Метод запоминания применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания). Запоминание – один из важнейших элементов учебной деятельности школьников. Его роль велика в обучении грамотному письму. Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы – зрительный, слуховой, мыслительный (логический). Система упражнений по орфографии в современной методике строится на основе того или иного вида памяти.
4 вида памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»). Слуховую память развивают диктанты. Зрительную – списывание, или диктант по памяти. Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Поэтому выбираются такие виды заданий, упражнений, которые опираются на данные факторы. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в слове; запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. При побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают движения речевых органов и пишущей руки, а также мыслительные, логические операции, выполняемые при письме с целью проверки орфограмм.
Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:
1) найти орфограмму;
2) определить ее тип: проверяемая орфограмма или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;
4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи;
5) выполнить намеченную последовательность действий;
6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плаката-инструкции, где даются рекомендации в нужной последовательности.
Например, алгоритм проверки безударной гласной корня:
1-й шаг. Найди в слове корень.
2-й шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
3-й шаг. Измени слово или подбери родственное.
4-й шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Орфографические умения – это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма.
Работать с орфограммой – значит предложить ученику материал для наблюдения и вопросы к нему, образец письменного объяснения орфограммы и правило, регулирующее написание. Наиболее эффективными считаются те, которые ориентированы на развитие орфографической зоркости (умение обнаруживать орфограмму, давать ее графическое объяснение, указывать способ применения правила) и на развитие самоконтроля в процессе письма (сравнение написанного с печатным текстом, нахождение написаний, вызывающих сомнения, их последующая проверка). Ученик должен определить, к какому разряду относится данное орфографическое явление, указать, как можно его проверить, подобрать аналогичные случаи. Анализируя достаточно насыщенный орфографический текст, он не только самостоятельно выделяет и называет орфограммы, но обязательно подчеркивает их (если работа ведется в тетради).
Логопедические поговорки ( У щучки чешуйка, у чушки щетинка.), орфо-эстафета, грамконструктор, орфо-батлы, кроссворды, «висельницы», «бумеранг», шуточные заметки, - достаточно известные приемы обучения орфографической грамотности. После изучения орфографического правила на этапе закрепления часто предлагаю ученикам привести свои примеры с изученной орфограммой. Орфо-прибаутки (В каждом деле у Емели столько лишней канители, что не хватит и недели, чтоб управиться Емеле) превращаем в самостоятельное творчество и получаем абсолютно новый приём - «несуразности». Учащиеся 5-6 классов особенно любят сочинять небольшие стишки с применением разных орфографических правил.
Орфо-творчество учащихся:
Парашютист приземлился в огород на куст крыжовника. Об этом написали в газете, даже издали брошюру с пресмешными фотографиями. (6 кл.)
Молодой кабанчик нашёл жёлуди. «Чудесно!» - хрюкнул малыш.
Не кладите в суши груши.
Коту понравилась котлета, но он не тронул винегрета.
Жираф купил на ярмарке жилет с большим карманом, а шарфа не нашёл, пусть свяжет мама.
Для котёнка лучшая диета - свежая котлета.
На завтрак я ем апельсиновый джем, а сестра пьёт компот и жуёт бутерброд. (5 кл.)
Под пушистым одеялом фантиком шурши потише, или же узнает мама имя сладкоежки-мыши.(7 кл.)
(Белоусова Е.А. Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ с.Колодинка.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.