Опытно - экпериментальная деятельность
Оценка 4.9

Опытно - экпериментальная деятельность

Оценка 4.9
docx
04.05.2020
Опытно - экпериментальная деятельность
Опытно - экспериментальная деятельность в средней группе вне занятия.docx

Методическая разработка

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

Воспитатель – Малолеткина  Н. В.

Цель: формирование у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;

2. Развитие у детей представлений о свойствах веществ;

3. Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

 

1. «Песок – сыпучий».

Цель: познакомить со свойствами песка и земли.

Материал: песок, земля, воронка, тарелка.

Ход эксперимента. Через воронку насыпаем песок на тарелку, тоже проделываем с землей.

Вывод: песок сыпучий, земля несыпучая.

 

2.«Земля содержит воздух».

Цель: выявить содержание воздуха в земле.

Материал: стакан с водой, земля, совок.

Ход опыта. В стакан с водой насыпаем землю. Наблюдаем за пузырьками на поверхности воды.

Вывод: в земле содержится воздух.

3.«Подводная лодка из виноградин»

Цель: показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка и рыбы.

Материал: газированная вода, виноградинки, стакан.

Ход опыта: дети бросают в стаканы с газировкой виноградинки.

Что происходит с виноградинками? На них появляются пузырьки, и виноградинки всплывают. На поверхности пузырьки лопаются, и виноградинки тонут.

Процесс будет продолжаться несколько раз, пока газ из воды не «выдохнется».

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Он уменьшается, рыба плывет вниз. Надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

4.«Мыльные пузыри».

Цель: восприятие величины, умение сравнивать тактильные ощущения, речевое дыхание, эмоциональное восприятие.

Материал: тазик, вода, мыльная пена, детский шампунь, трубочки для коктейля.

5. «Танец горошин».

Цель: знакомство с понятием «сила движения», развитие наблюдательности, любознательности, смекалки.

Материал: вода, горошины, стакан, жестяная крышка.

Ход. Наполнить стакан сушеным горохом. Залить водой до краев и поставить стакан на середину жестяной крышки. Время от времени подливать в стакан понемногу воды. Скоро горошины начнут с грохотом падать одна за другой через край стакана на крышку (лучше положить крышку на второй стакан).

Почему это происходит?

Горошины впитывают воду, разбухают, им нужно больше места, они перестают помещаться в стакане. Нижние горошины выталкивают верхние, те выпадают и ударяются о крышку.

6.«Откуда берется дождь»Цель: обратить внимание на интересное явление, развивать мышление. Материал: банка, горячая вода, крышка, лед. Хх

Ход. Налить в банку горячей воды. Накрыть банку крышкой и положить на нее лед. Теплый воздух содержит много невидимого водяного пара, он поднимается вверх. Вверху холодно (у нас на крышке лежит лед) и воздух теряет водяной пар, пар превращается в капли воды. Вот откуда берется дождь.

7.«Тонет – не тонет».

Цель: провести испытание на плавучесть разных предметов из разного материала.

Материал: предметы из разного материала

(дерева, пластмассы, железа, емкость с водой.

8. «Свойства воды».

Цель: знакомство со свойствами воды – принимает форму сосуда, бесцветная.

Материал: сосуды разной формы, стаканы, вода, молоко, ложечки. Хх

9. «Свойства воды».

Цель: знакомство со свойствами воды – может менять цвет, не имеет вкуса и запаха.

Материал: стаканы с водой, зеленка, марганцовка, лимон, сахар.

10 «Волшебная вода».

Цель: учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные «волшебные» цвета и оттенки. Материал: баночки с подкрашенной водой, пустые баночки.

11. «Свойства воды».

Цель: знакомство со свойствами воды – нагревание и испарение.

Материал: холодная вода, вода в термосе, предметное стекло, пипетка.

12. «Очистка воды».

Цель: знакомство со способом очистки воды.

Материал: стаканы с водой, речной песок, ложечки, тряпочки, пустые стаканы.

13.«Ледяные узоры».

Цель: развитие наблюдательности, демонстрация простейшего эксперимента

Материал: камешки, бусинки, листья, поддон с водой.

Ход. В поддонах с водой выкладываем узоры их сухих листьев, камешков, ракушек. После замораживания рассматриваем.

14. «Освобождение из плена».

Цель: наблюдение за разными способами размораживания.

Материал: ледяные фигурки.

15. «Снег».

Цель: формирование представлений о том, что снег тает в тепле, и образуется вода.

Материал: снег, емкость.

16. Как растопить снег черным платком.

