Орфоэпические нормы
Оценка 5

Орфоэпические нормы

Оценка 5
docx
11.02.2021
Орфоэпические нормы
Орфоэпические нормы.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мичуринская СОШ»

Дербентского  района   Республики Дагестан

План - конспект 
открытого урока русского язы-ка в 10 классе

«Орфоэпические 
(акцентологические) нормы»

УМК Русский язык 10-11 кл. В.В. Бабайце-ва

Составил:
Габибуллаев Хасбулла Абдуллаевич
учитель русского языка и литературы МКОУ «Мичуринская СОШ»
2019 год

 


Цели урока:

1) образовательные - на основе имеющихся знаний повторить и обобщить основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторить темы «Омонимы», «Образование форм прилагательных, глаголов, причастий»;

2) развивающие - совершенствовать навык работы с различными упражнениями и тестовыми заданиями по данному разделу; обогатить словарный запас учащихся на примерах речевых и литературных образцов; привить навык работы с орфоэпическим и толковым словарями;

3) воспитательные - воспитывать интерес к изучению русского языка, самостоятельную активность учащихся, прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: учебники (Бабайцева В. В. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2016; Иссерс О. С., Кузьмина Н. А. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля В. В. Бабайцевой. Русский язык. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2015; компьютер, рабочая тетрадь, мультимедиа проектор, орфоэпические словари, толковый словарь.

Ход урока

I.Организационная часть: приветствие учащихся; сообщение темы и целей урока.

II.Проверка домашнего задания. Прочитайте, соблюдая орфоэпические (акцентологические) нормы.  К подчеркнутым словам (произнесенным неправильно) подберите рифмующиеся и запишите их. Например: диспансер – интерьер, договор – приговор, еретик – настиг, каталог – монолог, квартал – прочитал, мастерски – носки, облегчить – подлечить, щавель – постель.

III. Беседа о нормативном аспекте культуры речи и месте орфоэпических норм в системе других норм.

- Что такое языковая норма? (Выслушиваются ответы учащихся, затем выводится на экран слайд № 2)

Главным понятием культуры речи является понятие - норма. Норма – это правило, которому должен строго следовать говорящий. Нормы бывают: орфоэпические, лексические, графические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные. Орфоэпические нормы наиболее тесно связаны с фонетической системой языка. Среди орфоэпических выделяются акцентологические – нормы, связанные с правильной постановкой ударения.

- Что такое ударение? Каковы особенности русского словесного ударения? (Выслушиваются ответы учащихся)

Русскому языку свойственно силовое (динамическое) ударение, при котором ударный слог выделяется по сравнению с неударными большей напряженностью артикуляции, в особенности гласного звука. Ударный гласный более длительный по произношению, чем соответствующий ему безударный звук. Русское ударение разноместное: оно может падать на любой слог: 1-ый (иконопись, мельком), 2-ой (апостол) и т. д. (Учащиеся приводят примеры слов с ударением на 1, 2, 3, 4 слог из домашнего упражнения № 122). Оно также подвижное, при изменении формы слова может перемещаться с одного слога на другой: понял – поняла (Учащиеся приводят примеры форм слов с подвижным ударением также из названного домашнего упражнения). Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные, например: водопровод (Учащиеся приводят примеры слов с несколькими ударениями также из домашнего упражнения).

IV. Практическая часть урока

         1.Наблюдение над смыслоразличительной функцией ударения

1.1. Задание. Прочитайте словосочетания, соблюдая акцентологические нормы, а затем ответьте на вопрос: что иногда помогает различать ударение (ответ: значения слов)? (слайд № 3).

Как называются слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному (ответ: омонимы, омографы)?

Пшеничная мука – страшная мука, атлас по географии – дорогой атлас, консерваторское настроение – консерваторское образование, свое видение мира – ночное видение, разноцветный ирис (нитки) – вкусный ирис, национальное меньшинство – осталось меньшинство класса, каменноугольный бассейн – четырехугольный предмет, языковая политика – языковая колбаса, остро заточенный карандаш – заточенный в тюрьму, истекший срок – истекший кровью, напоенная  скотина – напоенная земля, начиненный карандаш – начиненный пирог, пикировать на небольшой высоте – пикировать саженцы,  сложенный вчетверо лист – хорошо сложенный человек.

1.2. Задание. Понаблюдайте за смыслоразличительной ролью ударения, расставив в формах множественного числа существительных ударение. Составьте с ними словосочетания (слайд №4). Прочитайте получившиеся словосочетания.

Гряды (в огороде), гряды (цепь гор, облаков); клубы (сельские, по интересам), клубы (дыма); кубы (матем. термин), кубы (предметы кубической формы); плоскостей (плоских шуток), плоскостей (поверхностей); полы (настилы), полы (мужской и женский); ступеней (лестницы), ступеней (этапов); тельца (маленьких существ), тельца (кровяные); духи (французские) – духи (злые).

