Классный руководитель 5-А класса
МОУ «Школа №101 г Донецка имени
Героя Советского Союза
А.А. Удодова» Бондаренко М.Э.
Цель: знакомство классного руководителя с родительским составом класса; знакомство родителей друг с другом; определение перспектив развития детского коллектива. Задачи:
§ создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем;
§ изучить ожидания родителей от учебы в среднем звене;
§ ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы;
§ провести выборы родительского комитета класса.
Форма проведения: собрание с элементами тренинга
1) Организационный момент
2) Знакомство
3) Особенности адаптационного периода 5 класса Тренинг-провокация
4) Обсуждение учебно-воспитательных задач школы
5) Планирование и обсуждение построения воспитательного процесса
6) Организация здоровых условий для обучения детей
7) Избрание классного родительского комитета для решения организационных вопросов
8) Подведение итогов родительского собрания
I. Организационный момент Здравствуйте, уважаемые родители!
Прежде всего, хочу поблагодарить вас за проявленное уважение и за то, что нашли время прийти на собрание, чтобы обсудить все проблемы до начала учебного года. Я поздравляю вас с тем, что ваш ребёнок практически стал пятиклассником, а это значит, что он, покинув стены начальной школы, вступил во взрослую жизнь «среднего звена».
Начало учебы в пятом классе особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для родителей, но и для учеников. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.
Итак, тема сегодняшнего собрания: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»
§ Классный руководитель рассказывает несколько слов о себе, образовании, даёт контактные данные.
§ Анкетирование для родителей
(Классный руководитель знакомит родителей с особенностями возрастного периода учащихся, с их душевным состоянием, противоречиями и проблемами. Выдаёт памятку - рекомендации, с помощью которой родители смогут обеспечить ребёнку максимальную поддержку и оказать помощь в этот трудный период.)
Современный пятиклассник – какой он? Это особенный ученик. У него за плечами начальная школа, четыре года обучения, он привык к одному человеку, своей первой учительнице, привык к играм, сказкам, другим детским забавам. Ему очень хочется повзрослеть, но и со своими детскими развлечениями он еще не желает прощаться
Когда наши дети придут в 5 класс, они столкнутся с довольно трудным периодом – адаптационный период к средней школе. Они переходят к новой системе обучения:
«классный руководитель – учителя-предметники», уроки у них проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства, а это достаточно серьёзный кризис.
Сегодняшний пятиклассник энергичный и любознательный, умный и настойчивый, старательный и творческий, внимательный и находчивый, взволнован и иногда растерян. Он хочет учиться, хочет знать больше. Пятиклассник верит нам, учителям и родителям, и мы не должны его обмануть. Он ждет перемен, ждет, что в школе ему станет интересно. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы учителя были довольны, чтобы «мама, когда увидит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников. Трудно ему в школе? Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет. К тому же, ему нужно приспосабливаться к требованиям разных учителей. Различные требования учителей зачастую оказываются им не под силу. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к учителю, плач, капризы; возникает чувство одиночества, что в школе они никому не нужны. Вследствие того, что ребенок не сможет выполнить определенных учебных задач, у него может снизиться интерес к учебе. Поэтому учителя и родители постоянно должны быть готовыми помочь детям, чтобы у них не возник так называемый симптом обесценивания своей позиции как ученика.
Почти у всех 5-классников слово «оценка» вызывает сильное эмоциональное (часто негативное) переживание. К сожалению, идя на урок, ученики заранее настраиваются на плохую оценку. Тем самым в них незаметно формируется низкая самооценка, что в дальнейшем негативно отражается на всех сферах жизни.
У детей этого возраста уже формируются личные взгляды на жизненные ценности и обучение. Но не все они могут ответить на вопрос: для чего я учусь? Поэтому создается «вакуум» мотива обучения. Происходит это потому, что прежние ценности ребенка уже не устраивают, а новые еще не сформировались.
Необходимо целенаправленно формировать у ребенка правильную стойкую мотивацию к учебе. Можно выделить следующие мотивы учения:
- учимся для жизни, а не для школы; - каким я стану зависит только от меня; - я взрослею, и это ответственно.
Если ученик сохранит эти мотивы обучения, то, окончив школу, он будет уверен в себе, целеустремленный, готов к взрослой жизни.
Большинство детей переживает 5 класс как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, несомненно, вызывают у них стресс.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми и неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы уже нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере.
Цель: приблизиться к состоянию пятиклассника, адаптирующегося к новым условиям.
Участники: директор фирмы, секретарь, бухгалтер, акционер, отдел кадров, работница
Информация от тренера для директора :
Вы – вновь назначенный директор достаточно солидной фирмы. Ваш предшественник был человеком опытным, профессионалом своего дела. Деловой уровень сотрудничества коллектива был при старом директоре достаточно высоким, да и сам микроклимат был теплым.
