Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему ).О
Оценка 5

Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему ).О

Оценка 5
Видеоуроки
ppt
русский язык
9 кл
15.01.2017
Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему ).О
Авторский мультимедийный урок содержит обширный информационный и практический материал по подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему и позволяет через различные задания_ практические и творческие тренинги, освоить и обобщить основные правила орфографии и выработать навыки грамотного письма, развивает стойкий интерес к предмету русского языка
орфография.ppt

Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему )

Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему )

Орфография. Нужны ли правила? ( урок-подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему ).

Учитель русского языка и литературы Ширина Галина Александровна, МОУСОШ № 12, Новокубанский район, Краснодарский край.

Цели урока: 1).Показать важную роль орфографии в жизни общества

Цели урока: 1).Показать важную роль орфографии в жизни общества

Цели урока:
1).Показать важную роль орфографии в жизни общества.
2).Развивать монологическую речь и умение рассуждать на заданную тему.
3).Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к его изучению.

Наш словарь. Грамота – умение читать и писать

Наш словарь. Грамота – умение читать и писать

Наш словарь.
Грамотаумение читать и писать.
Грамматикасвод правил, регулирующих правописание в каком-нибудь языке.
Орфография – ( от греч. «орфо» - правильный и «графо» -пишу) – наука о правописании.
Орфограмма – ( от греч. «орфо –правильный и «грамма» – буква)- правильное написание

Вероятно, многие из вас не раз вздыхали, готовясь к очередному диктанту или сочинению: «

Вероятно, многие из вас не раз вздыхали, готовясь к очередному диктанту или сочинению: «

Вероятно, многие из вас не раз вздыхали, готовясь к очередному диктанту или сочинению: «Ох, уж эта орфография! Почему мы пишем не так, как слышим: говорим «абет», а пишем «обед»? Зачем все эти сложности?»

Над этими вопросами давно уже (начиная с

Над этими вопросами давно уже (начиная с

Над этими вопросами давно уже (начиная с М.В. Ломоносова) думают и активно работают многие учёные, пытаясь усовершенствовать наше письмо.

Первую подлинно научную грамматику русского языка создал

Первую подлинно научную грамматику русского языка создал

Первую подлинно научную грамматику русского языка создал М.В. Ломоносов («Российская грамматика, 1755г.). В этой грамматике даны впервые правила правописания.
« Все науки, - разъяснял Ломоносов,- в грамматике нужды имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, непонятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Нужны ли правила? Обязательно ли быть грамотным?

Нужны ли правила? Обязательно ли быть грамотным?

Нужны ли правила?
Обязательно ли быть грамотным?

Представьте себе такую картину

Представьте себе такую картину

Представьте себе такую картину. Вы стоите на пороге ярко освещённого праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на …бал! К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось.

И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией

И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией

И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, весёлые!..И вдруг- о ужас!- кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала…Как вам стало неуютно и неловко среди этих весёлых и счастливых «принцев и принцесс»! Тем более что в глубине души вы знали, что всё произошло по вашей вине - из-за лени.

Именно так неуютно и неловко чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием

Именно так неуютно и неловко чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием

Именно так неуютно и неловко чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил

…Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил.
А.П.Сумароков

Из письма поэта Самуила Яковлевича

Из письма поэта Самуила Яковлевича

Из письма поэта Самуила Яковлевича Маршака ученику Коле Бирюкову

Милый Копя Бирюков!
Ты говоришь, что любишь читать, пишешь сочинения, но не можешь понять, для чего нужно изучать грамматику. Ведь русский язык ты и без этого знаешь.
Я тоже люблю читать книги и тоже немного сочиняю. Но должен сказать, что знание грамматики не раз оказывало мне услугу.

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Тот, кто не изучал грамматики, не знает
законов языка… Да и речь такого человека довольно бедна.
Играть на музыкальном инструменте можно и без нот – по слуху. Но тот, кто занимается серьёзной музыкой, а не подбирает одним пальцем «Чижика», никогда не довольствуется игрой по слуху.

Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе

Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе

Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе. Если без грамматики ещё можно научиться кое-как разговаривать, то писать без неё уж никак не научишься. Будешь до старости делать самые грубые ошибки. Это я думаю, ясно и без доказательства. Напиши мне, что ты думаешь по этому поводу.
С уважением поэт С. Я. Маршак.

Правдин (взял книгу). … Это грамматика

Правдин (взял книгу). … Это грамматика

Правдин (взял книгу). … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например,какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь ,котора дверь?
Правдин. Котора дверь !Вот эта.
Митрофан.Эта?Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту.Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

«

Д.И.Фонвизин «Недоросль».

Известная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Орфографическая ошибка, что клоп на белоснежной блузе»

Известная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Орфографическая ошибка, что клоп на белоснежной блузе»

Известная актриса Фаина Раневская как-то сказала: «Орфографическая ошибка, что клоп на белоснежной блузе».

Давайте рассуждать Некоторые слова мы пишем верно без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы

Давайте рассуждать Некоторые слова мы пишем верно без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы

Давайте рассуждать

Некоторые слова мы пишем верно без всяких правил, потому что в них нельзя заменить ни одной буквы. Данное слово перестаёт существовать, а получается совсем другое слово (мир-тир, стол-стон). Но так бывает не всегда!

Т/ И /ЖЁЛЫЙ

Я Е И

Какой буквой обозначить безударный гласный в первом слоге? Произношение позволяет написать и (я), и (е), и (и). А какая из них единственно правильная- решает орфографическое правило.

Вывод: Правила нужны, когда мы имеем дело с орфограммой

Вывод: Правила нужны, когда мы имеем дело с орфограммой

Вывод:
Правила нужны, когда мы имеем дело с орфограммой.
1. Выбрать верное написание помогает
правило или словарь.
2. Чтобы грамотно писать, чтобы знать, когда применять правила, нужно научиться замечать орфограммы.

Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова

Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова

Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
К. Ушинский

Одним из учёных – лингвистов был

Одним из учёных – лингвистов был

Одним из учёных – лингвистов был Михаил Викторович Панов, автор интересной научно-популярной книги о русской орфографии, которую он назвал остро-полемически «А всё-таки она хорошая!».

Попробуйте и вы принять участие в этой дискуссии

Попробуйте и вы принять участие в этой дискуссии

Попробуйте и вы принять участие в этой дискуссии.
Ну, так всё же: хороша ли наша орфография? Надо ли нам её придерживаться? И что было бы, если бы её вдруг отменили?
Напишите сочинение – рассуждение:
Орфография. Нужны ли правила?

Сочинение – рассуждение Орфография

Сочинение – рассуждение Орфография

Сочинение – рассуждение
Орфография. Нужны ли правила?

Пишите, придерживаясь плана сочинения – рассуждения.
План.
Толкование ключевого слова темы.
Комментарий по теме.
Тезис.
Аргумент.
2-3 примера.
Вывод.

Желаем успеха!

Желаем успеха!

Желаем успеха!

Молодцы!!! У вас обязательно всё получится!

Молодцы!!! У вас обязательно всё получится!

Молодцы!!! У вас обязательно всё получится!

Литература. Г.Г. Граник. Секреты орфографии

Литература. Г.Г. Граник. Секреты орфографии

Литература.
Г.Г. Граник. Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1999г.
Л.Т. Григорян. Язык мой-друг мой. М., «Просвещение», 1988г.Б.Т. Панов. Внеклассная работа по русскому языку.-М., 2002г.

Скачать файл