Материал: фольга, черный платок.

Ход. Положить фольгу (0,5 метра) на снег в солнечном месте. Рядом расстелить черный платок. Через час посмотреть, что произойдет.

Черный платок уйдет в снег глубже, чем фольга. Фольга отражает свет, а, значит, отталкивает и тепло.

17. Как развести огонь под водой?

Цель: познакомить детей со способом разведения огня под водой.

Материал: миска, свеча, вода.

Ход. Прикрепить огарок свечи ко дну миски. Для этого накапать расплавленным парафином на дно миски и прижать свечу донышком к пятну парафина. Подождать, пока тот застынет. Налить в миску воды, чтобы она чуть-чуть не доходила до верхушки свечи. Зажечь свечу. Огонь понемногу сжигает парафин, но свеча продолжает гореть, даже когда фитиль опуститься ниже уровня воды. В свече образуется воронка, уходящая глубоко под воду.

Почему это происходит?

Вода охлаждает свечку, и наружный слой не плавиться. Вокруг свечки образуются тонкие стенки, которые не позволяют залить огонь. Пламя выжигает вокруг фитиля воронку.

В какой-то момент стенки воронки не выдержат давления воды. Тогда свеча погаснет.

18. «Волшебная рукавичка».

Цель: выяснение способности магнита притягивать некоторые предметы

Материал: магнит, мелкие предметы из различного материала, рукавичка с магнитом внутри

19. Выпаривание соли.

Материал: вода в стакане, соль, ложка, спиртовка.

Ход. Дети пробуют на вкус воду в стакане. Добавить в стакан соль и хорошо размешать. Обратить внимание, что соль в стакане растворилась, ее не видно. Дать попробовать воду на вкус. Соленую воду наливаем в ложку и нагреваем на пламени спиртовки. Вода испаряется. В ложке остается соль.

20. Поиск воздуха.

Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость.

Ход опыта:

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас воздух.

Дети выбираю любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет).

21. Веселая полоска.

Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность.

Материал: Полоска мягкой бумаги.

Ход опыта:

Дети держат полоску бумаги вертикально за один конец и дуют на нее.

- Почему она движется?

Дети держат полоску бумаги горизонтально за оба конца, подносят к губам и втягивают воздух.

- Что происходит? Почему? (Полоска "прилипает" к губам: на нее действует воздух) .

22. Нагревание и охлаждение воздуха.

Материал: воздушный шарик, пустая бутылка, тазик с горячей водой.

Ход. Воздушный шарик надеть на горлышко бутылки, в течение минуты подержать эту бутылку в тазике с горячей водой.

Результат – шарик надувается, так как движущие частицы, из которых состоит воздух, удаляются друг от друга, воздух расширяется, проникает в шарик и надувает его.

Поставим бутылку под струю холодной воды.

Результат – шарик опадает, потому, что воздух, охлаждаясь, сжимается, частицы сближаются и занимают первоначальное место в бутылке.

23. Из чего состоит воздух?

Материал: глубокая тарелка, свеча, стеклянная банка высотой больше свечи, вода, чернила, пластилин.

Ход опыта. Закрепить свечу на дно тарелки с помощью пластилина. Налить немного воды и добавить несколько капель чернил, зажечь свечу, закрыть свечу банкой.

Результат: пламя погаснет, а вода войдет в банку, заняв 1/5 часть ее высоты.

Это потому, что свеча при горении израсходовала часть воздуха, вода вошла в банку, заняв свободное место.

 

 

24. Цветок, распустившийся на воде.

Материал: бумага, ножницы, емкость с водой.

Ход. Вырезать из бумаги цветок, загнуть лепестки, положить бумажный цветок в воду. Постепенно цветок раскроется.

Это происходит потому, что вода проникает в самые пустые пространства


 

Методическая разработка ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Методическая разработка ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

Подводная лодка из виноградин»

Подводная лодка из виноградин»

Откуда берется дождь» Цель : обратить внимание на интересное явление, развивать мышление

Откуда берется дождь» Цель : обратить внимание на интересное явление, развивать мышление

Материал : стаканы с водой, речной песок, ложечки, тряпочки, пустые стаканы

Материал : стаканы с водой, речной песок, ложечки, тряпочки, пустые стаканы

Почему это происходит? Вода охлаждает свечку, и наружный слой не плавиться

Почему это происходит? Вода охлаждает свечку, и наружный слой не плавиться

Материал : Полоска мягкой бумаги

Материал : Полоска мягкой бумаги

Цветок, распустившийся на воде

Цветок, распустившийся на воде
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020