После этой информации так называемого «директора» просят выйти за дверь. В это время между другими участниками распределяются роли. Каждый получает реплику, с которой надо обратиться к «боссу»
Секретарь: «Звонит ваша жена, говорит, что вопрос очень важный и срочный»
Бухгалтер: «Надо подписать документы на зарплату, и еще вас просили срочно позвонить в казначейство»
Секретарь: «Кстати, вас в кабинете ждет акционер»
Акционер: «Хочу выразить вам свои поздравления по поводу назначения на должность, и |
|
имею к вам деловой разговор» |
|
Отдел кадров: «Вас ждет человек, с которым вы пообещали поговорить по вопросу
трудоустройство. Как быть, вы примете его?»
Работница: «Мне требуется ваше разрешение на материальную помощь в связи с болезнью ребенка»
Секретарь: «Вы вчера резко разговаривали с нашим сотрудником, и он попал в больницу. |
Нужно проявить внимание. У вас будут какие-то распоряжения?» |
После раздачи ролей учителя приглашают зайти в помещение. Он получает новую установку: «Буквально через несколько минут у вас совет директоров, вы почти опаздываете, поэтому спешите. Но фирма достаточно большая,соответственно очень много вопросов нужно выяснить»
По ходу каждый из участников обращается со своей репликою, а «директор» или выясняет вопрос, или дает ответ, помня, что опаздывает в зал заседаний.
После проведения игры все обмениваются впечатлениями.
- Все ли довольны ответами?
- Как себя чувствовал родитель в |
роли «директора», когда все обращаются со своими |
проблемами, требованиями и никто не предлагает помощи?
Вывод:
ученик 5 класса – тот же директор, он переходит от системы ученик-учитель (где ему известны все требования) к системе ученик-учителя-предметники (где ему ничего не известно). Поэтому сразу приспособиться к требованиям разных учителей невозможно. Для учеников, которые проходят период адаптации, нужно дать время, как минимум месяц для привыкания к требованиям учителей.
Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения
Проблема |
Возможное решение |
|||||||||||||||||||||
Стойкая привычка у детей к преувеличенной помощи родителей во время выполнения домашних заданий, творческих работ |
Дать детям самостоятельность в выполнении заданий, проверка после выполнения. |
|||||||||||||||||||||
Создание у детей в конце 4-го класса психологического барьера – настороженного ожидания трудностей учебы в 5 классе |
Знакомство родителей и учащихся со своими учителями уже в 4м классе, проведение адаптационных занятий |
|||||||||||||||||||||
|
Недостаточная техника чтения, большие |
|
|
рекомендовать родителям постоянно |
|
|||||||||||||||||
|
проблемы, связанные с пониманием текста |
|
предлагать учащимся задания на проверку |
|
||||||||||||||||||
|
учащимися через бедный лексический запас |
знания и понимания содержания терминов, |
|
|||||||||||||||||||
|
у части детей, неумение делить текст на |
вести словарики терминов, читать вслух и |
||||||||||||||||||||
|
смысловые части и анализировать его |
|
|
анализировать условие упражнения, летом |
|
|||||||||||||||||
|
прочитанноежедневно е |
читать вслух и пересказывать |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||
|
Недостаточная скорость письма, нечеткий |
|
|
Рекомендовать упражнения для развития |
|
|||||||||||||||||
почерк у значительной части детей |
|
мышц кисти руки, подходящую ручку, |
|
|||||||||||||||||||
продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, с правильной позицией ручки |
||||||||||||||||||||||
|
Неустойчивость внимания, слабо развитая |
|
|
специальные упражнения на тренировку |
|
|||||||||||||||||
оперативная память у многих детей |
|
|
внимания и памяти |
|
||||||||||||||||||
|
Недостаточная тренированность |
|
|
Практиковать письменный опрос правил, |
|
|||||||||||||||||
|
долговременной механической памяти |
|
|
предлагать для запоминания не только |
|
|||||||||||||||||
|
стихотворные, но и прозаические тексты |
|
||||||||||||||||||||
|
Отсутствие у учащихся умений и навыков |
|
|
Рекомендовать создать в классе собрание |
|
|||||||||||||||||
|
работать с энциклопедиями, справочниками, |
справочной литературы, предлагать |
|
|||||||||||||||||||
|
словарями, научно-популярной и |
учащимся задания с использованием |
|
|||||||||||||||||||
|
дополнительной учебной литературой |
справочников и словарей, поручать готовить |
|
|||||||||||||||||||
|
сообщения, рассказы, сочинения по |
|
||||||||||||||||||||
|
материалам дополнительной литературы |
|
||||||||||||||||||||
|
Недостаточные умения устных вычислений |
|
|
Постоянное закрепление знаний: таблицы |
|
|||||||||||||||||
|
(все арифметические действия в пределах |
|
сложения и умножения, систематическое |
|
||||||||||||||||||
|
100 учащиеся должны выполнять устно) |
|
проведение содержательного и напряженного |
|||||||||||||||||||