1.3. Задание. Установите соответствие между компонентами левого и правого рядов (слайд № 5). Что еще помогает различить ударение? (ответ: формы разных слов, формы одного слова, стилистические варианты слова)

Различие в паре слов, выраженное ударением:

(1) компа΄с – ко΄мпас                                    (1) формы разных слов

(2) безобра΄зный – безо΄бразный                 (2) стилист.варианты слова

(3) ска΄лы – скалы΄                                        (3) формы одного слова

(4) та΄я – тая΄                                                  (4) разные слова

 

   1.4. Задание. Как произносятся следующие наречия? Прочитайте их, соблюдая акцентологические нормы. В каких случаях ударение играет смыслоразличительную роль?

Бегом, добела, дочиста, донизу, досуха, донельзя, доверху, досыта, кругом, тотчас, остро, вовремя, завидно.

2.Работа с орфоэпическим словарем. Многие слова вызывают затруднения с точки зрения постановки в них ударения. В таких случаях следует обращаться к орфоэпическим словарям. Демонстрируется несколько орфоэпических словарей. Рассматривается структура словаря, типы словарных статей.

3.Наблюдение над закономерностями постановки правильного ударения. Некоторые закономерности постановки правильного ударения все-таки можно установить. Рассмотрим их (Демонстрируются слайды № 6, 7, 8, 9).

 4. Работа с учебным пособием. Задание. Расставьте ударения, соответствующие современной литературной норме, в словах. Прочитайте, соблюдая акцентологические нормы.

1.Августовский, балованный, верба, газированный, договор, дотемна, давящий, жалюзи, завидно, занявший, заплесневелый, звонишь, каталог, километр, каучук, кладовая, корысть, крапива, комбайнер, ленящийся, мастерски, мельком, надвое, начавший, начатый, обеспечение, поняла, понятый, понявший, приняла, петля, пломбирование, полынья, тефтели, фарфор, хаос (беспорядок), цемент, щавель, ягодица, языковое (явление).

2. Афера, безудержный, глазированный, гравирование, дремота, дочиста, жернов, занятой, запломбированный, звоним, затемно, закупорить, индустрия, кулинария, кремень, квартал, колос, колосс, кухонный, красивейший, намерение, некролог, набело, осведомить, откупорить, приданое, пролитый, принявший, плесневеть, туфля, тирания, терпящий, феномен, христианин, характерный (признак), цыган, щеголь, языковая (колбаса).

         5.Работа с толковым словарем. Выпишите слова, значение которых вам незнакомо. Уточните их значение по толковому словарю.

         6.Работа с художественным текстом. Учащимся предлагается текст и задания к нему (слайд № 10).

- Прочитайте текст выразительно, соблюдая акцентологические нормы. Используйте подсказку из орфоэпического словаря:

Голый (го΄лы), гладкий (гла΄дки), корявый (коря΄вы); серый (се΄ры), упругий (упру΄ги).

Влажный (влажны΄ и вла΄жны), красный (красны΄ и кра΄сны), стройный (стройны΄ и стро΄йны), узкий (узки΄ и у΄зки).

- Какую картину вы представили?

- Образуйте от всех прилагательных краткие формы мужского и женского рода (устно).

В просеках бора, устланных желтой хвоей, дороги влажны и упруги. Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или отклик отдается в самых дальних чащах. Просеки кажутся узки, пролеты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. Бор вдоль них величаво громаден; мачты его в верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом… (И. Бунин).

         7.Самостоятельная работа в группах.

Упражнение 40. От каждого слова образуйте формы женского и среднего рода, а также форму множественного числа. Запишите слова, обозначая место ударения в них. Отметьте случаи возможных вариантов ударения. В случае затруднения обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка».

1 группа. Горд,начал, предан.

2 группа. Тускл, обнял, нажит.

3 группа. Дерзок, оторвал, отснят.

4 группа. Смел, отозвал, одарен.

Упражнение 41. Образуйте формы простой сравнительной степени от следующих прилагательных. Прочитайте, соблюдая акцентологические нормы.

1 группа. Длинный, красивый.

2 группа. Веселый, сладкий.

3 группа. Удобный, грустный.

4 группа. Мягкий, бойкий.

Упражнение 42. Образуйте от данных глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Запишите их. Расставьте ударения в словоформах.

1 группа. Влечь, включить.

2 группа. Дремать, звонить.

3 группа. Катить, колебаться.

4 группа. Положить, баловаться.

Упражнение 44. Образуйте и запишите краткие формы мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа от следующих страдательных причастий. Расставьте ударения.

