Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка
В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.
Термин «сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х гг. ХХ века. В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие учёные. В современной литературе не существует единого подхода к определению самого понятия, его педагогического и методического сопровождения.
В педагогике понятие «сопровождение» понимается как особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия. А его сущностными признаками являются помощь в принятие решений, взаимодействие.
Понятие «методическое сопровождение» понимается как организация целостной, системно-организованной деятельности, которая направлена на создание условий развития профессионально-личностной компетенции педагога.
М.Р. Битянова считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
Основные задачи методического сопровождения:
1. Оказание методической помощи педагогам по освоению и ввдению в педагогическую практику работы федеральных государственных образовательных стандартов;
2. Создание условий, обеспечивающих субъективную позицию каждого педагога в повышении квалификации;
3. Оказание методической помощи в освоении способов самообразования и саморазвития;
4. Организация выявления, изучения и распространение передового педагогического опыта в образовательной организации;
5. Создание системы мониторинга результативности образовательного процесса;
6. Создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, творческих потребностей педагогов;
7. Создание и расширение издательской деятельности педагогических работников образовательной организации;
8. Оказание помощи педагогам во время прохождения аттестации;
9. Создание условий для изготовления и систематизации дидактического материала учебно-методических комплексов;
10. Разработка рекомендаций участникам педагогического процесса в вопросах реализации индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся;
11. Осуществление индивидуальной методической работы молодым специалистам;
12. Организация поддержки педагогам в инновационной деятельности.
В современной педагогической литературе существуют различные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.
Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.
К информации предъявляют следующие требования:
1. Объективность;
2. Актуальность;
3. Предельная конкретность;
4. Насыщенность.
Новейшими средствами информационного обеспечения в настоящее время становятся медиатеки.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, воздействия по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методического сопровождения. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности её планирования и прогнозирования. Планирование методического сопровождения позволяет целенаправленно решать задачи, добиваться запланированных целей в организации методической деятельности. В процессе подготовки плана методического сопровождения необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип научности;
2. Принцип учета специфики образовательной организации;
3. Принцип оптимальности;
4. Принцип перспективности;
5. Принцип целенаправленности.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации, которое включает:
1. Стратегические документы (Устав, программа развития образовательной организации и т.д.);
2. Образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные и другие программы и технологии их реализаций;
3. Методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный, исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
4. Технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
5. Наиболее продуктивные методы и приемы обучения
Организационно-координационная функция методической службы пред полает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.
Обучающая функция методического сопровождения предполагает повышения квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса, вооружение его актуальными педагогическими знаниями и технологиями; развитие общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности. Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов.
Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.
Организационно-методическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей или освоение нового. Исходя и определения организационно-методического сопровождению, субъекту образования предоставляется большая самостоятельность в плане принятия решения о необходимости оказания ему помощи. Кроме того, «создание условий» говорит о свободе выбора субъектом образования того или иного пути решения проблемы.
Методическая помощь предполагает оказание помощи всем субъектам образования, в независимости от того, какова потребность в той помощи; самостоятельность субъекта образования проявляется в том, в какой мере он воспользуется этой помощью. Методическая помощь, на наш взгляд, занимается типичными для образовательного процесса проблемами. В отличие от этого, организационно-методическое сопровождение помогает решать проблемы, связанные с самореализацией субъекта образования, которые не обязательно будут характерны для данного периода обучения, то есть предполагается, что помощь в решении проблемы может быть оказана только тогда, когда субъект образования сам заявит об том.
Осуществление организационно-методического сопровождения в педагогике рассматривается через последовательную реализацию следующих шагов:
1. Диагностику сути проблемы;
2. Информационного поиска методов для её решения;
3. Обсуждение вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути её решения;
4. Оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения.
В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, командообразование и т.д. Для методистов важно, что эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.
Кроме того, к формам организационно-методического сопровождения педагогов относят:
1. Организацию методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, общешкольные семинары, педагогические советы). То направление носит в основном арактер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, треннинги и т.д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия) и т.д.);
2. Создание организационных (работа ресурсных кабинетов или информационных центров) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары, практикумы и т.д.
3. Оказание методической поддержки(тьюторство) для педагогов, ведущих свою научно-исследовательскую деятельность, педагогический ассортимент;
4. Информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионально мастерства) по предъявлению, обобщению своего опыта.
В последнее время получила распространение такая форма организационно-методического сопровождения, как скайп-сопровождение. То форма удаленного пошагового индивидуального обучения через скайп, одна из форм организации дистанционного обучения. Благодаря скайпу есть возможность общаться в режиме реального времени, независимо от места нахождения. В отличие от скайп-консультирования скайп-сопровождение не ограничено количеством скайп-сеансов. Каждый новый сеанс происходит после проверки выполнения домашнего задания. Если учебные задачи, поставленные ранее, не выполнены или выполнены неправильно, то дальнейшее скайп-сопровождение не проводится.
Основными условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-методического сопровождения деятельности педагога, являются:
1. Включение педагога в событийные общности, в которых происходит не только профессиональное, но и духовное его развитие;
2. Содействие профессиональной идентичности педагога в процессе принятия и освоения профессиональных ценностей;
3. Использование возможностей гуманитарной экспертизы в познании личности педагога во всех её проявлениях и создании педагогических ситуаций, способствующих развитию внутреннего потенциала;
4. Совершенствование механизмов управления, направленных на мотивацию профессионального роста педагога: психологических (система вызовов; накопительная система оценки достижений; карьерный рост педагога) и экономических (бонусная система денежного вознаграждения, компенсационный пакет, социальное партнерство).
Таким образом, в современных условиях форма организационно-методического сопровождения оказывает огромную роль в профессиональной деятельности педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.