|
|
устного вычисления |
|
|||||||||||||||||||
|
Ошибки в письменных действиях с |
|
|
Регулярное повторение всех этапов |
|
|||||||||||||||||
многозначными числами |
алгоритма выполнения действия, |
|
||||||||||||||||||||
систематическое включение в устную работу |
|
|||||||||||||||||||||
заданий на табличное умножение и деление, |
|
|||||||||||||||||||||
|
сложение и вычитание |
|
||||||||||||||||||||
|
Недостаточное знание правил порядка |
|
|
После записи вычислительных примеров |
|
|||||||||||||||||
выполнения действий ( в том числе и в выражениях со скобками) |
|
начинать с выделения отдельных «блоков», |
|
|||||||||||||||||||
|
из которых он состоит, обращать внимание |
|
||||||||||||||||||||
на «сильные» и «слабые» знаки |
|
|||||||||||||||||||||
арифметических действий, а затем |
|
|||||||||||||||||||||
|
|
расставлять номера действий |
|
|||||||||||||||||||
|
Недостаточные умения решать текстовые |
|
|
Предлагать сначала представить себе |
|
|||||||||||||||||
задачи (даже и в одно-два действия) |
|
ситуацию, о которой идет речь в задаче, |
|
|||||||||||||||||||
изобразить ее на рисунках, схеме. Во время |
|
|||||||||||||||||||||
обсуждения решения ставить вопрос: как |
||||||||||||||||||||||
догадаться, что первое (второе, ... ) действие |
||||||||||||||||||||||
есть именно такое? |
|
|||||||||||||||||||||
|
Формальные представления о буквенные |
|
|
Больше внимания уделять первым этапам |
|
|||||||||||||||||
|
выражения, уравнения, его корне, способах |
|
формирования понятия переменной, верного |
|
||||||||||||||||||
|
проверки правильности решения уравнения |
|
или неверного равенства, нахождению |
|||||||||||||||||||
|
|
значения выражения с переменной |
|
|||||||||||||||||||
|
Недостаточно грамотное речи учащихся |
|
|
Чаще давать образцы чтения выражений, |
|
|||||||||||||||||
|
|
равенств, уравнений, неравенств, склонять |
|
|||||||||||||||||||
числительные, тренировать в верном чтении выражений, использовании названий
|
||||||||||||||||||||||
падежах |
|
|||||||||||||||||||||
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы наш пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.
Кроме того, вы можете воспользоваться рекомендациями специалистов по обеспечению
«гармонии между домашней и школьной жизнью ребёнка». Я вам эти рекомендации сейчас раздам.
Отличительные особенности учебного плана в 5-х классах состоят в следующем:
§ увеличивается учебная нагрузка – до 28 часов в неделю (по 5, 6 уроков)
§ Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело (кружки, секции, студии)
§ Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Третий час физкультуры направлен на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.
§ В соответствиями с требованиями государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Поэтому основным элементом учета достижений учащихся становится портфолио личных достижений.
5 класс – цель – создание и сплочение коллектива (к праздникам и знаменательным датам – воспитательные мероприятия; еженедельно воспитательные часы; на каникулах – экскурсии, поездки, походы).
(Заслушиваются пожелания родителей по внеклассным мероприятиям)
§ Анализ летнего оздоровления
§ Напоминание о правилах поведения; о режиме дня
§ Напоминание о необходимости горячего питания как основном элементе сохранения
здоровья учащихся – горячее питание
VII. Избрание классного родительского комитета для решения организационных вопросов Для того, чтобы наше сотрудничество было более продуктивным и тесным, необходимо выбрать классный родительский комитет (проходят выборы классного родительского комитета)
VIII. Подведение итогов родительского собрания.
Ещё раз благодарю за то, что нашли время и пришли.
Уважаемые родители! Давайте будем активно
сотрудничать. Мой номер телефона …, звоните, если у вас возникают какие-то
вопросы, претензии, пожелания, если вам надо меня о чём-то поставить в
известность или же лично побеседовать о успехах-неудачах своего ребёнка. Буду
рада любому общению с вами и любому проявлению вашей активности и заботы о
ребёнке.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПЯТИКЛАССНИКА
Памятка для родителей пятиклассников
1. Воодушевите ребёнка рассказами о своих школьных делах. Каждую неделю находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте со своим ребёнком о школе. Старайтесь запоминать события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы вновь начать беседу о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
2. Регулярно беседуйте с учителями ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях в классе. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
3. Не связывайте школьные оценки со своей домашней системой наказаний. О неудачах в учёбе и плохом поведении просто строго беседуйте с ребёнком.
4. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте ребёнку свою заинтересованность к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим образом. Если ребёнок обращается к вам с просьбой о помощи с домашним заданием, не отказывайте, помогите ему, чем можете, направляйте ход его мыслей в нужное русло, помогите найти ответы самостоятельно.
5. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
6. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят такие серьёзные изменения.
42 способа сказать «Очень хорошо»
Поскольку для 5-классников начинается новый этап в жизни и они стремятся |
быть лучшими, нам необходимо поддержать их в этом, ни в коем случае не |
унизить, не обидеть, не ранить души ребенка, ибо обидеть легко, а вернуть
любовь и уважение гораздо труднее, поэтому предлагаем 42 способы сказать
ребенку «Очень хорошо», чтобы не загубить, а поддержать то прекрасное, что есть у каждого присутствующего ученика в классе.
1 Ты сейчас на правильном пути 22 Чудеснейше!
2 Тебе это удалось 23 Правильно !
3 Это хорошо 24 Я горжусь тем, как ты поработал
4 Ты делаешь это очень хорошо 25 Я счастлива видеть эту работу!
5 Хорошая работа 26 Ты близок к истине
Я знала, что ты можешь это |
|
сделать |
|
Мои поздравления! Это то, что |
|
надо! |
|
6 27
7 Ты быстро учишься 28 Работая так, ты добьешься успеха
8 Я не сумела бы сделать лучше 29 Это правильный путь
Очень приятно учить таких умных |
|
детей |
|
День ото дня |
это тебе удается |
|
лучше |
|
|
9 30
10 Чрезвычайно! 31 Твой мозг поработал на славу
11 Отлично! 32 Ты добьешься успеха 12 Прекрасно! 33 Это – замечательная работа 13 Ты делаешь это красиво! 34 Ты прав!
14 Как ты много сделал! 35 Так держать!
15 Умница! 36 Я горжусь тобой 16 Поздравляю! 37 Молодец!
17 Мне нравится ход твоих мыслей 38 Я никогда не видела ничего лучше 18 Значительный прорыв! 39 Ты сегодня бесподобен! 19 Это – твоя победа 40 Это уже успех 20 Искренне рада за тебя 41 Грандиозно!
Твоя работа принесла мне много |
|
радости |
|
21 42 Я верю в тебя!
Игры для тренировки памяти и внимания
Суть состоит в том, что ведущий начинает игру и говорит «Бабушка укладывает в чемодан…зубную щетку». Разумеется, вместо зубной щетки мог быть и любой другой предмет, пришедший вам первый в голову. Следующий игрок должен повторить уже сказанное и добавить еще один предмет к бабушкиному багажу:
«Бабушка укладывает в чемодан зубную щетку и полотенце». И так идет по кругу, пока цепочка становится настолько длинной, что ребенок уже не может ее воспроизвести. У некоторых она может доходить до 18-20 предметов.
Принцип этой игры еще проще, чем предыдущей. В нее удобнее играть с ребенком вдвоем. Прочитайте ему список из 10 слов или небольших словосочетаний, не связанных между собой (например: вертолет, собака, дом, карандаш, стол, трамвай и т.д.). После этого попросите повторить то, что он смог запомнить. Повторите все слова еще раз, чтобы ребенок услышал забытые слова. Через час можете попросить его повторить услышанные слова еще раз. Если он вспомнит 7-8 слов, то это отличный показатель долговременной памяти.
Прекрасным и увлекательным способом тренировки памяти является спортивное ориентирование. Это не только станет любимым занятием вас и вашего ребенка, но и приучит ребенка к тому, что обучаться чему-либо новому это не так скучно и неинтересно, как кажется на первый взгляд. В современных детских летних лагерях тренировка памяти ориентированием нашла широкое применение, ведь это так нравится детям.
Сегодня в интернете можно найти множество тестов и упражнений для тренировки памяти. Упражнения отличаются от тестов только тем, что они не подсчитывают ваш личный результат, а только стимулируют развитие памяти. Кроме того, что тесты могут показать, каков уровень вашей кратковременной или долговременной памяти на настоящий момент, с помощью них удобно наблюдать за прогрессом в течение тренировок.
Это, наверное, самый известный способ тренировки памяти. Стихотворения для тренировки памяти пользуются большой популярностью не только у школьников и подростков, но и у взрослых. Ведь это не только тренирует память, но и улучшает красноречие и увеличивает словарный запас. Способ такой тренировки памяти очень прост: просто выберете любой понравившееся и вдохновившее вас стихотворение и попытайтесь его запомнить так же, как и в школе. Сначала это может вызвать некоторые трудности, но ни в коем случае не сдавайтесь. Со временем заучивание стихов будет даваться вам все проще и проще!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.