1 группа. Взятый.

2 группа. Проданный.

3 группа. Прожитый.

4 группа. Созданный.

Упражнение 45. Образуйте от следующих глаголов действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Запишите их. Прочитайте, соблюдая акцентологические нормы.

1 группа. Понять, начать. 

2 группа. Взять, прожить.

3 группа. Принять, создать.

4 группа. Продать, созвать.

8.Работа по учебному пособию

Упражнение 47. Прочитайте. Назовите слова, ударение в которых падает на первый слог:

1) ракушка                  2) ржаветь         3) силос          4) оптовый

5) свекла                     6) грушевый      7) щавель       8) мизерный

9) сливовый                10) алкоголь.

Упражнение 48. Прочитайте. Назовите слова, ударение в которых падает на второй слог:

1) кухонный

2) красивее

3) безудержный

4) цепочка

5) партер

6) ходатайствовать

7) таможня

8) черпать

9) тефтели

10) сироты.

 

 

Упражнение 49. Прочитайте. Назовите слова, ударение в которых падает на последний слог:

1) гренки

2) обеспечение

3) усугубить

4) принудить

5) ломоть

6) приговор

7) столяр

8) мельком

9) углубить

10) облегчить.

 

 

8. Наблюдение над акцентологическими нормами в предложно-падежных сочетаниях слов

Прочитайте, соблюдая правильное ударение.

Жить за городом, забраться на гору, доставить на дом, дернуть за ногу, взять под руки, ходить по лесу, выйти из дому, час от часу не легче, уехать за город, без году неделя.

9. Работа над сочинением-миниатюрой

Задание. Составьте небольшой рассказ «Один день в школе» (гимназии, лицее) и запишите его, используя нужные слова и формы слов. После выполнения учащиеся (2-3) зачитывают мини-сочинения.

Брать – брал – брала – брали; понять – понял – поняла – поняли; повторить – повторил – повторила – повторит; начать – начал – начала – начали; звонить – звонит – звонят; задать – задал – задала – задали; заголовок; доска – на доску; мышление; дефис; параграф; абзац; библиотека; предметы.

10. Работа по нахождению и исправлению орфоэпических ошибок

Задание. Найдите ошибки, встретившиеся в устных ответах учащихся. Какие из них являются орфоэпическими? Произнесите слова правильно.

Вклю'чишь, ляжь, по'ртфель, торты', положь, лектора, кухо'нный, сне[х], обеспече'ние.

11. Развитие слуховой культуры – произнесение вслух слов, в которых учащиеся чаще всего нарушают акцентологические нормы (слайды № 11-14).

V. Рефлексия

         1.Мы повторили и обобщили основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторили темы «Омонимы», «Образование форм прилагательных, глаголов, причастий»; понаблюдали над смыслоразличительной ролью ударения, некоторыми закономерностями постановки ударения в ряде слов; усовершенствовали навык работы с орфоэпическими словарями.

         На уроке мы научились правильно говорить, соблюдая акцентологические нормы; почувствовали красоту художественного текста, если он читается в соответствии с произносительными нормами.

2. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Упр. 123


 

Орфоэпические нормы

Орфоэпические нормы

Цели урока : 1) образовательные - на основе имеющихся знаний повторить и обобщить основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторить…

Цели урока : 1) образовательные - на основе имеющихся знаний повторить и обобщить основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторить…

Что такое ударение? Каковы особенности русского словесного ударения? (

Что такое ударение? Каковы особенности русского словесного ударения? (

Задание. Установите соответствие между компонентами левого и правого рядов ( слайд № 5 )

Задание. Установите соответствие между компонентами левого и правого рядов ( слайд № 5 )

Работа с толковым словарем . Выпишите слова, значение которых вам незнакомо

Работа с толковым словарем . Выпишите слова, значение которых вам незнакомо

Длинный, красивый. 2 группа.

Длинный, красивый. 2 группа.

Упражнение 48. Прочитайте. Назовите слова, ударение в которых падает на второй слог: 1) кухонный 2) красивее 3) безудержный 4) цепочка 5) партер 6) ходатайствовать 7)…

Упражнение 48. Прочитайте. Назовите слова, ударение в которых падает на второй слог: 1) кухонный 2) красивее 3) безудержный 4) цепочка 5) партер 6) ходатайствовать 7)…

Мы повторили и обобщили основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторили темы «Омонимы», «Образование форм прилагательных, глаголов, причастий»; понаблюдали над…

Мы повторили и обобщили основные теоретические сведения по орфоэпии (в частности, связанные с нормами ударения); повторили темы «Омонимы», «Образование форм прилагательных, глаголов, причастий»; понаблюдали над…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2021