Организационные методы уменьшения неопределенностей.
Управление рисками.
Одно из главных правил управленческой деятельности гласит: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.
Это требует грамотного управления рисками, т.е. своевременного предвидения, заблаговременного выявления неопределенностей и их последствий для деятельности организации, для разработки управленческих решений по их уменьшению.
Организация процесса управления риском и снижения неопределенностей включает выявление, анализ и оценку риска, выбор методов воздействия на риск, принятие решения, контроль результатов.
Для того, чтобы выявить, оценить риск и принять решение по его снижению, необходимо собрать исходную информацию об объекте – носителе риска. Эта стадия включает 2 этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей и инцидентов.
Для анализа риска нужна быстрая и достоверная информация.
Основные методы получения исходной информации об исследуемых объектах:
§ анализ первичных документов отчетности;
§ анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;
§ анализ организационной структуры;
§ анализ карт технологических процессов;
§ консультации специалистов;
§ экспертиза документации внешними аудиторами и др.
Прогнозирование результатов разнообразных воздействий множества рисков наиболее эффективно, когда в технологию разработки УР закладываются следующие принципы:
1) Множество рисков систематизируется в соответствии с иерархией целей, так что в 1 группу риска не должны входить риски разных уровней целей.
2) Управленческие ситуации, сопровождающиеся риском, должны отвечать целям управленческих решений.
3) Риски подразделяются на группы в соответствии с критериями, связанными с целями управленческих решений.
Следование этим принципам позволяет установить взаимосвязи между рисками, оценить масштаб последствий, разработать способы управления риском.
К основным способам управления рисками относят:
Ø наблюдение за параметрами риска до разработки УР и в процессе его принятия;
Ø быстрое реагирование на изменение параметров;
Ø разработку и принятие мер по снижению отрицательных последствий риска.
Если в процессе разработки УР не удается снизить риски, можно уменьшить их следующими способами:
1) Избежать риска за счет создания условий производства, исключающих прогнозируемый риск.
2) Принятие риска на себя за счет собственных финансовых возможностей, если величина убытков не велика.
3) Страхование рисков.
4) Передача риска за счет партнера, который берет риск на себя.
Страхование компенсирует возможные ошибки и стабилизирует деятельность компании.
Страхование управленческих рисков проявляется в страховании профессионализма персонала и предусматривает возмещение возможных убытков организации вследствие ухода из организации специалиста, а вместе с ним и потери необходимых связей. Объектом страхования выступает конкретный специалист организации. Страхование профессионализма включает:
§ страхование интеллектуальной собственности, созданной специалистом, как части нематериальных активов;
§ страхование пребывания специалиста в должности.
Страхование профессиональной ответственности относится к двум группам рисков:
риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений и причинения вреда здоровью;
риски, связанные с возможностью получения материального (экономического) ущерба.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.