной песок, ложечки, тряпочки, пустые стаканы.
13.«Ледяные узоры».
Цель: развитие наблюдательности, демонстрация простейшего эксперимента
Материал: камешки, бусинки, листья, поддон с водой.
Ход. В поддонах с водой выкладываем узоры их сухих листьев, камешков, ракушек. После замораживания рассматриваем.
14. «Освобождение из плена».
Цель: наблюдение за разными способами размораживания.
Материал: ледяные фигурки.
15. «Снег».
Цель: формирование представлений о том, что снег тает в тепле, и образуется вода.
Материал: снег, емкость.
16. Как растопить снег черным платком.
Материал: фольга, черный платок.
Ход. Положить фольгу (0,5 метра) на снег в солнечном месте. Рядом расстелить черный платок. Через час посмотреть, что произойдет.
Черный платок уйдет в снег глубже, чем фольга. Фольга отражает свет, а, значит, отталкивает и тепло.
17. Как развести огонь под водой?
Цель: познакомить детей со способом разведения огня под водой.
Материал: миска, свеча, вода.
Ход. Прикрепить огарок свечи ко дну миски. Для этого накапать расплавленным парафином на дно миски и прижать свечу донышком к пятну парафина. Подождать, пока тот застынет. Налить в миску воды, чтобы она чуть-чуть не доходила до верхушки свечи. Зажечь свечу. Огонь понемногу сжигает парафин, но свеча продолжает гореть, даже когда фитиль опуститься ниже уровня воды. В свече образуется воронка, уходящая глубоко под воду.
Почему это происходит?
Вода охлаждает свечку, и наружный слой не плавиться. Вокруг свечки образуются тонкие стенки, которые не позволяют залить огонь. Пламя выжигает вокруг фитиля воронку.
В какой-то момент стенки воронки не выдержат давления воды. Тогда свеча погаснет.
18. «Волшебная рукавичка».
Цель: выяснение способности магнита притягивать некоторые предметы
Материал: магнит, мелкие предметы из различного материала, рукавичка с магнитом внутри
19. Выпаривание соли.
Материал: вода в стакане, соль, ложка, спиртовка.
Ход. Дети пробуют на вкус воду в стакане. Добавить в стакан соль и хорошо размешать. Обратить внимание, что соль в стакане растворилась, ее не видно. Дать попробовать воду на вкус. Соленую воду наливаем в ложку и нагреваем на пламени спиртовки. Вода испаряется. В ложке остается соль.
20. Поиск воздуха.
Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость.
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас воздух.
Дети выбираю любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).
21. Веселая полоска.
Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность.
Материал: Полоска мягкой бумаги.
Ход опыта:
Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.
- Почему она движется?
Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.
- Что происходит? Почему? (Полоска "прилипает" к губам: на нее действует воздух) .
22. Нагревание и охлаждение воздуха.
Материал: воздушный шарик, пустая бутылка, тазик с горячей водой.
Ход. Воздушный шарик надеть на горлышко бутылки, в течение минуты подержать эту бутылку в тазике с горячей водой.
Результат – шарик надувается, так как движущие частицы, из которых состоит воздух, удаляются друг от друга, воздух расширяется, проникает в шарик и надувает его.
Поставим бутылку под струю холодной воды.
Результат – шарик опадает, потому, что воздух, охлаждаясь, сжимается, частицы сближаются и занимают первоначальное место в бутылке.
23. Из чего состоит воздух?
Материал: глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, чернила, пластилин.
Ход опыта. Закрепить свечу на дно тарелки с помощью пластилина. Налить немного воды и добавить несколько капель чернил, зажечь свечу, закрыть свечу банкой.
Результат: пламя погаснет, а вода войдет в банку, заняв 1/5 часть ее высоты.
Это потому, что свеча при горении израсходовала часть воздуха, вода вошла в банку, заняв свободное место.
24. Цветок, распустившийся на воде.
Материал: бумага, ножницы, емкость с водой.
Ход. Вырезать из бумаги цветок, загнуть лепестки, положить бумажный цветок в воду. Постепенно цветок раскроется.
Это происходит потому, что вода проникает в самые пустые пространства
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.